Конституция персональные данные

Сегодня мы раскроем тему: "Конституция персональные данные", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Статья 24 Конституции России

Текст Ст. 24 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Комментарий к Ст. 24 Конституции Российской Федерации

1. Важнейшим личным правом, непосредственно закрепленным в Конституции РФ, является право на информацию (ст. 24, 29 Конституции РФ). Положения Конституции РФ, устанавливающие данное право, соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам России (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 16 Конвенции о правах ребенка, ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Право на информацию закреплялось и в ст. 62 прежней Конституции России, однако механизм реализации этого права гражданами не был предусмотрен, в связи с чем далеко не всегда им могли воспользоваться.

Проблема защиты прав личности, защиты личности от несанкционированного сбора персональных данных, злоупотреблений, возможных при сборе, обработке и распространении информации персонального характера, приобрела особую актуальность в условиях интенсивного развития современных информационных технологий, включая широту применения Интернета.

В части 1 ст. 24 Конституции России определены основные элементы правового режима информации о частной жизни. При этом в правовом смысле важна определенность в понятиях «информация» и «частная жизнь».

Информация в российском законодательстве определяется как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления» (ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. (с посл. изм. и доп.) «Об информации, информатизации и защите информации»)*(106). Названный Закон выделяет также документированную информацию — сведения, зафиксированные на материальном носителе; информацию о гражданах или персональные данные — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

Понятие «частная жизнь» в законодательстве четко не определено. В филологии частная жизнь трактуется исходя из признака ее отделенности, даже противопоставления сфер общественной и государственной жизни. Информация о ней отражает личностно выделенную деятельность, связанную с неофициальным, неформальным межличностным общением, включая общение с семьей, родственниками, друзьями, коллегами и др., а также значимые для лица действия и решения, в том числе опирающиеся на его правовой и материальный статус, но безразличные с точки зрения интересов общества и государства. Это, например, сведения о законном приобретении имущества, выборе учебного заведения для детей, места проведения отпуска, новой работы, внесении вклада в определенный банк.

Под сведениями о частной жизни подразумевается и информация о взглядах, мнениях, других воззрениях, позициях лица по определенным вопросам. Особое значение имеет защита внутреннего духовного мира человека, а также интимных сторон его жизни. Здесь единство требований права и морали задают необходимые ориентиры для частной жизни, определяя пределы дозволенного в ней и информации о ней.

2. Конституция РФ в ч. 2 ст. 24 возложила на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обязанность обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В развитие конституционных положений Президентом РФ 31 декабря 1993 г. был принят Указ о дополнительных гарантиях права граждан на информацию. Согласно Указу деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости, что выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей их личные интересы, а также в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях*(107).

Порядок реализации права граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, определен и в ряде федеральных законов. Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации», гражданам и организациям предоставлено право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности; они имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. На владельца документированной информации о гражданах возложена обязанность предоставлять информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается (ст. 14).

Наряду с возможностью получения информации для личных целей граждане, как участники государственной и общественной жизни, имеют право получать информацию, имеющую общественно-политическую и государственную значимость. В Российской Федерации действует общий принцип, согласно которому любая информация, представляющая общественный и государственный интерес, должна быть открытой и доступной, за исключением случаев, специально оговоренных законодательно. Каждое заинтересованное лицо может воспользоваться предоставленным ему правом, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конституцией РФ прямо не предусмотрены возможности и основания получения необходимых документов в негосударственных сферах, однако эти вопросы урегулированы в федеральных законах и подзаконных актах в отношении отдельных видов информации, в частности следственной, экологической и медицинской.

Особый порядок ознакомления с собранными в отношении лица материалами закреплен в уголовно-процессуальном законодательстве. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ обвиняемый и его защитник в ходе предварительного расследования могут знакомиться с протоколами следственных действий, проводимых с участием обвиняемого, а также с материалами, направляемыми в суд в подтверждение законности и обоснованности применения ареста или продления срока содержания под стражей. По окончании предварительного следствия правом ознакомления со всеми материалами дела обладают потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также обвиняемый и его защитник. Определением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2000 г. по запросу Останкинского межмуниципального (районного) суда г. Москвы о проверке конституционности ч. 2 ст. 53 и п. 1 ч. 2 ст. 120 УПК РФ было признано, что это право должно обеспечиваться указанным лицам и при окончании дознания, а положения ст. 53 и 120 УПК РФ, исключающие возможность ознакомления потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами дела, оконченного в форме дознания, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Читайте так же:  Срок исковой давности по иску прокурора

Источник: http://konstrf.ru/24

Статьи 137 УК РФ, 152 ГК и Конституция о неприкосновенности частной жизни: охрана, наказание за вмешательство

Законодатель предусмотрел понятие о частной жизни, которое включает в себя и определяет пределы возможного вмешательства в личные дела гражданина.
⇒ К незаконным действиям относится слежка, получение и использование личных фотографий и др. В исключительных случаях подобные действия могут образовывать состав преступления. Разберемся подробнее с этим вопросом.

Какие законы регламентируют защиту и неприкосновенность личной жизни

Основополагающим актом, регламентирующим данный вопрос, является Конституция РФ, а именно — статья № 23. В данной статье закреплено право, согласно которому каждый гражданин может защищать свою личную, частную и семейную жизнь. Нарушение такого закона о неприкосновенности влечет за собой наложение различных санкций, как административных, так и уголовных.

Регулированием данного вопроса занимается и гражданское законодательство. В ГК РФ указано, что собирание сведений о частной или личной жизни человека допустимо не иначе как по его согласию или же по судебному решению. В случае нарушения данной правовой нормы гражданин имеет право потребовать возмещения причиненных убытков или же компенсации морального вреда.

Самая суровая ответственность в этой сфере правоотношений содержится в уголовном кодексе РФ. Здесь речь идет о распространении данных о личной тайне гражданина без его согласия, в том числе и публичным образом.

Частная жизнь: определение

По поводу данного вопроса разные теоретики высказывают различные точки зрения.
Так, например, Шершеневич утверждает, что частная жизнь, это такие стороны человеческого бытия, которые человек желает сделать недоступными для других.
Баглай же полагает, что частная жизнь — это внутренний мир человека.

В рамках правовых реалий под частной жизнью следует понимать совокупность следующих сведений:

  1. Переписка.
  2. Личное пространство.
  3. Семейная жизнь.
  4. Данные о работе, составе семьи и др.

В рамках различных правовых актов в понятие частной жизни вкладываются и другие элементы. В рамках гражданского законодательства, например, охраняется еще и честь, доброе имя и др.

Принцип неприкосновенности

Данный принцип означает, что сведения, входящие в данное понятие, не могут распространяться без разрешения гражданина.

Помимо разрешения гражданина, законным распространение будет и тогда, когда это прописано, например, в решении суда. То же самое касается и сбора информации о гражданине.

Что включает в себя право на неприкосновенность частной жизни

Право на невмешательство в семейную и иную частную жизнь личности в российской Федерации предполагает:

  1. Запрет на незаконные действия с личной информацией.
  2. Право на защиту личной и семейной тайны, доброго имени, персональных данных и др.
  3. Неприкосновенность жилого помещения, включая недопущение его незаконного изъятия и др.

Сюда относится также и врачебная тайна, тайна исповеди и др.

Защита личного пространства по закону

Личное пространство по закону защищается посредством применения санкций, предусмотренных гражданским, уголовным и административным законодательством.

Применение того или иного нормативного правового акта зависит от степени тяжести совершенного деяния. В качестве основных санкций применяются штрафы, взыскания убытков, лишение свободы, исправительные и принудительные работы.

Специфическим способом защиты личного пространства в рамках гражданского законодательства является еще и исполнение требований об устранении нарушений и опровержении порочащей информации.

Закон о праве переписки

Право на переписку, а в особенности, на сохранение ее тайны, закрепляется во многих нормативных правовых актах, среди которых можно выделить:

Основополагающим нормативным правовым актом в данном вопросе является закон «О связи». Именно там содержится понятие, именуемое тайной связи. Оно означает, что тайна обеспечивается как при переписке, так и при телефонных разговорах, в том числе и с использованием сети интернет. Защита и охрана граждан соблюдается операторами мобильной связи. Нарушение такого права допускается не иначе как по решению суда.

За нарушение этого права грозит наложение крупных штрафов, размер которых определяется в зависимости от того, к административной или уголовной ответственности относится данное деяние.

Ответственность при использовании служебного положения

Нарушение права на тайну, вмешательство в личную жизнь или незаконное распространение информации о гражданах с использованием служебного положения рассматривается и наказывается в рамках уголовного кодекса.

Ответственность в данном случае может быть применена следующих видов:

  • штраф;
  • лишение свободы;
  • лишение права занимать определенные должности и др.

Размер штрафа в данной ситуации начинается от 100 тысяч рублей и до трехсот тысяч рублей.

Статья 152.2 Гражданского кодекса РФ

Посягательство или вторжение в личную жизнь лица регулируется, кроме прочего, и гражданским кодексом. В частности — данным его разделом.

Скачать статью 152.2 можно здесь. ⇐

23-я статья конституции российской федерации: наказание за нарушение

Ответственность за нарушение данной статьи конституции может быть трех видов: гражданская, уголовная или административная. Все зависит от тяжести совершенного деяния и от других обстоятельств, имеющих существенное значение. Так, например, в рамках административного кодекса налагаются штрафные санкции на граждан в размере, не превышающем трех тысяч.

В уголовном праве размер штрафа не может быть больше двухсот тысяч рублей, если не имело место использование служебного положения.

Скачать статью 23 Конституции РФ. ⇐

Статья 137 УК РФ «нарушение неприкосновенности частной жизни»

Скачать статью номер 137 можно, кликнув сюда. ⇐

Статья 137 УК РФ: комментарии к закону

Как и любое другое правонарушение, данное преступление имеет свой состав, куда входят субъекты, объекты, а также субъективные и объективные составляющие. Рассмотрим комментарии к статье.

Субъектом этого деяния может стать лицо, которому на момент преступления уже исполнилось 16 лет. Он должен быть дееспособным и полностью вменяемым. В качестве вины допускается использование лишь прямого умысла. Объектом в этом случае является конституционное право гражданина на неприкосновенность.

Что касается возможных мер наказания, то здесь все зависит от того, какой квалифицирующий признак присутствует. Допускается распространение публичным образом, с использованием служебного положения, в отношении несовершеннолетнего.

Читайте так же:  Что значит предварительное судебное заседание

Таким образом, сбор информации или незаконная слежка означает нарушение правовой гарантии на неприкосновенность частной жизни. Такое право может быть ограничено не иначе как по постановлению суда, которое гласит, почему право подлежит ограничению и для чего это необходимо.

Источник: http://rusfz.ru/stati-137-uk-rf-152-gk-i-konstitutsiya-o-neprikosnovennosti-chastnoj-zhizni-ohrana-nakazanie-za-vmeshatelstvo

Ст. 24 Конституции РФ с комментариями

По ст. 24 Конституции РФ, частная жизнь гражданина неприкосновенна. Норма не допускает сбор, распространение, хранение и использование сведений, относящихся к личности человека, без его согласия. Данное положение закреплено в т. 24 ч. 1 Конституции РФ . Органы госвласти, местного самоуправления, а также их служащие должны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с материалами и документами, которые непосредственным образом затрагивают его свободы и права, если другое не установлено в законодательстве.

В первой части ст. 24 Конституции РФ придается особое значение обеспечению защиты информации о личных отношениях субъекта. Любое несанкционированное вмешательство в эту сферу умаляет достоинство гражданина, делая его объектом манипулирования. Кроме этого, такого рода вмешательства реально угрожают праву на неприкосновенность семейной и личной тайны, а также иным свободам, касающимся самоопределения индивида.

Актуальность вопроса

Стоит отметить, что понимание и развитие гражданского права на получение информационной защиты частной жизни обострено примерами тоталитарных государственных систем 20 века с их стремлением к полному контролю за личностью. Между тем, данная проблема не теряет актуальность и сегодня. Изобретение и развитие технических средств позволяет без всякого труда анонимно вторгаться в личные отношения людей. Сегодня достаточно широко распространены электронно-компьютерные системы, информационные сети, способные накапливать, использовать, хранить неограниченные базы данных, не дающие никаких гарантий сохранности сведений.

Конфиденциальность

Приватная сторона жизни основывается на естественных интересах и потребностях, противостоящих общественному контролю. Любой человек имеет право ограничивать доступ к своей персоне. Очевидно, что данные о гражданине и его личных отношениях являются конфиденциальными. Определить полный перечень сведений, составляющих индивидуальную тайну, весьма затруднительно. Более того, это нецелесообразно, так как, в противном случае, понятие личной жизни и объем мер по ее гарантированной защите были бы существенно сужены. Безусловно, право на неприкосновенность семейных и иных индивидуальных отношений тесно связано с иными свободами человека.

Категории сведений

К конфиденциальной информации, которую защищает ст. 24 Конституции РФ , можно отнести данные о:

  1. Социальном, национальном, расовом происхождении человека.
  2. Духовном мире.
  3. Отношении к религии.
  4. Мнениях и убеждениях.
  5. Взглядах.
  6. Морально-значимом поведении.
  7. Неофициальном общении, межличностных связях.
  8. Интимных и семейных отношениях.
  9. Принадлежности к общественным организациям.
  10. Здоровье.
  11. Доходах, имуществе.
  12. Профессиональных занятиях.
  13. Прочих фактах биографии, обнародование которых субъект считает невозможным.

Только сам человек может определять, какая именно информация относится к нему лично, насколько серьезным будет моральный вред от раскрытия тех или иных сведений.

Взаимодействие с органами власти

При рассмотрении ст. 24 Конституции РФ нельзя не упомянуть о достаточно серьезной проблеме, с которой граждане сталкиваются при обращении в разные структуры. Многие муниципальные и госорганы, физлица и организации в рамках своей компетенции, целей, характера деятельности накапливают, хранят и используют персональные данные. В ряде случаев граждан обязывают предоставлять личную информацию. В первую очередь такие требования выдвигают правоохранительные структуры, регистрационные и учетные инстанции, ФНС, пенсионные и медицинские учреждения, банки, страховые компании и пр.

Видео (кликните для воспроизведения).

ФЗ № 152

В соответствии с предписаниями ст. 24 Конституции РФ , наиболее уязвимыми являются сведения, по которым можно идентифицировать конкретную личность и которые находятся за пределами ее постоянного контроля. Закон выделяет такую информацию в отдельную категорию. В ФЗ № 152 к персональным данным отнесены сведения о фамилии, имени, отчестве, годе, месяце, числе, месте рождения, семейном, социальном, имущественном статусе, адресе проживания, профессии, доходах и пр. Отдельно в законе определены биометрические сведения. В ФЗ № 152 предусмотрен порядок регулирования обработки персональной информации, в том числе с использованием автоматизированных средств. Правила распространяются на всех операторов, органы государственной и территориальной власти, физлиц и организаций. Обработка личных сведений разрешена исключительно по согласию их носителя, кроме случаев, прямо определенных законом. Сбор сведений должен производиться добросовестным и правомерным способом, согласно целям и полномочиям оператора. При этом в законе специально оговаривается недопустимость обработки специальных данных, относящихся к национальной, расовой принадлежности, политическим взглядам, интимной сфере, здоровью, философским убеждениям. Однако и для этих сведений предусматриваются некоторые исключения.

Возможности субъекта

В качестве одного из условий обработки информации автоматизированными способами является то, что сами по себе операции с данными не могут порождать юридических последствий для их носителя. Субъект при определенных обстоятельствах может пользоваться правом доступа к сведениям, ознакомление с их содержанием, источниками их получения, прочих лицах, использующих их. Он также может требовать уточнения информации, ее блокирования или уничтожения. Субъект дает согласие в письменной форме на включение сведений о себе в публичные источники (адресные книги, справочники и пр.). Законодательство обязывает операторов предпринимать все организационно-технические меры, необходимые для обеспечения защиты персональной информации.

Ст. 24 Конституции РФ: ответственность

Надзор за соблюдением правил обработки персональной сведений возлагается на федеральную исполнительную структуру, осуществляющую контроль в области связи и информационных технологий. За нарушение установленных требований по обеспечению защиты данных и их конфиденциальности закон предусматривает административную, гражданскую, дисциплинарную, уголовную ответственность. Серьезные посягательства влекут наказание по УК. В частности, ст. 137 Кодекса устанавливается ответственность за незаконные сбор, распространение информации о личной жизни человека без его согласия.

Исключения

В некоторых случаях право граждан на защиту персональных данных ограничено. Такие ситуации связаны с принятием необходимых мер для обеспечения безопасности конституционного строя, здоровья, интересов иных субъектов, нравственности, обороны страны. Исключения допускаются, когда обработка персональной информации осуществляется в рамках правосудия, оперативно-розыскной деятельности, уголовно-процессуального или уголовно-исполнительного производства. При этом все уполномоченные органы обязаны соблюдать общие принципы сбора и использования полученных данных.

Ст. 24 ч. 2 Конституции РФ

В этой части рассматриваемой нормы предусмотрено право каждого лица на доступ не только к персональным данным, но и к иным сведениям, которые непосредственно затрагивают его интересы. Ст. 24 ч. 2 Конституции РФ обязывает уполномоченные муниципальные и госорганы, а также их служащих обеспечить возможность физлиц ознакомиться с соответствующими материалами. Данное право согласуется не только с принципом свободы информации. Оно корреспондирует и с юридической возможностью осуществлять субъектами защиту своих персональных данных. Во исполнение ст. 24 (2) Конституции РФ , законодатель разделяет сведения на общедоступные и ограниченного доступа. 140 статья УК предусматривает наказание за неправомерный отказ служащих в предоставлении материалов и документов, затрагивающих свободы и права граждан, собранных по установленным правилам. В этой же норме определены санкции за предъявление лицу заведомо ложной либо неполной информации, если эти действия нанесли ущерб интересам человека. Стремление к рационализации деятельности уполномоченных структур не может выступать в качестве основания для ограничения права, закрепленного ст. 24 п. 2 Конституции РФ.

Читайте так же:  Международно правовой статус вынужденных переселенцев

Источник: http://www.syl.ru/article/297117/st-konstitutsii-rf-s-kommentariyami

Статья 23 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 23 Конституции РФ гласит:

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Комментарий к Ст. 23 КРФ

1. Сфера личной жизни человека и те отношения, которые складываются в ней между людьми, лишь в незначительной степени регулируются нормами права (в частности, СК). В большей же мере поведение людей в этой сфере определяется особенностями их психологии и существующими в обществе нравственными нормами. Это обусловлено не только трудностями формализации в нормах права межличностных отношений, строящихся на чувствах дружбы, любви, уважения, презрения и др., но и тем, что по самой своей природе человек, помимо публично значимой деятельности (государственная служба, участие в политической жизни и т.п.), существует как индивид, нуждающийся в определенной независимости от общества, государства, других людей.

Одной из гарантий такой независимости как раз и является право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну.

Неприкосновенность частной жизни означает, что человек вправе строить свою жизнь в семье, в неформальном общении с друзьями и другими лицами таким образом, как он сам того желает. Он не может быть понужден к вступлению в брак или к его расторжению, к рождению ребенка, к общению с теми или иными людьми. Действующим правовым актам неизвестны существовавшие ранее ограничения возможностей контактов с гражданами иностранных государств, запрет на производство абортов или на сексуальные отношения между лицами одного пола. И в то же время законом устанавливается ответственность за насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК России), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК), действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста (ст. 134 УК), за разглашение тайны усыновления (удочерения; ст. 155 УК) и за некоторые другие антиобщественные проявления в сфере межличностных отношений людей, когда они способны затронуть права и законные интересы других граждан.

Некоторые ограничения в реализации права на свободу частной жизни могут быть обусловлены также необходимостью соблюдения определенных режимных правил, касающихся пребывания в стране иностранных граждан, проживания в общежитиях, жизни в условиях чрезвычайного положения.

Положения Конституции о недопустимости проникновения и вмешательства в частную жизнь человека находят свое развитие в гарантировании ею сохранности личной и семейной тайны.

Понятия личной и семейной тайны тесно связаны между собой и во многом совпадают. Различия же между ними усматриваются в одном: если личная тайна непосредственно касается интересов лишь конкретного индивидуума, то семейная тайна затрагивает интересы нескольких лиц, находящихся друг с другом в отношениях, регулируемых Семейным кодексом.

Предметом личной и семейной тайны могут быть сведения: 1) о фактах биографии лица; 2) о состоянии его здоровья; 3) об имущественном положении; 4) о роде занятий и совершенных поступках; 5) о взглядах, оценках, убеждениях; 6) об отношениях в семье или об отношениях человека с другими людьми лицом правонарушениях или иная касающаяся его информация, имеющая значение для решения вопроса об ответственности, не подлежат охране как личная или семейная тайна.

Сведения о совершенном лицом правонарушении или иная информация, имеющая значение для решения вопроса об ответственности, даже если они касаются сугубо межличностных отношений, расцениваются как имеющие публично-правовое значение и не подлежат охране как личная или семейная тайна. Однако при этом ни сам обладатель тайны, ни другие указанные в статье 51 Конституции и в федеральных законах (см. комм. к ст. 51) лица не могут быть понуждаемы к ее раскрытию, а необходимые для правосудия сведения должны получаться путем использования имеющихся в распоряжении правоприменительных органов законных оперативно-разыскных и процессуальных возможностей.

Неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна гарантируются рядом норм Конституции и отраслевого законодательства. В первую очередь это конституционные положения о тайне переписки и иных сообщений (ч. 2 ст. 23), о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24), о неприкосновенности жилища (ч. 1 ст. 25), о судебной защите прав и свобод (ст. 46), которые способствуют созданию такого правового режима, при котором нарушение неприкосновенности частной жизни оказывается затруднительным или невыгодным.

Значительная же часть гарантий рассматриваемых конституционных прав содержится в отраслевом законодательстве.

В нем, во-первых, устанавливаются конкретные основания, условия и порядок получения сведений, касающихся личной и семейной тайны, чем создаются препятствия для произвольного вмешательства в частную жизнь, прежде всего со стороны государственных органов. Так, органы милиции, ФСБ, иные правоохранительные структуры вправе тем или иным образом проникать в частную жизнь граждан лишь в связи с расследованием совершенных ими (или в отношении них) преступлений либо при наличии данных о совершающемся преступлении, о несчастном случае, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности (п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК; ст. 11 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции»; ст. 13 ФЗ от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности», с изм. и доп.).

Читайте так же:  Пошлина на регистрацию права собственности на квартиру

Правда, нужно заметить, что некоторые из вышеназванных законов все же допускают в исключительных случаях возможность предоставления другим лицам полученной в результате профессиональной деятельности информации о частной жизни граждан, если это необходимо, в частности, в связи с проводимым расследованием или судебным разбирательством (ч. 4 ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Такого рода исключения, однако, могут иметь место лишь тогда, когда они прямо предусмотрены в законе. Если же закон не устанавливает каких-либо изъятий из правила о неразглашении доверительной информации, ее передача кому бы то ни было недопустима. Лицо, разгласившее эту информацию, может быть подвергнуто как дисциплинарной, так и уголовной ответственности (ст. 137, 155 УК РФ).

С правом на неприкосновенность частной жизни тесно связано другое право человека — на защиту своей чести и доброго имени, т.е. таких элементов характеристики личности, которые, определяя право человека на почет, уважение, признание, являются основой его положения в обществе. Из того, что эти права указаны в одной статье, не следует делать вывод, будто бы Конституция гарантирует защиту чести и доброго имени человека лишь в связи с тайной его частной жизни. Защита чести и доброго имени предполагает недопущение: 1) распространения помимо воли человека сведений, касающихся его личной и семейной жизни, если эти сведения способны подорвать его репутацию в обществе; 2) тенденциозного освещения тех или иных черт личности, создающего о ней одностороннее представление; 3) сообщения о человеке, его личной, семейной, профессиональной, политической жизни сведений, не отвечающих действительности (следует заметить, что причинять вред доброму имени могут и такие ложные сведения, которые приписывают человеку несуществующие достоинства); 4) совершения в отношении человека неуважительных, оскорбляющих его действий; 5) присвоения другими дел и заслуг человека и т.д.

Нарушение этих требований может влечь как применение предусмотренных гражданским законодательством способов защиты гражданских прав, включая компенсацию морального вреда (ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 1099 ГК), так и уголовную или иную ответственность (в частности, ст. 129, 130, 306 УК; ст. 51, 59 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»//Ведомости РФ. 1992. N 7. ст. 300).

Положения Конституции, устанавливающие возможность ограничения права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается только на основании судебного решения, в настоящее время получили закрепление и в федеральном законодательстве.

В ФЗ «О федеральной службе безопасности» прямо сказано лишь о том, что осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Что же касается иных видов деятельности этого органа (борьба с преступностью, разведывательная деятельность), то их регулирование осуществляется на основе бланкетных предписаний, адресующих правоприменителя к нормам ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп.).

Этот Закон не только предусматривает, что оперативно-разыскные мероприятия, ограничивающие закрепленные в ст. 23 Конституции права граждан, допускаются лишь на основании судебного решения, но и устанавливает условия, когда такое судебное решение может быть принято. Эти условия связаны с наличием информации: 1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; 2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; 3) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (ч. 2 ст. 8 Закона). При этом прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

При наличии этих условий в случаях, не терпящих отлагательства и создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, проведение указанных оперативно-разыскных мероприятий допускается на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность (органы внутренних дел, ФСБ, служба наркоконтроля и др.), с обязательным последующим уведомлением судьи в течение 24 часов (48 часов — при наличии угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц с их письменного согласия). Если в течение 48 часов по получении такого уведомления судья не примет решение о разрешении соответствующего оперативно-разыскного мероприятия, его проведение должно быть прекращено.

Как отметил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», результаты оперативно-разыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, могут быть использованы в качестве доказательств по делам лишь при условии, что они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (БВС. 1996. N 1. С. 4).

Статьей 186 УПК РФ предусматривается возможность производства по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях таких следственных действий, как контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела. Эти действия могут проводиться либо по письменному заявлению потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, их близких родственников или иных лиц (если имеется угроза совершения в отношении них насилия, вымогательства и других преступных действий) либо по судебному решению, вынесенному на основании соответствующего ходатайства следователя с согласия руководителя следственного органа. Осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров в порядке статьи 186 УПК РФ может быть установлено на срок не более чем шесть месяцев. Фонограмма записи переговоров приобщается к уголовному делу и хранится в условиях, исключающих возможность ее прослушивания и тиражирования посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Читайте так же:  При производстве по делам несовершеннолетних подлежит доказыванию

Источник: http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-2/st-23-krf

Защита персональных данных: конституция РФ

Защита персональных данных
с помощью DLP-системы

О сновным документом в РФ, устанавливающим требование по защите персональных данных (ПД), является Конституция. На ней строится вся система защиты информации, относящейся к персональной, и обеспечивается законодательное регулирование этого вопроса.

Основные моменты – Конституция РФ

В соответствии со статьей 24 Конституции РФ, без согласия гражданина собирать, хранить, использовать и распространять сведения о его частной жизни запрещено. На государственном и муниципальном уровнях на должностных лиц накладывается обязанность предоставления возможности каждому человеку знакомиться с документацией и любыми материалами, имеющими отношение к его правам и свободам, если в законодательстве не предусматриваются иные условия выполнения этих действий.

Защита сведений, которые относятся к личной жизни гражданина, имеет особое значение в соответствии с этой статьей Конституции. Это вызвано тем, что какое-либо несанкционированное вмешательство в частные отношения:

  • унижает достоинство человека (часть 1 статьи 21 этого документа);
  • предоставляет возможность для внешних манипуляций с применением его личной информации;
  • является реальной угрозой в отношении права на неприкосновенность личной жизни и сохранение семейной тайны (статьи 23, 25), других свобод, прав, имеющих прямое отношение к самоопределению личности, – статьи 26, 28-30.

Данный документ закрепляет за гражданами предоставление чрезвычайно важного права – на доступ к информации. В положениях Конституции, которые дают такое право, применяются общепризнанные принципы, а также международные правовые нормы, соглашения между РФ и другими странами.

В Конституции, действовавшей ранее, право на доступ к информации было закреплено статьей 62, но не был разработан механизм, который позволял бы гражданам пользоваться таким правом. Поэтому воспользоваться этой возможностью можно было не всегда.

Реализация права на защиту ПД в законодательстве

С началом стремительного развития современных информтехнологий, тотального распространения Интернета начали возникать проблемы с защитой личностных прав, предотвращением попыток несанкционированного сбора ПД, необходимостью реагирования на злоупотребления при возможном сборе, обработке и выполнении других действий с персональными данными. В связи с изменением в возможностях доступа к ПД возник чрезвычайно актуальный вопрос защиты информации, которая носит личностный характер.

В статье 24 Конституции первым пунктом определяются составляющие правового режима сведений, касающихся личной жизни. Немаловажно в правовом отношении определить понятия «частной жизни» лица и «информации».

Российское законодательство определяет информацию как данные о лицах, фактах, явлениях независимо от формы, в которой она предоставляется (ФЗ «Об информации, информатизации…»). Этот законодательный документ определяет и информацию, являющуюся документированной.

К ней относят сведения:

  • размещенные на материальных носителях;
  • о гражданах, ПД о событиях, обстоятельствах, происходящих в жизни человека, которые предоставляют возможность установить его личность.

Понятия, определяющие «частную жизнь», не имеют четкого определения в законодательстве.

Информация о частной жизни

Философское определение частной жизни основывается на признаках ее определенности, включая противопоставление общественной и государственной сфер жизни. Сведения об этом направлении жизни – это отражение деятельности, выделенной по отдельной личности. Оно включает также неформальное личностное общение – с родственниками, сослуживцами, знакомыми, важные для гражданина события, решения, действия, включая те, что основываются на его материальном и правовом положении, но не имеют значения в целом для государства и общества. Примером такой информации могут стать сведения об оформленной на законном основании имущественной покупке, выборе учебного заведения для своих детей, места для поездок в отпуск, переходе на другую работу, размещении денег в виде банковского вклада.

Сведения о частной жизни – это данные о взглядах, мнениях, иных предпочтениях, занимаемой позиции в отношении конкретных вопросов.

Интимная жизнь, духовность, внутренний мир и мировоззрения человека имеют особое значение. В этом направлении защиты личной информации требования права и морали едины и задают требуемые ориентиры для создания условий неприкосновенности частной жизни.

Конституционные положения были реализованы в Указе Президента РФ от 31.12.93 г., в котором предоставлены дополнительные гарантии прав каждого гражданина на информацию. В соответствии с этим документом, работа госорганов, компаний, предприятий, любых общественных организаций, должностных лиц должна вестись с соблюдением принципов открытости информации. Граждане должны иметь доступ к сведениям, которые касаются общественных или личных интересов. Также указана необходимость систематически предоставлять гражданам информацию о решениях, которые предполагается принять, или об уже принятых.

Права граждан, статья 23 Конституции РФ

В 23-ей статье прописаны основные права граждан в области защиты их персональных данных:

  • на обеспечение личной защиты (в отношении одного физического лица);
  • на гарантию соблюдения семейной тайны (касающейся людей, имеющих родственные отношения);
  • на соблюдение профессиональной тайны, имеющей отношение к определенным видам профессии;
  • на соблюдение тайны связи – переписки, разговоры всех видов, осуществляемые с использованием любых технических устройств (телефонные коммуникации, почта, телеграф, Интернет);
  • на возможность контроля информации, которая распространяется о гражданине;
  • на защиту доброго имени и чести (клевета, наговоры, фальсификации, направленные на ухудшение репутации);
  • на защиту личности, связанную со сбором, применением ПД. При отсутствии согласия гражданина, которому эти данные принадлежат, их распространение запрещено;
  • обеспечение неприкосновенности жилища.

ФЗ № 152 «О защите персональных данных» разработан на основании Конституции в части обеспечения прав человека. В соответствии с этим нормативным документом, все ПД необходимо хранить и обрабатывать с использованием сертифицированных систем и методов, обеспечивающих защиту и сохранность, а также конфиденциальность.

Операторами персональных данных считаются все органы, представительства, физические и юридические лица, деятельность которых связана с использованием сведений о гражданах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Под правила обработки персональной информации не подпадают отношения, в которых данные используются в семейных и личных целях, собираются и обрабатываются в судах, архивах, в реестрах индивидуальных предпринимателей, если эти данные связаны с государственной тайной.

С какой бы целью ПД ни использовались и хранились, все действия с ними должны выполняться с соблюдением установленного порядка и всех законных норм и требований Конституции РФ.


Источник: http://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/zaschita-personalnykh-dannykh/realizaciya-zashchity-personalnyh-dannyh/zashchita-personalnyh-dannyh-konstituciya-rf/
Конституция персональные данные
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here