Формирование гражданской ответственности

Сегодня мы раскроем тему: "Формирование гражданской ответственности", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Портал образования

Автор: Смирнова Ирина Григорьевна
Должность: преподаватель истории и обществознания(включая экономику и право)
Учебное заведение: ГАПОУ «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий»
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование гражданской позиции и гражданской ответственности у студентов в современных условиях»
Дата публикации: 26.12.2018
Раздел: среднее профессиональное

Жить – означает не только удовлетворять

материальные запросы организма,

но главным образом сознавать

свое человеческое достоинство

Формирование гражданской позиции и гражданской

студентов в современных условиях.

преподаватель Чебоксарского техникума транспортных и строительных технологий.

В статье рассматривается значимость применения инновационной технологии как

кейс-технология и формирование гражданской позиции у студентов, развитие гражданской

ответственности с ее применением.

Раскрываются отличительные особенности форм применения кейс-технологии.

Источник: http://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=8888

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МОЛОДОГО ГРАЖДАНИНА

магистр, институт социальной работы, сервиса и туризма, направление «Организация работы c молодёжью» ФБГOУ BПO КБГУ им. X.M. Бербекова,

канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры «Организация работы с молодежью» ФБГOУ BПO КБГУ им. Х.М. Бербекова,

Построение правового государства и гражданского общества, формирование гражданской ответственности молодого человека является важнейшим ценностным ориентиром и одной из основных задач современного этапа развития России.

Одним из основных компонентов, которые необходимы для формирования гражданской ответственной личности – истинного гражданина, является патриотизм.

Патриотизм – является чертой, которая разделяет молодое поколение: y одних есть чувство родины, y других его нет; одни мыслят себя ee гражданами, другие – временными жильцами, готовыми в любой момент поменять страну проживания, одни беспокоятся за страну, другие безразличны к ней. Подобную позицию ни в коем случае нельзя допустить, чтобы она преобладала во взглядах подрастающего поколения.

Естественно настоящий патриотизм неразрывно связан c уважением к другим народам, к их обычаям, культуре, быту, национальным традициям. Патриотизм выступает как проявление гражданственности и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества. Иногда гражданственность и патриотизм приобретают значение синонимов. Ho это совсем не значит, что можно говорить об их тождественности. Государство является объектом гражданственности, объектом же патриотизма выступает Отечество – Родина. Патриотизм и гражданственность органически объединяются, когда интересы Отечества совпадают c государственными интересами [2].

Безусловно, здесь важно государственное отношение к обсуждаемой проблеме. Нет сомнений, что государство заинтересовано в поднятии социально ответственных граждан – ведь будущее страны зависит от того, насколько грамотно решается этот вопрос.

Человек, воспитанный в духе гражданственности, имеет ряд преимуществ над «негражданственным» человеком. Данные преимущества можно изобразить в виде схемы:

Рисунок 1. Преимущества над «негражданственным» человеком

Необходимо отметить государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая разработана в соответствии c Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Государственная политика направлена на формирование y граждан Российской Федерации чувствa верности конституционному долгу, духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, в особенности в процессе военной и государственной службы. Мероприятия, которые проводятся органами власти в данном направлении, безусловно, играют важную роль. Однако только государственных мер и инициатив недостаточно для воспитания ответственных граждан и истинных патриотов страны.

В единстве процессов социального воспитания и социального развития личности как субъекта социальной деятельности и субъекта саморазвития, самовоспитания, самореализации в социуме происходит воспитание гражданственности y молодого человека. Результатом данного процесса является обретение личностью гражданской позиции, основанной на высоких идеях и чувствах социальной ответственности, правового, нравственного, национального достоинства, готовности личности к деятельности, соответствующей требованиям общества [1].

Однако необходимо помнить, что воспитание гражданина начинается именно в семье. Семья как важнейший социальный институт определяет благополучие нации, общества и государства. Родителям нужно воспитывать у своих детей любовь к идеалам гуманизма и прививать общечеловеческие ценности. B то же время, школам и другим образовательным учреждениям необходимо уделять особое внимание воспитанию гражданственности y подрастающего поколения.

В целях совершенствования работы по патриотическому воспитанию, формирования представлений об ответственном гражданском поведении детей и молодёжи на примерах отважных поступков их сверстников в общеобразовательных учреждениях играет важную роль в воспитании патриотических чувств подрастающего поколения проведение классных часов, бесед, «круглых столов», уроков мужества, соревнований военно-патриотической направленности и т.д.

Так, гражданственность и патриотизм в условиях общеобразовательных учреждений традиционно формируются в ходе работы c историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги; уважение к атрибутам государственности страны.

Важное место в процессе становления гражданского, патриотического интернационального сознания учащихся общеобразовательных учреждений занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит c богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России. Содержание каждого школьного предмета, таких как «Историческое краеведение», «Основы религиозных культур и светской этики», «Обществознание» играют особую и не маловажную роль в формировании гражданственности учащихся общеобразовательных учреждений.

B связи c этим основными задачами мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию могут быть:

  • воспитание у учащихся общеобразовательных учреждений духовно-нравственных чувств, а также чувств патриотизма;
  • развитию гражданско-правовой компетентности подрастающего поколения на базе освоения ими основных правовых и моральных норм и т.д.

Мы видим главную цель образовательных учреждений в объединении усилий семьи через постоянное творческое взаимодействие, сотрудничество и сотворчество; социума через партнёрские связи c центрами дополнительного образования, другими внешкольными учреждениями и организациями, через связь c советом ветеранов, шефскую помощь и совместные дела. При этом условии возможен высокий результат деятельности образовательного учреждения [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что гражданская позиция и патриотизм формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств. Целенаправленным процессом выработки у молодёжи гражданского сознания и жизненной позиции является формирование патриотизма, гражданственности, уважения к правам, социальной ответственности, свободам и обязанностям человека.

Авторы статьи не закрывают тему, a приглашают к продолжению диалога, так как необходимо постоянно расширять спектр используемых методов и приемов работы c молодыми людьми. Ведь именно молодёжь завтра будет строить наше общество, решать актуальные проблемы и определять, как будет развиваться наше государство.

Читайте так же:  Образец заявления судебным приставам по судебному приказу

Источник: http://sibac.info/studconf/social/lxii/98240

Гражданская ответственность и гражданская позиция молодежи

Назревшая проблема воспитания молодежи на современном этапе реализуется в сложной, внутренне противоречивой ситуации. Особенность этой ситуации заключается в том, что качественный скачок в образовательно-воспитательной сфере возможен только при условии соответствующих изменений общественного бытия.

Просмотр содержимого документа
«гражданская ответственность и гражданская позиция молодежи »

Гражданская ответственность и гражданская позиция молодежи

Что есть правовое государство, долг, закон, правопорядок, гражданское общество, межнациональное согласие? Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в ключевую воспитательную задачу. Для ее решения молодые люди вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

произведений искусства и кино для детей и юношества;

периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

Источник: http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/ghrazhdanskaia-otvietstviennost-i-ghrazhdanskaia-pozitsiia-molodiezhi

Особенности гражданско-правовой ответственности

Гражданско-правовая ответственность играет роль, выходящую за пределы правового регулирования в рамках частного права. Институт гражданско-правовой ответственности в условиях современной экономики выступает как гарант успешного ее развития, как основа формирования прочных отношений в системе собственности и права собственности. Поэтому в существовании института гражданско-правовой ответственности заинтересованы не только субъекты предпринимательских отношений, но и все общество.

Гражданско-правовая ответственность имеет ряд особенностей, которые отличают ее от иных видов ответственности. Это естественно, так как ответственность возникает в качестве ответа на правонарушение, а правонарушения в разных отраслях права отличаются определенной спецификой. Каждый вид правонарушения характеризуется рядом отличительных признаков, поэтому существуют определенные особенности привлечения правонарушителей к юридической ответственности за совершение того или иного правонарушения. С учетом этих особенностей в законодательстве закрепляются специальные положения, регламентирующие условия и порядок привлечения к тому или иному виду правонарушения [1] .

Становление института ответственности за причинение вреда в российском праве происходило в течение долгого времени. Первые нормы, регулировавшие возмещение вреда, отличались казуистичностью и фрагментарностью. Они содержались в различных правовых актах, целостного института ответственности за причинение вреда не существовало [2] . Дальнейшее развитие отечественного права привело к появлению новой отрасли — гражданского права и в его составе одного из важнейших институтов — обязательства из причинения вреда. Впервые нормы данного института получили закрепление в Своде законов Российской империи 1833 г.

Новые подходы к проблеме возмещения вреда появились в отечественном праве в связи с изменениями в государственной и правовой системе после революционных событий 1917 г. В 1922 г. впервые в истории нашей стран был принят Гражданский кодекс РСФСР, в котором в отдельную главу были выделены обязательства, возникающие вследствие причинения другому лицу вреда. Из формулировки ст. 403 ГК РСФСР можно сделать вывод, что в данный период вред возмещался только физическому лицу, при этом возмещения морального вреда не предусматривалось. Впервые ГК РСФСР предусмотрел и ответственность за вред, причиненный неправомерными служебными действиями должностных лиц, что также явилось важным шагом на пути развития института причинения вреда.

Как уже говорилось выше, гражданско-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности и подчиняется тем же принципам, что и остальные виды. Но у гражданско-правовой ответственности есть и своя специфика. В частности, В.В. Долинская справедливо выделяет такие особенности гражданско-правовой ответственности, как реагирование на гражданское правонарушение, имущественный характер, компенсационный характер, принцип полного возмещения вреда или убытков. Воздействие в отношениях гражданско-правовой ответственности оказывается не столько на личность правонарушителя, сколько на его имущественную сферу или имущественную сферу указанных в законе третьих лиц. Даже защита личных неимущественных прав предусматривает имущественно-стоимостные меры воздействия, например денежную компенсацию [3] .

По мнению классика советской цивилистики О.А. Иоффе, гражданско- правовая ответственность характеризуется следующими особенностями:

  • 1) она является санкцией за нарушение гражданских законов, обеспеченной убеждением и государственным принуждением или его возможностью;
  • 2) в ее основе лежит общественное осуждение поведения правонарушителя и стимулирование его к определенной деятельности в интересах общества при отсутствии оснований для осуждения поведения ответственного лица;
  • 3) она выражается в форме восстановления нарушенных отношений в форме установления отрицательных последствий для правонарушителя в целях обеспечения условий нормального развития регулируемых гражданским правом общественных отношений.

В целом, для гражданско-правовой ответственности важны не штрафные меры (хотя и они не исключаются), а восстановление имущественного или лично-правового положения, которое существовало до факта правонарушения. Это определяет существование двух основных форм реализации гражданско-правовой ответственности.

Первая из них — возложение на виновного правонарушителя обязанности по передаче имущества, уплате денег и др. Вторая форма — лишение правонарушителя принадлежащего ему права [4] .

Гражданско-правовая ответственность отличается от иных видов юридической ответственности следующими особенностями:

  • 1) выступая как один из основных, «классических» видов юридической ответственности, гражданско-правовая ответственность несет наибольшую среди них социальную и экономическую «нагрузку»;
  • 2) гражданско-правовая ответственность имеет компенсационный характер, она ориентирована не столько на наказание субъекта правонарушения, сколько на компенсацию причиненного вреда (ущерба) и восстановление нарушенного права;
  • 3) гражданско-правовая ответственность в отдельных случаях применяется и при неполном составе правонарушения, а именно при отсутствии вины;
  • 4) в правоотношениях гражданской ответственности не применяется базовый конституционный принцип — презумпция невиновности; фактически речь идет о презумпции виновности лица, не исполнившего обязательство;
  • 5) гражданско-правовая ответственность предусматривает возможность добровольного исполнения, в том числе, в виде возмещения причиненного ущерба; лица, которые нарушили договорные обязательства, могут добровольно уплатить неустойку и возместить убытки;
  • 6) гражданско-правовая ответственность имеет свою особую сферу действия — имущественные и личные неимущественные отношения;
  • 7) гражданско-правовая ответственность направлена на защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота и экономических отношений [5] .

Перечисление данных особенностей показывает особую социальную роль гражданско-правовой ответственности.

С одной стороны, эта роль имеет выраженный классовый характер. Институт гражданско-правовой ответственности защищает интересы собственников, владельцев средств производства. С другой стороны, в обществе, основанном на частной собственности и имеющем множество мелких собственников, гражданско-правовая ответственность приобретает общесоциальное значение, защищая практически каждого и способствуя стабилизации гражданского оборота.

Перечисленные выше особенности гражданско-правовой ответственности не меняют ее сущностного начала, которое выражается в публично-правовой воле и принудительном характере. Б.И. Пугинский отмечает, что «хотя ответственность может быть реализована в бесспорном (неисковом) порядке и даже добровольно возложена на себя должником путем уплаты сумм неустойки или убытков потерпевшей стороне, это не меняет ее государственно-принудительного характера» [6] .

Читайте так же:  Законопроект выезд за границу

Рассмотрим некоторые специфические черты гражданско-правовой ответственности, позволяющие отграничить ее от иных видов юридической ответственности и подчеркивающие ее гражданско-правовой характер.

Имущественный характер гражданско-правовой ответственности. Применение гражданско-правовой ответственности всегда связано с возмещением убытков, взысканием причиненного ущерба, уплатой неустоек (штрафов, пеней). Даже в тех случаях, когда допущенное правонарушение затрагивает личные неимущественные права или причиняет потерпевшему лицу — субъекту нарушенного гражданского права — физические или нравственные страдания (моральный вред), применение гражданско- правовой ответственности будет означать присуждение потерпевшему лицу соответствующей денежной компенсации в форме возмещения убытков, морального вреда или взыскания причиненного ущерба.

Соответствие размера ответственности размеру причиненного вреда или убытков. В известной мере можно говорить о пределах гражданско-правовой ответственности, которые предопределяются ее компенсационным характером и вследствие этого необходимостью эквивалентного возмещения потерпевшему причиненного ему вреда или убытков, ибо конечная цель применения гражданско-правовой ответственности состоит в восстановлении имущественной сферы потерпевшей стороны. Следует, правда, отметить, что в законодательстве имеются отдельные положения, свидетельствующие о заведомо неэквивалентном по отношению к убыткам, причиненным в результате правонарушения, характере применяемых мер имущественной ответственности. Но и данное обязательство, как в предыдущем случае, носит исключительный характер и лишь подчеркивает действие общего правила. Иллюстрацией к сказанному могут служить нормы о штрафной неустойке (ст. 394 ГК), когда убытки могут быть взысканы в полном объеме сверх законной или договорной неустойки.

В зависимости от основания возникновения различают договорную и внедоговорную ответственность. Под договорной ответственностью принято понимать ответственность, наступающую в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, возникшего из договора. Нарушение обязательства, возникшее не из договора, а по другим основаниям, влечет внедоговорную ответственность.

Источник: http://bstudy.net/714268/pravo/osobennosti_grazhdansko_pravovoy_otvetstvennosti

Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания «Закон и мы»
рабочая программа (7 класс) на тему

Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и разработки занятий по правовому воспитанию.

Программа рассчитана на 30 часов (по 1 часу в неделю в течение 8 месяцев) и может быть использована для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста.

Предназначена для воспитателей детских домов, классных руководителей, социальных педагогов школ.

Скачать:

Вложение Размер
programma_zakon_i_my.doc 136.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАКОН и МЫ

Программа правового воспитания,

формирования гражданской ответственности

и правового самосознания

Е . Г. Хапаева, социальный педагог Муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома «Ласточкино гнездышко»;

Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и разработки занятий по правовому воспитанию.

Программа рассчитана на 30 часов (по 1 часу в неделю в течение 8 месяцев) и может быть использована для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста.

Предназначена для воспитателей детских домов, классных руководителей, социальных педагогов школ.

Пояснительная записка 5

Содержание программы 7

Календарно-тематический план 9

Словарь терминов 14

Список литературы 17

Список литературы для детей 18

  1. Моя жизнь. Мои права
  2. Семейное право
  3. Трудовое право
  4. Что ты знаешь о паспорте
  5. Ответственность

2.1. Герб и флаг России

2.3. Ромашковая Русь

2.4. Что в имени тебе моем

3.1. Зачем людям нужны законы

3.2. Права детей – забота государства

3.5. Выборы в Лесную Думу

3.6. Мы – будущие избиратели

3.7. Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм.

3.8. Проступок. Правонарушение. Преступление.

3.9. Что такое ответственность

3.10. Уголовная ответственность несовершеннолетних

3.11. Остановись у преступной черты

3.12. Как не стать жертвой преступления

3.14. В гостях у Шерлока Холмса

Видео (кликните для воспроизведения).

3.15. Правовой турнир

3.16. Суд над хулиганством

… Государство, в котором граждане наиболее повинуются закону,

счастливо во время мира и

незыблемо во время войны…

Из китайской притчи

Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.

В России имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество. В связи с этим большое значение приобрела проблема правового воспитания несовершеннолетних, формирования у подростков гражданской ответственности и правового самосознания.

Усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности, особенно важно своевременное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений, как формирование законопослушных граждан, обращение особого внимания на умение добывать правовую информацию и пользоваться ею. Право живет в действии, в практике его применения, принцип «выучил и запомнил» не удовлетворяет его сущности. Право лежит в принципиально иной плоскости отношений, а значит, и обучение праву должно быть особенным. Главное здесь – не бездумное заучивание норм действующего законодательства, а овладение ими, умение мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает подростка к самостоятельному и автономному существованию после выпуска из детского дома или школы.

В связи с этим отличительной чертой данной программы является использование организационно-деятельностных игр. «Игра, — замечает С.А. Шмаков, — выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества фактор социализации личности. Детская игра – гарантия и условие свободного развития культуры всего общества» [3].

Являясь одним из основных институтов социализации детей, лишенных родительского попечения, детский дом, наряду со школой, играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.

В соответствии с этим, целью программы «Закон и мы» является содействие правовому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания [2, 3].

Читайте так же:  Гпк подача искового заявления в суд

Основные задачи программы заключаются в следующем:

  1. формировать правовую культуру у воспитанников;
  2. воспитывать патриотизм и гражданственность, уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства и справедливости;
  3. развивать умение работать с документами;
  4. вырабатывать навыки законопослушного поведения.

В реализации программы принимают участие (по согласованию) воспитатели детского дома.

Оценка знаний подростков о правах проводится с помощью тестов, мини-викторины, анкетирования [1].

Программа рассчитана на 30 часов (по 1 часу в неделю в течение 1 года) и может быть использована для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста. Программа «Закон и мы» рекомендована для использования в воспитательной работе воспитателей детского дома, классных руководителей, социальных педагогов школ.

Цель: правовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания.

  1. формировать правовую культуру у воспитанников;
  2. воспитывать патриотизм и гражданственность, уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства и справедливости;
  3. развивать умение работать с документами;
  4. вырабатывать навыки законопослушного поведения.

Принципы реализации программы

  1. Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практический (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональный (общение с окружающими.
  2. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
  3. Личностная направленность – учет интересов детей, своеобразия

характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на

  1. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей воспитанников.

Алгоритм реализации программы

Первый этап – диагностический – выявление и анализ знаний подростков о правах.

Второй этап – деятельностный – осуществление запланированных мероприятий

Третий этап – итоговый – анализ и подведение итогов работы, мониторинг уровня владения воспитанниками знаниями о правах.

Методы работы

В работе с подростками по изучению прав человека мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными считаем следующие:

  1. метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
  2. метод переключения (использование на одном занятии различных форм).

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность

Источник: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2012/05/11/programma-pravovogo-vospitaniya-formirovaniya

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ

Для формирования гражданской ответственности личности студенческий возраст является наиболее оптимальным, так как это период самоутверждения, стремления к самостоятельности, это время активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, всё большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку.

Гражданская ответственность — интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию на ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

К компонентам гражданской ответственности можно отнести политическую и правовую компетентность, нравственные качества специалиста, патриотические и интернациональные чувства.

З.П. Красноок сформулировала основные принципы и направления воспитания гражданственности: развитие у студентов познавательной активности и способности к самообразованию; развитие уважения к истории и традициям многонациональной страны, формирование качеств социально-ответственного гражданина Отечества; качественная и интенсивная подготовка будущих специалистов к включению в трудовую деятельность и формирование у них активной жизненной позиции; осознание и принятие нравственных общечеловеческих принципов; реализация субъектной позиции молодого человека посредством активного участия в социально значимых сферах жизни, путем консолидации молодежи во имя интересов общества и решения собственных проблем; преодоление разрыва в ценностной ориентации молодых и взрослых [1].

Воспитание гражданской ответственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения, что может выступать в качестве критериев и гражданской ответственности будущих специалистов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между потребностью государства в специалистах, обладающих высоким уровнем сформированности гражданской ответственности как интегративного качества личности и отсутствием системы формирования гражданской ответственности в начальной профессиональной школе.

Разрешение этого противоречия определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия формирования гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы?

Были изучены подходы к проблеме формирования гражданской ответственности в психолого-педагогической и философской литературе; выявлены факторы, влияющие на формирование гражданской ответственности; разработаны и внедрены мероприятия по формированию гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы.

Экспериментальная работапо формированию гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы в образовательном процессе проводилась на базе ГОУ НПО «Профессиональный лицей №41 г. Краснодара». В исследовании приняли участие учащиеся третьего курса — 20 человек.

Исследование состояло из двух этапов.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, ставились задачи: изучить компоненты гражданской ответственности личности будущего специалиста у учащихся начальной профессиональной школы; выявить уровень познавательной активности и информированности о гражданской ответственности у учащихся.

Для изучения осведомленности учащихся о таком интегративном качестве личности как гражданская ответственность была разработана анкета «Гражданская ответственность». Для изучения показателей ответственности личности будущего специалиста у учащихся начальной профессиональной школы использована методика В.П. Прядеина «Ответственность» [2].

Второй этап — формирующий эксперимент. На этом этапе решались следующие задачи: формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для самовоспитания и совершенствования структурных компонентов гражданской ответственности: умения анализировать собственную деятельность, оценивать свои поступки и профессиональные способности, умение реализовать субъектную позицию в социуме, готовность воспринимать критику; формирование активной общественной позиции, осуществляемой посредством участия в массовых мероприятиях, отраженных в программе и в планах начальной профессиональной школы.

Была изучена программа учебно-воспитательной работы лицея. Дополнительно к программе был разработан и внедрен цикл мероприятий по формированию гражданской ответственности, включающий в себя эрудит-марафон «Мой любимый город», коллективное творческое дело, проведенное в форме мозгового штурма, лекцию «Гражданская ответственность», классный час «Государственные символы России.

После внедрения цикла мероприятий в учебный процесс было проведено контрольное исследование.

Формирующий эксперимент показал, что у учащихся наблюдается тенденция к повышению уровня знаний и пониманию гражданской ответственности. Выросло количество желающих повысить самообразование в вопросах гражданской ответственности: политическую и правовую культуру, нравственные качества гражданина как будущего специалиста.

Читайте так же:  Апелляционная жалоба на возмещение судебных расходов

Возросло количество учащихся, считающих, что гражданская ответственность – это защита Родины, соблюдение законов, участие в политической жизни страны, ответственность за последствия своих поступков (рисунок 1).

Рисунок 1 – Понимание гражданской ответственности

Третьекурсники выделили роль семьи, учреждений культуры и лекций о гражданской ответственности в процессе формирования гражданской ответственности. Ответ «образовательное учреждение» получил поддержку большего числа третьекурсников в сравнении с их выбором на констатирующем этапе, поскольку в процессе экспериментальной работы была указана роль лицея в формировании гражданской ответственности (рисунок 2).

Рисунок 2 Кто воспитывает гражданскую ответственность

Отмечено отсутствие респондентов, не знающих, как можно повышать гражданскую ответственность. Повысилось количество учащихся (65%), считающих участие в жизни лицея проявлением своей гражданской ответственности.

Анализ проведенного эксперимента показал положительную динамику процесса решения задач формирования гражданской ответственности учащихся в образовательной деятельности лицея.

Сложилось позитивное мнение о проделанной совместной работе: у учащихся повысилась активность, интерес к окружающим людям и событиям; улучшилась коммуникабельность. Учащиеся лучше узнали друг друга и преподавателей, а преподаватели – учащихся.

Таким образом, решение задач формирования гражданской ответственности у учащихся начальной профессиональной школы в образовательном процессе будет эффективным, если учащиеся будут убеждены, что они как граждане востребованы в демократическом обществе, их потенциал уникален, а их гражданская позиция и профессиональное мастерство могут стать условием становления правового государства.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1 В процессе целенаправленной и планомерной работы у учащихся повысился уровень знаний и понимание гражданской ответственности. Выросло количество желающих повысить самообразование в вопросах гражданской ответственности: политическую и правовую культуру, нравственные качества гражданина как будущего специалиста.

2 Возросло количество учащихся, считающих защиту Родины, соблюдение законов, участие в политической жизни страны и ответственность за собственные поступки проявлением гражданской ответственности.

5 Возросло количество учащихся, считающих, что воспитывает гражданскую ответственность не только семья, образовательное учреждение, неформальные группы, учреждения культуры, но и они сами, Возросло количество учащихся, понимающих благоприятную роль участия в общественных мероприятиях, проведения лекций о гражданской ответственности, классных часов, соответствующих учебных предметов и чтение соответствующей литературы в формировании гражданской ответственности. Отмечено отсутствие учащихся, не знающих, как можно повышать гражданскую ответственность. Учащиеся рассматривают соблюдение законов и активное участие в жизни лицея проявлением своей гражданской ответственности. Учащиеся считают гражданскую ответственность своим необходимым качеством. Они убеждены, что без позитивной активной позиции гражданина, специалиста их профессиональная деятельность не станет продуктивной и нужной стране. Учащиеся с уверенностью заявили, что от них зависит будущее России.

Таким образом, осуществление интеграции лекции, классных часов, коллективного творческого дела в образовательный процесс содействовало формированию гражданской ответственности у учащихся лицея. Важным результатом эксперимента стала активная познавательная деятельность учащихся.

Список использованных литературных источников

1 Красноок З.П. Ценности и воспитание. –1999. – № 4. – С.13.

2 Прядеин В.П. Половозрастные особенности ответственности личности. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. – 291 с.

Источник: http://scienceforum.ru/2013/176/3062

Формирование гражданской ответственности

В документах «Конвенция ООН о правах ребенка», «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя и педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённых приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1, особое внимание отводится необходимости воспитания граждански-ответственных молодых людей, а также духовно-нравственным обучающим и воспитательным функциям действующей системы образования.

Учитывая тенденции развития современного общества, становится очевидным значимость воспитания граждански-ответственного подростка, возраст которого предрасположен к решению поставленных задач. По мнению В.А. Сухомлинского, подросток наиболее восприимчив к освоению моральных знаний и наиболее открыт к восприятию моральных норм [12]. Согласно мнению К. Муздыбаева, подросток — это равноправный и значимый субъект коммуникации между поколениями, умеющий принимать на себя ответственность за те или иные решения [10]. Б.С. Волков подчеркивает, что подростковый возраст характеризуется развитием нравственного самоконтроля [6].

Несмотря на большой объем теоретических знаний о процессе формирования гражданской ответственности, ее структуре, содержании и функциональных элементах в педагогическом сопровождении, в педагогической науке можно найти немного исследований, посвященных комплексному анализу педагогического сопровождения в вопросах формирования гражданской ответственности школьников.

Исследование процесса педагогического сопровождения формирования гражданской ответственности школьников вызвано также множеством причин, связанных с аксиологическим подходом к его организации, с обезличиванием нравственного воспитания, бездейственными технологиями передачи исторического социокультурного опыта, что ведет к десоциализации молодого поколения, безнравственности, утрате чувства ответственности.

Цель настоящей статьи: раскрыть сущность и представить содержательную характеристику понятия «гражданская ответственность школьников» в контексте аксиологического подхода.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования гражданской ответственности школьников; тестирование; изучение и обобщение передового опыта; наблюдение.

Результаты исследования

В основе аксиологического подхода лежит философская теория ценностей. Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей. Этот процесс включает в себя несколько этапов: предъявление ценности в реальных условиях воспитания; ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности; выявление смысла ценности и ее значения; принятие осознанной ценности; включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения школьников; закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении подростков. Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей [9].

Гражданская ответственность в педагогической литературе рассматривается как интегративное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством и обществом, отстаивание собственных гражданских интересов, интересов общества и их последующая реализация. При определении понятия «гражданская ответственность школьников» основополагающими стали исследования ученых, рассматривающих ответственность как результат волевых, эмоциональных, моральных и интеллектуальных свойств личности со сложной и многогранной природой (И.Ф. Яруллин) [15]; как меру свободы (В.М. Артемов) [2]; как соотношение между собственной нравственной деятельностью и предъявляемыми обществом требованиями надёжности, честности; осознанной готовности взять на себя ответственность за свои поступки, готовности действовать во благо других людей (А.М. Юдинских) [14]; как интегративное личностное качество, определяющее поведение и отношение человека, основанное на нравственных принципах и нормах (Т.Н. Дягтерева) [8].

Читайте так же:  Неотделимые улучшения возмещаемые арендодателем

Согласимся с мнением И.Ф. Яруллина, определяющего гражданскую ответственность как целостное интегративное качество личности, являющееся результатом гражданского воспитания [15]. Гражданская ответственность включает в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотизма и культуры межнационального общения. Она определяет социально-деятельностный потенциал личности, характеризующийся:

а) готовностью и способностью выполнять гражданские обязанности;

б) стремлением к самоутверждению в социально-значимой деятельности;

в) умением осуществлять свободный выбор деятельности, обособляться, реализовывать свою конкретную роль в обществе, совершенствовать себя;

г) умением подавать пример, обладать лидерскими качествами через вовлечение других в созидательный труд.

Рассматривая гражданскую ответственность в органической связи с жизненной активностью, можно выделить следующие ее компоненты:

  • социальную активность (готовность выполнять возлагаемые общественные поручения, чувство принадлежности к обществу и коллективу, а также ответственность за порученное дело, готовность предпочесть общественные интересы личным делам и т.д.);
  • мотив (активное, творческое отношение к труду; понимание законов, чувство принадлежности к своей стране);
  • интернациональная позиция (непримиримость к проявлению национализма и шовинизма, готовность защищать свою Родину, уважение к национальным и культурным достижениям);
  • политическая сознательность (выполнение своего гражданского долга и гражданских обязанностей перед государством и обществом).

Результатом формирования гражданской ответственности школьников являются измерения сформированного личностного качества. И.Ф. Яруллин [3], ссылаясь на исследования Л.И. Божович, А.Г. Ковалева и Н.Д. Левитова, говорит об ответственности как о новом качестве личности, приобретенном в результате работы над эмоциональными, волевыми, интеллектуальными свойствами личности.

Для определения уровня сформированности гражданской ответственности школьников предлагаем рассмотреть когнитивный, волевой, деятельностно-поведенческий и мотивационный критерии. Показателями когнитивного критерия является наличие знаний, умений и навыков, получение понятий и представлений о той или иной стороне жизни. Показателями волевого критерия, связанного с организованностью и дисциплиной, являются: умение подростка контролировать себя, способность подчинить свои чувства и желания долгу, способность на самоограничение. В качестве показателей деятельностно-поведенческого критерия рассматривается участие в практических делах, значимых для общества, и принятие на себя дополнительных социальных обязанностей. Для определения мотивационного критерия рассматривается целеустремленность, потребность в социальной активности, желание проявлять инициативу и творчество, главным новообразованием личности здесь является эмоциональная отзывчивость [5].

В процессе формирования гражданской ответственности школьники приобретают способность выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях. В процессе работы у них формируются определенные ценности и личностные характеристики, они становятся способными самостоятельно выстраивать собственное поведение и жизнь на уровне современной культуры и жизни общества.

Ценностные идеалы и ориентации личности являются структурными компонентами гражданской ответственности школьников. Е.В. Бондаревская [4], Л.И. Божович [3], В.Е. Гурин [7] в своих исследованиях пишут об идеале как об источнике формирования целеустремленности, верности, честности, гражданственности, активной жизненной позиции. И.Ф. Яруллин отмечает, что формирование ценностных ориентаций и идеалов личности является важнейшим структурным элементом, объединяющим все составные компоненты гражданской ответственности. Идеал рассматривается как критерий самопознания, связующим звеном между сознанием и поведением, который обеспечивает «иерархию» качеств личности. Идеал — это цель процесса воспитания (идеал гражданина России, идеал всесторонне развитой личности), средство воспитания (воспитание на примере героического наследия и т.д.), а также источник всех видов активности (познавательной, гражданской, трудовой и др.) и регулятором поведения. Среди ценностей воспитательного процесса особое место занимают: патриотические ценности, человеколюбие, способность к состраданию, милосердные качества личности [15].

Приведем результаты исследования по методике ценностных ориентаций М. Рокича среди 60 учащихся старшего возраста от 14 до 16 лет. Наиболее значимыми ценностями подростков являются: «любовь» (средний балл 4,8), «счастливая семейная жизнь», «здоровье» (4,80), «материально обеспеченная жизнь» (4,7). Средние места в иерархии ценностей отведены: «рационализм, умение принимать важные обдуманные решения» (4,4), «интересная работа» (4,3), «нравственность» (4,2), «честность» (4,20) и «чуткость» (4,30), «независимость» (3,4), «высокие запросы» (3,3), «активная деятельность» (3,6). Наименее значимые ценности — «терпимость к мнению других» (3,10), «творческая деятельность» (3,15), «красота природы» (3,30), «широта взглядов» (3,20), «общественное признание» (3,10). Таким образом, мировоззрение подростков больше связано с материальными ценностями, духовная сфера жизни на втором плане. Школьники не считают нравственные ценности основополагающими, а толерантность, творческую деятельность, общественное признание ставят на последние места в иерархии ценностных ориентаций. Подростки считают себя потребителями, стремятся к деятельности, направленной на достижение материальных благ.

Исходя из полученных данных, можно сказать, что воспитательная работа по формированию гражданской ответственности школьников должна быть многоплановой, с использованием глубоких знаний физиологических, возрастных и индивидуальных особенностей школьников, с применением самых разнообразных методов, форм и средств воздействия на сознание, характер и поведение подростков, а также этапов педагогического сопровождения подростков [13].

Содержание понятия «педагогическое сопровождение» связано с широким кругом социально-педагогических и социально-психологических вопросов и явлений (педагогическая помощь, педагогическая поддержка ребенка и др.) и в научной литературе представлена следующим образом:

  • помощь ребенку в личностном росте, установка на эмпатийное понимание и общение;
  • система деятельности педагога, направленная на приобщение ребенка к социально-значимой деятельности, прививая ему социально-значимые и нравственные ценности, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития;
  • система взаимодействия педагога и ребенка, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему педагогической помощи и поддержки в становлении личностного роста;
  • поддержка и развитие субъектности личности;
  • направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения [1].

Результатом практической реализации педагогического сопровождения формирования гражданской ответственности является личность, принимающая ценности общечеловеческой морали, характеризующаяся способностью самостоятельно осуществлять свою деятельность, основываясь на чувстве гражданского долга, человеколюбия и справедливости как общечеловеческих ценностей, готовая к самоопределению и самореализации.

Рецензенты:

Хузиахметов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методологии обучения и воспитания Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;

Закирова В.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21491

Формирование гражданской ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here