Нарушение экологических прав граждан

Сегодня мы раскроем тему: "Нарушение экологических прав граждан", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

ПРАВО. Теория. Экологическое право.

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Принципы экологического права.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Предотвращение вреда окружающей среде.
  • Охрана жизни и здоровья человека.
  • Демократизация экологического права.
  • Гуманность.
  • Обеспечение рационального использования природных ресурсов.
  • Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.
  • Сохранение и защита экологического равновесия.
  • Свободный доступ к экологической информации.
  • Платность природопользования.
  • Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду.
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию.
  • Ответственность за нарушение требований экологического законодательства.
Объекты экологических правоотношений.

Объекты экологического права – это то, по поводу чего совершается правовое регулирование.

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» к объектам относятся:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъекты экологических правоотношений:

  • государство – в лице компетентного органа;
  • юридические лица;
  • физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
  • хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

Источники экологического права.

Конституция. Статья 42.

Экологические права человека.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Право на достоверную информацию о её состоянии.
  • Право на возмещение ущерба, нанесённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обязанности граждан РФ.

  • Сохранять природу и окружающую среду.
  • Бережно относиться к природе и природным богатствам.

Права граждан РФ.

  • Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
  • Направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.
  • Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды.
  • Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении.
  • Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2002 г.

Закон содержит:

  • понятия экологического права;
  • основные принципы охраны окружающей среды;
  • перечень объектов охраны окружающей среды;
  • полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;
  • полномочия органов местного самоуправления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
  • определяет методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды;
  • определяет нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д.;
  • отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды;
  • определяет основы формирования экологической культуры;
  • определяет ответственность за экологические правонарушения;
  • поясняет особенности международного сотрудничествуав области охраны окружающей среды.

Статья 1.

Благоприятная окружающая среда – это среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно- антропогенных объектов.

Экологическая безопасность – состояние защищённости природой среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности , чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включённые в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Предмет экологических правонарушений:

  • Право собственности на природные ресурсы
  • Экологические требования охраны окружающей среды
  • Порядок хозяйственной эксплуатации природных ресурсов.

Способы причинения вреда окружающей среде:

  • Загрязнение природной среды
  • Нерациональное использование природных ресурсов
  • Истощение природных объектов
  • Порча, повреждение, уничтожение природных объектов
  • Разрушение природной системы, её экологических связей.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Вид ответственности По какому законодательству наступает.

Характеристика.

Дисциплинарная. Трудовой кодекс.

Наступает у работника, должностного лица за совершённый им дисциплинарный проступок – противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду.

Материальная. Трудовой кодекс.

Наступает у работника, должностного лица, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда в связи с экологическим правонарушением.

Работник обязан возместить в установленном порядке и в определённых размерах имущественный ущерб.

Гражданско-правовая.

Гражданский, административный кодексы.

Правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне имущественный, моральный вред, причинённый в результате нарушения экологических требований; обязан восстановить состояние нарушенной окружающей среды. При нарушении предусматривается приостановление или прекращение деятельности физического или юридического лица

Административная. Административный кодекс.

Наступает за нарушение общих эколого-правовых требований по охране окружающей среды,

Уголовная. Уголовный кодекс.

Наступает за виновное опасное общественное деяние, посягающее на окружающую среду, рациональное использование и охрана которой обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территории; за противоправное использование природных объектов, их уничтожение или повреждение.

Читайте так же:  Порядок направления жалобы в суд

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/

Сети МСоЭС

СоЭС-издат

Научно-практическая конференция «Права человека, экология и гражданское общество»
3-4 июня 2005 г., г.Ивантеевка Московской области

Нарушение экологических прав граждан и их защита в Брянском регионе
Комогорцева Л.К., председатель постоянного комитета по экологии и природопользованию Брянской областной думы, к.х.н.

Анализ исполнения федерального закона «Об охране окружающей среды в РФ» на территории Брянской области показал существенные нарушения, прежде всего, в части реализации экологических прав граждан: права на своевременную достоверную информацию, права на благоприятную окружающую среду и право на возмещение ущерба, причиненного здоровью в результате техногенных аварий и экологических катастроф.

Предотвращение вреда, в том числе и невосполнимого, для жизни и здоровья граждан невозможно без своевременного получения полной информации о наличии того или иного техногенного воздействия и доведения её до общественности.

Классическим примером нарушения права на своевременную достоверную информацию является сокрытие факта наличия радиоактивного йода над всей территорией Брянской области сразу после Чернобыльской катастрофы в 1986 году. Достаточно было предупредить население об элементарных мерах предосторожности: не покидать помещений, принимать препараты йода и пр., и сегодня Брянская область не лидировала бы по количеству случаев рака щитовидной железы, особенно у детей. Только за один 2001 год в регионе зарегистрировано 200 случаев рака щитовидной железы.

Второй, не менее яркий пример нарушения права на предоставление своевременной достоверной экологической информации — это пример, связанный с программой переселения населения с загрязнённых радионуклидами территорий. Так, из Юго-Западных районов Брянской области было переселено более 3500 семей в Почепский район. Часть семей поселили вдоль забора арсенала, где хранится 7500 тонн новейшего химического оружия.

Всё население п. Речицы вышло на митинг протеста после объявления о строительстве завода вблизи арсенала для уничтожения химического оружия. Население Почепского района почти 50 лет не подозревало об опасном соседе — химическом арсенале. Естественно, что никто не требовал материального возмещения за риск проживания.

Тем более, вызывает вопросы недавнее секвестрование Госдумой закона «Об уничтожении химического оружия», в результате чего население зоны защитных мероприятий Почепского арсенала, а это около 40 тысяч жителей лишаются прав на социальную защиту, например, на бесплатное медицинское обследование.

Скорей всего, именно с неблагоприятной экологической обстановкой в регионе связан факт большого числа патологий у девочек, приводящих к нарушению репродуктивной функции. В целом, следует отметить слабую информированность населения и общественности не только о наличии техногенных объектов, но и о наличии тех или иных экологических прав и, соответственно, нормативной документации.

При анализе выполнения ряда федеральных экологических законов было выявлено невыполнение многих статей этих законов на региональном уровне. И, прежде всего, таких базовых законов, как законы: «Об отходах производства и потребления», Водный кодекс, Лесной кодекс, закон «Об экологической экспертизе.

В области существует большая проблема с реализацией права на благоприятную окружающую среду. Отсутствие долгосрочной программы по утилизации отходов производства и потребления привело к образованию нескольких тысяч несанкционированных свалок в пригородах городов, по берегам рек, вдоль дорог, в рощах, парках, лесах.

Недавно в Брянске прошла межрегиональная конференция: «Проблемы отходов производства и потребления, пути их решения», по инициативе, кстати, общественной организации «За химическую безопасность», которой сегодня исполняется 10 лет, которая позволила привлечь внимание к данной проблеме. Совсем недавно была ликвидирована многолетняя свалка отходов деревообработки Полпинского ДОЦа.

Свалка в несколько гектаров площадью, находящаяся в пригороде Брянска, постоянно находилась в состоянии тления и горения. Причем, лес на предприятие поступал и из загрязненной радиацией зоны (Злынковского лесничества). Угроза уголовной ответственности и закрытия предприятия подвигли хозяев в течение недели решить многолетнюю проблему: провести рекультивацию, заключить договора с полигоном пром. отходов, пожарными, заняться вторичной переработкой отходов древесины. Главное же, ядовитый дым не стелиться над поселком и детей не преследуют приступы кашля, аллергии и пр. Сейчас ведется аналогичная работа по установлению хозяев других свалок.

Когда граждане, общественные экологические организации, государственные службы экоконтроля и природоохранная прокуратура объединяют усилия удается в полной мере отстоять право на благоприятную окружающую среду, предотвратить необратимые последствия для природы и человека.

Приведу несколько примеров успешных акций:

1. Предотвращение использования старых автопокрышек в качестве топлива в цементных печах ОАО «Мальцовский портландцемент», 2002 год, г. Фокино, Дятьковского района.

2. Недопущение строительства АЗС на Деповсвком водозаборе

3. Битва за памятники природы:Нижний и Верхний судок, роща «Соловьи», ботанический сад от посягательства застройщиков.

4. Сейчас добиваемся очистки от нефтезагрязнения почвы в районе военного аэродрома в п. Сеща.

5. Контроль за ситуацией на Почепскком арсенале химоружия.

6. Отстаивание права пострадавших при Чернобыльской катастрофе на возмещение ущерба и многое др.

Пассивность населения, в том числе и по предъявлению требований в судебном порядке на возмещение вреда, нанесённого здоровью, связано с незнанием своих прав и из-за отсутствия специалистов юристов, желающих и умеющих защищать истцов.

Что же следует предпринять для скорейшего устранения указанных нарушений экологических прав? Прежде всего, следует усилить просветительское направление. Это и правовое воспитание, и усиление внимания социальной экологии, экологическому праву в образовательных программах. Конечно же, необходим мониторинг нарушений экологических прав граждан, анализ экологического законодательства, особенно в части его реализации в регионах Российской Федерации.

Читайте так же:  Помощь в судебных разбирательствах

Далее, необходима кропотливая и долговременная работа по установлению влияния техногенного воздействия на здоровье человека, особенно важно спрогнозировать отдалённые последствия этого воздействия.

Конечно же, нужна серьезная и полная база региональных экологических законов. Для большей эффективности эколого-правовой деятельности необходимо усиление взаимодействия экологических и правозащитных общественных организаций и власти, создание общественных советов и комиссий, общероссийских коалиций по продвижению общественных экологических интересов. Это позволит оказывать большее влияние на природоохранные структуры, в том числе и правоохранительные, для повышения ответственности при принятии общественно-значимых экологических решений. Это, прежде всего, касается повышения ответственности при проведении государственных экологических экспертиз, оценок воздействия на окружающую среду.

И, конечно же, необходимо усилить взаимодействие со СМИ для более успешного и эффективного решения вышеперечисленных задач.

Источник: http://www.seu.ru/conference/ecopravo/komogor.htm

Проблемы реализации экологических прав граждан

Дата публикации: 30.10.2019 2019-10-30

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Шульгач Ю. А., Куликова К. Б., Сорокина К. И., Попова А. А. Проблемы реализации экологических прав граждан // Молодой ученый. — 2019. — №44. — С. 268-270. — URL https://moluch.ru/archive/282/63466/ (дата обращения: 05.02.2020).

В настоящее время реализация гражданами экологических прав обладает важным значением в связи с крайне негативной экологической обстановкой с одной стороны, а также с огромным объемом работы, проводимым в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Основные экологические права граждан закреплены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 42 Конституции РФ можно выделить три основных экологических права [1]:

1) право на благоприятную окружающую среду;

2) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

3) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением.

Указанные экологические права находятся в тесной взаимосвязи. Так, например, в целях реализации права на благоприятную окружающую среду человек должен обладать достоверной информацией об окружающей среде.

Кроме Конституции РФ экологические права граждан закреплены в таких нормативных правовых актах как Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (глава III), Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 8), Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (глава 6) и др.

Анализ указанных нормативных актов позволяет сделать вывод об отсутствии в Российской Федерации системы экологических прав граждан, положения законов являются разрозненными, зачастую, права просто перечисляются (без раскрытия их содержания и механизма реализации). Данное обстоятельство существенно затрудняет возможность реализации экологических прав на практике.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» даёт понятие благоприятной окружающей среды, под которой понимается «окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов» [3]. Однако в законодательстве не указаны критерии, характеризующее качество окружающей среды. А. Ю. Хворостов в качестве критерия благоприятной окружающей среды предлагает применять уровень здоровья населения [8, с. 248], М. В. Светличная в качестве критериев указывает соответствие среды требованиям незагрязненности, ресурсоёмкость, экологическое устойчивость, видовое разнообразие и сохранение естественных экосистем [7, с. 2].

Право на благоприятную окружающую среду в настоящее время остается скорее формально-закрепленным, чем имеющим место в действительности. Так, согласно данным Обзора состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2018 год в 46 городах (21 % городов) качество атмосферного воздуха характеризовалось высоким или очень высоким уровнем загрязнения, при этом около 60 % городов расположены в Сибирском федеральном округе [9]. В 37 городах с населением 12,6 млн. человек были отмечены максимальные концентрации примесей выше 10 ПДК.

При этом не наблюдается тенденция к снижению уровню загрязнения окружающей среды, количество населенных пунктов с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха остается практически неизменным. Данное обстоятельство вызвано с отсутствием эффективного механизма предотвращения загрязнения, стимулирующего субъекты хозяйствования сокращать выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Право граждан на информацию о состоянии окружающей среды конкретизировано в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4]. Однако данный закон содержит лишь общие положения относительно права граждан на получение любой необходимой информации. В качестве гарантии соблюдения права граждан на информацию статьёй 5.39 КоАП РФ установлена ответственность для лиц, не предоставивших необходимую информацию [2]. Однако указанные нормы не получили существенной реализации на практике.

Для эффективной реализации гражданами своих прав, в том числе экологических, необходим действенный механизм исполнения соответствующих обязанностей со стороны государственных органов. Несмотря на то, что ст. ч.2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29 Конституции закреплены обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять каждому информацию, касающуюся его прав и свобод, на практике данные нормы реализуются не в полной мере.

Право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, реализуется путем обращения пострадавшего лица с иском в суд в соответствии с порядком, установленным ст. 75–80 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При этом обратиться с иском может не только пострадавший, а любое заинтересованное лицо, в том числе в целях защиты неограниченного круга лиц. В то же время механизм возмещения вреда недостаточно разработан, в частности, рассмотрение иска в отношении неопределенного круга лиц зачастую делает невозможным установление лиц, которым непосредственно был причинен вред экологическим правонарушением и которым должна быть выплачена компенсация [6, с. 153]. Более того, в настоящее время отсутствует методика определения размера причиненного вреда, для доказательства причинения вреда необходимо проведение дорогостоящей экспертизы.

Читайте так же:  Исковое заявление долевого

Проблемой реализации экологических прав граждан является и отсутствие реального механизма защиты экологических прав. Как показывает практика, граждане крайне редко участвуют в законотворческой деятельности, касающихся экологии [5, с. 612]. Несмотря на установленные в законодательстве меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, данные нормы на практике практически не применяются, граждане, зачастую, не обращаются в судебные и правоохранительные органы за защитой своих экологических прав.

С учетом изложенных обстоятельств, можно сделать вывод, что в процессе реализации экологических прав в Российской Федерации граждане сталкиваются с такими проблемами как: сложности в получении достоверной информации о состоянии окружающей среды, минимальная возможность влиять на принятие нормативных актов в сфере экологии и контроля за их выполнением, отсутствие действенного механизма защиты экологических прав граждан.

В целях решения обозначенных проблем необходимо, прежде всего, внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации, в частности, определить критерии благоприятной окружающей среды, закрепить гарантии предоставления достоверной информации об окружающей среды и механизм получения данной информации, установить порядок определения размера вреда, причиненного экологическим правонарушением и т. д. Следует признать обоснованной точку зрения некоторых авторов о необходимости принятия отдельного закона «О доступе к экологической информации» [6, с. 152] Целесообразно также внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Источник: http://moluch.ru/archive/282/63466/

Нарушение экологических прав

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Экологическое право

Уголовная ответственность за нарушения экологического законодательства может быть установлена только в случаях, прямо предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Новые законы, предусматривающие уголов-ную ответственность, подлежат включению в УК РФ.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

— нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ;
— нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;
— нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
— нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
— загрязнение вод;
— загрязнение морской среды;
— нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экологической зоне Российской Федерации;
— порча земли;
— нарушение правил охраны и использования недр;
— незаконная добыча водных животных и растений;
— нарушение правил охраны рыбных запасов;
— незаконная охота;
— другие общественно опасные деяния, предусмотренные главой 26 «Экологические преступления».

За совершение указанных общественно опасных деяний установлены те или иные виды уголовной ответственности, предусмотренные УК РФ:

Изучая данную тему, следует иметь в виду, что в новом Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрен ряд общественно-опасных действий, так или иначе касающихся охраны окружающей природной среды, содержащихся в других главах УК.

Так, в статье 215 УК предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды. Такие действия наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же действия, повлекшие по неосторожности смерть человека, радиоактивное заражение окружающей среды или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В статье 243 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уничтоже-ние или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или докумен-тов, имеющих историческую или культурную ценность. Такие действия наказы-ваются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же действия, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Читайте так же:  Порядок восстановления срока подачи кассационной жалобы

В УК РФ введен и такой состав преступных действий, как экоцид, т. е. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмо-сферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Такие действия наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Авторское право
Административное право
Гражданское право
Наследственное право
Обязательственное право
Публичное право

Источник: http://center-yf.ru/data/Yuristu/narushenie-ekologicheskih-prav.php

Куда обращаться при нарушении экологических прав

Куда обращаться при нарушении экологических прав

Одно из важнейших направлений в деятельности граждан и общественных организаций в области охраны окружающей природной среды – диалог с органами государственной власти. Куда, в какие государственные органы следует обращаться? Как действовать? Ответ на эти вопросы предполагает, прежде всего:

— определение прав граждан и общественных объединений, нарушенных кем-либо;

— выяснение компетенции государственных органов.

С того момента как гражданину стало известно о нарушении его экологических прав, у него появляется два варианта действий:

1. Обратиться в государственный природоохранный или надзорный орган. При этом варианте нужно внимательно изучить компетенцию того или иного ведомства.

Основные надзорные органы в данной сфере:

2. Обратиться в суд. К помощи судебной власти следует прибегать в тех ситуациях, когда поиски компромисса с государственными органами оказываются безуспешными либо диалог с власть имущими не удается.

В области охраны окружающей среды и обеспечения экологических прав граждан функционирует более десяти министерств и ведомств. Они являются основными адресатами, куда следует обращаться гражданам по экологическим вопросам, так как рассматривают и решают основную часть конкретных проблем в области охраны природной среды. Среди главных на сегодняшний день можно выделить: Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственный комитет РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другие.

Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, занимающиеся предупреждением и пресечением экологических преступлений. Гражданам и общественным объединением принадлежит существенная роль в отстаивании своих экологических прав, инициировании уголовных и административных дел, осуществлении контроля за их дальнейшим движением. К таким органам, прежде всего, относятся Министерство внутренних дел и Природоохранная прокуратура.

Источник: http://www.pravosoznanie.org/2330

Билет. Экологические права граждан: понятие и виды. Способы защиты экологических прав граждан

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН — общепризнанные и закрепленные в законодательстве права, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей индивида в процессе взаимодействия с природой.

Согласно части первой ст. 20 Конституции РФ основ­ным правом каждого человека является право на жизнь. На этом фундаментальном праве базируются все иные права человека, в том числе экологические.

экологические права человека: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в ст. 11 Закона «Об охране окружаю­щей среды».

Благоприятной окружающей средой признается такая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функ­ционирование естественных экологических систем, при­родных и природно-антропогенных объектов, и парамет­ры которой соответствуют установленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, рас­тительного и животного мира, сохранение генетического фонда. Состояние такой среды должно отвечать нормативам, касающимся ее чистоты, экологической устойчивости, видо­вого разнообразия и эстетического богатства.

Конституцией РФ предусмотрено право граждан на достоверную информацию о состоянии окружаю­щей среды.

Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 (в ред. от 10.01,2003) предусматривает защиту прав граждан на экологическую информацию, в том числе сведения о последствиях ава­рии и катастроф, информацию о безопасности населен­ных пунктов. Подобная информация не может составлять государственную тайну, доступ к данной информации не может быть ограничен. Достоверной считается заведомо не искаженная ин­формация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правона­рушением, закреплено в ст. 42 Конституции РФ. 3акон «Об охране окружающей среды». Юридические и физические лица, причи­нившие вред окружающей среде (в результате ее загряз­нения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разру­шения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды), обязаны возместить его в полном объеме.

Права граждан в области охраны окружающей природной среды,

ü создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятель­ность в области охраны окружающей среды;

ü направлять обращения в органы государственной вла­сти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам с целью получе­ния информации о состоянии окружающей среды;

ü принимать участие в не противоречащих законодатель­ству акциях по вопросам охраны окружающей среды;

ü выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

ü оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

ü обращаться с жалобами, заявлениями и предложения­ми по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и полу­чать своевременные и обоснованные ответы;

ü предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружаю­щей среде.

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 673 ; Нарушение авторских прав? ;

Читайте так же:  Прием исковых заявлений в районный суд

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/3_42742_bilet-ekologicheskie-prava-grazhdan-ponyatie-i-vidi-sposobi-zashchiti-ekologicheskih-prav-grazhdan.html

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

студент, кафедра гражданско-правовых дисциплин СГУПС,

РФ, г. Новосибирск

Экологические права граждан — это совокупность прав граждан, закрепленных в специальном природоохранном и государственном законодательстве, которое обеспечивает удовлетворение основных потребностей в этой сфере и реализуется в процессе взаимодействия личности с окружающей средой.

Зачастую, нормативно-правовая база, обеспечивающая защиту экологических прав граждан, представляет совокупность закреплённых в Конституции Российской Федерации и Федеральных законов ряда статей, устанавливающих права граждан в области экологической защиты. Примеры конституционных прав граждан:

  1. ст. 42 Конституции РФ (право на благоприятную окружающую среду, в том числе и на достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением) [1];
  2. ч. 3 ст. 37 Конституции РФ (право на труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены) [1];
  3. ст. 41 Конституции РФ (право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь) [1] и ряд других.

В целях защиты личных экологических прав граждане могут:

  1. создавать общественные организации по охране окружающей среды;
  2. обращаться в органы государственной власти РФ для получения достоверных сведений о состоянии природной среды;
  3. участвовать в митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах и иных публичных мероприятиях, касающихся охраны природы;
  4. выдвигать предложения о проведении экологических экспертиз;
  5. подавать в государственные органы жалобы относительно охраны природы и состояния окружающей среды;
  6. обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда;
  7. реализовывать другие права, предусмотренные законодательством.

Наиболее часто применяемым и эффективным из вышеперечисленных методом защиты экологических прав является процедура защиты прав в судебном порядке, то есть обращение индивида с иском в суд. При этом практически всегда защита связана с возмещением вреда, причиненного здоровью и (или) имуществу граждан [4, с. 188]. В соответствии с нормами Федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды» в п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 79 такой вред, «. причиненный негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме» [3].

Некоторые исследователи, в частности В. А. Фоменко, выделяют способ защиты экологических прав граждан в рамках гражданского законодательства. В качестве способа защиты экологических прав она выделяет компенсацию морального вреда. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» отсутствует норма, закрепляющая право на компенсацию морального вреда, причиненного экологическим правонарушением. Хотя в проекте закона, принятом в первом чтении, присутствовало право граждан «предъявлять в суд иск о возмещении морального вреда и материального ущерба, причиненного своему здоровью и имуществу экологическими правонарушениями». Его исключение было объяснено тем, что такие нормы урегулированы в действующем законодательстве [5, с. 34].

Таким образом, экологические права гражданина – это совокупность прав граждан, закрепленных в специальном природоохранном и законодательстве, которое обеспечивает удовлетворение основных потребностей в этой сфере и реализуется в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. Нормативно-правовая база, обеспечивающая защиту экологических прав граждан, представляет совокупность закреплённых в Конституции Российской Федерации, и Федеральных законов ряда статей, устанавливающих права граждан в области экологической защиты. Некоторые исследователи выделяют также компенсацию морального вреда как одного из способов защиты экологических прав граждан, добавляя в привычную правовую базу нормы Гражданского кодекса РФ. Не исключена и точка зрения наличия данных методов в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

В целях защиты личных экологических прав граждане могут:

  1. создавать общественные организации по охране окружающей среды;
  2. обращаться в органы государственной власти РФ для получения достоверных сведений о состоянии природной среды;
  3. участвовать в митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах и иных публичных мероприятиях, касающихся охраны природы;
  4. выдвигать предложения о проведении экологических экспертиз;
  5. подавать в государственные органы жалобы относительно охраны природы и состояния окружающей среды;
  6. обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда;
  7. реализовывать другие права, предусмотренные законодательством.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (ред. от 12 ноября 2018) // Рос. газ. — 2001. — 31 дек.
  3. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в редакции от 12 марта 2014 г. № 27-ФЗ) // Рос. газ. — 2002. — 12 янв.
  4. Голубничий А. А., Неделина Д. О., Туксина Е. А. Инструменты и процедуры защиты экологических прав граждан // Символ науки. — 2015. — № 8. — С. 188-190.
  5. Фоменко В. А. Способы защиты экологических прав граждан // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2014. — № 4. — С. 33-35.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://sibac.info/studconf/science/lix/125916

Нарушение экологических прав граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here