Должностное лицо как субъект гражданско правовой ответственности

Сегодня мы раскроем тему: "Должностное лицо как субъект гражданско правовой ответственности", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Субъекты гражданско-правовой ответственности

Гражданско-правовая ответственность это ответственность конкретного субъекта, перед другим равным ему субъектом. Она реализуется в рамках охранительного правоотношения, субъектами которого выступают потерпевший (кредитор) как управомоченное лицо и правонарушитель (должник) в качестве обязанного лица.

Субъектом гражданско-правовой ответственности считается должник, но на практике непосредственным причинителем вреда потерпевшему может оказаться другое лицо.

В качестве потерпевших (кредиторов) в обязательстве могут выступать граждане (физические лица), юридические лица, а так же государство (Российская Федерация, субъекты) и муниципальные образования. Эти же субъекты выступают и в качестве ответственных лиц, при условии, чо они являются причинителями вреда либо в силу закона на них возлагается ответственность за вред, причиненный другими лицами.

Физическое лицо — это индивид, который выступает в качестве лица, наделенного гражданской правосубъектностью.

Существуют следующие категории физических лиц: полностью дееспособные, несовершеннолетние от 14 до 18 лет; не достигшие 14 лет; признанные недееспособными.

Дееспособность — способность самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (ст.21 ГК РФ). Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Дееспособность может наступить ранее 18 лет:

  • · в результате вступления в брак (если брак признан недействительным, суд может принять решение об утрате дееспособности несовершеннолетним супругом с момента, определяемого судом);
  • · в результате эмансипации (ст 27 ГК РФ) — объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или контракту, а так же он с согласия своих законных представителей занимается предпринимательской деятельностью. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Малолетние в возрасте от 6 лет, и несовершеннолетние до 14 лет, являются полностью неделиктоспособными — они не отвечают за последствия своих действий. Не несут они и имущественную обязанность возместить причиненный ими вред, но, тем не менее, причиненный ими вред подлежит возмещению. Имущественную ответственность несут их родители, усыновители, опекуны. Если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти же лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Обязанность родителей (усыновителей) или опекунов возместить причиненный вред основана на том, что они должны осуществлять воспитание ребенка, а так же надзор за ним. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) ст. 63. Противоправность их поведения как условие наступления ответственности выражается в недостаточном воспитании ребенка, отсутствии внимания к ребенка. Обязанность возместить причиненный вред возлагается на обоих родителей и является равной долевой (ст. 321 ГК РФ). Один из родителей может быть освобожден от ответственности лишь в случае, если по вине другого он был лишен возможности принимать участие в воспитании ребенка.

Существуют исключения, когда родители могут не являться субъектами ответственности за вред, причиненный детьми, установлено в ст. 1075 ГК РФ. На родителей, лишенных родительских прав ответственность за причиненный ребенком вред может быть возложена лишь в течении 3 лет после лишения их родительских прав.

Ответственность родителей ограниченных в родительских правах, наступает по правилам ст. 1073, 1074 ГК РФ.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет способен осознавать значение своих действий, в связи с чем признается деликтоспособным. Он несет ответственность по иску о возмещении вреда. Но не всегда несовершеннолетний обладает собственным заработком или имуществом. Следовательно, обязанность по возмещению вреда может быть возложена на его родителей (усыновителей) или попечителей. Ответственность в данном случае наступает на общих основаниях. Противоправность и вина оцениваются с позиции наличия у них обязанности по воспитанию и надзору за ребенком. Этим объясняется отсутствие у лиц, возместивших вред право в регрессном порядке требовать у несовершеннолетнего сумм возмещенного им вреда (п. 4 ст. 1081 ГК РФ). Ответственность родителей в данном случае является субсидиарной и она не наступает, в случае если у несовершеннолетнего (причинителя) достаточно собственных средств для возмещения вреда. При отсутствии или недостаточности средств ответственность родителей (усыновителей) или попечителя наступает в полном объеме или в недостающей части.

В качестве участников гражданских правоотношений, и субъекта гражданско-правовой ответственности могут выступать не только граждане, но и юридические лица.

Юридическое лицо — это наделенная гражданской правосубъектностью организация, которая имеет в собственности или на основании иного вещного права (хозяйственного ведения, оперативного управления) обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь собственный баланс или смету и как правило счет в банке. Гражданское право, учебное пособие. Издание 3. С.С. Алексеева. С.А. Степанова., с учетом новой редакции гражданского кодекса РФ (Федеральный закон № 223-ФЗ, 245 — ФЗ, 251 — ФЗ). 2014 г

На основании указанного определения авторы выделяют следующие признаки:

Деятельность юридического лица — это деятельность его работников, необходимые элементы правонарушения: противоправность действий, причинная связь и вина причинителя — устанавливаются применительно к действиям конкретного работника (конкретных работников), причинившего вред. Действиями юридического лица признаются не любые действия его работников, а такие, которые они осуществляют в связи с исполнением своих трудовых обязанностей. Нередки случаи, когда непосредственного причинителя (конкретного работника) установить нельзя, поскольку вред явился результатом коллективных действий (например, причинение вреда в результате профессионального заболевания работника). В таких случаях юридическое лицо выступает как единый причинитель, и необходимые элементы правонарушения устанавливаются применительно к такой коллективной деятельности.

Согласно ст. 56 ГК РФ, юридическое лицо, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением, предусмотренным п. 2 ст. 120 ГК РФ: созданное учредителем и финансируемое им учреждение, будучи юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, на остальное его имущество взыскание обращено быть не может.

В предусмотренных законом случаях дополнительно к ответственности юридического лица по его долгам (обязательствам) ответственность могут нести и другие субъекты. В силу п. 5 ст. 115 ГК РФ по обязательствам федерального казенного предприятия при недостаточности его имущества дополнительную (субсидиарную) ответственность несет Российская Федерация, а в силу п. 2 ст. 107 ГК РФ по обязательствам производственного кооператива — его члены; в силу п. 4 ст. 116 ГК РФ при определенных условиях и члены потребительского кооператива несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам соответствующего кооператива. гражданский правовой ущерб дееспособность

Читайте так же:  Отказ в удовлетворении жалобы прокуратурой

Субъектом гражданско-правовой ответственности является и государство. Выступая субъектом имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, государство должно нести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения.

Согласно ст. 126 ГК РФ, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Правила пунктов 2 — 5 ст. 126 не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

В ряде статей ГК РФ предусмотрена субсидиарная ответственность государственных образований по обязательствам созданных ими юридических лиц. Такая ответственность наступает по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ), а также по обязательствам учреждения при недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Аналогичную ответственность несет государство в случае банкротства унитарных предприятий (п. 3 ст. 56 ГК РФ).

Согласно ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом или муниципальным образованием.

Особая норма установлена в ст. 1070 ГК РФ в отношении ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Вред, причиненный такими действиями, возмещается независимо от вины должностных лиц, однако, если он причинен при осуществлении правосудия, то вина судьи должна быть установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В случаях, когда к государству переходит имущество в порядке наследования (по завещанию или как выморочное), оно в пределах стоимости перешедшего к нему имущества отвечает по долгам наследодателя согласно общим правилам наследственного права (ст. 1175, п. 3 ст. 1151 ГК РФ).

Говоря о гражданско-правовой ответственности государства за причиненные убытки, необходимо иметь в виду, что она наступает при наличии общих оснований ответственности, установленных ГК РФ. Это означает, что размер убытков и наличие причинной связи с действиями государства (его органов) должны быть доказаны заявителем требования, а государство в лице представляющего его органа может ссылаться на отсутствие вины, если законом не предусмотрена его без виновная ответственность (ст. 401 и 1070 ГК РФ).

Источник: http://studwood.ru/1212390/pravo/subekty_grazhdansko_pravovoy_otvetstvennosti

научная статья по теме Налоговые органы и их должностные лица как субъекты гражданско-правовой ответственности Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Налоговые органы и их должностные лица как субъекты гражданско-правовой ответственности»

НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

И.А. Федорова, старший преподаватель кафедры финансового права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

В настоящей статье рассматривается гражданско-правовой статус налоговых органов и их должностных лиц как субъектов гражданско-правовой ответственности. Автор дает понятие должностного лица налогового органа и приходит к выводу о том, что государством подлежит возмещению вред, причиненный должностным лицом налогового органа в результате осуществления властной публично-правовой, а не хозяйственной деятельности налогового органа.

Ключевые слова: налоговые органы, должностное лицо, гражданско-правовая ответственность, вред.

При осуществлении налогового контроля и надзора налоговые органы и их должностные лица могут причинять имущественный и неимущественный вред физическим и юридическим лицам — плательщикам налогов, в связи с этим у публичных органов возникает обязанность возмещения вреда.

Представляется, что внедоговорную гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный налоговыми органами и их должностными лицами предпринимателям, можно определить как возникающее вследствие причинения вреда налоговыми органами и их должностными лицами реализующееся в охранительном гражданском правоотношении применение гражданско-правовых санкций имущественного характера в целях восстановления положения потерпевшего субъекта и предупреждения правонарушений.

Следует отметить, что единственным основанием гражданско-правовой

ответственности за вред, причиненный налоговыми органами и их должностными лицами предпринимателям, является гражданское правонарушение — противоправное виновное действие (бездействие) определенного налогового органа и их должностных лиц, результатом которого явилось причинение имущественного или неимущественного вреда юридическому или физическому лицу.

В случае совершения гражданского правонарушения непосредственными причинителями вреда будут являться конкретные налоговые органы и их должностные лица. Согласно ст. 16 и 1069 ГК РФ причиненный вред должен быть возмещен за счет средств казны. Следовательно, обязанным субъектом гражданского правоотношения по возмещению вреда, причиненного налоговыми органами и их должностными лицами, следует считать государство -Российскую Федерацию.

Управ омоченным субъектом данного правоотношения является потерпевшее физическое либо юридическое лицо, которому в результате противоправных действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц был причинен имущественный или неимущественный вред.

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему государственных органов, в которую входят Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России), находящаяся в ведении Министерства финансов Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов), и ее территориальные органы — управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления и инспекции межрайонного уровня (п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506) [4]. ФНС России и ее территориальные органы являются юридическими лицами (п. 11 Положения о ФНС России). Налоговые органы как юридические лица являются по своей организационно-правовой форме учреждениями.

Читайте так же:  Обстоятельства смягчающие гражданско правовую ответственность

Налоговые органы наделены в законодательном порядке государственно-властными полномочиями по контролю и надзору в сфере налогообложения, осуществлению государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учету налогоплательщиков, выдаче опреде-

ленных разрешений, свидетельств и лицензий, проведению налоговых проверок, а также иных мероприятий налогового контроля (получение объяснений, осмотр, истребование документов, выемка документов и предметов и др.), принятию правовых актов ненормативного характера, приостановлению операций по счетам участников налоговых отношений и наложению ареста на их имущество, направлению налогоплательщикам, налоговым агентам и их представителям определенных требований, взысканию недоимок, пени и иными полномочиями, необходимыми для осуществления их деятельности.

Права и обязанности налоговых органов реализуются должностными лицами этих органов в пределах их компетенции. Иными словами, деятельность налогового органа выражается в деятельности соответствующих должностных лиц. Возмещение вреда государством в порядке, предусмотренном ст. 16 и 1069 ГК РФ, осуществляется только в случаях его причинения незаконными действиями (бездействием) именно должностного лица государственного органа. Однако в гражданском законодательстве определения понятия «должностное лицо» не содержится. Нет определения понятия «должностное лицо налогового органа» и в налоговом законодательстве. Из содержания ст. 35 НК РФ, предусматривающей ответственность должностных лиц и других работников налоговых органов, лишь следует, что не всякий работник налогового органа является должностным лицом.

В уголовном праве под должностными лицами понимаются «. лица,

ми средствами организаций и учреждений, осуществлении контроля за движением материальных ценностей и др.

В административном праве применяется понятие должностного лица, которое дано в примечании к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] и является аналогичным уголовно-правовому определению должностного лица как лица, осуществляющего функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Кроме того, в науке высказывается позиция, что закрепленное в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ определение должностного лица можно применять только в отношении самого КоАП РФ [11].

В науке гражданского права не сложилось единой точки зрения о возможности использования понятия должностного лица, разработанного в уголовном и административном праве, применительно к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами и должностными лицами.

Одна из точек зрения состоит в том, что определение понятия «должностное лицо» из УК РФ может использоваться в гражданском праве [8].

Другие авторы считают, что уголовно-правовое понятие должностного лица не должно применяться в гражданском праве. Отмечается, что в гражданском праве под должностными лицами следует понимать лишь представителей власти, имеющих полномочия распорядительного характера в отношении лиц, которые не подчинены им по службе [7; 10; 12; 13].

Полагаем, специальные нормы гражданского законодательства о возмещении вреда непосредственно государством должны применяться только в случаях, если вред причинен незаконными действиями (бездействием) представителя власти, а не любого работника государственного органа, выполняющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Проблема отсутствия в российском законодательстве единого определения должностного лица, которое закреплялось бы в конкретном нормативно-правовом акте, неоднократно поднималась в правовой литературе. Например, М.В. Ермоленко полагает, что должностное лицо — это лицо, замещающее должность, предусмотренную соответствующим правовым актом, отвечающее предъявляемым по ней требованиям к знаниям, квалификации и стажу работы, которое для осуществления своей профессиональной служебной деятельности наделено специальным правовым статусом, предусматривающим: обладание конкретными правами и обязанностями, необходимыми для осуществления возложенных на лицо функций; наличие нормативно-закрепленных структурно-функциональных связей лица как в структуре организации, где лицо стоит на службе, так и вне ее; несение повышенной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей [9]. Как представляется, приведенная дефиниция достаточно полно отражает специфику понятия должностного лица, однако нельзя не отметить его некоторую громоздкость.

Необходимость четкого определения понятия «должностное лицо» связывают главным образом с совершенствованием законодательства о государственной, в том числе гражданской, службе, имея в виду механизм юридической ответственности в государственном аппарате, поскольку именно должностные лица выступают ее самостоятельными субъектами [9].

По нашему мнению, должностным лицом налогового органа следует считать лицо, осуществляющее профессиональную служебную деятельность в определенном налоговом

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/nalogovye-organy-i-ih-dolzhnostnye-litsa-kak-subekty-grazhdansko-pravovoy-otvetstvennosti

Должностное лицо как субъект гражданско правовой ответственности

Гражданское право. Части I, III и IV: Шпаргалка

1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА (ГП)

ГП – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в целях осуществления законных интересов субъектов ГП и оптимальной организации экономических отношений в обществе. Предмет ГП – общественные отношения двух видов: имущественные отношения – стоимостные отношения (имеющие товарно-денежную форму; которым присуще экономическое содержание) и личные неимущественные отношения (в них отсутствует экономическое содержание).

Имущественные отношения возникают в процессе производства материальных благ, а также их распределения, обмена и потребления. Среди имущественных отношений законодатель особо выделяет предпринимательские отношения (ст. 2 ГК), которые характеризуются: направленностью на систематическое получение прибыли; самостоятельностью и рискованностью действий субъектов; необходимостью государственной регистрации субъектов в качестве предпринимателей.

Метод ГП – способ регулирования общественных отношений этой отраслью права: представляет собой систему специфических приемов, с помощью которых устанавливаются правила поведения участников общественных отношений. Метод ГП предполагает: равенство участников гражданско-правовых отношений, автономию их воли и имущественную самостоятельность этих участников; носящую восстановительный характер защиту гражданских правоотношений; носящую компенсационный характер гражданско-правовую ответственность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принципы ГП – основные идеи этой отрасли права: равенство правового режима субъектов гражданского права; неприкосновенность собственности; свобода договора; недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; беспрепятственное осуществление прав и защита нарушенных прав.

Функции ГП как отрасли права – задачи, которые оно выполняет в обществе. Функции ГП: регулятивная; охранительная; преобразующая имущественные и неимущественные отношения в обществе в целом.

Система ГП как отрасли права – единство входящих в нее взаимосвязанных подотраслей и институтов. Правовой институт – это совокупность норм, обеспечивающих регулирование самостоятельной группы правоотношений (например, жилищные правоотношения регулируются нормами, образующими жилищное право). Подотрасль ГП – это совокупность нескольких институтов, имеющих свой предмет и метод регулирования (например, подотрасль «вещные права», в которую входят правовые нормы, регулирующие права собственников и вещные права несобственников).

ГП делится на две части: общую и особенную. Нормы, включенные в общую часть, имеют значение для всех подотраслей, входящих в особенную часть. Таким образом, система ГП: Общая часть (введение в ГП (понятие отрасли права, предмет, метод, принципы, система, источники), гражданское правоотношение, осуществление и защита гражданских прав) и Особенная часть (вещное, обязательственное право, правовое регулирование результатов творческой деятельности (интеллектуальная собственность), наследственное право).

Читайте так же:  Сколько стоит проект газификации частного дома

2. СООТНОШЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА (ГП) С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА. ГП КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Отрасли права, образующие систему российского права, делятся на три группы: государственно-правовые (конституционное, административное, финансовое право); гражданско-правовые (гражданское, семейное, трудовое, земельное право, гражданский процесс); уголовно-правовые (уголовное право, уголовный процесс, криминалистика).

ГП связано с каждой из этих отраслей права в большей или меньшей степени. Так, с конституционным правом связаны положения, касающиеся регулирования деятельности государства, его субъектов, муниципальных образований, конкретизирующие права и свободы граждан.

С административным правом ГП сближает то, что обе эти отрасли регулируют имущественные отношения. Однако это разные отношения: в административном праве – организационные, участники которых не равны, в ГП – это стоимостные отношения равных сторон. Соотношение ГП с финансовым и административным правом: к названным отраслям не применяются положения ГП, если об этом прямо не сказано в законе. О соотношении ГП и природно-ресурсного права следует знать, что объекты последнего частично включены в круг объектов гражданского права.

Выделившиеся из гражданского права отрасли трудового и семейного права сближает с гражданским правом то, что эти отрасли регулируют имущественные и личные неимущественные отношения.

Понятие ГП как науки шире, чем понятие ГП как отрасли права: оно включает в себя отрасль права, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения, законодательство по этой отрасли права, историю развития отрасли права, теорию по основным положениям отрасли права, закономерности и тенденции развития законодательства; выявляет потребности общества в новых законах, соответствующих его изменившимся потребностям, а ученые-цивилисты участвуют в разработке проектов новых законов и кодексов. ГП как наука использует такие «инструменты» исследования, как: диалектический метод, системный подход, комплексный анализ, методы сравнительного правоведения и социологического исследования. Эту науку называют цивилистикой.

ГП как учебная дисциплина отражает основные достижения науки в сфере ГП как отрасли, но делает это с учетом объема времени, отводимого учебным планом.

3. ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА (ГП). ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Источники ГП – форма закрепления (внешнего выражения) гражданско-правовых норм. Виды источников ГП: ГК РФ и федеральные законы РФ, регулирующие гражданско-правовые отношения; подзаконные акты, содержащие нормы ГП (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти; нормативные акты СССР и РСФСР; обычаи делового оборота; нормы международного права и международные договоры. Не считаются источниками ГП, но используются в правоприменительной практике: нормы морали и нравственности; постановления судебных пленумов и судебная практика.

Понятие гражданского законодательства понимается в узком и широком смыслах: в узком – включает ГК РФ и федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения; в широком – все источники гражданского права.

Центральное место в системе гражданского законодательства занимает ГК РФ (состоит из трех частей); нормы, содержащиеся в др. законах, должны соответствовать ему. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ: содержит основополагающие для других правовых актов нормы (например, статьи о правах собственников имущества, о правоспособности граждан и др.).

Федеральные законы регулируют отдельные виды гражданско-правовых отношений (например, деятельность юридических лиц (общественных объединений, благотворительных организаций, акционерных обществ). Законы СССР и законы РФ, принятые до 1 января 1995 г. действуют при условии их непротиворечия ГК РФ.

Подзаконные нормативные акты указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти. При этом указы Президента РФ должны соответствовать ГК РФ и иным федеральным законам; постановления Правительства РФ должны соответствовать ГК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ и т. д.

Нормы международного права и международные договоры применяются опосредованно и непосредственно. В первом случае применяются лишь принципы и положения, заимствованные из международного права и международных договоров. Во втором – международные договоры применяются к гражданско-правовым отношениям как с участием иностранных субъектов (если они определяют права и обязанности таких физических и юридических лиц на имущество, находящееся в РФ, процедуру заключения и оформления сделок, ответственность за вред, причиненный иностранным лицам и т. д.), так и в отношениях, участниками которых являются только российские граждане (например, в отношениях, связанных с международными перевозками грузов, пассажиров и багажа)).

Источник: http://www.litmir.me/br/?b=285092&p=11

10.Субъекты гпо.

Субъектами гражданских правоотношений могут быть:

физические лица(граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства);

юридические лица(российские, иностранные, международные), государственные и административно-территориальные (публично-правовые) образования, обладающие гражданской правосубъектностью.

Действующее гражданское законодательство РФ относит к числу последних Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования.

Правосубъектность — социально-правовая возможность субъекта быть участником гражданских правоотношений. По сути она представляет собой право общего типа, обеспеченное государством материальными и юридическими гарантиями. Наделение субъекта правосубъектностью есть следствие существования длящейся связи субъекта и государства. Именно в силу наличия такой связи на всякое правосубъектное лицо возлагаются обязанности принципиального характера — соблюдать требования законодательства, добросовестно осуществлять субъективные гражданские права.

Предпосылками и составными частями гражданской правосубъектности являются правоспособность и дееспособность субъектов.Правоспособность — способность субъекта иметь гражданские права и обязанности. Дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и создавать для себя обязанности. К тому же дееспособность охватывает и деликсубъекта — способность самостоятельно нести ответственность за совершенные гражданские правонарушения.

Юридические лица и совершеннолетние граждане обладают всеми элементами гражданской правосубъектности. Малолетние дети и совершеннолетние граждане, признанные недееспособными, являются субъектами гражданских прав, будучи только правоспособными. Так, малолетние дети могут наследовать имущество. Но практическое осуществление имущественных прав малолетнего или недееспособного гражданина требует участия дееспособных лиц — родителей, усыновителей, опекунов. Активная, самостоятельная деятельность субъектов в социально-экономической жизни возможна лишь при наличии у них всех элементов гражданской правосубъектности.

Построение в нашей стране общества, базирующегося на рыночной экономике, объективно привело к расширению объема гражданской правосубъектности лиц, участвующих в экономическом обороте. Это означает увеличение круга юридических возможностей указанных лиц по созданию, приобретению, владению, пользованию и распоряжению материальными и духовными благами в целях организации и осуществления предпринимательской деятельности и улучшения личного потребления.

11.Граждане как субъекты гпо. Понятие и содержание правоспособности граждан.

Правоспособность— способность иметь гражданские права и нести обязанности. Следовательно, правоспособность означает способность быть субъектом этих прав и обязанностей, возможность иметь любое право или обязанность из предусмотренных или допускаемых законом. Правоспособность признается за всеми гражданами страны. Правоспособность неотделима от человека, он правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и состояния здоровья. Правоспособность пользуется правовой защитой, что характерно для всех субъективных прав.

Читайте так же:  Адм правонарушения несовершеннолетних

Гражданская правоспособность призвана обеспечить каждому гражданину юридическую возможность приобретать конкретные гражданские права и обязанности, используя которые он может удовлетворять свои потребности, реализовать интересы.

Гражданская правоспособность— принадлежащее каждому гражданину и неотъемлемое от него право, содержание которого заключается в способности (возможности) иметь любые допускаемые законом гражданские права и обязанности.

Содержание правоспособностиграждан образует те имущественные и личные неимущественные права и обязанности, которыми гражданин согласно закону может обладать. Например, это право иметь имущество на праве собственности;

наследовать и завещать имущество;

заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;

Граждане как участники гражданских правоотношений создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;

избирать место жительства;

иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;

иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Другими словами, содержание гражданской правоспособности составляют не сами права, а возможность их иметь.

В содержание правоспособности, безусловно, входит и способность нести обязанности (исполнить обязательство, возместить причиненный вред и т.п.).

Источник: http://studfile.net/preview/1106228/page:6/

Должностное лицо как субъект гражданско правовой ответственности

Участие муниципальных образований в гражданских правоотношениях означает приобретение и реализацию субъективных гражданских прав , а также возникновение гражданско-правовых обязанностей. Являясь участником гражданских правоотношений, муниципальное образование выступает в том числе и как субъект гражданско-правовой ответственности за нарушение возложенных на него обязанностей. Анализ особенностей гражданско-правовой ответственности муниципального образования в настоящей дипломной работе предусматривает основания возложения ответственности, её виды и основные положения реализации мер гражданско-правовой ответственности муниципального образования.

В зависимости от основания возникновения отношений гражданско- правовой ответственности выделяют такие виды гражданско-правовой ответственности как договорная — ответственность за нарушение договорных обязательств, и внедоговорная.

Муниципальное образование выступает в качестве субъекта гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которые вытекают из договоров, заключённых от имени муниципального образования. Так, к основанию гражданско-правовой ответственности муниципального образования можно отнести нарушение обязательств по договору, заключённому для муниципальных нужд (муниципальному контракту) — нарушение обязательств по оплате товаров (работ, услуг), поскольку стороной правоотношений по муниципальному контракту выступает муниципальное образование, а не орган местного самоуправления.

Учитывая то, что в соответствии со ст. 124 п.2 ГК РФ к участию муниципальных образований в гражданских правоотношениях применяются положения, присущие юридическим лицам, то ответственность муниципального образования наделена рядом особенностей, характерных для гражданско-правовой ответственности юридических лиц. Так, для юридического лица возможно возложение ответственности за действия его работников по исполнению обязательства. Согласно ст. 402 ГК РФ действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника, который отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Эта норма может быть применена к муниципальному образованию, но с определёнными уточнениями, которые касаются круга лиц, соответственно считающимися «работниками» по отношению к муниципальному образованию.

Не может быть оснований для привлечения муниципального образования к гpажданско- правовой ответственности в порядке ст. 402 ГК РФ за действия его жителей, поскольку они не состоят с муниципальным образованием в отношениях подчинённости. Кроме этого, ст. 402 ГК РФ также предусмотрена ответственность, возложенная именно на должника, поскольку действия его работников считаются действиями самого должника. Жители муниципального образования не относятся к числу тех лиц, чьи действия считаются действиями самого муниципального образования по осуществлению субъективных прав и исполнению обязанностей.

Как было рассмотрено ранее при изучении дееспособности муниципального образования, отмечалось, что оно осуществляет субъективные гражданские права и исполняет обязанности посредством действий органов местного самоуправления, должностных лиц, а также иных лиц, которые являются работниками (служащими) органов местного самоуправления. За действия указанных лиц муниципальное образование должно нести ответственность постольку, поскольку эти действия совершаются при осуществлении субъективных гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей муниципального образования.

Необходимо учесть, что муниципальное образование не несёт непосредственной гражданско-правовой ответственности за действия органов местного самоуправления, совершённые при вступлении последних в гражданские правоотношения в качестве учреждений от собственного имени. B данной ситуации на муниципальное образование возможно наложение субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения в порядке ст. 120 п.2 ГК РФ. При этом учитывается и различается особый режим ответственности за счёт имущества учреждения различных типов. Например, казённое учреждение отвечает по своим обязательствам не всем своим имуществом, а только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность несёт собственник его имущества (как правило, муниципальное образование). Практика муниципального управления. Изд. ЗАО «МЦФЭР».-№3, март, 2011.-с.77

При нарушении договорных обязательств к муниципальному образованию могут применяться любые из предусмотренных законом меры гражданско- правовой ответственности. К числу таких мер относятся возмещение убытков, взыскание неустойки, а также взыскание процентов годовых за нарушение денежного обязательстваБрагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. — М.: Статут,2011.-С. 514.. Например, судом кассационной инстанции было указано, что поскольку в установленные сроки ответчиком — муниципальным образованием, как эмитентом, денежные обязательства по погашению номинальной стоимости муниципальных инвестиционных облигаций не были исполнены, арбитражным судом первой инстанции правомерно на основании ст. 309, 807, 810, 811, 816, 395 ГК РФ удовлетворены исковые требования истца о взыскании задолженности, инвестиционного дохода, а также процентов за пользование чужими денежными средствами до полного погашения взысканных сумм задолженности и инвестиционного доходаПостановление ФАС Уральского округа от 08.09.2000 по делу № Ф09-1256/2000ГК//СПС «Консультант Плюс».

Соответственно, необходимо различать гражданские правоотношения, в которых орган местного самоуправления обладает самостоятельной деликтоспособностью , и гражданские правоотношения, в пределах которых в действиях органа местного самоуправления проявляется деликтоспособность самого муниципального образования. Для этого было бы целесообразно внести коррективы в текст ст. 16 ГК РФ, указав, что за счёт казны муниципального образования возмещаются убытки, причинённые вследствие издания актов органов местного самоуправления, направленных на реализацию административных или иных властных полномочий таких органов.

Иное специальное деликтное обязательство, субъектом которого является муниципальное образование, предусмотрено в ст. 1070 ГК РФ. При этом ст. 1070 п.1 ГК РФ является основанием возложения ответственности на муниципальное образование только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. А в соответствии же с ст. 1070 п.2 ГК РФ муниципальное образование становится ответственным за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры. Необходимо отметить общее правило, имеющее отношение к возложению деликтных обязательств на муниципальное образование. В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны муниципального образования, ответчиком в суде выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Читайте так же:  Факты неисполнения своих денежных обязательств

Рассмотренные выше основания возложения гражданско-правовой ответственности на муниципальное образование показали, что они могут являться субъектом двух видов ответственности: непосредственной и субсидиарной.

Непосредственная ответственность муниципального образования возникает в случаях, когда субъектом охраняемого гражданского правоотношения выступает муниципальное образование в лице своих органов, которые действуют не от своего имени, а от имени самого муниципального образования. К непосредственной гражданско-правовой ответственности следует также отнести деликтные обязательства, предусмотренные ст.1069 и 1070 ГК РФ.

Для муниципального образования характерно возложение субсидиарной ответственности в ряде следующих случаев :

А). Муниципальное образование в соответствии со ст. 120 п.2 ГК РФ несёт субсидиарную ответственность по обязательствам созданного им учреждения (как договорным, так и внедоговорным) при недостаточности находящихся в распоряжении последнего денежных средств. При реализации названной нормы следует привести ряд практических положений.

Bо-вторых, учреждение отвечает по своим обязательствам всеми имеющимися в его распоряжении денежными средствами, в том числе и доходами, полученными от осуществления приносящей доходы деятельности, разрешённой учредительными документами, а также приобретенным за счет этих доходов имуществомСм.: п. 3 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа по вопросам, связанным с применением субсидиарной и солидарной ответственности от 6 апреля 2001 года // Информационный журнал «Федеральный арбитражный суд Уральского округа. Практика. Комментарии. Обзоры». — 2001. — № 2. — С. 7.. Cубсидиарная ответственность муниципального образования наступает только в случае недостаточности указанного имущества. Именно это положение не было учтено Арбитражным судом Волгоградской области при pассмотрении иска ООО к муниципальному учреждению и Комитету по управлению имуществом города Волгограда. Aрбитражный суд возложил ответственность на Комитет на основании факта отсутствия бюджетного финансирования учреждения, но не проверил наличие у учреждения средств, полученных от приносящей доходы деятельности, разрешённой уставом, и имущества, приобретённого на эти средства.

В связи с этим pешение было отменено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской ФедерацииПостановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 мая 2000 года № 4940/99 // СПС «Консультант Плюс».

Б). На муниципальное образование возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам созданного им муниципального унитарного предприятия в случае признания последнего банкротом (ст. 114 п.8 и ст. 56 п.3 ГК РФ, ст. 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

В). В соответствии с действующим законодательством РФ муниципальное образование субсидиарно по обязательствам градообразующего должника при выдаче поручительства в порядке ст. 171 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Г) В порядке совершенствования законодательства возможно установление субсидиарной ответственности муниципального образования за вред, причинённый третьим лицам в результате ненадлежащего исполнения обязательств исполнителем муниципального заказа. Необходимость этого нововведения трактуется тем, что граждане, которым причиняется вред в результате ненадлежащего осуществления функций муниципальными предприятиями, в основном не имеют возможности получить возмещение вреда, а также определить лицо, которое ответственно за причинённый ущерб. Под причинением вреда в данном случае понимается, например, нанесение травмы вследствие схода снежной массы с неочищенной крыши дома, повреждения автомобиля из-за дефектов дорожного полотна. В этих случаях очевидно ненадлежащее осуществление функций по эксплуатации жилого фонда и благоустройству территории. Возлагая ответственность на муниципальное образование в результате действий созданных им унитарных предприятий, иссякнет пример субъекта самостоятельной ответственности, то есть унитарного предприятия.

Помимо вышеизложенного, необходимо сделать акцент на следующем положении : Муниципальные образования, как сказано в ст. 126 ГК РФ, «отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом». Как общепринято объектом права собственности как вещного права может являться только индивидуально-определенная вещь. Следовательно, на основании данных положений статьи, круг объектов взыскания по долгам муниципального образования ограничивается именно вещами , включая деньги и ценные бумаги, а не любым имуществом.

В состав муниципальной казны входят не только вещи как объекты вещных прав, но и имущественные права. Другое понимание состава казны создает проблемы пpи опpеделении пpавового режима безналичных денежных средств в составе бюджета. Принимая во внимание позицию Гонгало Б.М. и Ефимовой Л.Г. о том, что безналичные деньги являются фикцией наличных денег, вещью в разных юридических нарядах , всё- таки нельзя отбрасывать аспект рассмотрения безналичных денег как обязательственных прав требования к банку.

Поскольку ст. 128 ГК РФ oтносит к имуществу не только вещи, но и «иное имущество, в том числе имущественные пpава», законодательство об исполнительном производстве допускает обращение взыскания не только на вещи, но и на принадлежащие должнику (гражданину или юридическому лицу) права требования («дебиторскую задолженность»)Приказ Минюста РФ от 3 июля 1998 года №76 «О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 июля 1998 года, per. № 1549). Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 1998. — № 16. Документ утратил силу. // СПС «Консультант Плюс».

При сопоставлении положений ст. 56 и 126 ГК РФ напрашивается вывод о том, что муниципальное образование не отвечает по своим обязательствам имущественными правами. Соответственно, в силу указанных положений муниципальное образование отвечает по своим обязательствам не всем объёмом казны, а только денежными средствами местного бюджета и имущественной частью казны, которая состоит из вещей. Если учитывать то, что безналичные денежные средства бюджета рассматриваются в качестве имущественных прав требования, то можно прийти к выводу о том, что муниципальное образование не будет отвечать по своим обязательствам даже средствами бюджета, поскольку они не принадлежат ему на праве собственности. Такое сужение в отношении имущественного источника ответственности муниципального образования является необоснованным.

Для устранения данной коллизии необходимо исключить слова «на праве собственности» из ст. 126 п.1 ГК РФ, что позволит удалить сужение состава казны, в том числе и ограничение деликтоспособности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/1127903/pravo/grazhdansko_pravovaya_otvetstvennost_munitsipalnyh_obrazovaniy

Должностное лицо как субъект гражданско правовой ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here