Особенности планирования судебного разбирательства

Сегодня мы раскроем тему: "Особенности планирования судебного разбирательства", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Основы тактики судебного разбирательства

Общие вопросы тактики судебного разбирательства

Судебное разбирательство непосредственно связано с результатами расследования. Непосредственное исследование материалов уголовного дела в суде, обстановка судебного разбирательства, выраженная состязательность процесса имеют свои специфические особенности. Организация судебного заседания, производство судебных действий предполагают знание судьей криминалистических средств и методов собирания, исследования и оценки доказательств на досудебном следствии, а также тактических и методических особенностей судебного следствия. Разумеется, объем и содержание криминалистических средств и методов, используемых в судебном разбирательстве, отличается от их применения в расследовании. Вместе с тем, значение их в качественном судопроизводстве достаточно важно, и существует объективная необходимость использования данных криминалистики в суде. Более того, криминалистикой не только используются имеющиеся данные, но и разрабатываются научно-практические рекомендации специально для судебного разбирательства.

Криминалистические знания используются судьей в процессе всего судебного разбирательства, начиная с подготовительной части и заканчивая постановлением приговора. Без использования этих знаний качественное судебное разбирательство невозможно. Вместе с тем, можно выделить отдельные элементы судебного разбирательства, где значение криминалистики наиболее ощутимо. Это организация подготовительной части судебного разбирательства, планирование судебного следствия и тактика судебных действий.

Организация подготовительной части судебного разбирательства

Организация подготовительной части судебного разбирательства выражается в изучении материалов уголовного дела и выполнении ряда подготовительных действий. Решив вопрос о подсудности, судья изучает доказательства, обосновывающие обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Изучая дело, необходимо определить, достаточно ли доказательств и полно ли установлено событие преступления: место, время, способ и т.д. — для решения вопроса об изменении или отмене меры пресечения и возможного предварительного слушания.

При конкретизации указанных обстоятельств судья должен руководствоваться криминалистическими рекомендациями по методике расследования данного вида преступлений. Выяснив элементы состава данного преступления (преступлений), он должен определить, какими доказательствами могут обосновываться эти обстоятельства.

Вопрос о достаточности решается в отношении каждого обстоятельства отдельно. Естественно, решение этих вопросов требует от судьи определенных криминалистических знаний, прежде всего знаний криминалистической характеристики преступлений.

Судья на основе материалов уголовного дела конкретизирует предмет судебного разбирательства, т.е. определяет какие обстоятельства должны быть выяснены и установлены в ходе судебного следствия по каким-либо причинам неполно установленные на досудебном следствии. Корректировку в предмет расследования судья может вносить в дальнейшем с учетом ходатайств сторон.

Таким образом, процесс организации подготовительной части базируется на научно-практических рекомендациях криминалистики.

Организация и планирование судебного следствия

Организация судебного следствия — это процесс определения обстоятельств, подлежащих установлению в судебном заседании, планирование судебного следствия, организация производства судебных действий и руководство судебным процессом.

Надо отметить особенность процесса построения судебных версий по сравнению со следственными. Следственные версии, как известно, строятся на основе имеющихся фактов и являются инструментом познания. Следователь от ограниченного знания идет к полному знанию, предполагая возможные варианты события преступления и его отдельных обстоятельств. Судья исследует установленные факты. Но он должен считать их установленными лишь условно. Производится проверка достоверности этих фактов. Одновременно судья должен исследовать и иные материалы дела, которые прямо не относятся к версии обвинения. На их основе он строит свои версии события, в том числе версию о недоказанности обвинения, т.е. о невиновности подсудимого. Очевидно, что направленность и содержание процесса построения судебной версии сходны с процессом построения следственных версий.

Планирование судебного следствия — это связанный с другими элементами организации судебного разбирательства процесс анализа материалов уголовного дела и сформированных целей, определение средств и методов исследования доказательственной информации, последовательности и порядка производства судебных действий. Планирование направлено на построение мыслительной модели судебного следствия. Посредством планирования определяются прежде всего судебные действия по исследованию доказательств, а также обеспечивающие и технические мероприятия.

Процесс планирования судебного разбирательства с методической целью можно разделить на ряд взаимосвязанных этапов: анализ материалов дела, сформированных целей, выбор судебных действий и их последовательности, определение содержания судебных действий, корректировка плана.

В результате формируется план судебного следствия.

План по делу является общей схемой исследования всех имеющихся доказательств. В сложных делах важно группировать эти доказательства по блокам: подсудимый, эпизоды судебной деятельности и др.

Тактика судебных действий

При производстве судебных действий используются тактические рекомендации криминалистики. Большинство судебных действий по получению и проверке доказательств — это допросы. В суде допрашиваются подсудимый, свидетели и иные участники процесса. Для суда сложность состоит в том, что председательствующий не может допрашивать подсудимого первым. Следовательно, план допроса подсудимого для председательствующего носит на первом этапе судебного следствия рамочный характер. Он следит за выясняемыми вопросами и отмечает для себя то, что не было выяснено.

В судебном следствии используется перекрестный допрос, шахматный допрос — приемы допроса несколькими допрашиваемыми (сторонами) одновременно.

Организация допроса свидетелей во многом схожа с организацией допроса подсудимого. Председательствующий также отслеживает по своему плану вопросы, выясненные у свидетеля с тем, чтобы задать в свою очередь интересующие его.

Потребность в производстве экспертизы в большинстве случаев возникает в ходе судебного следствия. Независимо от того, по чьей инициативе решается вопрос об экспертизе, судья должен сам выяснить для себя следующие основные вопросы: а) необходимо ли в системе доказательств экспертное исследование; б) возможно ли данное экспертное исследование; в) можно ли разрешить путем экспертизы основные вопросы. С учетом мнения сторон судья принимает процессуальное решение о назначении определенной экспертизы.

Иные судебные действия — осмотр местности и помещения, судебный эксперимент, предъявление для опознания и др. производятся редко. Тактика их производства мало отличается от тактики соответствующих следственных действий.

Читайте так же:  Формы гражданско правовой ответственности шпаргалка

Источник: http://be5.biz/pravo/k001/26.html

Судебное разбирательство: процессуальный порядок и стадии

Содержание материала

Понятие и значение стадии судебного разбирательства

Судебное разбирательство предназначено для рассмотрения и разрешения гражданского дела по существу и занимает центральное место среди других стадий гражданского процесса, поскольку именно в этой стадии осуществляются общие для гражданского судопро­изводства цели и задачи.

Значение стадии судебного разбирательства

  • Судебное разбирательство — главная стадия процесса. Именно в этой стадии судебного разбирательства:
    1. с наибольшей полнотой действуют принципы правосудия (состязательности, диспозитивности, непосредственности и др.);
    2. решается главная задача правосудия — правильное и своевременное рассмотрение и разрешение дела (другие стадии лишь обеспечивают решение этой задачи);
    3. рассматривается и разрешается подавляющая часть гражданских дел.
  • По результатам деятельности суда в этой стадии население оценивает состояние законности в правосудии (в силу принципа гласности).

Рассматриваемая стадия процесса отличается от других не только специфическими целями, но и своим субъектным составом, объ­ектом и содержанием. Главный участник процесса — суд первой инстанции (мировой судья). Его деятельность направлена на рас­смотрение и разрешение спора о праве между сторонами по делу.

В этой стадии выступают такие участники процесса, которых, как правило, нет в других стадиях, — свидетели, эксперты, спе­циалисты.

Рассматривая дело, суд первой инстанции должен:

  • четко уяснить суть требований истца и возражений ответчика;
  • непосредственно исследовать доказатель­ства;
  • установить фактические обстоятельства дела;
  • выяснить права и обязанности сторон, охраняемые законом интересы заявителей.

Стадия судебного разбирательства завершается, как правило, вы­несением решения от имени Российской Федерации. Разрешая дело, суд обязан вынести законное и обоснованное судебное решение, защищающее права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц.

Процессуальный порядок и составные части (этапы) судебного разбирательства

Составные части (этапы) судебного разбирательства:

  1. подготовительная;
  2. рассмотрения дела по существу;
  3. судебные прения;
  4. постановление и оглашение решения.

Каждая часть имеет свою специфическую задачу, свое содер­жание, место в судебном разбирательстве и предназначена для разрешения только определенного круга вопросов. Все они, последовательно сменяя одна другую, имеют опреде­ленную самостоятельность. Вместе с тем они взаимосвязаны друг с другом и образуют единую стадию гражданского процесса.

Согласно ст. 154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются:

  • судом — до истечения 2 месяцев со дня поступления заявления в суд;
  • мировым судьей — до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

Исключение : дела о восстановлении на работе, о взыскании алиментов рассматриваются и разрешаются до истечения месяца.

Федеральными законами и ГПК РФ могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел.

Начало течения срока рассмотрения и разрешения гражданских дел в соответствии со ст. 154 ГПК РФ определяется:

  • подсудных мировому судье — днем принятия заявления к производству ;
  • по всем другим делам — днем поступления заявления в суд.


При этом в сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел включается срок подготовки дела к судебному разбирательству .

Окончанием срока рассмотрения и разрешения дела являет­ся:

  • день принятия судом решения по существу либо
  • день вынесения определения о прекращении его производства или об оставлении заявления без рассмотрения.

В тех случаях, когда в одном производстве соединяются тре­бования, для одних из которых законом установлен сокращен­ный срок рассмотрения, а для других — общий (например, об установлении отцовства и взыскании алиментов), дело подлежит рассмотрению и разрешению до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд независимо от того, что по одному из требований установлен сокращенный срок (ст. 154 ГПК РФ) (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции»).

Согласно ст. 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания .

При наличии в судах технической возможности осуществления видеоконференц-связи лица, участвующие в деле, их представители, а также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом или по инициативе суда. Об участии указанных лиц в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи суд выносит определение.

Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. При коллегиальном рассмотрении дела в районном суде председательствует судья или председатель этого суда, в заседаниях других судов — судья, председатель или заместитель председателя соответствующего суда.

Председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.

Распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.

Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу:

  • заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов;
  • ознакомиться с письменными доказательствами;
  • осмотреть вещественные доказательства;
  • прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи.

Разбирательство дела происходит устно и при неизменном составе судей (ст. 157 ГПК РФ). В случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела разбирательство должно быть произведено с самого начала.

Судебное заседание по каждому делу происходит непрерывно , за исключением времени, назначенного для отдыха. До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его разбирательства суд не вправе рассматривать другие дела.

При входе судей в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают. Объявление решения суда, а также объявление определения суда, которым заканчивается дело без принятия решения, все присутствующие в зале заседания выслушивают стоя.

Участники процесса обращаются к судьям со словами: » Уважаемый суд !», и свои показания и объяснения они дают стоя. Отступление от этого правила может быть допущено с разрешения председательствующего.

Читайте так же:  Можно ли отложить предварительное судебное заседание

Участники процесса и все присутствующие в зале судебного заседания граждане обязаны соблюдать установленный порядок в судебном заседании. Надлежащему порядку в судебном заседании не должны мешать действия граждан, присутствующих в зале заседания и осуществляющих разрешенные судом фотосъемку и видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио и телевидению. Эти действия должны осуществляться на указанных судом местах в зале заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, могут быть ограничены судом во времени.

Лицу, нарушающему порядок в судебном заседании, председательствующий от имени суда объявляет предупреждение (ст. 159 ГПК РФ). При повторном нарушении порядка лицо, участвующее в деле, или его представитель могут быть удалены из зала судебного заседания на основании определения суда на все время судебного заседания или часть его. В последнем случае председательствующий знакомит лицо, вновь допущенное в зал заседания, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие. Граждане, присутствующие в судебном заседании, за повторное нарушение порядка удаляются по распоряжению председательствующего из зала заседания суда на все время судебного заседания.

Суд также вправе наложить на лиц, виновных в нарушении порядка в судебном заседании, штраф в размере до 1000 рублей.

В случае, если в действиях лица, нарушающего порядок в судебном заседании, имеются признаки преступления, судья направляет соответствующие материалы в органы дознания или предварительного следствия для возбуждения уголовного дела в отношении нарушителя.

В случае массового нарушения порядка гражданами, присутствующими в судебном заседании, суд может удалить из зала заседания суда граждан, не являющихся участниками процесса, и рассмотреть дело в закрытом судебном заседании или отложить разбирательство дела.

Отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных Кодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие

  • неявки кого-либо из участников процесса,
  • предъявления встречного иска,
  • необходимости представления или истребования дополнительных доказательств,
  • привлечения к участию в деле других лиц,
  • совершения иных процессуальных действий,
  • возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи.

Суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий шестидесяти дней , по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации.

При отложении разбирательства дела назначается дата нового судебного заседания с учетом времени, необходимого для вызова участников процесса или истребования доказательств, о чем явившимся лицам объявляется под расписку. Неявившиеся лица и вновь привлекаемые к участию в процессе лица извещаются о времени и месте нового судебного заседания.

Разбирательство дела после его отложения начинается сначала.

В случае, если стороны не настаивают на повторении объяснений всех участников процесса, знакомы с материалами дела, в том числе с объяснениями участников процесса, данными ранее, состав суда не изменился, суд вправе предоставить возможность участникам процесса подтвердить ранее данные объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы.

При отложении разбирательства дела суд вправе допросить явившихся свидетелей, если в судебном заседании присутствуют стороны. Вторичный вызов этих свидетелей в новое судебное заседание допускается только в случае необходимости.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/sudebnoe-razbiratelstvo-protsessualniy-poryadok-i-stadii

Особенности планирования судебного разбирательства

Глава 18. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Видео (кликните для воспроизведения).

§ 2. Психологические особенности судебного процесса

Основная и исключительная функция суда — разрешение дела по существу. Суд осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном процессуальном порядке.

Психологические особенности процессуальной деятельности суда связаны со следующими обстоятельствами:

1) строгим порядком рассмотрения дел в суде (четкая правовая регламентация процедуры); 2) стадийностью осуществления деятельности (процесс проходит несколько точно определенных этапов); 3) активностью различных участников процесса (прокурора, защитника, гражданского истца, гражданского ответчика и др.); 4) внешними условиями, в которых осуществляется правосудие (зал судебного заседания, техническое оснащение процесса, наличие атрибутики ит. п.),

В юридической литературе под правосудием понимается особый вид государственной деятельности, заключающийся в рассмотрении и разрешении определенных категорий дел (различных социальных конфликтов). Функция суда состоит в том, чтобы разрешить конфликт, восстановить справедливость. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Подчинение закону означает соблюдение законодательных предписаний, выполнение деятельности в соответствии с процедурой, предусмотренной действующим законодательством. Осуществление судебного процесса предполагает возникновение процессуальных правоотношений.

Деятельность участников судопроизводства детально регламентируется законом, который устанавливает определенную процессуальную форму (структуру судебного процесса» его стадии, порядка проведения процессуальных действий). Процессуальная форма выступает гарантией защиты прав и законных интересов личности.

Судебная деятельность характеризуется определенной последовательностью, стадийностью. Судебный процесс состоит из стадий, сменяющих друг друга. На каждой стадии выносятся процессуальные решения. Стадийность процесса находится в полном соответствии с научной организацией труда (НОТ). Стадии процесса ограничены временными интервалами, располагаются в логической последовательности, позволяют успешно осуществлять судебную деятельность.

Так, центральной стадией уголовного процесса является стадия судебного разбирательства. В плане психологии важное значение имеет такая часть судебного разбирательства, как судебное следствие, в которой суд с участием подсудимого, защитника, потерпевшего и обвинителя непосредственно исследует доказательства, собранные на стадии досудебного следствия и предъявленные суду участниками судебного разбирательства или сообщенные самим судом. В ходе судебного следствия председательствующий, обвинитель, защитник, судья допрашивают подсудимых, свидетелей, заслушивают заключение эксперта, осматривают вещественные доказательства, оглашают протоколы и иные документы

Возникает вопрос: должен ли суд собирать доказательства или только проверять имеющиеся? По существующей в Украине процедуре судья не только «взвешивает» имеющиеся доказательства и выносит соответствующее решение, но и выполняет некоторые функции собирания доказательств. Так, в соответствии со ст. 3151 УПК Украины предусмотрено, что с целью проверки и уточнения фактических данных, полученных в ходе судебного следствия, суд мотивированным определением, а судья — постановлением, вправе поручить органу, который проводил расследование, выполнить определенные следственные действия. В определении (постановлении) отмечается, для выяснения каких обстоятельств и какие именно следственные действия необходимо провести, и устанавливается срок выполнения поручения, Такое положение дел требует существенных изменений.

Читайте так же:  Профилактика наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних

Уголовно-процессуальная процедура влияет на тактику судебного следствия, тактико-психологические приемы судебных действий. Тактическая целесообразность не должна противоречить закону.

Психология взаимоотношений участников судебного разбирательства предполагает разделение процессуальных функций, состязательность сторон. Состязательный процесс строится на началах процессуального равенства сторон. При этом обвинитель несет «бремя доказывания» виновности обвиняемого. Активная деятельность суда состоит в обеспечении равных прав сторон (обвинения и защиты). В состязательном процессе можно говорить о психологических особенностях деятельности обвинителя, защиты, суда.

Функция поддержания государственного обвинения в суде возлагается на органы прокуратуры. Прокурор, поддерживая перед судом государственное обвинение, представляет доказательства, принимает участие в их исследовании (ст. 264 УПК Украины). Прокурор должен способствовать установлению объективной истины по уголовному делу.

В состязательном процессе важное значение принадлежит обвинительной речи прокурора. По мнению А. Левенстим, каждая речь состоит из трех частей: вступления, главной части и заключения, для выработки которых существуют особые правила, установленные долголетним опытом. . Необходимо, чтобы его доводы были не только интересны, но и облечены в красивую форму н передавались бы слушателям в известной последовательности; иначе речь произведет впечатление отдельных отрывков, загораживающих и затемняющих друг друга. Чтобы устранить эти недостатки, оратор обязан поработать над планом, ибо все учение о красоте н ясности речи сводится к умению построить план, распределив в нем выгодным образом все улики и все свои выводы.

Речь обвинителя должна иметь наступательный характер, оказывать психологическое воздействие и соответствовать социальным ожиданиям. Прокурор должен убедить суд в правильности предлагаемой им модели события преступления и лицах, совершивших преступление. Речь должна содержать рациональное и эмоциональное.

Существуют различные подходы к структуре речи прокурора. Наиболее типовая форма речи прокурора состоит из следующих частей (по М. И. Еникееву): 1) вступление; 2) изложение фактических обстоятельств и фабулы дела; 3) анализ и оценка собранных по делу доказательств; 4) обоснование квалификации преступления; 5) характеристика личности подсудимого и потерпевшего; 6) предложения о мере наказания; 7) вопросы возмещения причиненного преступлением ущерба; 8) анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, предложения по их устранению; 9) заключение.

Судебная трибуна — средство воспитания граждан, Воспитательное воздействие адресуется не только подсудимому, но и иным лицам (отличается общей и частной превенцией).

Природа защитительной деятельности в должной мере является исследованной. Определенные попытки в изучении тактики защиты в уголовном судопроизводстве были предприняты Т. В. Варфоломеевой. Тактика защиты предполагает избрание оптимальной позиции (линии поведения) защитника, целесообразных приемов ее реализации в ходе судебных и иных действий. И. Я. Фойницкий указывает, что защита — есть ответ по обвинению и образует собой совокупность прав и мер, направленных к ограждению невиновности подсудимого и его прав и интересов перед уголовным судом. По образному выражению Р. С. Белкина защитники — «санитары» уголовного судопроизводства. Их роль невозможно переоценить- Именно от них законодатель ждет своевременного предотвращения судебных ошибок, когда к ответственности привлекается невиновный, когда наказание не соответствует степени общественной опасности содеянного, когда следователь и суд игнорируют обстоятельства, исключающие возможность уголовного преследования или смягчающие наказание.

Защитник должен организовать защиту так, как считает целесообразным, используя различные тактико-психологические приемы. При этом он должен действовать в рамках закона, не допускать нарушений норм адвокатской этики. Защитник может использовать «слабые места» обвинения. Однако недопустим «произвол защиты» недобросовестных адвокатов, использующих противоправные и аморальные средства. «Защитить клиента любыми средствами» нельзя возводить в ранг принципов деятельности адвоката.

В психологическом отношении важное значение имеют внешние условия, в которых осуществляется правосудие. К таким условиям могут быть отнесены здание, в котором отправляется правосудие, зал судебного заседания, мебель, находящаяся в зале, н т. п. Вынесение решений судьей от имени государства предполагает наличие в зале заседания государственной символики (герба, флага), а сам судья должен быть облечен в мантию. Эти внешние условия способствуют выработке уважения к суду, воздействуют положительно на психику лиц, попавших в орбиту судопроизводства.

Источник: http://yurpsy.com/files/xrest/8/022.htm

Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ)

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

На данной подготовительной части судебного разбирательства судья, знакомясь с материалами предварительного следствия и его заключением, письменными материалами и вещественными доказательствами, осуществляет реконструктивную деятельность. Здесь важно не поддаться «эффекту первичности» и не оказаться под влиянием модели события, сформированной на предварительном следствии.

Критическому анализу подвергаются все действия следователя, уясняются их необходимость, всесторонность и процессуальная обоснованность. Выдвигая судебную версию, судья основывается на наиболее достоверных, проверенных фактах.

Намечаемая последовательность рассмотрения дела в судебном заседании должна обеспечить адекватность его восприятия участниками судебного заседания, отражение действительной динамики рассматриваемого события. Судья выявляет «слабые» в фактическом отношении места и намечает необходимые судебно-следственные действия.

Особое внимание уделяется источникам «ключевых» фактов, их внутренней согласованности. Анализируется возможность их случайного совпадения, определяется круг лиц для вызова в судебное заседание, истребуются все необходимые документы.

Все факты расследуемого события должны осознаваться в системе причинно-следственных связей, и ни один факт не может оставаться без объяснения. «Поставьте себя в положение подсудимого и взгляните вокруг него его глазами перед преступлением, в момент преступления, после него; сделайте то же по отношению к каждому из соучастников, к пострадавшим, к свидетелям, роль которых для вас не вполне понятна. Уясните себе вероятные поступки, встречи и переговоры преступника с жертвой или соучастников преступления между собой.

Читайте так же:  Отказ суда в принятии апелляционной жалобы

Это может открыть вам то, что заинтересованные люди сумели скрыть от следователя» [145].

Ознакомление с материалами предварительного следствия должно привести к ясному и полному пониманию дела. Все неясности указывают направление судебного исследования. Обращается внимание не только на то, что было, но и на то, чего не было. (Почему не лаяла собака, когда чужой человек грабил сельский магазин? Почему не проснулся потерпевший, когда кругом было так шумно?) Доказательством может быть то, что было, и то, чего не было.

Изучение материалов дела — исходный этап в деятельности всех участников уголовного процесса: суда, прокурора, адвоката. Уже на этом этапе формируется их процессуальная позиция. Только доскональное знание дела позволяет им наметить стратегию и тактику судебной деятельности, сформировать систему тезисов для убедительной и аргументированной речи в судебных прениях.

При изучении материалов уголовного дела каждая сторона выясняет:

  • что должно быть проверено в суде?
  • соответствуют ли выводы обвинительного заключения материалам уголовного дела?
  • учтена ли следователем совокупность доказательств по делу, имеется ли необходимость восполнения пробелов предварительного следствия в суде?
  • на каких сторонах дела следует построить стратегию обвинения или защиты, какие доказательства могут получить новую интерпретацию, что может повлиять на решение суда?

Уже на данном этапе систематизируются доказательства и источники их получения, критически анализируется их достоверность, выдвигаются все возможные контрверсии. Ведутся необходимые выписки и записи, составляется рабочий конспект дела — выписываются эпизоды обвинения, показания подсудимых, систематизируются вещественные доказательства и документы, выявляются возможные разрывы в системе доказательств, возможные процессуальные нарушения, допущенные на предварительном следствии.

Первое знакомство с материалами дела имеет особую остроту. Еще нет градации на главное и второстепенное. Любая деталь здесь должна быть тщательно исследована, включена во все возможные взаимосвязи. Актуализируется обстановка исследуемого происшествия, принимается во внимание все, что позволяет увидеть событие с иной точки зрения.

В процессе изучения материалов предварительного следствия прокурор и защитник готовят фрагменты своей будущей речи в судебных прениях. Восстанавливая истинную картину расследуемого происшествия, они создают образные картины события, воспроизводят особенности поведения его участников, их межличностные отношения. «Наряду с размышлениями о загадках дела надо думать и о картинах, необходимых для речи. Представьте себе виновников драмы и пострадавших от нее, их окружающих, родных и близких при встречах задолго до преступления, в разные дни после того, как оно было обнаружено, перед судом и после суда. Уясните себе их вероятные поступки, угрозы, обещания и попреки при этих встречах; рисуйте их сытыми и голодными, озлобленными и любящими» [145].

Наряду с логической схемой будущей речи разрабатывается ее «боевая схема», отрабатываются эмоционально-экспрессивные элементы. Отдельные детали выстраиваются вокруг основных тезисов, которых не должно быть слишком много.

В результате ознакомления с делом четко отчленяются бесспорно установленные факты от предположений, сомнительных доводов, дается независимая от следователя оценка доказательств. Каждое обстоятельство дела рассматривается и с предполагаемой точки зрения процессуального оппонента.

Источник: http://yurpsy.com/files/ucheb/enik2/052.htm

Психология уголовного судебного процесса

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанные с психической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс. Судебное следствие и вынесение приговора по делу являются логически неизбежной стадией, следующей за событием преступления и предварительным следствием. В ходе судебного разбирательства суд должен проанализировать версию предварительного следствия, а также возможные взаимосвязи событий и обстоятельств дела. Суд может выдвинуть и собственную версию по любому уголовному делу. Основной задачей суда является вынесение справедливого приговора по делу на основании всестороннего исследования доказательств и в соответствии с действующим законодательством.

Правосудие, которое в большей степени, чем многие другие виды деятельности, выступает как сфера общения между людьми, связано с целым рядом социально-психологических явлений, например эффективностью деятельности социальных групп, особенностями оценочных суждений в группе, восприятием и пониманием людьми друг друга, внушением, авторитетностью, с социально-психологической ролью личности и т.д. При этом в сфере судопроизводства закономерности социальной психологии могут служить и улучшению и ухудшению результатов деятельности.

Существенной особенностью психологической структуры судебной деятельности является стадийность, строго регламентируемой процессуальным законом последовательности, которая создает соответствующие стадии развития общей судебной деятельности, что призвано обеспечить наиболее целесообразные условия исследования доказательств, способствовать установлению истины и осуществлению правосудия.

Наличие стадий, четкое различие задач, условий деятельности на каждой стадии — все это создает наиболее оптимальные психологические предпосылки для правильного и полного осуществления правосудия судом. Усиление этих предпосылок достигается практической возможностью внутри регламентированных процессуальным законодательством стадий провести дополнительное их деление на определенные этапы, что также обосновывается выявлением различий в психологической структуре, в задачах деятельности.

Уголовный процесс определяет следующие стадии развития судебной деятельности: предание суду, судебное рассмотрение, вынесение и исполнение приговора [3].

  • 1) В стадии предания суду решаются вопросы познания предварительного расследования и планирование собственной деятельности.
  • 2) Непосредственное восприятие всех источников доказательств и познание обстоятельств дела осуществляется при проведении судебного следствия.
  • 3) Заслушивание словесных сообщений о результатах познавательной деятельности, проведенной участниками судопроизводства (прокурором, адвокатом и т.д.).
  • 4) Реализация основной конструктивной деятельности (вынесение приговора).
  • 5) Осуществление действий, связанных с принятым конструктивным решением (исполнение приговора).

На каждой из перечисленных стадий суд не только решает самостоятельные задачи; деятельность суда проходит в различных внешних условиях, по-разному складываются психические отношения, различно осуществляются компоненты общей психологической структуры судебной деятельности.

Деятельность суда строится на принципах гласности, устности, непосредственности, непрерывности процесса при состязательности сторон. Коллегиальное и состязательное начала при осуществлении правосудия отвечают закономерностям социальной психологии. Согласно этим закономерностям, решению сложных задач, к таким относится большинство уголовных дел, благоприятствует взаимодействие при принятии решения группой лиц.

Читайте так же:  Отсутствуют доказательства невозможности исполнения решения суда

В ходе совместной деятельности смягчаются крайности показателей психических процессов всех членов группы, повышается эффективность мышления, сковывается действие тех субъективных факторов, которые могут привести к ошибочному результату. Коллективная оценка доказательств является максимально объективной, особенно в суде присяжных. При этом, согласно закону, председательствующий судья подает свой голос в процессе совещания судей последним, что имеет своей целью ограничить возможность влияния мнения судьи на мнение других членов суда.

Вынесение приговора по единогласному мнению состава суда можно рассматривать как дополнительную гарантию законности и обоснованности приговора, поскольку внутреннее убеждение всех членов судейской коллегии совпадает, что делает его несомненным.

Однако, единогласие при вынесении приговора, отмененного впоследствии вышестоящим судом, может свидетельствовать о давлении неправильного мнения большинства в судейской коллегии на формирование собственного убеждения каждого члена суда. Поэтому все члены суда должны постоянно помнить о тех опасностях, которые подстерегают их при формировании коллективного мнения при разрешении уголовных дел. Они должны подвергать внутреннему самоконтролю свои выводы по данному уголовному делу, чтобы лишний раз проверить, не формируют ли они их таким образом под влиянием большинства.

Для судьи в его реконструктивной деятельности важны следующие моменты: предварительное изучение и оценка всех обстоятельств дела и квалификации, сопоставление полученной в ходе судебного процесса информации с материалами предварительного следствия, нормами закона, окончательный синтез всей информации при вынесении приговора.

Наличие исходной модели прошлого события в материалах дела создает возможность познавательной деятельности суда по четкому заранее определенному плану. Собранные следствием данные вновь изучаются, планируется анализ и синтез отдельных фактов, выдвигаются и разрабатываются возможные версии, другие модели того же события, действия. Важно при этом построение версий о личности подсудимых, об их участии в событии, о причинах определенного поведения, об условиях действий и т.д. Состояние готовности предполагает предельную концентрацию мыслительных процессов судей именно на всех обстоятельствах данного уголовного дела.

Формирования убеждения и принятия решений в уголовном судопроизводстве также имеет особенность в психических общениях, которые здесь возникают только между составом судей, рассматривающих уголовное дело. Закон прямо и категорически запрещает судьям вступление на данной стадии в какие-либо общения со всеми другими лицами без исключения.

Формирование судейского убеждения не просто результат воздействия на сознание судей определенной совокупностью доказательств, установленной и проверенной в ходе судебного разбирательства. Оно всегда складывается на основе рационального познания причинно-следственных и иных связей между фактами объективной действительности, ценностного к ним подхода, их соотношения с запретами уголовного права, чувственного переживания полученных по уголовному делу результатов познания, сделанных из них правовых выводов.

С учетом повышенной ответственности этой стадии вынесение приговора всегда осуществляется коллегиально, причем в строго определенном составе. Совещание судей является специфической совокупностью элементов формализованного и неформализованного общения. Формализованность призвана обеспечить полноту решения необходимых вопросов в формировании убеждения, активность деятельности каждого судьи. Элементы неформализованности обеспечивают свободу высказывания мнений по любому вопросу [6].

Строгое ограничение коллегиальности способствует повышению чувства ответственности судей за ход и результаты их деятельности в совещательной комнате, предельной активизации их психических процессов, гарантирует от посторонних влияний.

Успех действий коллегии судей находится в прямой зависимости от деятельности каждого из них. У всех членов коллегии должно быть четкое понимание целей их деятельности, сознание высокой ответственности, что в свою очередь должно обеспечить повышенную психическую активность каждого судьи.

На формирование судейского убеждения влияют социально-психологические и внесудебные факторы (поведение подсудимого в суде, оценка средств массовой информации и т.д.).

Так, в соответствии с нормами закона коллегия присяжных заседателей в совещательной комнате на основании итогов судебного следствия должна вынести вердикт, то есть решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной — о виновности подсудимого. Исходя из контекста представлений о суде присяжных, последние руководствуются при этом своим разумом, совестью, житейским опытом, чувствами справедливости, долга, ответственности и т.д. В сложном мыслительном и психологическом процессе по оценке результатов судебного следствия существенное значение может иметь «правовое мировоззрение» присяжных заседателей, особенно познания их в области уголовного и уголовно-процессуального права.

Важное значение в этом отношении имеет и напутственное слово, с которым председательствующий обращается к присяжным заседателям перед удалением их в совещательную комнату. Осознание судьей своей роли в осуществлении правосудия способствует появлению психологической установки несвязанности своего вывода по существу уголовного дела с выводами органов предварительного расследования. Такая психологическая установка способствует критическому отношению к результатам предварительного расследования, помогает вскрыть допущенные при расследовании ошибки или нарушения закона.

В психологическом аспекте существенным для процесса формирования судейского убеждения является и перерастание сомнения как следствия вероятного знания в убежденность судьи, характеризующую достоверность полученных знаний и готовность действовать в соответствии с ними. Судья в ходе судебного следствия, изучая доказательства, направляет свою деятельность на устранение возникших сомнений, вероятные предположения подтверждает или приходит к выводу, что они были необоснованными. Важно подчеркнуть, что процесс формирования убеждения основывается не только на исследовании собранных доказательств, но и является выражением личностной позиции судьи, его этических взглядов, профессионального правосознания, требования закона.

Кроме того, судья как организатор процесса должен обладать высоким уровнем самоорганизованности, целеустремленностью, настойчивостью и другими волевыми качествами. Председательствующему в процессе необходимо иметь незаурядные организаторские способности, которые реализуются в сложных условиях состязаний между сторонами уголовного процесса.

юридический психология уголовный экспертиза

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studwood.ru/504074/pravo/psihologiya_ugolovnogo_sudebnogo_protsessa

Особенности планирования судебного разбирательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here