Персональные данные информация ограниченного доступа

Сегодня мы раскроем тему: "Персональные данные информация ограниченного доступа", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Информация ограниченного доступа. Классификация

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»)

Классификация информации ограниченного доступа

Категория сведений Нормативный акт
Сведения, составляющие государственную тайну Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»
Персональные данные Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»

Коммерческая тайна Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Служебная тайна

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»

Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233

«Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности»

Секрет производства (ноу-хау)

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ

Профессиональная тайна

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»

Нормативные акты по направлениям профессиональной деятельности.

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства , сведения о лицах, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, а также сведения о мерах государственной защиты указанных лиц, если законодательством Российской Федерации такие сведения не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну. Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»

Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»

А также, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации принято решение о применении мер государственной защиты, а также сведения о мерах государственной защиты указанных лиц, если законодательством Российской Федерации такие сведения не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, кроме сведений, которые являются общедоступными в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Зачастую при разработке внутренних нормативных документов в Организации используется термин конфиденциальная информация , однако, законодательством РФ он не определен.

Однако, в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяется конфиденциальность информации. — Обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

В связи с этим, перед использованием термина конфиденциальная информация в документах, его необходимо предварительно определить.

Например, Конфиденциальная информация — информация, ограниченного доступа, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Или: В настоящем документе под конфиденциальной информацией понимается:

  • Сведения, составляющие коммерческую тайну.
  • Сведения, составляющие персональные данные.

Источник: http://iswiki.ru/wiki/informaciya-ogranichennogo-dostupa-klassifikaciya/

Что такое неприкосновенность частной жизни в России

На этой неделе в мире отметили день защиты персональных данных. “Ъ” собрал ответы на очевидные и не самые очевидные вопросы.

Ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года 152-ФЗ «О персональных данных» определяет персональные данные как любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основе такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Конкретного перечня в законе нет, что оставляет некоторый простор для толкования. Персональные данные включают такую информацию, как ФИО, пол, дата и место рождения, место жительства, образование, семейное положение, занимаемая должность.

Ст. 10 закона вводит понятие специальных категорий персональных данных, к которым относятся сведения о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни.

Ст. 11 определяет биометрические персональные данные как физиологические и биологические особенности человека, на основе которых можно установить его личность (физиологические параметры, фото- и видеоизображения).

Нет. Только те, которые позволяют установить личность и используются для установления личности.

Как пояснил Роскомнадзор (уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных), не является персональными данными, в частности, ксерокопия паспорта, предоставляемая при заключении договора с банком, фотография в личном деле или рентгеновские и флюорографические снимки (во всех этих случаях личность человека уже известна и эти данные не используются для ее установления).

Аналогичная ситуация и с видеосъемкой в общественных местах или на охраняемой территории. До передачи материалов в компетентные органы для установления личности снятого человека она не считается биометрией.

При этом фотоизображения на пропусках суды признают биометрическими данными, и для их использования необходимо письменное согласие гражданина (см. Определение Верховного суда РФ от 05.03.2018 №307-КГ18–101 по делу №А42–342/2017).

Да, сведения о заработной плате работника являются его персональными данными и не подлежат публичному разглашению работодателем или третьими лицами, получившими доступ к этой информации. Данное положение подтверждено судебной практикой. В частности, в одном из дел системный администратор частной компании, получивший доступ к персональным данным коллег через программу 1С, стал распространять информацию о повышении зарплаты одного из менеджеров. Раскрытие размера зарплаты было признано грубым нарушением трудовых обязательств и послужило основанием для его увольнения (см. апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.2016 по делу №33-22906/2016).

Читайте так же:  Подследственность уголовных дел в отношении несовершеннолетних

Следует учитывать, что персональными данными считается не только зарплата, но и другие данные сотрудников, а также клиентов компании. Последние, являясь ценным активом для бизнеса, также подпадают под действие режима коммерческой тайны, пояснила “Ъ” руководитель практики интеллектуального и информационного права юридической группы «Яковлев и Партнеры» Анна Никитова. При этом сам по себе неправомерный доступ к просмотру карточек клиентов или сотрудников не может являться основанием для увольнения. Такие последствия влечет только установление факта их разглашения. Судебная практика знает случаи, когда разглашением была признана отправка информации на электронную почту, в мессенджеры или копирование на съемный носитель. Данная позиция подтверждена и Конституционным судом (см. определение КС РФ от 28.02.2019 №457-О).

По общему правилу обработка персональных данных должна осуществляться с согласия субъекта. Перечень исключений, при которых согласие не требуется, содержится в ч. 1 ст. 6 закона:

— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором или законом;

— обработка осуществляется в связи с участием лица в судопроизводстве, необходима для исполнения судебного акта;

— необходима для исполнения полномочий госорганов;

— необходима для заключения или исполнения договора, стороной, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;

— необходима для защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов лица, если получение его согласия невозможно;

— для осуществления прав и законных интересов оператора (организация или лицо, занимающееся обработкой данных) или третьих лиц, либо для достижения общественно значимых целей;

— для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) СМИ, научной, литературной или иной творческой деятельности;

— осуществляется в статистических или исследовательских целях при условии обязательного обезличивания персональных данных;

данные являются общедоступными (например, справочники, адресные книги);

— данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

В ст. 10, 11 перечисляются основания, при которых можно без получения согласия обрабатывать специальные категории персональных данных и биометрические данные.

Нет, не являются. Закон действительно не требует получать согласие на обработку общедоступных данных. Однако российские суды пришли к выводу, что размещение персональных данных в открытых онлайн-ресурсах не делает их автоматически общедоступными.

Примером может послужить дело Национального бюро кредитных историй против регионального управления Роскомнадзора. Организация собирала данные о потенциальных заемщиках из соцсетей и других открытых интернет-источников («ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой Мир», Twitter, Instagram, Avito, Avto.ru) без получения согласия пользователей, что ведомство посчитало нарушением. Суд встал на сторону Роскомнадзора, эту позицию подтвердили все вышестоящие инстанции вплоть до Верховного суда (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2017 года по делу №А40–5250/2017, определение ВС РФ от 29 января 2018 года по делу №305-КГ17–21291)

Ст. 9 ФЗ «О персональных данных» допускает возможность вместо письменного согласия дать его в форме электронного документа и подписать электронной подписью. Получение согласия по телефону или с помощью СМС-сообщений законом не предусмотрено.

Как следует из разъяснений Роскомнадзора в отношении интернет-магазинов, при заполнении формы заявки на покупку товара на сайте критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия на обработку персональных данных, является файл электронной цифровой подписи.

Да, но на это также нужно получить согласие лица, чьи данные обрабатываются. В частности, интересным представляется случай привлечения к административной ответственности крупной медийной компании, передававшей на обработку третьему лицу персональные данные соискателей на вакантные должности без получения у них соответствующего согласия. Арбитражные суды встали на сторону Роскомнадзора, посчитавшего такую практику нарушением закона (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.01.2018 №Ф05–18981/2017 по делу №А40–81171/17–149–793).

Да, закон дает лицу такую возможность без каких-либо дополнительных условий. Данные подлежат уничтожению в срок до 30 дней.

В настоящее время уже завершена разработка поправок в ст. 21 закона, призванных унифицировать правила уничтожения персональных данных после завершения обработки либо отзыва согласия на их обработку. В случае их одобрения Госдумой конкретные требования будут разработаны Роскомнадзором.

Ст. 14 закона «О персональных данных» дает лицу право получать подтверждение самого факта обработки его данных, информацию об источнике данных, целях и способах обработки, сроках, операторе (наименование и место нахождения), работающем с данными.

Эти права могут быть ограничены при обстоятельствах, перечисленных в п. 8 ст. 14. В частности, если персональные данные получены в результате оперативно-разыскной, разведывательной или контрразведывательной деятельности, используются для противодействия легализации доходов или противодействия финансированию терроризма, субъект подозревается или обвиняется в совершении уголовного преступления и прочее.

Как пояснил партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев, в качестве наиболее частых можно выделить следующие правонарушения:

1. Неполучение у гражданина согласия на обработку его персональных данных;

2. Неполучение согласия на передачу его персональных данных для обработки третьим лицам;

3. Неполучение согласия на трансграничную (за пределы РФ) передачу персональных данных;

4. Неполучение согласия на обработку биометрических персональных данных;

5. Нарушение правил и требований к обработке (хранение, передача, защита, уничтожение и т. д.) персональных данных.

Российское законодательство предусматривает разные виды ответственности — дисциплинарную, административную, уголовную.

Cт. 81 Трудового кодекса допускает дисциплинарное наказание вплоть до увольнения работника за разглашение персональных данных другого работника. Как работник, так и работодатель могут также понести материальную ответственность за ненадлежащее обращение с персональными данными.

Ст. 13.11. КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных» предусматривает административные штрафы за различные нарушения при их обработке. В частности, в не предусмотренных законом случаях (до 50 тыс. руб. для организаций); в целях, не совместимых с целями сбора (до 50 тыс.); без согласия (до 75 тыс. руб.); без использования баз данных, находящихся в России (до 6 млн руб., за повторное нарушение до 18 млн руб.). Также предусматривается административная ответственность за неисполнение оператором обязанностей при взаимодействии с Роскомнадзором.

Ст. 137 УК РФ предусматривает наказание за нарушение неприкосновенности частной жизни, ст. 272 УК РФ — за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, повлекшей ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование. Нарушителям могут грозить различные санкции вплоть до двух лет лишения свободы.

Большая часть нарушений квалифицируется по административным статьям. Один из свежих примеров привлечения к административной ответственности — 29 января 2020 года суд оштрафовал университет «Синергия» на 150 тыс. руб. за неправомерный сбор биометрических персональных данных несовершеннолетних в образовательном учреждении Красногорска.

По закону пострадавшее лицо может добиваться возмещения не только материального ущерба, но и морального вреда. В частности, Верховный суд подтвердил возможность гражданина требовать взыскания с коллекторского агентства, неоднократно звонившего и отправлявшего СМС на его мобильный номер с требованием «в грубой форме» погасить задолженность по кредиту, не получив согласия на обработку его персональных данных (см. определение №5-КГ17–256 от 27.02.2018).

Читайте так же:  Имущественные права моральный вред

Как отметил старший юрист группы технологий и инвестиций юридической фирмы Vegas Lex Дмитрий Бородин, существующая судебная практика не позволяет гражданам рассчитывать на значительные суммы. Обычный размер возмещения составляет 3–5 тыс. руб. К примеру, в одном подобном деле гражданин пожаловался в суд на администратора группы «ВКонтакте» в связи незаконным опубликованием его персональных данных в соцсети. Суд присудил истцу 5 тыс. руб. вместо требуемых 100 тыс., даже несмотря на то, что персональные данные были опубликованными в порочащем честь гражданина ключе (Определение Кемеровского областного суда от 19.07.2018 по делу №33-7157/2018).

Поправки в закон, предусматривающие, что хранение и обработка персональных данных россиян в интернете может производиться только с использованием баз данных, находящихся на территории России, вступили в силу 1 сентября 2015 года. До сих пор самым серьезным последствием их принятия стала блокировка на территории России соцсети LinkedIn, отказавшейся выполнять требование о локализации. По данным на 2016 год в ней было зарегистрировано около 5 млн россиян. (см. Определение Мосгорсуда от 10.11.2016 по делу №33–38783/2016).

Претензии в части локализации данных Роскомнадзор предъявлял и другим крупным соцсетям — Twitter и Facebook. Однако в их отношении надзорный орган ограничился штрафами в размере 3 тыс. руб. Положение о миллионных штрафах за несоблюдение требований о локализации баз данных было внесено в КоАП РФ позже, лишь в декабре 2019 года. 31 января 2020 года Роскомнадзор возбудил в отношении обеих компаний новое административное производство за непредоставление информации о локализации.

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/4241072

Персональные данные как информация ограниченного доступа

В статье исследуется правовая основа категории «персональные данные», приводятся пять организационных мер по защите конфиденциальной информации. Предлагается введение в оборот категории «конфиденциальные персональные данные» и уточнение состава субъектов этих правоотношений.

С момента появления персональных данных как категории в российском законодательстве в 1995 г. в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» персональные данные сразу же были отнесены к разряду конфиденциальной информации, т.е. информации ограниченного доступа . Принятый впоследствии Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» также содержит их упоминание в качестве конфиденциальной информации. Действующий ныне Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» аналогичным образом говорит о персональных данных в статье об ограничении доступа к информации, однако прямо не называет их в качестве конфиденциальной информации или информации ограниченного доступа, указывая лишь на особый порядок доступа к ним, предусмотренный специальным законом. Федеральный закон «О персональных данных» (далее — Закон), что интересно, также не характеризует персональные данные в целом как конфиденциальную информацию, даже более того, наряду с просто определением персональных данных содержит определение общедоступных персональных данных — термин, который невозможно логически соотнести с информацией ограниченного доступа.

См.: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (ч. 1 ст. 11) // Российская газета. 2003. 7 июля.
См.: Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» // СПС «Гарант» по состоянию на 1 сентября 2008 г. URL: http:// www.garant.ru.
См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. 27 июля.

См.: Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ» (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 202-ФЗ) // СПС «Гарант» по состоянию на 1 сентября 2008 г. URL: http://www.garant.ru.
См.: Федеральный закон 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 202-ФЗ) (ст. 6) // СПС «Гарант» по состоянию на 1 мая 2008 г. URL: http://www.garant.ru.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отдельно стоит рассмотреть проблему охраны конфиденциальности персональных данных в рамках трудовых отношений. По аналогии с другими видами конфиденциальной информации такие положения необходимо включать в трудовые договоры с работниками, имеющими доступ к конфиденциальным персональным данным. То же касается предупреждения работников о возможной ответственности за передачу, распространение персональных данных, обязанность работников при увольнении передать все носители и другие материальные объекты, содержащие персональные данные, работодателю, обязанность работника сохранять конфиденциальность персональных данных, ставших ему известными при исполнении трудовой функции, после расторжения трудового договора и т.д. К сожалению, Закон не содержит ни одного из указанных положений и, более того, в принципе не выделяет работника, т.е. физическое лицо, которое непосредственно при исполнении своих трудовых обязанностей осуществляет эксплуатацию информационной системы, базы/банка персональных данных и имеет к ним прямой доступ.

Аналогичная ситуация сложилась в вопросе доступа к информационным системам, базам/банкам персональных данных третьих лиц на основании гражданско-правовых договоров, в частности договоров о технической поддержке, направленных на обеспечение бесперебойного функционирования информационных систем, баз/банков персональных данных, и других подобных случаях.

Учет данных рекомендаций позволил бы разрешить множество вопросов, связанных с привлечением к юридической ответственности виновных лиц, и в большей степени ее дифференцировать. Поскольку по аналогии с другими видами конфиденциальной информации чаще всего субъектом ответственности является специальный субъект, т.е. лицо, имеющее допуск/доступ к ней на законном основании и принявшее в добровольном порядке на себя обязательства по сохранению конфиденциальности.

См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2001. 7 авг.

Часть указанных проблем в определении содержания правового режима конфиденциальности персональных данных можно объяснить особенностями природы персональных данных, которая тесным образом связана с правом на уважение частной жизни индивида, личную и семейную тайну. Некоторые российские авторы, например В.Н. Лопатин, в связи с этим прямо указывают на персональные данные как на институт охраны права на частную жизнь . Такое положение дел объясняет необходимость особого подхода к персональным данным при их обработке независимо от существования режима ограничения доступа к ним, поскольку их использование не должно нарушать общих фундаментальных прав индивида, таких как право на частную жизнь, личную и семейную тайну.

См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс», 2005. С. 243.

Читайте так же:  Субъекты апелляционного обжалования определений это

Другая часть проблем объясняется тем, что персональные данные в случае наличия требования их конфиденциальности, которая обоснованно презюмируется в том числе на основании последовательного анализа положений Закона, можно отнести к числу «производных» тайн или категорий информации ограниченного доступа. Это, в свою очередь, требует от их обладателя принятия безусловных мер по охране их конфиденциальности, поскольку охраняются в данном случае не его права и интересы, а права и интересы других лиц, в частности фундаментальные права и свободы человека. Поэтому, по мнению авторов, в отсутствие прямого интереса обладателя в защите конфиденциальности персональных данных существует необходимость четкого формулирования его обязанности в этом случае.

См.: О классификации конфиденциальной информации на «первичные» и «производные» тайны см.: Волчинская Е.К. Коммерческая тайна в системе конфиденциальной информации. URL: http://www.infolaw.ru/lib/2005-3-com-secret-in-confidential-information.

См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Указ. соч. С. 220; Головкин Р.Б. Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России: Дис. . д-ра юрид. наук: 12.00.01. Н. Новгород, 2005. С. 117; Баранов В.М. Категория «частная жизнь» // Право граждан на информацию и защита неприкосновенности частной жизни. Н. Новгород, 1999. С. 34 — 37.

В заключение выразим общее суждение о некотором несовершенстве российского Закона в части определения персональных данных в качестве информации ограниченного доступа или конфиденциальной, что было отмечено уже и другими авторами, в частности Н.И. Петрыкиной . В качестве возможных путей совершенствования положений законодательства авторам видится целесообразным сформулировать следующие предложения и выводы.

Статья Н.И. Петрыкиной «К вопросу о конфиденциальности персональных данных» включена в информационный банк согласно публикации — «Законы России: опыт, анализ, практика», 2007, N 6.

Петрыкина Н.И. К вопросу о конфиденциальности персональных данных // Правовая система «Гарант» по состоянию на 1 мая 2008 г. URL: http://www.garant.ru.

Во-первых, стоит ввести в законодательную материю понятие «конфиденциальные персональные данные», т.е. персональные данные, на которые, в соответствии Законом о персональных данных, распространяется специальный правовой режим ограничения доступа к ним — режим конфиденциальности персональных данных.

Во-вторых, следует выделить в Законе о персональных данных основные организационные меры по установлению режима конфиденциальности персональных данных. К таковым мерам следует отнести: установление оператором перечня конфиденциальных персональных данных, обработку которых он осуществляет, определить круг субъектов, которые будут иметь доступ к ним, установить правила использования соответствующих реквизитов на материальных носителях, содержащих конфиденциальные персональные данные.

В-третьих, указать в Законе о персональных данных в качестве субъектов отношений по охране конфиденциальности персональных данных «обладателя» информационной системы, базы/банка персональных данных и непосредственно «оператора» информационной системы, базы/банка персональных данных, т.е. лицо, которое на основании трудового или гражданско-правового договора осуществляет эксплуатацию, обслуживание такой информационной системы и имеет доступ к персональным данным. Определить особенности их правового статуса и ответственности.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/40057-personalnye-dannye-informaciya-ogranichennogo-dostupa

Персональные данные информация ограниченного доступа

Персональные данные как информация ограниченного доступа

Информационное право # 1(16)

В статье исследуется правовая основа категории «персональные данные», приводятся пять организационных мер по защите конфиденциальной информации. Предлагается введение в оборот категории «конфиденциальные персональные данные» и уточнение состава субъектов этих правоотношений.

С момента появления персональных данных как категории в российском законодательстве в 1995 г. в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» персональные данные сразу же были отнесены к разряду конфиденциальной информации, т.е. информации ограниченного доступа 1 . Принятый впоследствии Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» 2 также содержит их упоминание в качестве конфиденциальной информации. Действующий ныне Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 3 аналогичным образом говорит о персональных данных в статье об ограничении доступа к информации, однако прямо не называет их в качестве конфиденциальной информации или информации ограниченного доступа, указывая лишь на особый порядок доступа к ним, предусмотренный специальным законом. Федеральный закон «О персональных данных» (далее – Закон), что интересно, также не характеризует персональные данные в целом как конфиденциальную информацию, даже более того, наряду с просто определением «персональных данных» содержит определение «общедоступных персональных данных» – термин, который невозможно логически соотнести с информацией ограниченного доступа.

1. Установление перечня персональных данных.

2. Установление круга субъектов, имеющих доступ к персональным данным.

3. Использование специального грифа и реквизитов, позволяющих в дальнейшем идентифицировать информацию как конфиденциальную, – «Конфиденциально».

4. Учет (регистрация) лиц, фактически получивших доступ к персональным данным.

5. Урегулирование отношений по охране конфиденциальности информации работниками и другими лицами на основании трудовых и гражданско-правовых договоров.

Отдельно стоит рассмотреть проблему охраны конфиденциальности персональных данных в рамках трудовых отношений. По аналогии с другими видами конфиденциальной информации, такие положения необходимо включать в трудовые договоры с работниками, имеющими доступ к конфиденциальным персональным данным. То же касается предупреждения работников о возможной ответственности за передачу, распространение персональных данных, обязанность работников при увольнении передать все носители и другие материальные объекты, содержащие персональные данные, работодателю, обязанность работника сохранять конфиденциальность персональных данных ставших ему известными при исполнении трудовой функции, после расторжения трудового договора и т.д. К сожалению, Закон не содержит ни одного из указанных положений и, более того, в принципе не выделяет работника, т.е. физическое лицо, которое непосредственно при исполнении своих трудовых обязанностей осуществляет эксплуатацию информационной системы, базы/ банка персональных данных и имеет к ним прямой доступ.

Аналогичная ситуация сложилась в вопросе доступа к информационным системам, базам/банкам персональных данных третьих лиц на основании гражданско-правовых договоров, в частности договоров/ о технической поддержке, направленных на обеспечение бесперебойного функционирования информационных систем, баз/банков персональных данных, и других подобных случаях.

Учет данных рекомендаций позволил бы разрешить множество вопросов, связанных с привлечением к юридической ответственности виновных лиц, и в большей степени ее дифференцировать. Поскольку, по аналогии с другими видами конфиденциальной информации, чаще всего субъектом ответственности является специальный субъект, т.е. лицо, имеющее допуск/ доступ к ней на законном основании и принявшее в добровольном порядке на себя обязательства по сохранению конфиденциальности.

Часть указанных проблем в определении содержания правового режима конфиденциальности персональных данных можно объяснить особенностями природы персональных данных, которая тесным образом связана с правом на уважение частной жизни индивида, личную и семейную тайну. Некоторые российские авторы, например В.Н. Лопатин, в связи с этим прямо указывают на персональные данные как на институт охраны права на частную жизнь 11 . Такое положение дел объясняет необходимость особого подхода к персональным данным, при их обработке независимо от существования режима ограничения доступа к ним, поскольку их использование не должно нарушать общих фундаментальных прав индивида, таких, как право на частную жизнь, личную и семейную тайну.

Читайте так же:  Огнестрельное оружие без разрешения и лицензии

Другая часть проблем объясняется тем, что персональные данные в случае наличия требования их конфиденциальности, которая обоснованно презюмируется, в том числе на основании последовательного анализа положений Закона, можно отнести к числу «производных» тайн 12 или категорий информации ограниченного доступа. Это, в свою очередь, требует от их обладателя принятия безусловных мер по охране их конфиденциальности, поскольку охраняются в данном случае не его права и интересы, а права и интересы других лиц, в частности фундаментальные права и свободы человека. Поэтому, по мнению авторов, в отсутствие прямого интереса обладателя в защите конфиденциальности персональных данных существует необходимость четкого формулирования его обязанности в этом случае.

В заключение выразим общее суждение о некотором несовершенстве российского Закона в части определения персональных данных в качестве информации ограниченного доступа или конфиденциальной, что было отмечено уже и другими авторами, в частности Н.И. Петрыкиной 14 . В качестве возможных путей совершенствования положений законодательства авторам видится целесообразным сформулировать следующие предложения и выводы.

Во-первых, стоит ввести в законодательную материю понятие «конфиденциальные персональные данные», т.е. персональные данные, на которые, в соответствии законом о персональных данных, распространяется специальный правовой режим ограничения доступа к ним – режим конфиденциальности персональных данных.

Во-вторых, следует выделить в законе о персональных данных основные организационные меры по установлению режима конфиденциальности персональных данных. К таковым мерам следует отнести: установление оператором перечня конфиденциальных персональных данных, обработку которых он осуществляет, определить круг субъектов, которые будут иметь доступ к ним, установить правила использования соответствующих реквизитов на материальных носителях, содержащих конфиденциальные персональные данные.

В-третьих, указать в законе о персональных данных в качестве субъектов отношений по охране конфиденциальности персональных данных, «обладателя» информационной системы, базы/банка персональных данных, и непосредственно «оператора» информационной системы, базы/банка персональных данных, т.е. лицо, которое на основании трудового или гражданско-правового договора осуществляет эксплуатацию, обслуживание такой информационной системы и имеет доступ к персональным данным. Определить особенности их правового статуса и ответственности.

1 См.: Об информации, информатизации и защите информации: федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, ч. 1 ст. 11 // Российская газета. 2003.7 июля.

2 См.: Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 // Справочная правовая система «Гарант» по состоянию на 1 сентября 2008 г. URL: http://www.garant.ru

3 См.: Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета. 2006. 27 июля.

4 См.: Об архивном деле: федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 202-ФЗ) // Справочная правовая система «Гарант» по состоянию на 1 сентября 2008 г. URL: http://www.garant.ru

5 См.: О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, ст. 6 (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 202-ФЗ) // Правовая система «Гарант» по состоянию на 1 мая 2008 г. URL: http://www.garant.ru

6 См.: Положение о сертификации средств защиты информации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 608 (с изменениями и дополнениями от 23 апреля 1996 г. № 509; от 29 марта 1999 г. № 342; от 17 декабря 2004 г. № 808); Положение о сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации. Утверждено Приказом Председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 27 октября 1995 г. № 199; Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. № 504 (указанные нормативные документы доступны по официальном электронному адресу Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. URL: http://www.fstec.ru/_razd/_ispo.htm).

7 См.: О государственной тайне: закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1, раздел 3 «Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание» (в ред. Федеральных законов от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ, от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 11 ноября 2003 г. № 153-ФЗ, от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. № 8-П, определениями Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. № 293-O, от 10 ноября 2002 г. № 314-О) // Справочная правовая система «Гарант» по состоянию на 1 сентября 2008 г. URL: http://www.garant.ru

8 См.: О коммерческой тайне: федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ, ст. 10 в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ) // Справочная правовая система «Гарант» по состоянию на 1 сентября 2008 г. URL: http://www.garant.ru

9 См.; О служебной тайне: проект федерального закона, законопроект № 124871 -4, глава 2 «Отнесение сведений к служебной тайне и снятие ограничений на их распространение».

10 См.: О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ // Российская газета. 2001. 7 авг.

11 См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов МА Информационное право. СПб.: изд. «Юридический центр Пресс», 2005. С. 243.

12 См.: О классификации конфиденциальной информации на «первичные» и «производные» тайны см.: Волчинская Е.К. Коммерческая тайна в системе конфиденциальной информации.

13 См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Указ. соч. С. 220 ; Головкин Р.Б. Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России : дис. . д-ра юрид. наук: 12.00.01. Н. Новгород/ 2005. С. 117; Баранов В.М. Категория «частная жизнь» // Право граждан на информацию и защита неприкосновенности частной жизни. Н. Новгород, 1999. С. 34-37.

Источник: http://cbb.vuit.ru/inform/?p=02005

Статья 15.5. Порядок ограничения доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 15.5, вступающей в силу с 1 сентября 2015 г.

Статья 15.5. Порядок ограничения доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных

1. В целях ограничения доступа к информации в сети «Интернет», обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных» (далее — реестр нарушителей).

2. В реестр нарушителей включаются:

Читайте так же:  Создать ликвидационную комиссию

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

3) указание на вступивший в законную силу судебный акт;

4) информация об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

5) дата направления операторам связи данных об информационном ресурсе для ограничения доступа к этому ресурсу.

3. Создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с критериями, определенными Правительством Российской Федерации, может привлечь к формированию и ведению реестра нарушителей оператора такого реестра — организацию, зарегистрированную на территории Российской Федерации.

5. Основанием для включения в реестр нарушителей информации, указанной в части 2 настоящей статьи, является вступивший в законную силу судебный акт.

6. Субъект персональных данных вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, на основании вступившего в законную силу судебного акта. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

7. В течение трех рабочих дней со дня получения вступившего в законную силу судебного акта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании указанного решения суда:

1) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее обработку информации в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

2) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных с информацией о вступившем в законную силу судебном акте, доменном имени и сетевом адресе, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором осуществляется обработка информации с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также об указателях страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанные в решении суда;

3) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в реестре нарушителей.

8. В течение одного рабочего дня с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 7 настоящей статьи, провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанного в уведомлении, или принять меры по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

9. В течение одного рабочего дня с момента получения от провайдера хостинга или иного указанного в пункте 1 части 7 настоящей статьи лица уведомления о необходимости устранения нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных владелец информационного ресурса обязан принять меры по устранению указанного в уведомлении нарушения. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицо обязаны ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу не позднее истечения трех рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 7 настоящей статьи.

10. В случае непринятия провайдером хостинга или иным указанным в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицом и (или) владельцем информационного ресурса мер, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, доменное имя сайта в сети «Интернет», его сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также иные сведения об этом сайте и информация направляются по автоматизированной информационной системе операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сетевому адресу, доменному имени, указателю страниц сайта в сети «Интернет».

Информация об изменениях:

Статья 15.5 дополнена частью 10.1 с 1 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 90-ФЗ

10.1. После получения по автоматизированной информационной системе информации, указанной в части 10 настоящей статьи, оператор связи незамедлительно обязан ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором осуществляется обработка информации с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи».

11. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра нарушителей исключает из такого реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет» или сетевой адрес, позволяющие идентифицировать сайт в сети «Интернет», на основании обращения владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга или оператора связи не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных или на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене ранее принятого судебного акта.

12. Порядок взаимодействия оператора реестра нарушителей с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в таком реестре информации оператором связи устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://base.garant.ru/12148555/8cca63ac59cc39099e30208093444833/

Персональные данные информация ограниченного доступа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here