Нарушение прав коренных народов

Сегодня мы раскроем тему: "Нарушение прав коренных народов", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ
«О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 26 июня 2007 г., 13 мая, 30 декабря 2008 г., 5 апреля 2009 г., 13 июля 2015 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 16 апреля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Источник: http://constitution.garant.ru/act/right/180406/

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

1. Федеральные органы государственной власти в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

1) принимать федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов.

К разработке и экспертизе проектов указанных федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации могут привлекаться уполномоченные представители малочисленных народов;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

2) принимать федеральные программы социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, развития, сохранения и возрождения их языков, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, использования и охраны земель и других природных ресурсов.

Осуществление указанных программ обеспечивается за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

К реализации указанных программ могут привлекаться органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с передачей им необходимых материальных и финансовых средств, а также уполномоченные представители малочисленных народов;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

3) оказывать малочисленным народам в установленном Правительством Российской Федерации порядке целевую поддержку за счет средств федерального бюджета, направленную на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, осуществлять контроль за использованием указанных средств;

4) устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в федеральной собственности, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

5) устанавливать по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными представителями малочисленных народов ограничения нетрадиционной для малочисленных народов хозяйственной деятельности организаций, находящихся в федеральной собственности, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

6) решать вопросы возмещения убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов деятельностью организаций, находящихся в федеральной собственности;

7) устанавливать ответственность органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных народов;

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

8) обеспечивать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствие Конституции Российской Федерации и федеральным законам о малочисленных народах законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов;

9) совершенствовать законодательство Российской Федерации о мерах по недопущению действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, направленных на насильственную ассимиляцию, геноцид и этноцид малочисленных народов, экоцид их исконной среды обитания;

10) утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

11) проводить единую политику в области разработки и реализации федеральных и региональных программ использования и охраны земель традиционного природопользования малочисленных народов, оценки природных ресурсов, ведения землеустройства и мониторинга указанных земель;

Источник: http://constitution.garant.ru/act/right/180406/chapter/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

«Мы угодим в капкан, из которого сложно будет выбраться». Что не так с поправками в закон об учете коренных народов

Обзор «7х7»

Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он будет регламентировать, как гражданам России доказывать свою национальность и на каком основании пользоваться землей, водными и биологическими ресурсами. Чего опасаются правозащитники и представители КМНС — в обзоре «7×7».

Зачем нужны поправки

Федеральное агентство по делам национальностей подготовило поправки в закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов». Чиновники предлагают создать федеральный реестр коренных малочисленных народов России, чтобы было проще распределять льготы и господдержку. В новом документе будет описан порядок, как россияне должны доказывать свою принадлежность к коренным народам малого Севера. Те, кто выполнит требования закона, попадут в реестр и смогут на правах коренных жителей территории пользоваться природными ресурсами.

Читайте так же:  Раздел имущества по обоюдному согласию

— Именно эта категория наших граждан пользуется такими льготами и преференциями государства, как ранний выход на пенсию, особый режим пользования лесными, водными ресурсами. А поскольку в паспорте гражданина России сегодня отсутствует графа «национальность», то для получения предусмотренных законом льгот представители этих народов идут в суд и через эту процедуру доказывают свою национальную принадлежность. Конечно, это неправильно, — объяснил журналистам председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова считает, что закон об учете представителей коренных малочисленных народов России необходим — он позволит им реализовать свои законные права: «После изменений в пенсионной системе коренные малочисленные народы попали в категорию граждан, которая имеет право на досрочную пенсию. Но реализовать это право для них оказалось практически невозможно, потому что никакого документального подтверждения о своей принадлежности к коренным малочисленным народам они не имеют». По данным уполномоченного, за последние два года ей пришло около 4 тыс. обращений по этой теме.

Что не так с поправками. Точка зрения представителей КМНС

Юристы неформального объединения лидеров и активистов 22 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России «Абориген- Форум» подготовили письмо, в котором перечислили свои замечания к законопроекту.

Система доказательств

Чтобы подтвердить свое происхождение и принадлежность к национальности, нужно предоставить пакет документов, в том числе сведения об умерших родственниках. В признании национальности могут отказать.

Большой объем фискальной информации, которую требуют от заявителя: кроме прочего — идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета.

— Разработчики законопроекта считают, что национальную принадлежность нужно доказывать. На мой взгляд, это прямое нарушение Конституции, — прокомментировала уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха Лена Иванова. — Введение данного порядка учета лиц, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, не решает самого главного — документального подтверждения национальной принадлежности, из-за чего многие годы мы как коренные встречаем проблемы при реализации своих прав. Республика Саха (Якутия) с 2000 года на протяжении 15 лет выдавала жителям региона вкладыши к паспорту, удостоверяющие их принадлежность к коренным народам. С 2015 года руководство республики настойчиво пытается на федеральном уровне решить вопрос о документальном подтверждении национальной принадлежности, предлагается внести изменения в постановление правительства РФ о паспорте гражданина РФ. Это основной момент, который не дает мне оснований полностью поддерживать редакцию проекта федерального закона. Но такой учет лиц, ведущих традиционный образ жизни и занимающихся оленеводством, охотпромыслом, рыболовством и другими видами традиционной хозяйственной деятельности, действительно нужен.

Участники Центра содействия коренным малочисленным народам Севера тоже опубликовали вопросы к законодателям.

«С какой целью эта информация требуется? Будет ли ее отсутствие или содержание служить причиной для отказа во включении в реестр? Неясным из текста законопроекта остается вопрос: будут ли в реестр вноситься дети, в том числе учащиеся, проходящие срочную службу в армии, нетрудоспособные члены семьи и ближайшие родственники, которые нуждаются в продукции традиционной хозяйственной деятельности?» — говорится в обращении.

Одно из предложений общественников — ставить отметку в паспорте или выдавать вкладыш. Это будет дешевле и проще. Изменить придется только административный регламент о паспорте. Опыт с вкладышем есть у Якутии и других регионов, где живут представители малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

— В законах есть нормы прав и преференций для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для того чтобы ими пользоваться, нужно доказать, что гражданин России относится к этой категории. Соответственно, отметка, в том числе и в паспорте, могла бы решить проблему доступа к правам и преференциям. Ведь данные о группе крови и налоговый номер можно внести по желанию гражданина, а о национальности — нет, — рассказал корреспонденту «7х7» член «Абориген-Форума» Геннадий Щукин. — Реестр не решает ничего, кроме дележки благ. Он усилит коррупцию и еще больше усложнит условия жизни коренных: разделит народ на тех, кто имеет права на социальные программы государства, и на тех, кто их не получит. Народ един в своей культуре, традициях и хозяйственном укладе жизни. Его нельзя делить.

Образ жизни

Чтобы попасть в реестр, нужно вести традиционный образ жизни, заниматься хозяйством или работать в таких организациях, например в оленеводческом кооперативе.

— Этим летом я получил решение суда о том, что в моем охотбилете нельзя поставить отметку, разрешающую охоту, так как для ведения традиционной охоты коренные народы должны проживать в тундре, в традиционных жилищах, пищу и все для жизни добывать сами, нельзя иметь другого дохода. В общем, назад в средневековье. Никаких современных благ цивилизации. Вот что будет происходить, если примут такие правила реестра-учета КМНС, — считает саами из Ловозера Андрей Данилов.

Вне списка

Даже если человек живет в местах компактного проживания коренных малочисленных народов, нужно заниматься только тем видом деятельности, который есть в специальном перечне.

По мнению представителей ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Арун», этот список неполный. В нем не учитываются работники здравоохранения, образования, культуры, участники фольклорных ансамблей, а также консультанты в области прав коренных народов. Активисты «Аруны» считают, что этот пункт законопроекта противоречит третьей статье 82-го федерального закона, где говорится, что промыслы — это подсобные виды деятельности по отношению к основной работе.

Доктор наук якутского университета Ульяна Винокурова побывала в гостях у потомственной эвенской семьи, которая живет на окраине Якутска, — у дочерей шамана, которые по семейным обстоятельствам были вынуждены переехать ближе к городу, сестрам 84 и 73 года:

«Я напросилась на эту встречу для того, чтобы убедиться, насколько косный законопроект придумали в Госдуме. Я ездила более 10 раз в США, чтобы изучить положение и юридический статус коренных американцев. У них более 500 племен имеют прямые договорные отношения с федеральным правительством, свои конституции и автономию самоуправления. Подобный опус, как вышеназванный законопроект, является вопиющим нарушением и ущемлением прав коренных народов, утвержденных ООН в 2007 году».

По словам уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха Лены Ивановой, в Якутии ни столица, ни некоторые районные центры не отнесены к местам традиционного проживания коренных малочисленных народов, несмотря на то что в столице края живут около 14% от общего числа КМНС.

Читайте так же:  Форма встречного иска

В Мурманской области областной центр и большая территория региона тоже не отнесены к местам традиционного компактного проживания саами.

Сила комиксов. Как социальный арт-проект помогает возрождать исчезающие национальные языки

Что дальше

Участники «Абориген-Форума», ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Арун», другие национальные общественные организации и омбудсмены по правам КМНС отправили в Госдуму анализ предлагаемого закона. Они предложили упростить порядок определения национальности — сохранить принцип свободного самоопределения.

Официальной информации, когда планируется второе чтение законопроекта, пока нет. Если поправки примут без изменений, они начнут вступать в силу через три месяца, первая статья, в которой описан порядок работы разных ведомств, начнет действовать только через два года. Это тоже вызвало недоумение у активистов: непонятно, по каким «спискам» и «порядкам» коренные народы будут взаимодействовать с властями и компаниями, которые имеют лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых.

— Мы не испытываем иллюзий, так как этот проект одобрила «Единая Россия». Но если коренные останутся в стороне, то мы угодим в капкан, из которого сложно будет выбраться. Сам по себе реестр не плох. Он мог бы позволить собрать серьезный массив информации о коренных малочисленных народах, которые находятся под охраной государства. Однако процесс настолько бюрократизирован, что доказать национальность представляется крайне трудным. Представителей КМНС и так мало, а если большинство не сможет доказать свою принадлежность, то формально нас просто не будет. Этот закон разделит народы на «правильные и неправильные», — прокомментировал член Экспертного механизма ООН по правам коренных народов от региона Восточной Европы, Центральной Азии, Российской Федерации и Закавказья Родион Суляндзига.

Общественники полагают, что закон мог бы работать, если бы подтверждать национальность помогали муниципальные власти, общины и организации КМНС. Например, в отдаленных поселках больше полной и достоверной информации о семьях можно получить от местных жителей и в районной администрации, нежели в региональных ведомствах.

Декларация ООН о правах коренных народов, которая декларирует право коренных народов на достойную жизнь, сохранение и развитие собственной культуры и собственных институтов и самоопределение, принята 13 сентября 2007 года. Россия не подписала документ и голосовала против его принятия.

Источник: http://7×7-journal.ru/articles/2019/11/12/my-ugodim-v-kapkan-iz-kotorogo-slozhno-budet-vybratsya-chto-ne-tak-s-popravkami-v-zakon-ob-uchete-korennyh-narodov

Добычей нужно делиться

С жалобой на положения федерального закона об охоте в КС РФ обратился этнический долган Геннадий Щукин. Как председатель семейно-родовой общины коренного малочисленного народа долган, а также президент Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, он предложил соседям устроить массовую охоту на диких северных оленей. Часть мяса предполагалось продать, часть — использовать для собственных нужд.

— Это наша традиция — охотник добывает мясо для всех, делится с теми, кто не может охотиться сам, — рассказал на слушании его дела в КС Геннадий Щукин. — Я и сам в детстве носил мясо старикам и женщинам.

Рассказывая о том, как нужна его землякам охота, Щукин буквально не мог сдержать слез. Мясо оленей — основа их существования: это не только пища, одежда и шкуры для чумов, но и возможность покупать сахар, бензин, лекарства. Число туш рассчитали исходя из общего количества членов общин — добыли в общей сложности 217 особей, однако надзорные органы, а позже суды общей юрисдикции посчитали, что норма в восемь туш на человека (установлена законодательством Красноярского края) распространяется только на тех, кто способен охотиться. Щукин был признан виновным в подстрекательстве к незаконной охоте, совершенной группой лиц по предварительному сговору, и приговорен к штрафу, от которого был освобожден по амнистии.

По словам председателя общины, цель его обращения в КС — защитить «престарелых, инвалидов, детей, которые ограничены в доступе к биоресурсам, поскольку у них нет ни сил, чтобы добывать их, ни права на ношение оружия». Много веков его земляки питались именно олениной и сейчас начинают болеть от смены рациона. Судьи КС РФ сочли этот довод весьма весомым, как и тот факт, что охотниками могут быть не все члены общины, и это не должно лишать остальных права на традиционный образ жизни и режим питания.

— Каждый член общины имеет право на использование животного мира, — отметил судья-докладчик по данному делу Владимир Ярославцев. — Если в общине только один или два охотника, остальные должны иметь право передать ему возможность охотиться в своих интересах.

По словам адвоката Геннадия Щукина Владимира Цвиля, узнав о решении КС РФ, тот во второй раз не смог сдержать слез.

— Это первое постановление КС РФ, которое касается защиты прав коренных малочисленных народов. Теперь оно должно стать знаковым решением, чтобы эти права были дополнительно гарантированы, — считает адвокат. — В самое ближайшее время мы будем инициировать процедуру пересмотра приговора, и доброе имя Геннадия Кирилловича будет восстановлено.

В постановлении КС также указано, что федеральный законодатель может совершенствовать правовое регулирование охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Однако до тех пор, пока такое регулирование не будет разработано, право на свою долю добычи имеют все члены общины.

Источник: http://rg.ru/2019/05/28/reg-szfo/ks-zashchitil-prava-malyh-korennyh-narodov-v-voprose-ohoty.html

ЦС КМНС – Подготовлен отчет о нарушениях прав коренных народов России

Подготовлен отчет о нарушениях прав коренных народов России

В отчете представлены примеры давления, криминализации и других видов деятельности с целью предотвращения правозащитной активности коренных народов Российской Федерации.

Отчет направлен Офису Верховного Комиссара ООН по правам человека, Специальному докладчику ООН по правам коренных народов, Постоянному Форуму ООН по вопросам коренных народов, Экспертному механизму ООН по правам коренных народов, Комиссару Совета Европы по правам человека, Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности, вице-президенту Европейской Комиссии, Председателю Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Видео (кликните для воспроизведения).

ОТЧЕТ читайте здесь>>>

Валентин Андрейцев: “В Приморском крае до сих пор нет ни одной целевой программы для коренных народов!”

В Приморском крае уже три с половиной года — с 22 декабря 2015 действует Закон…

Читайте так же:  Отзыв на апелляционную жалобу ст 262 апк

Григорий Ледков предложил включить в ряд документов Арктического Совета позицию коренных об особо охраняемых природных территориях

В городе Руку (Финляндия) 11 марта начались мероприятия Арктического совета. Состоялись консультации и закрытое совещание…

Руководство Мурманской области и замминистра Арктики обсудят вопросы КМНС на Кольском полуострове

28 августа 2019 года, в 12.00 в администрации Мурманской области (пр-т Ленина, 75) пройдет заседание…

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник: http://kmns.ru/blog/2019/09/17/cs-kmns-podgotovlen-otchet-o-narushenijah-prav-korennyh-narodov-rossii/

Ущемление прав коренных народов недопустимо ФОТО

С этого номера мы начинаем публиковать в «ГК new» разъяснения и комментарии, касающиеся положений базового международного документа «Декларация ООН о правах коренных народов».

Наш собеседник — кандидат философских наук Надир Бекиров.

Статья 1. Коренные народы имеют право, коллективно и индивидуально, на полное осуществление всех прав человека и основных свобод, признанных в Уставе Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека и в нормах международного права, касающихся прав человека.

Статья 2. Лица, принадлежащие к коренным народам, и коренные народы свободны и равны со всеми другими народами и отдельными лицами из их числа и имеют право быть свободными от какой бы то ни было дискриминации при осуществлении своих прав, в особенности дискриминации на основе их коренного происхождения или самобытности.

Статья 3. Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Статья 4. Коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций.

Статья 5. Коренные народы имеют право сохранять и укреплять свои особые политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты, сохраняя при этом свое право, если они того желают, на полное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства.

Раньше колонизаторскую политику (включая политику геноцида) европейские государства осуществляли по отношению к коренным народам в разных частях мира, в т.ч. в Восточной Европе, России, Центральной Азии и Закавказье (часть народов, проживающих на этих территориях, может рассматриваться в международном праве как коренные народы, включая крымских татар).

В Западной Европе существование коренных народов не признается, но там, в регионе Арктика, проживают саамы, эскимосы и некоторые другие народы.

Смысл статьи 1 заключается в том, что раньше политика колонизаторских держав по отношению к этим народам базировалась на концепции их недоразвитости, неполноценности (расово, биологически, генетически), позже социальной, культурной отсталости, так как у них нет образования, письменности и т.д.

И эти народы как бы обречены на некое управление «сверху», поскольку сами не могут определять свою судьбу. И их существование, их будущее определяется управляющими державами. Статья 1 утверждает, что

Коренные народы обладают всей полнотой прав в этом смысле, что они ничем не отличаются от любого другого народа, любого другого индивида, и не могут быть объектом управления со стороны других народов под предлогом, что они неполноценны или недоразвиты.

Статья 2 является логическим продолжением первой. Если коренные народы изначально равноценны на индивидуальном и коллективном уровне иным народам, то, разумеется,

никакое ущемление их прав или ограничение под любым предлогом недопустимо, никто не сможет сказать: «Вот видите, они не доросли…». Недопустима дискриминация на основе их коренного происхождения и самобытности.

Как иллюстрацию такого подхода можно вспомнить бытующие на территории бывшего СССР различные сравнения с чукчами, папуасами и т. д.

Кстати, с этим мне приходилось встречаться и в крымскотатарской среде. Казалось бы, крымские татары, которые сами пережили острую национальную дискриминацию, тем не менее, пытаясь обосновать права нашего народа, нет-нет, да и прибегают к каким-то сравнениям: «Мы-де не какие-то там африканцы или папуасы» и др.

Я в своей деятельности на международной арене, к примеру, встречался с представителями народов майя. Этот народ не исчез. Этот 15-миллионный народ, живущий в Центральной Америке, правда, не имеющий отдельного государства, разбросан между разными государствами (больше всего их в Южной Мексике и Гватемале). Гватемала, в принципе, это страна майя. Поэтому, рано или поздно, она станет государством майя — в результате общедемократических процессов. Представители других народов и этнических групп составляют менее 20% на этой территории.

Я много общался с маори, ирокезами, австралийскими аборигенами, папуасами, и отмечу, что мало встречал среди крымских татар людей, которые по своему уровню знаний, образованию, опыту работы в международных организациях могли бы сравниться с ними. На самом деле их десятки, сотни… Поэтому я бы сказал, что любое сравнение крымских татар с каким-то другим народом может оказаться не в пользу крымских татар. Потому что наш международный опыт, наше знание международного права, наше участие в международных организациях несравнимо по объему, по качеству с представителями других народов.

И как раз статья 2 об этом и говорит, что недопустима дискриминация или умаление прав каких-либо народов, особенно по признаку их принадлежности к этим народам, по их самобытности.

Кому-то кажутся смешными национальные костюмы, обычаи, еда какого-то другого народа, я должен сказать, что многим, кто не принадлежит к тюркской, мусульманской общности, крымскотатарской общности, наши обычаи и бытовой уклад тоже часто кажутся нелепыми, что крымских татар справедливо возмущает. Однако, к сожалению, с другими народами, такими как караимы, крымчаки, мы тоже иногда бываем необъективны.

Статья 3 провозглашает право коренных народов на самоопределение. Она, в принципе, является положением из международных пактов о гражданских, политических правах и частично — о социально-экономических правах, где говорится, что в силу этого права народ свободно устанавливает свой политический статус, свободно осуществляет свое экономическое, культурное развитие.

Сравним. «Международный пакт о гражданских и политических правах

Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

  1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
  2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.
  3. Все участвующие в настоящем Пакте Государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».
Читайте так же:  Наказание за нарушение гражданской ответственности

Вообще-то, до сих пор многие почему-то не имеют ясного представления о том, что такое «самоопределение». Это достаточно четко сформулировано в документе «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций

Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года»:

«Принцип равноправия и самоопределения народов»

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

  1. a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами и
  2. b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.

Каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.

Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, согласно Уставу, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею; такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.

Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Вместе с тем здесь право на самоопределение коренных народов не вполне совпадает с тем, что предусмотрено в пактах, где речь идет о самоопределении вплоть до возможности создания независимого государства. Потому эта статья сопровождается статьей 4, в которой говорится, что коренные народы для осуществления их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к внутренним делам, а также финансирование их автономных функций, а также статьей 5, где говорится, что коренные народы имеют право сохранять и укреплять свои особые политические права и экономические, социально-культурные институты, сохраняя при этом свое право на полное участие в политической, экономической, социальной, культурной жизни государства.

В первой части статьи 46 Декларации говорится, что ничто в настоящей Декларации не может толковаться как подразумевающее право любого государства, народа заниматься любой деятельностью, совершать любое действие в нарушение устава ООН или рассматриваться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые бы вели к расчленению или нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных независимых государств. В этой статье речь идет о том, что право на самоопределение коренных народов не рассматривается как ведущее к нарушению территориальной целостности государства. И, с другой стороны, положения этой Декларации не могут использоваться для нарушения территориальной целостности государства.

Таким образом, это внутреннее самоопределение, т.е. определение своего статуса в пределах того государства, в котором проживают коренные народы, или власть и суверенитет которого распространяется на территорию коренных народов.

Детализация этого положения о самоопределении имеется во многих последующих статьях Декларации.

Источник: http://goloskrimanew.ru/ushhemlenie-prav-korennyih-narodov-nedopustimo.html

ЦС КМНС – Вопиющее нарушение прав коренных малочисленных народов в Мурманской области

Вопиющее нарушение прав коренных малочисленных народов в Мурманской области

Как стало известно из телеграммы, опубликованной СеверПост, жители сел Краснощелье и Каневка просят у Президента РФ и губернатора Мурманской области «защиты прав на традиционные виды деятельности и предотвращения легализации охоты на заповедных территориях». Охотничьи угодья, выставленные на аукцион, расположены на зимних оленьих пастбищах производственного кооператива коренных малочисленных народов Севера «Оленевод». Кроме того, «земельный участок, на котором расположены охотугодья площадью 72,7 тысячи га, является «Родильным домом» для всей популяции Понойского лося».

Отвечая на вопросы «СеверПост», министр природных ресурсов и экологии Мурманской области Дмитрия Руусалепа, сообщил, данный аукцион был проведён в соответствии с законодательством и со схемой охотничьих угодий. «Естественно, он проводился не «кулуарно», а в соответствии с законом. Вся информация была размещена в Интернете, все желающие могли подать заявки на право заключения охотхозяйственного соглашения. Было подано две такие заявки, охотничий клуб «БЭЗРК» был признан победителем. С ним сейчас заключается соглашение о выделении лесных участков на 30 лет», – прокомментировал СеверПост Дмитрий Руусалеп».

«Северпост» в своей публикации также сообщает, что «Под телеграммой свои подписи оставили 104 жителя села Краснощелье и 35 жителей Каневки, в том числе, представители местной администрации».

Читайте так же:  В какой суд отправлять исковое заявление

Следует отметить, что подписавшие – это четверть всего населения Краснощелья (всего 420 чел.) и больше половины жителей Каневки (всего 67 чел.). Села расположены в бассейне заповедной реки Поной. Краснощелье находится в 140 км от райцентра, Каневка в 225 км от него. С райоцентром (с. Ловозеро) оба села связаны только авиатранспортом. Ни сухопутного сообщения с другими населенными пунктами, ни

Интернета у них нет. Основное предприятие для обоих поселений сельскохозяйственный оленеводческий кооператив «Оленевод». Большое значение для жителей сел имеют рыболовство, охота, сбор грибов и ягод. Большая часть населения этих сел относится к саами, ненцам и коми-ижемцам-оленеводам. Немецкий режиссёр Рене Хардер снимал в Краснощелье документальный фильм «Хранители тундры», премьера которого состоялась в 2013 г. на фестивале в Локарно. Вся информация о селах взята из Википедии.

Министр природных ресурсов и экологии Мурманской области также уточнил, что «заповедником указанный район не является». Но «Хранители тундры», которыми действительно являются жители сел Краснощелье и Каневка, все же более правы, считая свою территорию «заповедной»: хотя территория не относится к категории заповедников, она является частью большого биологического заказника регионального значения «Понойский».

Саами направили телеграмму президенту РФ

Источник: http://kmns.ru/blog/2019/02/02/cs-kmns-vopijushhee-narushenie-prav-korennyh-malochislennyh-narodov-v-murmanskoj-oblasti/

КС рассмотрел жалобу на правила добычи оленей

Конституционный суд (КС) вчера впервые провел слушания по делу о нарушении прав коренных малочисленных народов Севера. Житель Таймыра Геннадий Щукин пожаловался на регулирование традиционной охоты на оленей жителей тундры, попросив КС защитить их «щитом от беспредела».

Президент Ассоциации объединений коренных малочисленных народов Севера Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края и глава общины народа долган Геннадий Щукин обжаловал в КС ст. 19 федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов». Она регулируют правила свободной (без разрешений) охоты в целях «ведения традиционного образа жизни» на Севере, в Сибири и Дальнем Востоке населению и общинам, для которых «охота является основой существования». Использовать добычу в пределах установленных в регионах квот разрешено для личного потребления или продажи закупочным организациям.

Заявитель обратился в КС после того, как суды приговорили его к штрафу в 120 тыс. руб. за подстрекательство к незаконной охоте: по его инициативе три общины (их представители также были привлечены к уголовной ответственности) поручили охотникам добыть 217 особей дикого северного оленя — исходя из установленной в регионе квоты отстрела 8 оленей на человека в год.

Геннадий Щукин добивается того, чтобы «законы применялись адекватно и с уважением к личности». «Моя личность перед вами стоит и готова сказать правду, которая происходит в регионах»,— обратился он к судьям КС, рассказав, что в тундре Таймыра, где он курирует более 100 общин, охотятся не из жажды наживы, а для выживания. По словам заявителя, он родился в 1962 году в семье оленеводов, которых в 1971 году принудительно «перевели» в охотники, а принадлежавших им «оленей зарезали и сдали мясо государству». Геннадия Щукина и других детей посадили на самолет и отправили в интернат, где у них порвали национальную одежду, вымыли, обливая из шланга, обрили головы, а за попытки побега пообещали арестовать родителей. В итоге дети тундры «привыкли к советской жизни»: Геннадий Щукин получил образование, поселился в городе с русской женой, а после ее смерти создал общину, которая занималась традиционной охотой.

Традиционное питание — основа биологического существования его народа. «Без оленей будем умирать»,— пояснил господин Щукин.

По его словам, старики, которых из-за нехватки добычи кормили свининой, погибали, а детей сейчас «кормят БАДами», но в интернатах они «тайком едят привезенные из тундры» продукты.

Заявитель уверен, что его уголовное преследование полиция организовала по заказу предпринимателя, которому общины под руководством заявителя отказались уступать часть добычи в обмен на сахар, хлеб, лекарства и т. д.

Его адвокат Владимир Цвиль призвал КС устранить неопределенность закона, отметив, что «уполномоченные охотники всегда были и добывали мясо для семьи», но «в 2014 году возникла конкуренция тех, кому реализуется мясо северного оленя». Представитель Генпрокуратуры в КС Татьяна Васильева признала наличие «правовой неопределенности» и сообщила, что прокурору Красноярского края поручено проверить законность и обоснованность действий следствия и судов в этом деле.

Госдума хочет легализовать охоту в полувольных условиях

Полпред правительства в КС Михаил Барщевский покинул заседание КС, не дождавшись своей очереди выступать. Остальные представители органов власти подтвердили возможность делегирования прав «уполномоченному охотнику», но разошлись в оценках спорной нормы и ее применения. Полпред президента Михаил Кротов, однако, считает, что «коллизию надо устранять путем устранения пробела в региональном законодательстве».

Полпред Совета федерации в КС Андрей Клишас предложил уточнить порядок расчета лимитов (в частности, распространить квоты на детей), передав полномочия по расчетам самим жителям тундры. «Ранее Норильский комбинат забивал десятки тысяч оленей, чтобы кормить рабочих»,— напомнил он. Отвечая на вопрос судьи Константина Арановского, связан ли «правонарушающий эффект» в деле Щукина с «влечением к уголовной репрессии как к основному средству решения социальных проблем или неуважением к правам человека», сенатор сослался на неправильное толкование закона. При этом он и полпред президента считают ключевым вопросом, кто может быть членом имеющей льготы общины: полпред СФ призвал «не включать в нее тех, кто не ведет традиционный образ жизни,— учителей, врачей, полицейских и чиновников».

Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов поддержал жалобу заявителя. Он сослался на позицию профессора ВШЭ Владимира Кряжкова, по мнению которого культурные права коренных малочисленных народов требуют защиты, при этом в «законодательной конкретизации» нуждаются критерии и процедуры наделения правом на традиционную охоту лиц, которые к таким народам не относятся. Отсутствие таких критериев и процедур приводит «к необоснованному расширению» круга лиц, пользующихся правом на свободную охоту и, соответственно, умалению прав северных народов. «Таймырские дела», считает профессор Кряжков, высвечивают общие проблемы традиционного природопользования коренных народов — пробелы в регулировании и отказ правоохранительных органов учитывать особенности коренных народов, из-за чего «аборигенные дела» не разрешаются объективно и справедливо.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/3946256

Нарушение прав коренных народов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here