Обязанности прокуратуры при рассмотрении жалобы

Сегодня мы раскроем тему: "Обязанности прокуратуры при рассмотрении жалобы", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Обязанности прокуратуры при рассмотрении жалобы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 ноября 2011 г. N 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора»

См. справку о порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти

В целях обеспечения исполнения и единообразного применения положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при рассмотрении жалоб о нарушении процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов и прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения указанных органов и должностных лиц затрагивают их интересы, неукоснительно руководствоваться нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

2. Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора проверять прокурорам соответствующих уровней, их заместителям и по их указанию другим должностным лицам органов прокуратуры в соответствии с установленной компетенцией.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, центральном аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации жалобы разрешать старшим помощникам, помощникам прокуроров, начальникам главных управлений, управлений, отделов, действующим в пределах своей компетенции, непосредственно осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания по месту производства предварительного расследования.

Направлять подчинённому прокурору для разрешения по существу жалобы, которые содержат вопросы, относящиеся к его компетенции, и ранее им не рассматривались.

Жалобы на действия (бездействие) или решение прокурора рассматривать и разрешать вышестоящему прокурору.

2.1. При рассмотрении жалоб обеспечивать всестороннюю и полную проверку изложенных в них доводов в срок до 3 суток со дня поступления в прокуратуру. Использовать для этого все средства, предоставленные прокурору как должностному лицу, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, продлевать срок проверки до 10 суток. Данное решение принимать прокурору города, района, приравненному к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры или их заместителям, начальникам управлений, отделов прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной или иной специализированной прокуратуры, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации (в соответствии с компетенцией подразделения) по ходатайству прокурора (помощника прокурора), рассматривающего жалобу.

2.2. Извещение заявителю о продлении срока проверки, причинах задержки и характере принимаемых мер направлять прокурору, рассматривающему жалобу.

3. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии со ст. 124 УПК РФ выносить соответствующее постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителей, их анализ и мотивы принятого решения. При этом руководствоваться требованиями ч. 4 ст. 7 УПК РФ, положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03.05.1995 N 4-П и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2005 N 42-О.

При удовлетворении жалобы безотлагательно принимать исчерпывающие меры к восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений и организаций, на что указывать в резолютивной части постановления.

В случае удовлетворения жалобы на нарушение органами дознания разумных сроков предварительного расследования указывать в постановлении процессуальные действия, необходимые для ускорения производства по уголовному делу, и сроки их осуществления.

Постановление направлять начальнику органа дознания для исполнения, копию приобщать к надзорному производству.

Признавая обоснованными доводы заявителя о несоблюдении органами предварительного следствия разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу, направлять требование руководителю следственного органа об устранении выявленных нарушений.

4. Занимать активную позицию по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, принимать действенные меры к их восстановлению.

Использовать для этого весь комплекс предоставленных полномочий и предусмотренных законом мер реагирования. На основании ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ требовать от органов дознания и следственных органов безусловного устранения нарушений федерального законодательства в установленный срок.

Выявлять причины, по которым орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа или прокурор не выполнили возложенные на них законом обязанности, и при наличии вины ставить вопрос об их ответственности, вплоть до уголовной. Принципиально отстаивать занятую позицию и отменять незаконные или необоснованные постановления в порядке, установленном УПК РФ.

5. Установить, что в случае полного удовлетворения жалобы уведомление заявителю незамедлительно направляет прокурор, рассмотревший данное обращение.

При частичном удовлетворении жалобы либо отказе в ее удовлетворении уведомление заявителю с разъяснением порядка обжалования вынесенного постановления вышестоящему прокурору или в суд безотлагательно направляет прокурор, принявший решение по жалобе.

Читайте так же:  Ответственность несовершеннолетних и родителей за совершение правонарушений

6. Жалобы участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение их прав и интересов действиями или принятыми процессуальными решениями и вынесенные по ним постановления, а также подлинники документов проверки приобщать к надзорному производству.

7. В соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации предоставлять заявителям, по их просьбе, возможность знакомиться с материалами проверки в части, непосредственно затрагивающей их права и свободы.

8. В случае удовлетворения судом требований участников уголовного судопроизводства и иных лиц в рамках предоставленных полномочий добиваться безусловного исполнения решения суда.

Принимать предусмотренные законом меры к обжалованию судебных решений, не соответствующих требованиям закона

В случае удовлетворения судом жалобы на решение прокурора, принятое в соответствии со ст. 124 УПК РФ, вышестоящему прокурору при наличии достаточных оснований решать вопрос об ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемых процессуальных действий (бездействия) и решений.

9. Систематически, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние работы и практику рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение их прав. Использовать результаты анализа для совершенствования надзора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

10. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору своим приказом установить порядок рассмотрения поступающих непосредственно в органы военной прокуратуры жалоб на нарушения процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей воинских частей (военных учреждений), руководителей и следователей военных следственных органов и военных прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц, чьи права при этом нарушены.

11. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2008 г. N 15 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».

12. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

13. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Приказ направить для сведения в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную службу судебных приставов, Федеральную службу исполнения наказаний и Следственный комитет Российской Федерации.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 ноября 2011 г. N 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора»

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

Установлен новый порядок рассмотрения сотрудниками прокуратуры жалоб на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственного органа и прокуроров.

Жалобы рассматривают прокуроры соответствующих уровней, их заместители и по их указанию другие должностные лица. В прокуратурах субъекта Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, центральном аппарате Генпрокуратуры РФ их могут разрешать помощники прокуроров, начальники главных управлений, управлений, отделов. Речь идет о лицах, которые надзирают за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания.

Определены полномочия работников прокуратуры при рассмотрении жалобы.

Срок ее рассмотрения составляет 3 суток. В исключительных случаях он может быть продлен до 10. Об этом составляется извещение, в котором указываются причины задержки и характер принимаемых мер. Оно направляется заявителю.

При полном удовлетворении жалобы заявителю незамедлительно направляется уведомление. При частичном удовлетворении или отказе в нем в документе разъясняется порядок обжалования принятого решения. По просьбе заявителей им для ознакомления предоставляются материалы проверки.

Требуется анализировать работу и практику рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушения их прав не реже 1 раза в год.

Прежний порядок, регулировавший данный вопрос, признан утратившим силу.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257722/

Полномочия прокурора при рассмотрении жалоб на незаконные процессуальные решения органов предварительного расследования

Частью 1 ст. 123 УПК, в частности, установлено, что решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы в установленном УПК порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Согласно требованиям ст. 124 УПК прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования. В случаях, предусмотренных УПК, дознаватель, следователь вправе обжаловать решения прокурора вышестоящему прокурору.

Прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики на системной основе осуществляется надзор за соблюдением установленного федеральным законодательством порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.

Например, изучив в порядке надзора материалы проверки ОМВД России по г.Черкесску об отказе в возбуждении уголовного дела по факту причинения гражданину А. Смакуеву колото-резаных ранений туловища.

Читайте так же:  Арест на выезд за границу как узнать

Установлено, что несмотря на очевидность уголовно наказуемого хулиганства, по результатам доследственной проверки ОМВД России по г.Черкесску в возбуждении уголовного дела отказано ввиду отсутствия, события преступлений, предусмотренных по ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и ст. 116 УК РФ (побои).

Прокуратурой незаконное решение отменено, материал направлен в ОМВД России по г.Черкесску для решения вопроса об уголовном преследовании. После вмешательства прокуратуры возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц).

Прокуратурой республики осуществляется надзор за ходом расследования уголовного дела.

Таким образом, при несогласии с рассмотрением правоохранительными органами республики сообщений о преступлении гражданам республики граждане могут обратиться в органы прокуратуры республики.

Источник: http://prokkchr.ru/prokuror-raziasniaet/polnomochiia-prokurora-pri-rassmotrenii-zhalob-na-nezakonnye-protsessualnye-resheniia-organov-predvaritelnogo-rassledovaniia

РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ, ЖАЛОБ И ИНЫХ ОБРАЩЕНИЙ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • понятие обращения, виды обращений, рассматриваемых органами прокуратуры;
  • • порядок регистрации и учета обращений в органах прокуратуры;
  • • сроки разрешения обращений в органах прокуратуры;

уметь

  • • принимать решения по поступившему в органы прокуратуры обращению;
  • • принимать решения по результатам рассмотрения обращения;
  • • работать с обращениями, поступившими в форме электронного документа;

владеть

  • • навыками разрешения обращений, поступающих в органы прокуратуры;
  • • навыками ведения личного приема заявителей.

Понятие и виды обращений

Рассмотрение обращений граждан является исключительно важным направлением работы прокуратуры, поскольку осуществление данной деятельности способствует решению задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка. Разрешая обращения и принимая граждан, прокуроры получают информацию о совершенных и готовящихся правонарушениях, о недостатках в деятельности самой прокуратуры, что позволяет своевременно принимать меры по их устранению и восстановлению нарушенных прав и свобод, привлечению виновных к ответственности. Несмотря на расширение диапазона судебной защиты, значительное количество граждан предпочитает обращаться в органы прокуратуры. Решение возникающих проблем с нарушением законов и прав граждан не может осуществляться исключительно путем обращения пострадавших в суд, что обусловлено спецификой судебной процедуры. Зачастую прокуратура способна отреагировать на ситуацию с нарушением закона более оперативно, чем это было бы в случае судебного разбирательства, и, что немаловажно, без материальных затрат. Кроме того, большинство российских граждан все еще не готово отстаивать свои права самостоятельно и перестройка правосознания населения в этом отношении идет очень медленными темпами.

Обязанность по рассмотрению жалоб непосредственно возложена на прокуроров при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 27 Закона о прокуратуре прокурор, осуществляя надзор по этому направлению, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

Данному вопросу в Законе о прокуратуре посвящена также ст. 10, которая называется «Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений». В указанной статье установлено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры обращения рассматриваются в порядке и сроки, определенные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который устанавливает общие положения, касающиеся реализации гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Более подробно порядок рассмотрения обращений, поступающих в прокуратуру, регламентируется Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

В приказе Генеральной прокуратуры от 30 января 2013 г. № 45, которым утверждена названная Инструкция, отмечено, что порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (далее – Инструкция по делопроизводству), иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ, а также приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, в органах военной прокуратуры – организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора РФ – Главного военного прокурора.

Особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией заявителями процессуальных прав и законных интересов в уголовном и гражданском судопроизводстве, обращений, вытекающих из международных отношений и обязательств, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, военнослужащих и иных обращений, а также приема граждан регулируются Регламентом Генеральной прокуратуры РФ и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ, в органах военной прокуратуры – организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора РФ – Главного военного прокурора.

В органах прокуратуры рассматриваются обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращения и запросы должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ. Обращения могут быть получены в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования. Рассматриваются также обращения граждан, направленные СМИ. Обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в органы прокуратуры.

Под обращением понимается предложение, заявление, жалоба или ходатайство. Обращения могут быть индивидуальными или коллективными. Индивидуальное – обращение, поданное самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными. Коллективное – обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания.

В Инструкции о рассмотрении обращений даны определения основных видов обращений.

Предложение – рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально- экономической и иных сферах.

Читайте так же:  Административная ответственность за нарушение авторских прав презентация

Заявление – просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба – просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Ходатайство – просьба заявителя о признании в случаях, установленных законодательством РФ, определенного статуса, прав, свобод.

Особо выделяются парламентский запрос, запрос и обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Парламентский запрос – запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания с соблюдением требований ст. 13 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в порядке, установленном регламентом палаты, по вопросам, входящим в компетенцию Генеральной прокуратуры РФ.

Запрос – оформленный надлежащим образом, с соблюдением требований федерального законодательства, документ, направленный уполномоченными должностными лицами, а также членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы, адресованный Генеральному прокурору РФ по вопросам, входящим в их компетенцию.

Обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы – документ, направленный в органы прокуратуры, с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений или документов по вопросам, связанным с их деятельностью, не оформленный как запрос.

В случае если член Совета Федерации или депутат Государственной Думы направил запрос не Генеральному прокурору РФ, а его заместителям или иному должностному лицу органов прокуратуры, он рассматривается как обращение.

Обращения могут быть первичными и повторными. Первичное – обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся в данном органе прокуратуры, либо поступившее от лиц, ранее не обращавшихся в прокуратуру по уже рассматривавшемуся вопросу. Повторное – обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру, или указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения.

Источник: http://studme.org/56001/pravo/rassmotrenie_razreshenie_zayavleniy_zhalob_inyh_obrascheniy_organah_prokuratury_rossiyskoy_federatsii

Куда можно пожаловаться на незаконные действия или бездействие сотрудников прокуратуры

Автор: Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 26 апреля 2018. Время чтения 8 мин.

Полномочия и обязанности прокурора. Основания для подачи жалобы на прокурора. Порядок и обжалование бездействия органов прокуратуры с учётом подведомственности.

Большинство граждан России по любому поводу пишут жалобы в прокуратуру, поскольку считают, что это единственный государственный орган, защищающий их права.

Что же делать в том случае, если прокурор не реагирует на сообщение, жалоба осталась без ответа? Бездействие прокурора тоже можно обжаловать, если знать некоторые особенности.

Нормативная база

При нарушении прав и законных интересов граждан, вызванных неправомерными действиями либо бездействием работников органов прокуратуры, жалоба рассматривается вышестоящим органом в порядке подведомственности.

Куда жаловаться Основание Примечание
Прокурор (районная или городская прокуратура) Бездействие (незаконные действия) работников прокуратуры.

П. 5.8 Приказа Генерального прокурора № 45

Областная прокуратура Жалоба на отсутствие рассмотрения жалобы в отношении сотрудника районной или городской прокуратуры либо отказ в удовлетворении жалобы. Генеральная прокуратура Жалоба на результат рассмотрения прокурором обращения. Следственный комитет Рассматривает заявления о преступлениях должностных лиц. Ст. 42 Закона о прокуратуре Президент РФ Жалоба на генерального прокурора. Конституция РФ Суд Жалоба на действия прокурора при принятии им решения о возбуждении или прекращении уголовного дела.

Жалоба на бездействие прокурора при обращении в порядке ст. 10 Закона о прокуратуре.

Ст.125 УПК РФ

Обязанности прокурора

Прокуратура занимается охраной прав и интересов граждан в соответствии с Законом о прокуратуре.

Законом о прокуратуре установлены основные обязанности сотрудников органов прокуратуры, напрямую связанные с надлежащим исполнением возложенных на них полномочий:

  • осуществление надзора за соблюдением и исполнением требований законов органами исполнительной власти, правоохранительными органами и юридическими лицами (ст. 21, 29);
  • осуществление надзора за соблюдением прав и свобод гражданина, в том числе право на защиту законных интересов при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий (ст. 27);
  • рассмотрение жалоб, обращений и заявлений граждан по нарушению их прав и законных интересов, в том числе при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий (ст. 10).

Рисунок 2. Прокуратура – надзорный орган. Источник: сайт «АСТВ.ру»

Статьёй 40.2 Закона о прокуратуре установлено, что на прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции, а также обязанности, установленные статьями 17, 18, 20, 20.1 Закона о государственной гражданской службе.

Прокурорским работникам запрещается:

  • давать и получать взятки, денежное вознаграждение от граждан и юридических лиц;
  • злоупотреблять служебным положением и полномочиями;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • представительствовать от имени третьих лиц в госоргане, в котором замещают должность;
  • разглашать конфиденциальные сведения или служебную информацию;
  • открывать счета и вклады в банках за пределами РФ;
  • заниматься оплачиваемой деятельностью без разрешения руководителя (в том числе научной и преподавательской).

Как государственные служащие, прокурорские сотрудники обязаны:

  • добросовестно исполнять служебные обязанности;
  • не совершать порочащие честь и достоинство поступки;
  • проявлять уважение и корректность ко всем гражданам;
  • не допускать конфликта интересов.

За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей государственный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 41.7 Закона о прокуратуре.

Полномочия прокурора

В рамках возложенных полномочий прокурор осуществляет надзор:

  1. За исполнением законодательства (осуществляет проверку исполнения законодательства на основании поступившей информации, возбуждает дело об административном правонарушении и освобождает от ответственности, обжалует правовые акты, противоречащие закону).
  2. За соблюдением прав и свобод человека и гражданина (рассматривает заявления о нарушениях, разъясняет порядок защиты пострадавшим, возбуждает дела об административном правонарушении или уголовном преступлении, представляет интересы гражданина в суде).
  3. За исполнением законов правоохранительными органами (рассматривает заявления и жалобы граждан на действия (бездействия) правоохранительных органов, осуществляет проверку таких действий на соответствие требованиям уголовно-процессуального законодательства).
  4. За исполнением законов в сфере исполнения наказаний.
Читайте так же:  Исковая давность привлечения к уголовной ответственности

Также в соответствии с требованиями Конституции РФ, Закона о прокуратуре и УПК РФ прокурор:

  • участвует в судебных заседаниях в качестве обвинителя (в уголовных делах) и представителя граждан, чьи права были нарушены;
  • может ходатайствовать об изменении меры пресечения или сроке ареста;
  • отменяет постановления органов полиции и иных правоохранительных структур в случае выявления нарушений и противоречий головному законодательству;
  • отстраняет должностных лиц от исполнения обязанностей в области расследования;
  • истребует материалы уголовного или административного дела для проведения проверки.

Основания для обжалования

Основными причинами обжалования действий или бездействия надзорного органа обычно являются:

  • невыполнение прокурором возложенных на него задач в сфере производства по уголовным делам, в том числе отсутствие контроля за деятельностью следственных органов;
  • непринятие мер по поступившей жалобе;
  • нарушение срока рассмотрения жалобы прокурором;
  • отсутствие ответа на обращение;
  • вымогательство;
  • злоупотребление полномочиями и служебным положением.

Порядок обжалования

Порядок подачи жалоб на прокуроров и сотрудников регулируется приказом Генпрокурора № 45 от 30 января 2013 года.

Инструкцией о порядке обращения граждан в органы прокуратуры предусмотрен обязательный порядок рассмотрения жалоб нижестоящими органами до подачи жалобы в Генеральную прокуратуру.

При этом обращения граждан, которые не рассматривались руководителями нижестоящих прокуратур, направляются им в 7-дневный срок для проверки и составления ответа гражданам.

Обращение не рассматривается в случае, если:

  • в тексте сообщения содержится нецензурная лексика, оскорбление, угроза жизни и здоровью;
  • текст не читаем, не разбит на предложения;
  • текст жалобы написан с использованием латинских или заглавных букв;
  • указан недостоверный адрес;
  • отсутствует информация о заявителе.

Рисунок 3. Генеральная прокуратура. Источник: сайт «Царь Град»

Куда жаловаться

Прокуратура является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением прав и законных интересов граждан, а также за исполнением российских законов правоохранительными органами, исполнительной властью, юридическими лицами.

Важно! Обжалование бездействия и незаконных действий работников прокуратуры возможно только вышестоящему органу на подчиненного работника (прокурора) и в судебном порядке.

Прокурор

Районный (городской) прокурор рассматривает жалобы на своих сотрудников.

В жалобе необходимо указать ФИО должностного лица, сообщить, какие неправомерные (незаконные) действия или бездействие проводились, в чем выражено нарушение прав и законных интересов граждан, указать просьбу (провести проверку или устранить нарушения прав гражданина).

Подать жалобу можно лично руководителю, записавшись на приём, направив почтой или электронной почтой.

Прокуратура субъекта РФ

В случае отказа прокурором района или города в удовлетворении жалобы либо в случае несогласия с результатом рассмотрения своего обращения, гражданин вправе обжаловать результат рассмотрения вышестоящему прокурору.

Для удобства граждан на сайте Генеральной прокуратуры РФ http://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/ при обращении в интернет-приёмную можно попасть на сайт прокуратуры субъекта РФ, выбрав её в соответствующем окошке.

На сайте предусмотрены обращения:

  • по общим вопросам;
  • по вопросам борьбы с коррупцией;
  • по вопросам борьбы с экстремизмом.

При переходе на любую из ссылок указывается порядок рассмотрения и можно выбрать, в какой форме получить ответ (по электронной почте в форме электронного документа или письменной форме).

При заполнении электронной формы предусмотрено прикрепление файлов (копий, отсканированных страниц или фото документов).

Направить жалобу также можно по электронной почте или заказным письмом с уведомлением, либо обратившись лично в приёмное время.

Генеральная прокуратура

Жалобу на бездействие прокурора можно подать лично, отправить заказным письмо по почте, либо заполнив электронную форму обращения на сайте Генпрокуратуры РФ.

При заполнении электронной формы заявления через интернет-приёмную можно выбрать вид обращения и приложить отсканированные документы.

Обращаться в Генпрокуратуру следует после рассмотрения обращения всеми нижестоящими прокуратурами, о чём необходимо уведомить с приложением копий ответов.

Следственный комитет

Следственный комитет РФ рассматривает заявления о совершении преступлений прокурорскими работниками.

В компетенцию Следственного комитета входит:

  • проверка информации, изложенной в жалобе;
  • в случае выявления признаков преступления − возбуждение уголовного дела;
  • проведение предварительного расследования и передача дела в суд.

Подать жалобу в СК РФ можно:

  • лично, записавшись на приём;
  • по телефону доверия;
  • через интернет-приёмную (заполнив форму электронного обращения);
  • по телефону прямой линии председателя СК РФ.

Президент РФ

Президент РФ рассматривает жалобы на неправомерные действия или бездействие Генерального прокурора. Жалобу можно направить по почте либо в виде электронного обращения.

Обратите внимание! Все письма, поступающие Президенту РФ, принимаются и рассматриваются Управлением по работе с обращениями граждан.

Незаконные действия (бездействие) прокурора в рамках уголовного судопроизводства, в том числе постановления прокурора об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела, уголовного преследования могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии со статьями 125–125.1 УПК РФ.

Суд не позднее, чем через 5 рабочих дней рассматривает заявление и выносит постановление:

  • об отказе в удовлетворении заявления;
  • о признании постановлений прокурора незаконными и нарушающими права и интересы граждан.

Бездействие прокурора также может быть рассмотрено судом в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства в срок не позднее одного месяца с момента поступления иска в суд.

Срок рассмотрения жалобы

Жалобы граждан на бездействие прокурора рассматриваются в течение 30 дней (ст. 12 Закона о рассмотрении обращений граждан № 59-ФЗ).

Срок рассмотрения письменных обращений может быть в исключительных случаях увеличен еще на 30 дней.

Читайте так же:  Пример жалобы на мировую судью

При этом при поступлении обращения в вышестоящий орган прокуратуры без соблюдения подведомственности срок увеличивается на 7 дней с учётом времени на отправку в нижестоящий орган.

В случае необходимости проведения проверки по материалам уголовного дела необходимые документы могут быть истребованы и представлены нижестоящим органом в 15-дневный срок.

Форма и содержание жалобы

Жалоба на бездействие прокурора подаётся в письменном виде.

В ней обязательно должны быть указаны ФИО руководителя, наименование прокуратуры, информация о заявителе (адрес, контакты, ФИО).

В основной части следует описать сложившуюся ситуацию, сообщить, какие именно нарушения были совершены неправомерными действиями или бездействием, в чём выразилось нарушение права и законных интересов гражданина со ссылками на соответствующие нормы права.

В жалобе необходимо изложить свои требования и указать перечень прилагаемых документов, обязательно уточнить дату подачи и подпись заявителя.

Источник: http://yakapitalist.ru/zhaloba/zhaloba-na-prokurora/

Надзор за исполнением законов о порядке рассмотрения обращений

Надзор за исполнением законов о рассмотрении обращений граждан представляет собой деятельность прокурора, направленную на обеспечение реализации конституционного права граждан на обращение, восстановление их нарушенных прав и наказание виновных должностных лиц. Правовой основой этого направления надзорной деятельности являются ст. 21–28 Закона о прокуратуре. Руководящие указания содержатся в приказах Генпрокурора РФ от 02.10.2007 № 155 и от 07.12.2007 № 195.

Основополагающие принципы правового регулирования реализации права на обращения в России сформулированы в ст. 33 Конституции РФ, согласно которой: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Особое место среди нормативных правовых актов, закрепляющих основные направления политики государства по отношению к обращениям граждан, занимает

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который устанавливает принципы, порядок и гарантии реализации данного права. Однако Закон не распространяется на некоторые категории обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными законами.

Следует также отметить Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», согласно которому «каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы» (ст. 1). В то же время он не распространяется на действия (решения), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования (ст. 3).

Порядок рассмотрения и разрешения обращений, приема граждан в органах прокуратуры установлен Законом о прокуратуре и приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2013 № 45.

Статья 10 Закона обязывает прокуроров рассматривать и разрешать обращения, содержащие сведения о нарушении законов, а в ст. 27 определено, что прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные обращения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

Статья 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.

Поскольку Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ предполагает возможность правотворчества субъектов РФ в данной сфере (ч. 2 ст. 3), к источникам правового регулирования реализации права на обращения другого уровня относится законодательство субъектов РФ. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними представительными органами муниципальных образований муниципальными нормативными правовыми актами. К настоящему времени в ряде субъектов РФ приняты самостоятельные законы о порядке реализации конституционного права на обращения.

Нормативными правовыми актами, призванными более детально и качественно обеспечить реализацию Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, служат инструкции по работе с обращениями граждан, которые действуют в большинстве органов государственной власти. В системе прокуратуры используется Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2013 № 45. Приказом Главного военного прокурора от 18.03.2013 № 70 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах военной прокуратуры.

Нарушения порядка рассмотрения обращений граждан носят распространенный характер. К их числу можно отнести:

В ходе проведения проверок исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращений прокурорам рекомендуется:

Следует проанализировать качество разрешения обращений на предмет полноты проверок поставленных заявителями вопросов. Особое внимание обратить на случаи принятия положительных решений только при повторной проверке доводов граждан. При выявлении нарушений требований ст. 10 Закона об обеспечении должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления объективного, всестороннего рассмотрения обращений граждан, обязанности своевременно и по существу разрешать их, осуществлять проверки на местах и выносить обоснованные решения – принять действенные меры прокурорского реагирования;

Кроме того, для обеспечения законности правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам реализации права граждан на обращение, прокурору следует на системной основе знакомиться с такими правовыми актами и проводить периодические проверки на поднадзорных объектах. Проверяя законность данных правовых актов, прокурор дает им правовую оценку, делая акцент на вопросах соответствия издаваемых правовых актов законам, а именно: не вышел ли орган за пределы своей компетенции; не содержит ли правовой акт нормы, противоречащие федеральному законодательству; не допущены ли в изданных правовых актах нарушения норм закона, ограничивающие права и свободы граждан или устанавливающие не предусмотренные законом обязанности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/70237/pravo/nadzor_ispolneniem_zakonov_poryadke_rassmotreniya_obrascheniy

Обязанности прокуратуры при рассмотрении жалобы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here