Компетенция комиссии по делам несовершеннолетних

Сегодня мы раскроем тему: "Компетенция комиссии по делам несовершеннолетних", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. также Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272

2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иные вопросы, связанные с их обучением;

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 7 с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

7) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ в пункт 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

Порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта (в том числе перечень документов, представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), форма документа, содержащего данное решение, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в суд.

Информация об изменениях:

Статья 11 дополнена пунктом 2.2 с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

2.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.

Читайте так же:  Инспектор по делам несовершеннолетних невского района

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ в пункт 3 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.

Источник: http://base.garant.ru/12116087/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

Шимский муниципальный район

Официальный сайт органов местного самоуправления

Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района

Наименование: Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Шимского муниципального района
Дата: 26.09.2018

Правительства Новгородской области от 21.03.2014 N 184

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОЙ, РАЙОННОЙ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

Источник: http://xn--h1aadcj4a9b.xn--p1ai/?p=25794

Правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Дата публикации: 02.07.2018 2018-07-02

Статья просмотрена: 440 раз

Библиографическое описание:

Лоенко А. И. Правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Молодой ученый. — 2018. — №26. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/archive/212/51866/ (дата обращения: 05.02.2020).

В статье рассматриваются особенности и необходимость защиты прав и интересов несовершеннолетних, возможные последствия их беспризорности, а также роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рассмотрены основные аспекты правового регулирования деятельности данных комиссии и проблемы в сфере законодательного регулирования.

Актуальной проблемой на данный момент для общества является преступность несовершеннолетних реализованная в том числе и на государственном уровне. В сложившихся условиях реализация действенной политики предупреждения преступности подростков, детей, несовершеннолетних и защиты их прав играет важную роль. Предупреждение преступности несовершеннолетних, как и предупреждение всей преступности, осуществляется конкретными субъектами [3, с. 118].

Исследуя данный вопрос, можно обратиться к данным статистики. В 2017 году произошло снижение преступлений и правонарушений несовершеннолетних совершенных несовершеннолетними. Также снизился рост преступлений и правонарушений несовершеннолетних, совершивших в группе.

По данным отчетности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на их учете в 2016 году стояло 71 несовершеннолетних, а в 2017 году 58 несовершеннолетних. Также по результатам исследования государственными органами было выявлено, что за 2016 год было вынесено 507 постановлений, а за 2017–450 постановлений, из них 280 было предупреждений, а 170 было штрафов. В 2017 году 7 несовершеннолетних привлечены к уголовной ответственности. 1 несовершеннолетний по решению суда был направлен в центр временного содержания, 48 несовершеннолетних совершили правонарушения. Не уменьшается количество несовершеннолетних совершающих преступления и правонарушения, будучи стоящими на учете в учреждениях системы профилактики [3, с 53].

Данные свидетельствуют, что есть необходимость в защите и заботе о несовершеннолетних находящихся на грани совершения преступления или тех, кто остался например без попечения. В рассматриваемом вопросе, безусловно, основополагающую роль среди субъектов занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые выполняют эту функцию.

На сегодняшний день на учете комиссии состоят семьи и несовершеннолетние, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.

Также по данным исследования в 2017 году было проведено 11 дней профилактики с участием субъектов системы профилактики при координирующей роли комиссии по делам несовершеннолетних и защите их нрав. Проводились совместные рейды в семьях, состоящие на учете в полиции и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, и семье находящихся в категории «трудная жизненная ситуация». Посещались несовершеннолетние, состоявшие на профилактических учетах. При посещение несовершеннолетних и их семей проводятся беседы направленные на повышение правой культуры: разъясняются обязанности родителей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей, информируют об ответственности за ненадлежащие исполнение родительских обязанностей. Проводятся беседы о недопустимости жестокого обращения с несовершеннолетними, насильственных методов воспитания. Разъясняют правовые последствия совершения несовершеннолетними преступлений или правонарушений. Вручают памятки, буклеты, информационные листы на антинаркотическую, антиалкогольную тематику.

Так, во исполнение одной из своих первоочередных задач (предупреждения преступности) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на муниципальном уровне рассматривают вопросы, затрагивающие профилактику безнадзорности и административных правонарушений, наркоманию, алкоголизм несовершеннолетних; кроме того, на заседаниях комиссий решаются вопросы, касающиеся организации досуга, отдыха, оздоровления и трудовой занятости детей, предупреждения их повторной преступности и совершения ими общественно-опасных деяний. По результатам подобных заседаний коллегиально принимаются конкретные решения, которые направлены на совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Претворяя в жизнь вышеназванные мероприятия, комиссии к тому же осуществляют индивидуальную профилактическую работу с подростками и членами их семей, подвергшимся социально опасным условиям. Реализация мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних проявляется в принятии комиссиями по делам несовершеннолетних специальных постановлений, затрагивающих вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, поручении их осуществления органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [1, с. 54].

Положительный показатель проводимой работы ярко прослеживается в следующих моментах: при рассмотрении обращений граждан в виде жалоб и заявлений; оформлении документов и социальных пособий, организации летнего досуга и трудоустройства несовершеннолетних; разрешении возникающих конфликтов; оказании юридической, социальной, психолого-педагогической помощи. Особо следует отметить содействие комиссий при разрешении такого важного вопроса, как лишение родительских прав тех граждан, которые злостно уклоняются от своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, в частности, путем направления в судебные органы исковых заявлений в интересах несовершеннолетних.

Читайте так же:  Сумма госпошлины за продление разрешения на оружие

Таким образом, деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в настоящее время является ключевой составляющей социальной политики государства и должна сопровождаться повышением качества всех ювенальных органов, чтобы роль закона и защиты прав ребенка были усилены, а соответствующие объединения были еще больше вовлечены в решение социальных проблем в целях формирования устойчивого социального развития российского общества [4, с. 359].

Более подробная характеристика деятельности комиссий по делам несовершеннолетних содержится в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», являющееся временным актом, призванным ликвидировать законодательные пробелы. Подобная ситуация обусловлена тем, что Положение от 3 июня 1967 года «О комиссиях по делам несовершеннолетних», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР утратило свою силу.

Согласно п. 2 вышеназванного Примерного положения система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав представляется двухуровневой и состоит из комиссий субъектов Российской Федерации и территориальных и муниципальных комиссий [2].

Законодательное регулирование комиссий на уровне субъектов осуществляется соответствующими законами субъектов Федерации. Кроме того, нормативные акты муниципального уровня также закрепляют вопросы создания и деятельности территориальных комиссий [1, с. 108].

Однако не стоит забывать, что помимо территориальных комиссий в РФ предусмотрено создание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Ее деятельность регулирует специальный акт, а именно Постановление Правительства РФ от б мая 2006 года № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав», из п. 1 которого следует, что она является координационным органом, который образован для обеспечения единого государственного подхода к разрешению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Таким образом, фактически в нашей стране существует трехуровневая система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В этой связи видится необходимость закрепления данного положения на законодательном уровне

Источник: http://moluch.ru/archive/212/51866/

Задачи и функции КДН и ЗП

Районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:

1) осуществляет полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

2) принимает участие в разработке проектов правовых актов по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) организует контроль, обследования и проверки условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

4) обращается в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, направляет в суд материалы на родителей, законных представителей несовершеннолетних в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей по содержанию, воспитанию, образованию, защите прав и интересов несовершеннолетних;

а) представление органа управления образовательного учреждения о переводе обучающегося, достигшего возраста 15 лет, на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение; об оставлении несовершеннолетним образовательного учреждения при достижении им возраста 15 лет до получения основного общего образования; об исключении обучающегося, достигшего возраста 15 лет, из образовательного учреждения. В случае исключения обучающегося из образовательного учреждения принимает меры по продолжению им обучения или его трудоустройству;

б) представление работодателя о расторжении трудового договора с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации). В случае расторжения трудового договора с несовершеннолетним работником принимает меры по его трудоустройству;

в) жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;

а) несовершеннолетнего, совершившего действие, за которое установлена административная ответственность;

б) несовершеннолетнего, совершившего общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

в) несовершеннолетнего, совершившего антиобщественные действия;

г) родителей, законных представителей несовершеннолетнего в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего;

д) других категорий лиц, предусмотренных федеральным законодательством, рассматривает материалы и дела, применяет меры воздействия в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы, и принимает решения:

а) о направлении несовершеннолетних, имеющих проблемы в обучении и поведении, с согласия их родителей, законных представителей, а в случае, если несовершеннолетний достиг возраста 15 лет, — с его согласия в реабилитационные учреждения различных видов и типов в порядке, установленном федеральным законодательством;

б) о проведении профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические средства, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, освободившимися из мест лишения свободы;

7) вносит предложения в органы опеки и попечительства о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

8) реализует иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Основными задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;

2) организация контроля за предоставлением несовершеннолетним условий содержания, воспитания, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и иных социальных услуг;

3) принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, сексуального, психологического и иных форм насилия, от вовлечения несовершеннолетних в разовые антиобщественные действия — употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц, не являющиеся преступлением или административным правонарушением;

4) участие в организации работы по выявлению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних; родителей; опекунов, попечителей, приемных родителей (далее — законные представители), не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение; учет лиц данных категорий;

5) выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних;

6) осуществление мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Читайте так же:  Ответственность адвокатов за нарушение профессиональной этики

7) рассмотрение материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния до достижения возраста, с которого наступает ответственность, а также рассмотрение дел о поведении, отклоняющемся от дозволенного правовыми нормами или нормами морали, и об антиобщественных действиях;

8) осуществление функции административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних, их родителей, законных представителей;

9) иные задачи, определенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Комиссии имеют право:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) запрашивать и бесплатно получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимые для своей работы сведения;

2) приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;

3) привлекать для участия в работе представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также других заинтересованных лиц;

4) вносить представления в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности по вопросам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

5) вести прием несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц;

6) ставить перед уполномоченными на то органами вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений, определений комиссий и непринятия мер по выполнению представлений комиссий;

7) ходатайствовать перед судом:

а) о неприменении наказания, применении более мягкого наказания, об условном осуждении и применении других мер, предусмотренных федеральным законодательством в отношении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности;

б) о досрочном выпуске несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа;

8) ходатайствовать перед должностными лицами воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетнего и применении к нему предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации мер поощрения;

9) применять установленные федеральным законодательством меры воздействия к несовершеннолетнему, совершившему противоправное действие;

10) применять установленные федеральным законодательством меры воздействия к родителям, законным представителям несовершеннолетнего, иным лицам за нарушение его прав и законных интересов;

11) иные права, установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Члены комиссий по поручению комиссий имеют право в установленном порядке беспрепятственно посещать учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Источник: http://filevsky-park.mos.ru/the-commission-on-affairs-of-minors-and-protection-of-their-rights/tasks-and-functions-dvs-and-rfp/

Сотрудничество комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с органами системы профилактики

Статья просмотрена: 5813 раз

Библиографическое описание:

Танкова Т. А. Сотрудничество комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с органами системы профилактики // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.2. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/archive/22/2234/ (дата обращения: 05.02.2020).

В рамках современных реалий проблематике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних уделяется достаточно большое внимание, тем не менее, сами эти проблемы не исчерпывают себя и имеют место быть в любом обществе, не зависимо от уровня его развития.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации, в нашей стране детство находится под защитой государства и забота о детях и их воспитании является конституционной обязанностью членов семьи, государственных органов власти и управления и общественных объединений [1]. Достижению таких целей призваны способствовать различные государственные и общественные структуры и учреждения.

Особенные, даже исключительные, задачи призваны выполнить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и ЗП). Особо примечательно, что впервые появились они именно в России в 1918 году, до этого подобных учреждений не было ни в одной стране мира [5].

Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривает комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в качестве главного субъекта административной юрисдикции применительно к несовершеннолетним. В ч. 1 ст. 23.2 указано: районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 [2].

Дела об административных правонарушениях, отнесенные федеральным законодателем к подведомственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, можно разделить на две группы:

— дела об административных правонарушениях, совершенных самими несовершеннолетними;

— дела об административных правонарушениях, совершенных в отношении несовершеннолетних.

Компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях может устанавливаться не только КоАП РФ, но и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Учитывая координирующую роль среди других органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также возможность применения властно-принудительных методов, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются конечной инстанцией в решении многих узловых вопросов, связанных с защитой прав несовершеннолетних, выявлением причин и условий безнадзорности и правонарушений в подростковой среде масштабность профилактических мероприятий организационного характера указывает на необходимость жесткой организации системы КДН всех уровней власти [15]. Каждый элемент этой системы имеет задачи и функции, направленные на реализацию возможности эффективно воздействовать на личность несовершеннолетнего, его родителей и других законных представителей, причины и условия, способствующие противоправному поведению несовершеннолетних.

Так государственные образо­вательные учреждения совместно с КДН и ЗП, выявляют и ведут учет несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически про­пускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях принимают меры по их воспитанию и обучению ими среднего (полного) общего образования, выявляют и ведут учет семей находящихся в социально-опасном положении, оказывают им помощь в обучении и воспитании детей [12]. На внутришкольный учет также могут быть поставлены обучающиеся, возвратившиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений или воспитательных колоний [13].

Постановка обучающегося на внутришкольный учет осуществляется по совместному представлению заместителя директора по воспита­тельной (социальной) работе и классного руководителя (воспитателя, социаль­ного педагога) и на основании решения Совета профилактики государственно­го образовательного учреждения [2]. В представлении должны быть обоснованы причины постановки обучающегося на внутришкольный учет, его характеристика.

Читайте так же:  Генеральная доверенность осужденного

На каждого обучающегося, поставленного на внутришкольный учет, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится карточка учета обучающегося, копия которой находится у заместителя директора по воспитательной (социальной) работе. Совместно с КДН и ЗП, специалистами и педагогами государственного образовательного учреждения, с участием сотрудников органов внутренних дел социальной защиты населения, органов опеки и попечительства составляется план индивидуальной профилактической работы с обу­чающимся, который утверждается заместителем дирек­тора по воспитательной (социальной работе), ведется карта индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося [11].

Одновременно ведется учет семей, в которых родители (законные представители) не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей, злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками, отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков и т. д.), допускают в отношении своих детей жестокое обращение и насилие.

На внутришкольный учет ставятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально-опасном положении и состоящих на учете в государственном обра­зовательном учреждении, а также семьи, состоящие на учете в органах внутренних дел, социальной защиты населения, районной комиссии по делам не­совершеннолетних и защите их прав [7].

Постановка семьи на внутришкольный учет осуществляется решением Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной (социальной) работе и классного руководителя. При необходимости к представлению приобщается информация из органов внутренних дел, социальной защиты населения и попечительства, районной комиссии по делам несовершеннолетних защи­те их прав.

В представлении должны быть обоснованы причины постановки на внутришкольный учет, акт обследования материально-жилищных условий.

На каждую семью, состоящую на внутришкольном учете, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится карточка Классный руководитель, с участием КДН и ЗП, сотрудников органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства составляют план индивидуальной профилактической работы с семьей [4]. Об исполнении мероприятий учебные заведения сообщают в письменном виде в управление (отдел) образования ежеквартально и КДН и ЗП с последующим формированием банка данных о вышеперечисленных категориях граждан.

Как считает один из исследователей Иванова А.А. в своей работе «Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений»: «никакие другие структуры не способны заменить собой систему педагогического воздействия на детей, в том числе и в целях ранней, в полном смысле слова педагогической профилактики, и не должны этого делать. Нуждается в организации и развитии новая система ранней профилактики, или система педагогического воздействия, базой которой должна выступать общеобразовательная школа. Вместе с тем, профилактическая деятельность настоящей системы не может быть эффективной без участия специализирующихся в этом направлений работников органов прокуратуры и других государственных, общественных институтов» [9].

Тем не менее, как показывает практика, к этой части работы зачастую педагоги относятся лишь формально и такой способ сотрудничества с КДН и ЗП существует лишь на бумаге. Педагоги, ошибочно считают, что их основной, и чуть ли не единственной задачей и функцией является преподавание уроков, и если с «трудными» подростками они могут работать в стенах учебного заведения, то с неблагополучными семьями классные руководители в крайне редком случае осуществляют индивидуально – профилактическую деятельность, т.к. это требует дополнительных временных затрат.

Таким образом, именно комплексный подход являет собой полноценную возможность наиболее эффективного решения проблемных моментов по линии несовершеннолетних [16].

Представляется, что в указанной деятельности каждое из звеньев системы профилактики является уникальным по своей сути, не заменимым элементом, обеспечивающим нормальную стабильную работу всего «организма», в лице Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

1. Конституции российской Федерации/ Сибирское университетское изд-во: Новосибирск – 2009;

2. ФЗ РФ № 120 от 24. 06. 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  1. Агеев А.: Районная комиссия по делам несовершеннолетних как орган административной юрисдикции// «Законность», 2006, N 6

4. Барщевский М.Ю.: Большая юридическая энциклопедия/ Изд.: АСТ Москва, 2008г

5. Глушаченко С.Б. Организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних в РСФСР (1918 – 1920г.г.)/С.Б. Глушаченко, С.К. Жулев, М.В. Сальников // История государства и права – 2004 — №3

  1. Дугенец А.С., Масленников, М.Я О некоторых проблемах создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (постановка проблемы) //Российский следователь – 2005 — №6
  2. Закопырин, В. Н. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Дис. к.ю.н.: Сб. науч. тр. -М. 2006г

8. Зубарева О. «Законодательство об обеспечении прав детей» // Российский следователь – 2006 — № 19

9. Иванова А.А. «Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений»// Нижний Новгород – 2006

10. Иванова А.А. Педагогический аспект криминологической детерминации // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. – 2006. – № 4.

11. Kyстoeвa M.B. Проблемы функционирования специальных органов по делам о правонарушениях несовершеннолетних //Правоведение — 1993. — № 3.

12. Семенихин В. Ф. Концептуальный подход к деятельности нетрадиционных учреждений и структур по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей // Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сб. науч. тр. -М.: НИИ МВД России, 1993.

13. Шабаршов А.: В группе риска – несовершеннолетние// Газета МВД РФ «Щит и меч» № 24 (1232), 2010г., стр. 1-2

14. Профилактика безнадзорности и правонарушений школьников // Вестник классного руководителя, 2009г.- №2.

15. Молодежная правовая газета МВД России «Опасный возраст» № 9 2008г. Стр. 11

16. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 14 (207)

Источник: http://moluch.ru/archive/22/2234/

Компетенция комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних

Дата публикации: 01.12.2018 2018-12-01

Статья просмотрена: 581 раз

Библиографическое описание:

Виноградов А. С. Компетенция комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 129-130. — URL https://moluch.ru/archive/234/54427/ (дата обращения: 05.02.2020).

Читайте так же:  Защитник в кассационной инстанции

Предупреждение преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних осуществляется достаточно широким кругом субъектов. В свою очередь в зависимости от места и роли в профилактической деятельности эти субъекты можно классифицировать:

  1. На субъекты общей профилактики.

Данную группу составляют: государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, общественные организации и т. д., поскольку деятельность указанных органов направлена на позитивное развитие общественных отношений, совершенствование социальных институтов, устранение социально-экономических, политических и иных кризисных явлений. Однако, специальной деятельность указанных субъектов является нейтрализация криминогенных факторов социальной среды.

В свою очередь субъекты указанной группы не являются правоохранительными органами, однако их деятельность напрямую направлена на осуществление профилактики правонарушений несовершеннолетних. В данную группу входят: отраслевые органы государственной власти (образования, здравоохранения, занятости).

  1. Специализированные субъекты предупредительной деятельности, осуществляющие правоохранительные функции и имеющие в качестве приоритетной задачи предупреждение преступлений несовершеннолетних.

Компетенция каждого из субъектов профилактики определена законом и вытекает из их функций в соответствующей сфере общественной жизни.

Комиссия по делам несовершеннолетних (далее — КДН) занимает особое место среди субъектов в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, поскольку именно на КДН возложена важнейшая задача «по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1, с.3], что позволяет рассматривать их как ключевое звено в механизме комплексной защиты интересов ребенка.

В юридической литературе обосновано мнение, что «функции — это целенаправленная деятельность того или иного органа государственного управления, которая направлена на реализацию его компетенции, то есть совокупности прав и обязанностей этого органа» [2, с.9].

На основании Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 27 июня 2018 г.) (далее — ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» можно выделить следующие функции Комиссии по делам несовершеннолетних: координация, контроль, профилактика, просвещение, а также защитная и одновременно карательная функция.

На сегодняшний день комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав используют большое количество методов профилактики, направленных на предотвращение детской преступности. Приоритетными направлениями деятельности КДН «являются:

‒ Во-первых, деятельность, направленная на предупреждение девиантного поведения подростков путем выяснения и анализа основных причин указанного поведения

‒ Во-вторых, деятельность, направленная на реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации» [3, c. 44].

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» функциональный комплекс Комиссии можно распределить по следующим направлениям:

‒ Охранительный комплекс, направленный на защиту и восстановление прав несовершеннолетних;

‒ Социальный комплекс, направлен на противодействие ряда отрицательных общественных явлений (беспризорность, безнадзорность, подростковая преступность и другие);

‒ Организационно-методический комплекс — отражает координационные полномочия Комиссий.

В соответствии п. 6 Постановления Правительства РФ от 06 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (ред. от 06 декабря 2017 г.) на Комиссию по делам несовершеннолетних возложено выполнение следующие «задачи:

‒ По предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних путем выявления и устранения причин и условий, способствующих отрицательному поведению;

‒ По обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

‒ По социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе, связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

‒ По выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям».

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возлагает на Комиссии по делам несовершеннолетних выполнение ряда разнохарактерных задач, таких как обеспечение осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защита от дискриминации, физического или психического насилия и др.; подготовка совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов для предоставления в суд; рассмотрение вопросов, связанных с отчислением несовершеннолетних из образовательной организации и другие.

Однако, вместе с тем иными полномочиями Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:

‒ Осуществление обобщения информации о состоянии детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, правонарушениях, о случаях жестокого обращения с несовершеннолетними, и нарушении их прав, полученной от всех органов и учреждений данной системы, для последующего применения мер по профилактики подобных правонарушений;

‒ Составление базы несовершеннолетних и семей, в отношении которых ведется индивидуальная профилактическая работа;

‒ Путем анализа мер, которые могут быть приняты как в отношении детей и подростков, так и в отношении их представителей, выявление наиболее эффективных мер воздействия;

‒ Осуществление профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних путем разработки правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

‒ Профилактика безнадзорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних путем планирования и проведения совместно с другими субъектами системы профилактических мероприятий;

‒ И другие [4, с. 25].

Таким образом, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на Комиссии по делам несовершеннолетних возлагается ряд разнохарактерных задач, среди которых можно выделить: обеспечение осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защита от дискриминации, физического или психического насилия и др.; подготовка совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов для предоставления в суд и др. Однако, «правовое регулирование компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их права, требует совершенствование нормативного регулирования, поскольку действующее законодательство имеет достаточное количество коллизий и пробелов в области полномочий. Использование опыта построения в развитых зарубежных странах института ювенальной юстиции, позволит быстро выполнять задачи, направленные на получение реального результата по профилактике правонарушений несовершеннолетних».

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/234/54427/

Компетенция комиссии по делам несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here