Нарушения прав граждан в арбитражном суде

Сегодня мы раскроем тему: "Нарушения прав граждан в арбитражном суде", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Статья 4. Право на обращение в арбитражный суд

Статья 4. Право на обращение в арбитражный суд

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 АПК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ часть 1 статьи 4 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 4 мая 2010 г.

1. Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.

3. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N 47-ФЗ в часть 4 статьи 4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме:

искового заявления — по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;

заявления — по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, по делам приказного производства и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

жалобы — при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

представления — при обращении Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 147-ФЗ часть 5 статьи 4 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

5. Гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.

Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором.

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.

Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не требуется по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, делам о несостоятельности (банкротстве), делам по корпоративным спорам, делам о защите прав и законных интересов группы лиц, делам приказного производства, делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов, делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а также, если иное не предусмотрено законом, при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 52, 53 настоящего Кодекса).

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

6. По соглашению сторон относящийся к компетенции арбитражного суда спор, возникший из гражданско-правовых отношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ статья 4 настоящего Кодекса дополнена частью 7, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ) применяются при наличии технической возможности в суде

7. Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Информация об изменениях:

Статья 4 дополнена частью 8 с 25 октября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

8. Стороны после обращения в арбитражный суд вправе использовать примирительные процедуры для урегулирования спора.

Источник: http://base.garant.ru/12127526/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/

Статья 198 АПК РФ. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными (действующая редакция)

1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

3. Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

4. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 198 АПК РФ

1. При наличии оснований, установленных в ч. 2 коммент. статьи, прокуроры обязаны обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

Читайте так же:  Что значит паевой взнос

2. Форма заявления, с которым в арбитражный суд могут обратиться граждане, организации и иные лица, считающие, что оспариваемый ими принятый государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, определена ст. 199 АПК РФ.

3. Данные требования распространяются и на форму заявления прокурора и государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа и организации, гражданина, обратившегося в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

4. При рассмотрении споров следует учитывать, что в случаях, когда сторонами заключены договор о производстве расчетов через технологический центр по обработке перевозочных документов или другие аналогичные соглашения и грузоотправителем (грузополучателем) или иным лицом перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты определенная договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете в ТехПД, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором.

5. Поэтому, если грузоотправитель (грузополучатель) или иное лицо считают, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, в том числе и за ранее произведенные перевозки, он вправе по своему выбору предъявить перевозчику (с соблюдением претензионного порядка) требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной, либо об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД. При этом годичный срок исковой давности по такому требованию должен исчисляться с момента получения уведомления перевозчика об учинении на лицевом счете записи о зачете уплаченных авансовых сумм в счет оплаты операций, связанных с перевозкой.

6. Если арбитражный суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии не только с коммент. статьей, но и со ст. 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.

7. Согласно ч. 4 коммент. статьи во взаимосвязи со ст. 52 Федерального закона «О защите конкуренции» заявление о признании недействительным решения или предписания антимонопольного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения или выдачи предписания.

8. При этом названный срок подачи заявления может быть восстановлен арбитражным судом, если он пропущен по уважительной причине.

9. См. также комментарий к ст. ст. 29, 35, 189, 201, 268 АПК РФ.

Источник: http://www.zakonrf.info/apk/198/

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, или должностного лица нарушаются их права и свободы.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В силу положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 17.1 — 21 КАС РФ.

В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 17.1, 18, 20, 21 КАС РФ.

Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Сроков давности для подачи административного искового заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты.

Подача административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

Суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Читайте так же:  Декларировать валюту при выезде за границу

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Административное исковое заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями статьями 17.1 — 21 КАС РФ.

Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление

В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий, руководителям органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, председателям квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии по приему экзамена на должность судьи, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены.

Видео (кликните для воспроизведения).

Судебный порядок обжалования по заявлениям граждан, организаций и иных лиц, затрагивающих права и законные интересы этих лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регламентирован главами 23, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти рассматриваются Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Сроков давности для подачи заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего незаконными рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения федерального органа исполнительной власти.

Срок обращения с заявлением в арбитражный суд о признании решений и действий (бездействия) незаконными согласно статье 198 АПК составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Источник: http://roskazna.ru/inaya-deyatelnost/pravovaya-rabota/sudebnyy-poryadok-osparivaniya-normativnykh-pravovykh-aktov/

Статья 29 АПК РФ. Компетенция арбитражных судов по экономическим спорам и другим делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (действующая редакция)

1. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

Читайте так же:  Возвращение срока исковой давности

1) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2012 N 317-ФЗ;

1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

1.2) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2012 N 317-ФЗ.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 29 АПК РФ

1. Предусмотренное ст. 125 Конституции РФ полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции только Конституционного Суда РФ. По смыслу ст. ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ, арбитражные суды не могут признавать названные в ее статье 125 (п. п. «а» и «б» ч. 2 и ч. 4) акты не соответствующими Конституции РФ и потому утрачивающими юридическую силу.

2. Арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона. Обязанность обратиться в Конституционный Суд РФ с таким запросом, по смыслу ч. ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. ст. 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.

3. Защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом. Поэтому суды должны принимать иски граждан и юридических лиц о признании недействительными актов, изданных органами управления юридических лиц, если эти акты не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы этих граждан и юридических лиц, поскольку такие споры вытекают из гражданских правоотношений.

4. В частности, подлежат рассмотрению судами споры по искам о признании недействительными решений собрания акционеров, правления и иных органов акционерного общества, нарушающих права акционеров, предусмотренные законодательством.

5. При решении вопроса о подведомственности спора, связанного с признанием недействительным (полностью или частично) ненормативного акта, арбитражному суду необходимо исходить из характера оспариваемого акта — нормативный он или индивидуальный. При этом следует иметь в виду, что нормативные акты устанавливают правила поведения, рассчитанные на многократное применение и адресованные неопределенному кругу лиц.

6. Нормативные правовые акты, если иное прямо не предусмотрено федеральным законом, обжалуются в суд общей юрисдикции. Арбитражным судам подведомственны дела по жалобам на правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые распространяются на определенный круг субъектов правового регулирования, то есть не носящие нормативный характер, — на индивидуальные акты.

7. Индивидуальный акт правил поведения не содержит, а устанавливает конкретные предписания.

8. Если, по мнению организации (гражданина-предпринимателя), индивидуальный акт не соответствует законодательству и нарушает охраняемые законом права и интересы этой организации (гражданина-предпринимателя) и она обращается в арбитражный суд за защитой от имеющих место нарушений, исковое заявление следует принимать к производству, несмотря на то, что в оспариваемом акте не указаны конкретно предприятия, учреждения, организации, на которые он распространяется.

9. При установлении незаконности изданного индивидуального акта он должен быть признан недействительным (полностью или частично) в части касающихся охраняемых законом прав и интересов заявителя.

10. Принимая такое решение, арбитражный суд одновременно защищает охраняемые права и интересы других лиц, не являющихся сторонами по делу.

11. Поэтому, если другие предприятия, учреждения, граждане-предприниматели считают, что этим же актом нарушены и их права и интересы, они могут предъявить самостоятельные требования.

12. Требования комитета по управлению имуществом города о признании недействительными актов органов государственного управления, нарушающих право собственника муниципального имущества, подведомственны арбитражному суду.

13. Предприятие, учреждение, организация вправе обжаловать в арбитражный суд принятое руководителем государственной налоговой инспекции или его заместителем решение (не носящее нормативный характер), если считает его незаконным.

14. Заявления о признании недействительными актов ликвидированных органов управления арбитражному суду подведомственны. Поэтому, если истец считает, что изданный акт органом управления, который в последующем был ликвидирован, является незаконным, арбитражный суд не может отказывать истцу в защите его прав и интересов. Арбитражному суду необходимо установить (если в надлежащем порядке не указан правопреемник ликвидированного органа управления), к какому органу перешли функции по изданию подобных актов. При установлении такого органа управления он должен быть привлечен стороной по делу.

15. Антимонопольный орган вправе обращаться в арбитражный суд с требованием о взыскании с юридического лица штрафа за ненадлежащую рекламу.

16. Решения антимонопольного органа могут быть оспорены в арбитражном суде и в том случае, когда они не связаны с осуществлением контррекламы.

17. При обращении в суд с требованием о признании недействительным постановления о наложении штрафа за неисполнение предписания антимонопольного органа заявитель вправе оспорить законность предписания, которое не обжаловалось ранее в судебном порядке.

18. Акты антимонопольного органа, которыми установлено отсутствие нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе», могут быть оспорены в суде.

19. Споры между индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникающие в связи с исчислением подоходного налога, подведомственны арбитражным судам независимо от основания возникновения спора.

20. Соответственно, спор между индивидуальным предприятием и органом налоговой инспекции подведомствен арбитражному суду.

Читайте так же:  Нарушение прав и свобод человека реферат

21. Согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ решения о регистрации товарного знака, регистрации и предоставлении права пользования наименованием места происхождения товара, признании недействительной регистрации товарного знака или регистрации наименования места происхождения товара и выдачи свидетельства на право наименования места происхождения товара, принятые Палатой по патентным спорам Роспатента, поскольку они приняты в административном порядке и затрагивают гражданские права, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в арбитражный суд.

22. Арбитражным судам подведомственны дела об обращении взыскания на имущество должника в случае отсутствия на его счете денежных средств, подлежащих взысканию в безакцептном (бесспорном) порядке.

23. Так, при отсутствии на счете плательщика денежных средств иски отделений Пенсионного фонда России о взыскании страховых взносов с одновременным обращением взыскания на имущество плательщиков страховых взносов подлежат рассмотрению в арбитражных судах.

24. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ арбитражным судам подведомственны дела по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

25. Соответственно, индивидуальный предприниматель, привлеченный к административной ответственности по решению административной комиссии в связи с ненадлежащим осуществлением им предпринимательской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным указанного акта административной комиссии.

26. При применении коммент. статьи необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 34, а также названные в ст. 192 АПК РФ, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела, в частности, в ст. 138 НК РФ.

27. Дела, связанные с обжалованием постановлений налоговых органов о привлечении индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за допущенные при осуществлении предпринимательской деятельности нарушения, также подлежат рассмотрению в арбитражных судах.

28. Арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными актов органов юстиции с отказом о проставлении апостиля на документах юридических лиц, направляемых в органы иностранных государств.

29. Статьи 29 и 150 АПК РФ во взаимосвязи со ст. ст. 137 и 138 НК РФ не препятствуют обжалованию в судебном порядке актов Министерства финансов РФ, если эти акты порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам. При рассмотрении подобных дел арбитражные суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, что порядок и форма принятия обжалуемого акта соблюдены (либо не соблюдены); они обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав; иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции РФ.

30. Нормативные положения, содержащиеся в ст. ст. 137 и 138 НК РФ, во взаимосвязи с положениями коммент. статьи и ст. 198 АПК РФ не исключают обжалование в арбитражный суд решений (актов ненормативного характера) любых должностных лиц налоговых органов и, соответственно, полномочие арбитражного суда по иску налогоплательщика проверять их законность и обоснованность.

31. См. также комментарий к ст. ст. 27, 33, 171, 197, 207, 212 АПК РФ.

Источник: http://www.zakonrf.info/apk/29/

Право на обращение в арбитражный суд

Законодатель относит право на судебную защиту к разряду неотъемлемых. Отказ от него недействителен.

Понятие права на обращение в суд, ограничение данного права

Нельзя отрицать, что право на обращение в арбитражный суд — это разновидность и составляющая общего права на обращение в публичные органы государственной власти. Праву на обращение в арбитражный суд присуща специфика, обусловленная статусом управомоченных субъектов. В международном праве и отечественной доктрине понятие «обращение в суд» рассматривается, прежде всего, в контексте прав человека (например, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека 1948 года). Отечественный законодатель гарантирует право на судебную защиту на конституционном уровне. Примечательно, что субъектом права в ст. 46 Основного закона именуется «каждый». Подобная неопределенность создает возможность расширенного трактования и включения в состав управомоченных лиц не только граждан, но и организаций. Однако возможность использования ст. 46 юридическими лицами сомнительна, поскольку ст. 46 Конституции РФ структурно включена в главу II «Права и свободы человека и гражданина».

Учитывая правила о подсудности и подведомственности (глава 4 АПК РФ) право на обращение в арбитражный суд актуально, в основном, для индивидуальных предпринимателей и организаций. Его суть и понятие определены в ст. 4 АПК РФ следующим образом: заинтересованному лицу гарантируется возможность обратиться за судебной защитой нарушенных или оспариваемых прав. К примеру, правом должника является взыскание долга через суд. Исходя из содержания ст. 4 этого Кодекса, право на обращение в арбитражный суд одновременно включает возможность требовать соразмерной компенсации убытков, нанесенных заинтересованному лицу вследствие:

  • необоснованного затягивания рассмотрения спора по сути;
  • неисполнения судебного вердикта в разумный срок.

Отказ от права на обращение в суд

Законодатель относит право на судебную защиту к разряду неотъемлемых. Отказ от него недействителен (п. 3 ст. 5 АПК РФ). Иными словами, отказ от права на судебную защиту, в какой бы форме он не был выражен, не может послужить основанием для непринятия судом иска или жалобы. Если отказ от права на иск фигурирует в договоре, соответствующее положение документа признается недействительным без признания его недействительным в целом. Нельзя смешивать понятие «отказ от права на обращение» и понятие «отказ от обращения». Индивидуальный предприниматель, коммерческая организация или иной потенциальный истец/жалобщик самостоятельно принимают решение о том, обращаться ли в арбитражный суд в случае нарушения интересов. Даже когда требования сформулированы, иск заявлен и принят к рассмотрению, за истцом остается право отказаться от иска или заключить мировое соглашение.

Срок передачи дела для рассмотрения в арбитражный суд

Процессуальные сроки имеют принципиальное значение для арбитражного судопроизводства. Реализация права на защиту законных интересов в суде наиболее эффективна в случае, если срок исковой давности не истек к моменту подачи иска. Последняя, по общему правилу, составляет 3 года (ст. 196 ГК РФ).

Впрочем, обращение в суд возможно и по окончании исковой давности.

Ее пропуск может стать основанием для отказа в удовлетворении иска без рассмотрения дела по сути. И то, лишь в случае, если на этом настаивает представитель должника (ст. 199 ГК РФ). Пропуск исковой давности не является основанием для отказа в принятии иска к рассмотрению. Законодатель не обязывает потенциального истца выжидать какой-либо срок после нарушения его прав и законных интересов до подачи иска. Однако в ряде случаев истцу предстоит произвести ряд формальностей и попытаться взыскать причитающееся с должника самостоятельно. Проистекающие из гражданских отношений требования могут стать предметом рассмотрения суда только после удачной или неудачной попытки досудебного урегулирования спора. По общему правилу иск может быть заявлен в срок 30 суток после направления претензионного требования. Подаче иска препятствует только признание требований. Полный или частичный отказ должника, а также игнорирование претензии на протяжении 30 суток дает основания для обращения в арбитражный суд. Категории дел, по которым досудебное урегулирование не требуется:

  • дела о банкротстве должника;
  • корпоративные споры;
  • дела об окончании охраны товарных знаков из-за неиспользования;
  • дела об оспаривании вердиктов третейских судов.
Читайте так же:  Полного возмещения убытков причиненных ему

Лица, имеющие право на обращение в арбитражный суд

Правом обращения в арбитражный суд наделены «заинтересованные лица». К их числу отнесены:

  • ИП, организации, а в отдельных случаях также граждане, обращающиеся в арбитражный или третейский суд за защитой собственных прав и охраняемых законом интересов;
  • представители органов государственной власти, обращающиеся в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов.
  • лица, которые предполагают возможность нарушения их прав в будущем;
  • лица, права которых уже нарушены;
  • лица, потерпевшие убытки вследствие нарушения их права на своевременное рассмотрения дела и/или исполнение судебного решения.

Федеральный закон РФ №127 «О несостоятельности (банкротстве)» наделяет правом инициирования процедуры самого должника, будь то физическое лицо или организация. Четкое представление о составе заинтересованных лиц, которым гарантируется право на обращение в арбитражный суд, дает ст. 12 ГК РФ. Арбитражное судопроизводство может обеспечить защиту гражданских прав и взыскание средств с должника разнообразными способами, в числе которых:

  • признание права;
  • восстановления исходного положения;
  • пресечения деяний, создающих потенциальную угрозу нарушения права;
  • признания решения собрания недействительным;
  • прекращение/изменение правоотношения.

Обращение прокурора в арбитражный суд

Ключевая особенность участия прокурора в арбитражном судопроизводстве заключается в том, что последний выступает хотя и от собственного имени, однако в чужих интересах. В большинстве случаев участие в деле прокурора призвано обеспечить защиту публичного (государственного или муниципального) интереса. Не исключены ситуации, когда прокуратура выступает в интересах отдельных граждан, которые в силу значимых причин (малолетство, недееспособность) не имеют возможности защитить себя самостоятельно, например, взыскать с должника причитающееся в разумный срок. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ наделяет прокурора всеми обычными процессуальными правами. В компетенции прокурора находится ознакомление с материалами дела, инициация отводов, заявление ходатайств, дача объяснений. Важно учитывать статус прокурора.Будучи представителем правоохранительного органа, он исполняет функцию общего надзора за законностью. Приносить протесты на вердикты арбитражных судов – значимое полномочие прокурора. Обращение прокурора в арбитражный суд может иметь форму:

  • заявления об оспаривании нормативного или индивидуально-правового акта;
  • иска о недействительности сделки с участием государственной структуры и взыскания с должника полученного по ней;
  • иска о применении последствий ничтожности к сделке государственной структуры, муниципалитета или субъекта хозяйствования, полностью или частично принадлежащего государству.

В арбитражный суд субъекта РФ позволено обращаться должностным лицам статусом не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. При рассмотрении дел в ВАС РФ может присутствовать Генеральный прокурор РФ или заместитель такого прокурора.

Споры, подлежащие рассмотрению в арбитражном суде

Арбитражным судам подведомственны преимущественно дела, связанные с хозяйственной и внешнеэкономической деятельностью, а также предпринимательством.

Размежевание компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции во многом определяется составом сторон спора.

Идентичные по характеру правоотношений сторон споры (о взыскании с должника, о компенсации нанесенного ущерба) подсудны арбитражным судам в случае, если их участники – коммерческие или некоммерческие организации или индивидуальные предприниматели. В случае если стороной дела выступает физическое лицо, спор подсуден судам общей юрисдикции. Дела отдельных категорий (перечень оговорен ст. 225.1 АПК РФ) подсудны арбитражным судам независимо от состава сторон. Так, исключительно в арбитражном производстве слушаются:

  • корпоративные споры (заинтересованное лицо предъявляет требования к юридическому лицу, участником которого оно является);
  • дела, связанные с созданием, реорганизацией, прекращением деятельности организации;
  • споры, связанные с принадлежностью ценных бумаг и деятельностью депозитариев;
  • споры, связанные с выпуском ценных бумаг и прочее.

Предпосылки, необходимые для появления права на обращение в арбитражный суд

Возможность обращение в арбитражный суд за защитой права обусловлена наличием определенных процессуальных предпосылок. Последние представляют собой обстоятельства:

  • предопределяющие наличие законных оснований для обращения;
  • гарантирующие отсутствие препятствий для открытия делопроизводства по конкретному делу.

Ключевой предпосылкой признания права на обращение в арбитражный суд за истцом или жалобщиком – субъектом хозяйствования – является обладание общегражданской правосубъектностью. Известно, что право- и дееспособность юридического лица наступает и прекращается в момент государственной регистрации и внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. К числу иных предпосылок относят:

  • потенциальную возможность рассмотрения спора в порядке арбитражного делопроизводства (иными словами, соблюдение правил о подведомственности);
  • отсутствие судебного вердикта, мирового соглашения, определения о прекращении производства, открытого и незаконченного судопроизводства по тождественному делу (например, касательно взыскания с того же должника).

Обращение заинтересованным лицом в арбитражный суд защитой прав при отсутствии рассматриваемых предпосылок может быть расценено судом как злоупотребление процессуальным правом.

Требования к порядку обращения в арбитражный суд. Форма обращения в арбитражный суд

Инициация рассмотрения спора в арбитражном суде возможна при совокупности следующих обстоятельств:

  • заинтересованное лицо обладает гражданской дееспособностью;
  • существуют процессуальные предпосылки обращения в арбитражный суд;
  • право на обращение реализовано в установленном порядке, с соблюдением требований к форме и содержанию документа.

Все возможные формы обращения к арбитражному суду определены п. 4 ст. 4 АПК РФ в привязке к категориальной принадлежности дела и статусу обращающегося лица:

  • инициация рассмотрения гражданских дел и экономических споров происходит путем подачи исков;
  • по делам особого и приказного производства, спорам, возникающим из публичных правоотношений и дел о банкротстве, подаются заявления (срок их рассмотрения выгодно отличается от срока рассмотрения исков);
  • просьба о пересмотре дела, адресованная суду апелляционной или кассационной инстанции именуется жалобой;
  • обращение Генерального прокурора и его замов о пересмотре судебных вердиктов в порядке надзора называются представлениями.

Передача дела, подведомственного арбитражному суду, на рассмотрение третейского суда

Инициация передачи дела для рассмотрения в третейский суд – право, а не обязанность сторон. Для этого требуется согласие всех участников спора. Ст. 33 АПК РФ предписывает судьям передавать споры в третейский суд при наличии действующего третейского соглашения между сторонами правого конфликта.

Такое соглашение может быть заключено вплоть до принятия решения по спору арбитражным судом (ст. 5 Закона №102 «О третейских судах в РФ»).

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует учесть, что третейский суд вправе рассматривать лишь отдельные категории дел, подведомственные арбитражным судам. Это, преимущественно, споры, проистекающие из гражданско-правовых отношений. Ст. 33 АПК РФ содержит прямой запрет на изъятие из производства арбитражного суда и передачу в третейский суд дел:

  • о банкротстве;
  • о государственной регистрации юридически значимых событий в ЕГРИП, ЕГРЮЛ;
  • касающихся защиты интеллектуальных прав;
  • проистекающих из публичных правоотношений;
  • об установлении юридически значимых фактов;
  • о компенсации убытков за несвоевременное рассмотрение дел или невыполнение вердикта суда;
  • касающиеся приватизации;
  • связанных с корпоративными спорами (есть исключения).

Важно учитывать, что в третейский суд на рассмотрение могут быть переданы дела, подлежащие рассмотрению в порядке Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов РФ.


Источник: http://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/pravo-na-obrashhenie-v-arbitrazhnyj-sud.html
Нарушения прав граждан в арбитражном суде
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here