Права полиции при административном правонарушении

Сегодня мы раскроем тему: "Права полиции при административном правонарушении", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Энциклопедия решений. Участие полиции в производстве по делам об административных правонарушениях

Участие полиции в производстве по делам об административных правонарушениях

Полномочия полиции в административном производстве закреплены в двух федеральных законах: Законе о полиции и КоАП РФ. Согласно п.п. 2 и 5 ч. 1 ст. 2, п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, полиция обязана пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам о подведомственных административных правонарушениях. Поэтому полицейские вправе проводить проверку заявлений и сообщений об административных правонарушениях (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции), обязаны незамедлительно прибывать на место совершения административного правонарушения и документировать его обстоятельства (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции), вызывать в полицию граждан и должностных лиц, а также получать необходимые объяснения, справки, документы и их копии (п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции), проверять документы у лиц, в отношении которых имеется повод для возбуждения дела об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции), составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять иные меры, предусмотренные КоАП РФ (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, ст.ст. 28.3, 27.1 и 23.3 КоАП РФ); в том числе задерживать административных правонарушителей (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о полиции, ст. 27.3 КоАП РФ).

Однако эти полномочия распространяются только на такие правонарушения, по которым именно полиция вправе составлять протоколы об административном правонарушении (ст.ст. 27.1, 28.3 КоАП РФ).

При этом различные сотрудники полиции имеют различные полномочия в отношении конкретных правонарушений. Перечень полицейских должностей и конкретных соответствующих им полномочий закреплен в частях 2 и 3 ст. 23.3 КоАП РФ и приказе МВД России от 05.05.2012 N 403 (далее — Приказ N 403). Например, должностные лица подразделений организации охраны общественного порядка на улицах вправе составить административный протокол по ст. 6.16.1 КоАП РФ (незаконные сделки с наркотическими веществами, если на преступление это деяние «не тянет»), но не могут составить протокол по ст. 6.16 КоАП РФ (нарушение правил оборота нарковеществ), по которым протоколы вправе составлять, например, оперативники или начальник дежурной части (п.п. 3.3, 3.1, 3.7 Перечня, утв. Приказом N 403).

Для того, чтобы убедиться, что конкретный полицейский, составляющий административный протокол, не превысил свои полномочия, следует:

— уточнить должность и название подразделения, в котором служит сотрудник полиции;

— уточнить номер статьи КоАП РФ, которая предусматривает вменяемое правонарушение;

— обратиться к Приказу N 403 и свериться с Перечнем.

Если протокол составлен неуполномоченным сотрудником полиции, то суд (или иное лицо, рассматривающее дело по существу) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ вынесет определение о возвращении протокола обратно (определение Ленинского районного суда г. Владимира Владимирской области от 25.08.2014 по делу N 5-710/2014, Определение Намского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14.05.2014 (противоположный вывод — решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 17.01.2013 по делу N 12-7/2013), постановление Отрадненского районного суда Краснодарского края от 11.01.2014). Такое определение исключает возможность дальнейшего движения дела и не может быть обжаловано полицией (абз. 6 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»).

Почему важно знать, какие конкретно составы КоАП РФ подведомственны каким именно сотрудникам полиции? Потому что если сотрудник полиции вправе составлять протокол о конкретном административном правонарушении, то по этому же правонарушению он вправе проводить административное расследование (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ), а также применять меры обеспечения (то есть проводить осмотр помещений (ст. 27.8 КоАП РФ), изымать вещи и документы (ст. 27.10 КоАП РФ), арестовывать товары (ст. 27.14 КоАП РФ) и т.п.

Вышесказанное относится к обычным сотрудникам полиции. Однако кроме них в полиции могут служить и полицейские стажеры — согласно ст. 24 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» лицо, поступающее на службу в полицию, на период испытательного срока назначается стажером на соответствующую должность. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью и условиями трудового договора. Согласно ст. 32 Закона о полиции стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определённом МВД России. Порядок привлечения сотрудников ОВД, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, установлен приказом МВД России от 15.08.2011 N 942. Согласно абз. 2 п. 10 указанного Порядка, стажеры не вправе самостоятельно составлять протоколы об административных правонарушениях (решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.11.2012 по делу N А74-4707/2012).

Источник: http://base.garant.ru/58079271/

Статья 13. Права полиции

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

Читайте так же:  Суды рассматривающие кассационные жалобы представления

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

6) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;

7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

ГАРАНТ:

См. Перечень должностных лиц системы МВД РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, утвержденный приказом МВД России от 30 августа 2017 г. N 685

9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 7 марта 2018 г. — Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

10) проводить оперативно-разыскные мероприятия; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие сведения о сотрудниках органов внутренних дел, ведомственной принадлежности их подразделений, организаций и служб, помещений и транспортных средств, и обрабатывать сведения о сотрудниках органов внутренних дел, содержащиеся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов и государственных внебюджетных фондов; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;

11) применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

Информация об изменениях:

Пункт 12 изменен с 27 октября 2019 г. — Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 337-ФЗ

12) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений, объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений пункта 13 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 17 марта 2017 г. N 8-П

13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона;

ГАРАНТ:

См. Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденное приказом МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389

14) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Читайте так же:  Повторные возражения на иск

15) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

ГАРАНТ:

См. Инструкцию по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, утвержденную приказом МВД России от 1 сентября 2012 г. N 839

Информация об изменениях:

Пункт 16 изменен с 30 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

16) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене и других видах внеуличного транспорта либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

17) истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;

18) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;

19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 21 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 22 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

22) проверять места хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, если имеются данные, дающие основания подозревать граждан в совершении преступления, либо имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения (использования) ими гражданским или служебным оружием;

23) утратил силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Источник: http://base.garant.ru/12182530/4d6cc5b8235f826b2c67847b967f8695/

Если вас задержала полиция (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Если вас задержала полиция

I. Обращение и проверка документов

Если к вам обратился сотрудник полиции

— он должен представиться, назвав свою должность, звание и фамилию;

— по вашему требованию предъявить служебное удостоверение;

— сообщить причину и цель обращения;

— разъяснить причину и основания ограничения ваших прав и свобод.

Когда сотрудник полиции вправе проверить ваш паспорт (иные документы)

— при подозрении вас в совершении преступления;

— если имеются сведения, что вы находитесь в розыске;

— если имеется повод к возбуждению в отношении вас дела об административном правонарушении;

— при наличии оснований для задержания.

В каких случаях сотрудник полиции вправе требовать от вас покинуть определенное место

— если данное место является местом совершения преступления, административного правонарушения, и на этом месте необходимо произвести следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия;

— если это необходимо для защиты жизни, здоровья и имущества граждан;

— если возникло скопление граждан, создающее угрозу жизни и здоровью.

Когда вас могут задержать

— если вас подозревают в совершении преступления;

— если в отношении вас избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

— если вы уклоняетесь от исполнения наказания;

— если находитесь в розыске;

— если в отношении вас ведется административное производство;

— если вы нарушили правила комендантского часа;

— если вы незаконно проникли или пытались проникнуть на охраняемые объекты;

— если вы предприняли попытку самоубийства;

— если у вас имеются признаки выраженного психического расстройства и своими действиями вы создаете опасность для себя и окружающих;

— если вы являетесь иностранным гражданином и в отношении вас поступило требование о выдаче иностранному государству.

Читайте так же:  Расчет по мировому соглашению

— сотрудник полиции должен назвать свою должность, звание, фамилию, предъявить по вашему требованию служебное удостоверение и сообщить причину и цель обращения;

— сотрудник полиции обязан разъяснить вам основания и мотивы задержания, а также ваши права и обязанности, в том числе он должен разъяснить ваши права на юридическую помощь, услуги переводчика, уведомление близких родственников или близких лиц, отказ от дачи объяснений;

— сотрудник полиции должен составить протокол о задержании;

— сотрудник полиции уведомляет в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, по вашей просьбе о месте вашего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы, а также защитника;

— если вы являетесь несовершеннолетним, сотрудник полиции должен незамедлительно уведомить ваших родителей или иных законных представителей.

— составляется с момента доставления при административном задержании; а в случае задержания по подозрению в совершении преступления — в течение 3 часов с момента доставления в орган дознания или к следователю;

— должен содержать основания и мотивы задержания, указание на место, время и дату составления;

— вы вправе изложить в протоколе все обстоятельства, которые считаете нужными, в том числе если вам грубили, применяли физическую силу, угрожали, отнимали ваши вещи. По желанию вы можете указать, что при задержании имели опрятный вид, на вашей одежде отсутствовали какие-либо повреждения или загрязнения, а также что в момент задержания у вас отсутствовали телесные повреждения;

— вы имеете право внимательно ознакомиться с протоколом задержания и убедиться, что все строки в нем заполнены и пустого места не осталось (пустые строки должны быть перечеркнуты, чтобы исключить факт внесения какой-либо информации без вашего ведома), дата и время составления протокола соответствуют фактическим;

— по факту ознакомления с протоколом задержания вы можете его подписать. Если вы не согласны с содержащейся в нем информацией, вы можете сделать пометку «не согласен с протоколом» или «при составлении протокола допущены нарушения» и т. п. При этом вы можете отказаться подписывать протокол задержания. В этом случае в нем должна быть сделана соответствующая запись;

— вам должна быть вручена копия протокола.

На какой срок вас могут задержать

— максимальный срок административного задержания:

— 3 часа с момента доставления в помещение органов внутренних дел или с момента вытрезвления в случае, если при задержании вы находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

если вы совершили правонарушение, посягающее на режим государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ; во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ; повлекшее нарушение таможенных правил — при наличии необходимости для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;

если в отношении вас ведется дело об административном правонарушении, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста.

— срок задержания по подозрению в совершении преступления:

Видео (кликните для воспроизведения).

— не более 48 часов с момента фактического ограничения свободы передвижения (до вынесения судебного решения);

— до 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания с указанием в постановлении даты и времени, до которых продлевается срок;

— общий срок задержания не может составлять более 120 часов (5 суток) . По истечению 120 часов вас должны либо отпустить в связи с неподтверждением подозрения в совершении преступления, либо избрать по решению суда в отношении вас меру пресечения в виде заключения под стражу, либо избрать иную меру пресечения, не связанную с ограничением или лишением свободы.

Ваши права при задержании

— вы имеете право на один телефонный разговор в целях уведомления ваших близких родственников или близких лиц о задержании и месте нахождения не позднее 3 часов с момента задержания, за исключением случаев, если вы осуществили побег из-под стражи или психиатрического лечебного учреждения; находитесь в розыске; уклоняетесь от отбывания наказания. Если вы задержаны в связи с уголовным преследованием, то телефонный разговор можно вести только на русском языке;

— вы имеете право на молчание, в том числе право не давать показания против себя и своих родных;

— вы имеете право на защиту (в том числе судебную) и соблюдение презумпции невиновности;

— вы имеете право на получение помощи адвоката с момента задержания и на отказ от дачи объяснений и показаний без присутствия адвоката. Если вам назначат адвоката, вы вправе проверить его удостоверение и записать для себя его личные данные;

— вы имеете право на предъявление заявлений, жалоб, ходатайств, в том числе на обжалование действий или бездействия сотрудников полиции в вышестоящем органе или у вышестоящего должностного лица, в органах прокуратуры или в суде;

— вы имеете право на услуги переводчика;

— вы имеете право на ознакомление со всеми составленными документами и осуществление записи в них со своими возражениями;

— если в процессе задержания по отношению к вам была применена физическая сила (например, нанесены побои), и вы считаете, что тем самым был причинен вред вашему здоровью, можете потребовать вызвать в помещение органов внутренних дел врача скорой помощи. Если вы покинули помещение ОВД, вы также вправе незамедлительно обратиться к специалисту с целью осмотра и фиксации полученных вами повреждений (это может быть как врач скорой помощи, так и врач любого травмпункта).

Как вести себя при задержании

— вне зависимости от того, согласны вы с действиями сотрудников полиции или нет, ведите себя спокойно, не грубите и не оскорбляйте сотрудников полиции;

— не оказывайте физического сопротивления и не угрожайте сотрудникам полиции;

— не пытайтесь скрыться от сотрудников полиции;

— запишите ФИО сотрудника полиции, номер его удостоверения, должность и прочую служебную информацию;

— не подписывайте документы, без собственноручной пометки «не согласен с. «, если не согласны с содержанием, и не подтверждайте информацию о действиях, которые вы не совершали;

Читайте так же:  Заявление о взыскании дополнительных судебных расходов

— при оставлении вас одного в каком-либо помещении органов внутренних дел не трогайте руками предметы или свертки, которые не являются вашими собственными вещами.

Условия проведения личного досмотра, досмотра вещей

— проводятся в целях обнаружения орудий совершения преступления либо предметов административного правонарушения;

— осуществляются без нарушения конструктивной целостности досматриваемых вещей;

— проводятся в присутствии понятых, но в исключительных случаях и без понятых — при наличии оснований полагать, что при вас находятся оружие или предметы, используемые в качестве оружия;

— личный досмотр производится лицом одного пола с вами в присутствии двух понятых того же пола;

— составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании;

— копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей вручается вам по вашей просьбе;

— если вы задержаны по подозрению в совершении преступления, то обыск проводится лицом одного с вами пола и в присутствии понятых того же пола, а результаты личного обыска заносятся в протокол задержания.

III. Применение физической силы

В каких случаях сотрудник полиции может применить физическую силу

— для пресечения преступлений и административных правонарушений;

— для доставления и задержания;

— для преодоления противодействия его законным требованиям.

Действия сотрудника полиции при применении физической силы

— обязан сообщить перед применением, что является сотрудником полиции, предупредить о своем намерении и предоставить возможность и время для выполнения его законных требований;

— может не предупреждать о применении физической силы, если промедление создает угрозу для жизни и здоровья граждан или самого сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия;

— при применении физической силы действует с учетом обстановки, характера и степени опасности ваших действий, характера и силы оказываемого вами сопротивления, и стремится к минимизации ущерба;

— если в результате применения физической силы вам были причинены повреждения, сотрудник полиции уведомляет об этом ваших близких родственников или близких лиц в возможно короткий срок, но не более 24 часов.

IV. Жалоба на действия (бездействие) сотрудников полиции

Подача жалобы на действия (бездействие) сотрудников полиции

— если вы считаете, что действия (бездействие) сотрудников полиции нарушили ваши права, противоречили законодательству или причинили вам вред, вы можете подать жалобу на неправомерные действия сотрудников полиции;

— в устной форме жалоба может быть подана в Главное управление собственной безопасности МВД РФ по телефону (495) 667-07-30 либо по телефону 102. При обращении попросите сразу же зафиксировать ваш звонок. Во время телефонного разговора вам необходимо будет сообщить свои личные данные, оставить контактные телефоны и подробно сообщить о действиях (бездействии) сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными;

— вы можете подать жалобу в письменном виде. При этом возможно обратиться с жалобой в Управления собственной безопасности органов внутренних дел и в прокуратуру;

— жалоба может быть написана от руки или напечатана на компьютере;

— обязательно укажите в жалобе место, время и обстоятельства произошедшего, опишите действия сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными. Приведите сведения о нарушивших ваши права сотрудниках полиции. Если вы не знаете их контактных данных, можете описать внешние признаки (это может быть полезным при установлении личности сотрудника полиции, нарушившего ваши права, в том числе это может быть использовано при проведении ряда следственных действий — к примеру, при предъявлении лиц для опознания). Также вы можете указать номера патрульных машин, которые вас доставляли с места задержания в отделение. В тексте жалобы потребуйте признать действия сотрудников полиции неправомерными и привлечь их к ответственности. Ваши личные данные должны быть указаны максимально подробно: фамилия, имя и отчество, адрес фактического проживания, контактные телефоны, паспортные данные, дата подачи заявления, личная подпись, иначе ваша жалоба не будет принята;

— если вы подаете жалобу в органы УСБ, то в дежурной части вам должны выдать номерной талон-уведомление, свидетельствующий о принятии вашего заявления. Если вы подаете жалобу в прокуратуру, то вы также должны получить на руки документ о принятии жалобы к рассмотрению;

— также обратиться за защитой нарушенных прав можно в судебном порядке.

Куда обратиться за срочной помощью

— Главное управление собственной безопасности МВД России — (495) 667-07-30, (495) 667-77-90;

— Дежурная часть ГУВД — 02;

— Горячая линия МВД

Внимание! Следует различать административное задержание, как меру обеспечения производства по административному правонарушению, и административный арест, являющийся одним из видов административного наказания.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/58037052/

Основания доставления граждан в отдел полиции

Препроводить гражданина в отделение полиции либо другое служебное помещение допускается не только при совершении им уголовного преступления, но и в случае административного правонарушения. Обычно это происходит в ситуации, когда необходимо составить протокол, а на месте это сделать невозможно. Причины могут быть разные, например, у нарушителя нет документов для установления личности, или он своим поведением мешает оформлению протокола. Доставление в отдел полиции является принудительным действием и должно осуществляться в кратчайший срок.

Кто имеет право заниматься доставлением

Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:

О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.

Правовые основания для доставления

Применяют данную меру в исключительных случаях на срок не больше 48 часов. Для доставления же конкретный период нахождения гражданина в отделении полиции или служебном помещении не определен. Поэтому заканчиваться он должен сразу после выяснения личности и составления протокола. Исключение составляют граждане, которые задержаны в состоянии опьянения.

При этом доставление должно быть осуществлено только при наличии веских причин. В п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции обозначены следующие основания для его применения:

Сотрудники полиции обязаны доставлять в участок или иное помещение на своем служебном автомобиле. Не допускается использовать для этого транспорт общественный или специализированный, например, пожарные машины.

Читайте так же:  Требования к судебному приказу

Исключение составляют случаи, когда необходимо оказать медицинскую помощь. В п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции разрешает пользоваться личными автомобилями граждан или организаций только в особых случаях. Такого основания как доставление данная норма не предусматривает, поэтому сотрудник полиции не может это сделать без согласия владельца машины.

В некоторых ситуациях любой, даже законопослушный гражданин может быть доставлен в отделение полиции. Поэтому информация о том, в каких случаях применяют данную меру, будет полезна каждому.

Источник: http://adm-pravo.ru/otvetstvennost/ispolnenie-nakazaniya/dostavlenie-v-otdel-policii/

Административная ответственность сотрудников полиции: особенности, нарушения и закон

Сотрудники полиции — это государственные служащие, которые обязаны соблюдать действующее законодательство в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. При совершении правонарушения по отношению к ним выбирается мера наказания. Ответственность сотрудников полиции строго регламентируется КоАП и рядом других документов.

Нормативная база

Все действия государственных служащих, осуществляющих контроль за правопорядком, а также наказания за неисполнение своих обязанностей отражены в Федеральных Законах и Приказах. Основным документом, регламентирующим ответственность сотрудников полиции, является ФЗ, утвержденный в 2011 году. Он называется «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные акты РФ».

В ч. 1 ст. 15 отражена информация относительно уголовной ответственности сотрудников полиции. Ч. 2 регламентирует порядок действий при совершении административного правонарушения. В ч. 3 описаны возможные нарушения дисциплины и определен порядок наложения соответствующих взысканий.

Кроме того, государственные служащие подлежат и материальной ответственности. Этот вопрос регулируется ФЗ №342, в частности ст. 15 ч. 5. Касаемо компенсации материального ущерба. Все это подкреплено Конституцией РФ (ст. 52, 53).

Вторым по значимости документом является КоАП. Статьей 2.5 регламентируется административная ответственность сотрудников полиции. В кодексе указаны как признаки совершенного правонарушения, так и меры наказания.

Административная ответственность госслужащих: понятие

Под этим термином понимается применение к сотрудникам полиции санкций, которые накладываются непосредственно за нарушение их профессиональных обязанностей. Все возможные меры наказания указаны в КоАП.

Привлечение сотрудников полиции к ответственности происходит в том случае, если их действие соответствует сразу трем критериям. Признаки административного правонарушения:

  1. Противоправность. Этот критерий является основополагающим. Его суть заключается в совершении сотрудником полиции деяния, которое запрещено на уровне действующего законодательства.
  2. Виновность. Это такая характеристика, которая подтверждает необходимость наложения ответственности. Уполномоченными лицами проводятся мероприятия, результатом которых является подтверждение или исключение вины.
  3. Наказуемость. Последний признак совершенного нарушения. Под этим термином понимается возможность определения меры наказания для государственного служащего.

Таким образом, административная ответственность на сотрудников полиции накладывается в том случае, если выявлено нарушение и доказана вина уполномоченного лица. При этом за совершенное деяние должна быть определена мера наказания.

Когда накладывается административная ответственность

Существует несколько условий, при наличии которых в отношении сотрудника полиции избирается мера пресечения. К административной ответственности привлекаются государственные служащие в следующих случаях:

  • За совершение действий, которые не соответствуют правилам поведения уполномоченных лиц.
  • За издание приказов, распоряжений и иных документов, нарушающих действующие правила, то есть не соответствующие им.
  • За невыполнение возложенных на них обязанностей, в том числе по осуществлению контроля за подчиненными лицами.
  • За превышение полномочий. Возложенные на сотрудников полиции обязанности отражены в нормативной документации и должностных инструкциях.

Основанием для наложения ответственности является состав выявленного правонарушения.

Меры наказания

Этот вопрос регламентируется КоАП, Конституцией РФ и дисциплинарным уставом. Привлекают к административной ответственности сотрудников полиции, деяния которых носят противоправный характер.

Основные меры наказания:

  • Предупреждение. Это самый мягкий способ воздействия на нарушителя. Согласно механизму правоотношений административного характера, государство не стремится сразу жестко воздействовать на провинившееся уполномоченное лицо. Естественно, при этом учитывается такой фактор, как социальная опасность проступка. Если полицейский совершил мелкое нарушение, оно не создало угрозу для окружающих людей и среды, и это деяние было осуществлено впервые, это считается смягчающими обстоятельствами. Сотрудник получает предупреждение в письменной форме.
  • Административный штраф. Размер его зависит от совершенного нарушения. Согласно КоАП, штраф накладывается на сотрудников, совершивших деяния средней степени тяжести, но при этом серьезной угрозы для окружающих людей не возникло.
  • Дисквалификация. Как правило, основанием для увольнения полицейского является деяние, которое порочит честь и достоинство сотрудника. Ярким примером является управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Важно знать о том, что за совершенные правонарушения может быть наложена дисциплинарная ответственность. Сотруднику полиции, например, добавят количество дежурств. Административный арест в отношении государственных служащих не применяется.

Уголовная ответственность

Согласно действующему законодательству, она наступает при совершении проступков, которые представляют опасность для общества. Предусмотрена уголовная ответственность сотрудников полиции за нарушения, которые расцениваются как преступления против государства. К ним можно отнести взяточничество, злоупотребление полномочиями, служебный подлог, игнорирование приказов начальства. В подобных ситуациях регламентирующим документом является Уголовный кодекс.

Этот вид ответственности наступает и тогда, когда сотрудник посягает на свободу и права граждан. Например, он нарушает тайну телефонных переговоров, неприкосновенность частной жизни, отказывает в предоставлении информации.

За совершение тяжких преступлений, например, за убийство, совершение ДТП со смертельным исходом, воровство и пр. сотрудников полиции судят так же, как и рядовых граждан. Должность лица не является смягчающим обстоятельством при выносе приговора.

Материальная ответственность

Она наступает за ущерб, который был причинен сотрудником органам внутренних дел. Этот вопрос регулируется не только ФЗ «О полиции», но и Трудовым кодексом. Согласно этим документам, сотрудник обязан в полной мере возместить нанесенный ущерб. Материальная ответственность наступает и при совершении нарушений по отношению к рядовым гражданам.

В заключение

Сотрудники полиции — это государственные служащие, которые, независимо от занимаемой должности, должны нести наказания за совершенные проступки. По отношении к ним может применяться любой из видов ответственности: административная, материальная, дисциплинарная, уголовная. Мера пресечения избирается в соответствии с тяжестью проступка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://businessman.ru/administrativnaya-otvetstvennost-sotrudnikov-politsii-osobennosti-narusheniya-i-zakon.html

Права полиции при административном правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here