Право применять огнестрельное оружие сотрудникам полиции

Сегодня мы раскроем тему: "Право применять огнестрельное оружие сотрудникам полиции", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12182530/a573badcfa856325a7f6c5597efaaedf/

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

Информация об изменениях:

Часть 3 дополнена пунктом 5 с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 404-ФЗ

5) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12182530/74d7c78a3a1e33cef2750a2b7b35d2ed/

Правовые основы и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Нормативно-правовое регулирование применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия представляет систему правовых актов, основу которой составляют международно-правовые документы в области обеспечения прав и свобод человека, а также в области применения силы и огнестрельного оружия органами правопорядка [1] .

Читайте так же:  Определите последствия недействительности сделки

Нормы международного права нашли отражение в российском законодательстве, в частности в нормах гл. 5 Федерального закона «О полиции», ст. 43–47 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ΦЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», разд. V Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», п. 21 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами. Это право связано с обязанностью сотрудника полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О полиции»). Одним из квалификационных требований к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации является «применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия».

Федеральный закон «О полиции» в ч. 5 ст. 18 конкретизирует, что программа специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В соответствии с программой [2] введена ежегодная проверка (в конце года) и персональная ответственность руководителей органов внутренних дел РФ за организацию ежегодных проверок сотрудников.

Соответствующую подготовку проходят сотрудники полиции, имеющие право применять световые и акустические специальные средства, а также средства разрушения преград, по окончании которой, они получают в установленном порядке соответствующий допуск (ч. 6 ст. 18). Это вызвано характером функционирования указанных специальных средств и обеспечением соответствующих мер безопасности их применения.

Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О полиции» перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством РФ. Нс допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

При отсутствии необходимых специальных средств или огнестрельного оружия, в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудники полиции вправе использовать любые подручные средства, а также применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О полиции» (ч. 3 ст. 18 указанного Федерального закона).

Применению физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия должно предшествовать сообщение сотрудника полиции лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.

Предупреждение о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, как правило, делается голосом, а при большом скоплении граждан с использованием средств усиления речи.

Предупреждение может и не делаться, если промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия. Очевидно, нецелесообразно делать предупреждение в ситуации, когда требуется использовать фактор внезапности, например в засаде.

В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) данное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О полиции»). Чаще всего эту функцию выполняет руководитель подразделения или руководитель операции.

Федеральный закон «О полиции» обязывает сотрудника полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия стремиться к минимизации любого ущерба (ч. 3 ст. 19). В данном случае рассматривается нс только минимизация причинения вреда здоровью гражданина, но и минимизация ущерба материальным объектам.

С целью минимизации причинения вреда здоровью сотрудник полиции наряду с физической силой и специальными средствами имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения (ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции»). Минимизация возможного ущерба материальным объектам осуществляется строгим выполнением требований правил применения специальных средств, например требования не применять специальные газовые средства в помещениях, в которых возможно наличие легковоспламеняющихся или взрывоопасных веществ.

В случае когда по каким-либо причинам в результате применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия избежать причинения телесных повреждений не удалось, сотрудник полиции обязан оказать пострадавшему первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок (ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О полиции»).

Первая помощь представляет собой комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых пострадавшему на месте происшествия [3] .

В соответствии с Перечнем мероприятий по оказанию первой помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н, сотруднику полиции надлежит в первую очередь устранить угрожающие факторы жизни и здоровью (п. 3 ч. 1), прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего (п. 4 ч. 1), перенести пострадавшего из опасной зоны (п. 7 ч. 1). Как видим, на начальном этапе оказания первой помощи, проведение каких-либо действий, предполагающих наличие медицинской подготовки, не требуется.

Меры по предоставлению пострадавшему медицинской помощи в возможно короткий срок предусматривают вызов сотрудником полиции либо самостоятельно, либо через дежурного органа внутренних дел скорой медицинской помощи или других специальных служб, сотрудники которых окажут первую медицинскую помощь.

Задержанному медицинская помощь оказывается в территориальном органе внутренних дел в соответствии с приказом МВД России от 18.03.2013 № 141 «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи задержанным лицам в территориальных органах МВД России». В соответствии с приказом оказание медицинской помощи задержанным осуществляется по их требованию.

При нахождении задержанных лиц в состоянии, угрожающем их здоровью или жизни, оперативный дежурный докладывает об этом начальнику территориального органа и вызывает бригаду скорой помощи, до приезда которой принимает меры по оказанию задержанному первой помощи.

Читайте так же:  Структура и порядок судебного разбирательства

Отметим, что оказание первой помощи является обязанностью сотрудника полиции в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 и п. 1 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О полиции». Неоказание помощи сотрудником полиции влечет дисциплинарную ответственность и уголовную ответственность в соответствии со ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ.

Федеральный закон «О полиции» обязывает сотрудника полиции в срок не более 24 ч уведомить близких родственников или близких лиц гражданина о причинении ему телесных повреждений [4] в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия (ч. 5 ст. 19). Однако нормой закона не определено, в какой форме и кем это уведомление делается.

О каждом случае причинения гражданину ранения [5] либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 ч (ч. 6 ст. 19 Федерального закона «О полиции»).

Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть. Это необходимо для составления объективной картины происшедшего и правовой оценки действий сотрудника полиции, применившего физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие.

О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью [6] гражданина или материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 ч с момента их применения представить соответствующий рапорт.


Источник: http://studme.org/40739/pravo/pravovye_osnovy_poryadok_primeneniya_politsiey_fizicheskoy_sily_spetsialnyh_sredstv_oruzhiya

Применение оружия сотрудниками полиции

Содержание:

Случаи, когда полицейские имеют право применять табельное оружие по отношению к виновнику беспорядков, регулируются законом. Обычно это происходит при обезвреживании особо опасного преступника, который непосредственно угрожает жизни и здоровью гражданских лиц.

Полицейский может лично принять это решение, если, находясь при исполнении, он участвует в обезвреживании нарушителя, либо по приказу вышестоящего по званию.

В последнем случае вся ответственность ложится на того, кто отдал приказ. Полицейский попадает под уголовную ответственность только в том случае, если отсутствовали основания для стрельбы, либо стрельба производилась по лицам, по которым нельзя вести огонь без самых серьезных оснований.

В законе четко прописан перечень ситуаций, когда сотрудник полиции имеет право на применение оружия. Превышение должностных полномочий карается по соответствующей статье.

Если же сотрудник полиции неправомерно применил оружие, не находясь при этом при исполнении, то нести ответственность он будет по другим статьям — как гражданское лицо. Если гражданин (преступник или случайно оказавшийся рядом прохожий) пострадал во время стрельбы и считает, что полицейский действовал незаконно, следует обращаться в суд.

Нет времени читать статью?

Когда полиция имеет право на применение огнестрельного оружия

Использование огнестрельного оружия должно строго отвечать возникшей ситуации. Принимать такие решения сотрудники полиции должны, опираясь на прописанные в законе основания для стрельбы. Зачастую много времени на раздумья нет, необходимо действовать быстро и четко, что усиливает возложенную на полицейских ответственность.

По закону, сотрудник полиции обязан представиться и предупредить о своих намерениях, после чего дать преступнику возможность выполнить все требования. Вместе с тем, закон позволяет полицейскому перейти сразу к стрельбе, если преступник должен быть остановлен незамедлительно. Перечень ситуаций, когда уполномоченные лица могут использовать огнестрельное оружие, достаточно конкретен:

Применение огнестрельного оружия, особенно стрельба на поражение, свидетельствует о крайней серьезности ситуации, которую нельзя разрешить другими методами. Случаи, когда полицейские остерегаются стрелять, даже когда того требует ситуация, довольно часты. Это происходит из-за того, что не всегда с первого взгляда можно оценить ситуацию как однозначно требующую применение оружия.

В законе также существуют строгие запреты стрелять в женщин, детей (если полицейский осведомлен о возрасте изначально или его можно определить по виду), инвалидов.

Исключения составляют случаи, когда эти лица при вооружении и на кого-то нападают. Также полицейский не имеет права стрелять, если находится среди большого скопления людей, так как это может привести к травмам и ранениями среди невиновных.

Когда сотрудники полиции применяют другое оружие

Помимо огнестрельного оружия, у полицейских в арсенале есть и специальное, которое используется не в столь серьезных случаях. В вооружение полиции входят электрошокеры, служебные собаки, водометы, средства, сковывающие движения, светошокеры, палки, газовые устройства и другие. Эти приспособления используются, если:

  • преступник нападает на гражданина или полицейского;
  • полицейский останавливает преступление или административное правонарушение;
  • преступник пытается сопротивляться;
  • преступник задержан на месте преступления и пытается скрыться;
  • происходят массовые беспорядки;
  • полицейский задерживает транспортное средство, водитель которого проигнорировал требования остановиться;
  • необходимо выявление лиц, которые совершили или совершают преступление;
  • МВД освобождает заложников, зданий, транспорта и т.д.;
  • необходима защита объектов.

Средства, сковывающие движения, могут применяться при конвое заключенных или обвиняемых. Законы об использовании оружия полицией все еще могут дорабатываться и обсуждаться.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нередки случаи, когда сотрудники МВД из-за опасений стрелять получают ранения, в том числе смертельные. Поэтому вносятся предложения дать полицейским больше свободы. За последние годы одним из главных изменений в МВД стало переименование милиции, когда милиционеры стали полицейскими.

Тогда все служащие бывшей милиции должны были пройти переаттестацию или уволиться. Возможно, впереди еще больше фундаментальных изменений, на этот раз касающихся использования оружия.

Источник: http://rtiger.com/ru/journal/primenenie-orujiya-sotrudnikami-politsii/

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Ст. 19 Закон о полиции в последней действующей редакции от 1 марта 2011 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Читайте так же:  Пошлина на регистрацию права собственности на квартиру

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учётом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Источник: http://dogovor-urist.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D1%81%D1%82_19/

Когда сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие

Сотрудники органов полиции являются лицами, которые обладают правом использования по прямому назначению огнестрельного оружия с целью обеспечения принципов общественной безопасности, предотвращения начавшихся или возможных преступлений и для гарантирования защиты гражданского правопорядка. Однако возможность применения огнестрела полицией, а также стрельбы на поражение строго регламентирована нормативными актами, регулирующими порядок действий трудящихся правоохранительных органов в различных ситуациях.

Закон о полиции и огнестрельное оружие

Возможность непосредственного использования оружия полицейскими прямо предусматривается положениями ФЗ №3 от 07.02.2011. Это – закон «О полиции», каковой строго регламентирует основные принципы деятельности полицейских, является общедоступным и позволяет гражданам ознакомиться со своими правами и обязанностями в контексте контакта с правоохранительными госструктурами. В частности, понимание принципов возможности применения правоохранителями оружия летального характера, может помочь избежать плачевных последствий различных действий.

Непосредственно вопросам применения полицией смертоносного огнестрельного оружия посвящается ст. 23 вышеозначенного Федерального закона, в каковой даётся исчерпывающий перечень оснований, соответственно которым полицейский служащий может применять огнестрел, в том числе и ведя огонь на поражение. Также, следует помнить, что помимо означенного вооружения, полиция обладает также обширным арсеналом специальных средств, каковые тоже могут применяться ими в определённых условиях.

Помимо этого, данный закон также предусматривает ситуации, в каковых сотрудникам полиции прямо и безоговорочно запрещено применять оружие. При этом граждане, в соответствии с положениями разъяснений постановления Пленума ВС РФ №26 от 27.11.12, могут оказывать сопротивление таковым неправомерным действиям работников полиции в порядке необходимой самообороны или крайней необходимости.

Например, работники полиции вне зависимости от обстоятельств, не имеют права применять огнестрел в массовых скоплениях людей, а также любых иных ситуациях, когда есть шанс поражения непричастных к беззаконию особ.

Когда полицейский имеет право стрелять на поражение

Вопреки распространённому мнению, правоохранитель не в каждой конкретной ситуации обязан производить предупредительный выстрел и громко и внятно предупреждать окружающих о намерении применить в деле наличествующее у него летальное оружие. Ст. 19 вышеозначенного закона «О полиции» в ситуациях, когда промедление является недопустимым, позволяет работнику полиции пользоваться доступным оружием для стрельбы на поражение без всяческих предварительных предупреждений или действий.

В целом же, перечень случаев, в которых допускается стрельба полицией является следующим:

  • В случае наличия опасности для здоровья или жизни окружающих лиц либо самого полицейского по причине насильственных действий третьих лиц;
  • При наличии попытки завладения оружием, транспортом или иными полицейскими спецсредствами;
  • С целью освобождения незаконно удерживаемых граждан – заложников;
  • Для задержания лиц, пытающихся скрыться после совершения тяжких либо особо тяжких общественно опасных действий, но только при условии, что стрельба является единственно возможным способом предотвращения побега или задержания;
  • С целью задержания лиц, отказывающихся сдавать наличествующее у них оружие, взрывчатые вещества, химические, ядовитые или радиоактивные вещества, а также оказывающих вооружённое сопротивление;
  • При необходимости отбития коллективного либо вооружённого нападения на объекты государственной, коммерческой либо иной частной собственности;
  • При пресечении попыток побега заключенных или подозреваемых из под стражи, к чему относится как конвоирование, так и пребывание их в местах лишения или ограничения свободы;
  • В случае приближения задерживаемых лиц или третьих лиц к полицейскому с обнажённым оружием в момент осуществления задержания или при попытке таковых лиц завладеть обнажённым оружием, прикоснуться к нему или сотруднику полиции.

Это – исчерпывающий перечень ситуаций, в которых допускается стрельба служащего полиции из оружия по людям. Тем не менее, есть ряд моментов, в которых правоохранителям также разрешается использовать своё оружие. К ним относятся таковые ситуации:

  • Необходимость принудительно остановить транспортное средство в случае неоднократного неповиновения водителя остановить таковое, если данный водитель угрожает общественной безопасности;
  • Обезвреживание общественно опасных животных, угрожающих сотрудникам полиции или гражданам;
  • Разрушение замков или иных запирающих объектов в случаях, предусмотренных действующим законом;
  • С целью предупреждения преступников или правонарушителей, для подачи тревожных сигналов, а также вызова помощи в чрезвычайных ситуациях – только в случае стрельбы в воздух или иное целиком безопасное направление.

В случае потенциальной возможности возникновения вышеописанных необходимостей и обстоятельств, представитель правоохранительных органов обладает правом обнажения оружия, его демонстрации и привода в боевую готовность.

Когда полиция не имеет права применять огнестрельное оружие

Вышеозначенный закон также определяет ряд ситуаций, в которых правоохранителям однозначно либо частично запрещается использование наличествующего у них боевого огнестрельного оружия. Таковые факторы могут создаваться как непосредственно ситуацией, так и отдельными характеристиками задерживаемых или потенциально опасных лиц, относительно которых применение оружия могло бы считаться допустимым. Так, запрещается применять огнестрельное оружие по отношению к:

  • Женщинам;
  • Лицам с явными признаками недостижения ими совершеннолетия;
  • Лицам с признаками инвалидности.
Читайте так же:  Перерыв в предварительном судебном заседании

Полицейские служащие имеют право стрелять на поражение в том числе и в лиц вышеуказанных категорий в случае, когда таковые лица совершают вооружённое сопротивление либо групповое нападение на правоохранителей или иных граждан.

Вне зависимости от обстоятельств и ситуации, служащие полиции не обладают правом применения огнестрельного оружия при большом скоплении людей и при наличии любого риска попадания в случайное, непричастное к событиям лицо. Однако использование оружия огнестрельного принципа с ограниченной возможностью поражения, например – травматического оружия, допускается в таковых случаях, а также при массовых беспорядках.

Полицейский не несёт ответственности за любой причинённый его стрельбой из огнестрельного оружия вред, в том числе и третьим лицам, если он действовал в соответствии с приказом своего прямого командира и/или положениями закона «О полиции».

Источник: http://pravo.moe/kogda-sotrudnik-policii-imeet-pravo-primenyat-ognestrelnoe-oruzhie/

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Источник: http://51.xn--b1aew.xn--p1ai/folder/906103

Право полиции на применение огнестрельного оружия

В соответствии с частью 1 ст. 18 закона сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие как лично, так и в составе подразделения. В последнем случае определенные изменения претерпевает порядок применения указанных мер принуждения. Причем эти особенности распространяются и на случаи, когда в составе подразделения сотрудники полиции вынуждены применять не состоящие на вооружении полиции виды оружия, а также подручные средства.

Как указывается в части 1 статьи 18 Закона, основания и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружиям устанавливаются не только Законом о полиции, но и иными федеральными конституционными и федеральными законами. В связи с этим следует отметить, что согласно статье 30 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат. Применение сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей регламентируется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В соответствии с частью 2 закона перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

Сотрудник полиции вправе на законных основаниях иметь при себе оружие и применять его в случаях, порядке и с учетом ограничений и запретов, установленных Федеральным законом «Об оружии», постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему».

Согласно части 3 статьи 18 Закона о полиции в состоянии необходимой обороны (в случае крайней необходимости) при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства. Кроме того, право сотрудника полиции при наличии оснований для применения огнестрельного оружия применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие, в том числе изъятое в ходе борьбы у правонарушителя и т.д. (часть 3 статьи 18).

Закон о полиции не позволяет выдавать сотруднику полиции для несения службы огнестрельное оружие, не состоящие на вооружении органов внутренних дел; часть 3 статьи 18 предусматривает лишь право его применять при наличии установленных Законом оснований. Часть 3 статьи 18 Закона о полиции уточняет правовой режим применения сотрудниками полиции оружия, не состоящего на вооружении органов внутренних дел. Так, на применение подобного оружия распространяются запреты, содержащиеся в частях 5 и 6 статьи 23 Закона, и порядок, предусмотренный статьей 19.


Право сотрудника полиции на применение огнестрельного оружия, связано с необходимостью проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в соответствии с приказами МВД России. Что касается сотрудников, применяющих световые и акустические специальные средства, а также средства разрушения преград, то они должны иметь соответствующие допуски на работу с этими средствами (часть 6 статьи 18).

Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность (не сумевший пройти в силу собственной неподготовленности) к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В соответствии с частью 8 статьи 18 Закона о полиции превышение сотрудником полиции полномочий при применении огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В зависимости от характера правонарушения и тяжести наступивших последствий такая ответственность может быть дисциплинарной или уголовной.

Сотрудник полиции не несет ответственности за вред, причиненный гражданам и организациям при применении огнестрельного оружия, если применение огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, Законом о полиции и другими федеральными законами (часть 9 статьи 18).

Закон о полиции, во – первых, устанавливает правило, согласно которому действия сотрудника полиции, основанные на требованиях законодательства, регламентирующего основания и порядок применения полицией огнестрельного оружия, признаются законными и не могут повлечь юридической ответственности сотрудника полиции независимо от того, какие последствия наступили в результате применения им соответствующих мер государственного принуждения.

Читайте так же:  Мотивировали отказ

Часть 1 статьи 19 Закона полиции обязывает сотрудника перед применением огнестрельного оружия сообщить лицам, в отношении которых данные средства предполагается применить, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. Совершение указанных действий необходимо для реализации положений части 4 статьи 5 Закона о полиции; при наличии соответствующей возможности сотрудники полиции обязаны выполнить и иные действия, предусмотренные указанной нормой (назвать свои должность, звание, фамилию и т.д.).

Предупреждение о намерении применить оружие подается голосом и (или) выстрелами вверх либо в ином безопасном направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием и (или) рикошетом пуль.

Закон о полиции, разрешает сотрудникам полиции применять оружие первыми, в том числе без предупреждения. Так, если промедление в применении огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия, сотрудник полиции вправе применить перечисленные меры государственного принуждения без предупреждения и выполнения иных действий, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о полиции.

Если ситуация вынуждает сотрудника полиции прибегнуть к применению огнестрельного оружия, он должен:

во – первых, исключить возможность ошибки в определении лиц, подлежащего задержанию, и выборе способа силового воздействия. Мало подозревать какое – либо лицо в совершении преступления, надо быть уверенным в этом, и эта уверенность должна быть основана на бесспорных и очевидных в момент применения соответствующих мер государственного принуждения фактах;

во – вторых, исключить возможность неосторожного причинения вреда третьим лицам;

в – третьих, стремиться по возможности пресечь посягательство или произвести задержание лица, пытающегося скрыться, причинением имущественного, а не физического вреда. Например, для пресечения побега из – под конвоя лица, в отношении которого применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в ряде случаев может оказаться достаточным применение оружия по колесам транспортного средства, на котором он пытается скрыться, но не по самому беглецу (хотя основания для этого имеются);

в – четвертых, когда сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он по возможности должен стремиться сохранить ему жизнь (вести огонь по рукам, ногам).

В Законе закрепляется не безусловное требование причинить наименьший ущерб, а обязанность сотрудника полиции стремиться к тому, чтобы ущерб от применения оружия был минимальным. Подобный подход объясним хотя бы тем, что сотрудник полиции, как и любой другой человек, не в состоянии полностью контролировать пределы поражающего действия огнестрельного оружия, тем более в такой сложной стрессовой обстановке, которая вызывает необходимость силовых действий. Поэтому сотрудник полиции, пытавшийся, но не сумевший избежать причинения смерти лицу, против которого он применял огнестрельное оружие с соблюдением всех других требований Закона не несет за это никакой юридической ответственности. Признаются правомерными также действия сотрудника полиции, который, имея в соответствии с Законом право прибегнуть в данной ситуации к огнестрельному оружию, рассчитывает обойтись без него, но все же причиняет посягающему или задерживаемому лицу физический вред своим неосторожным выстрелом.

Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок (часть 4 статьи 19). Первая помощь в данном случае состоит прежде всего в перенесении пострадавшего в безопасное место (если это необходимо), остановке кровотечения, фиксации поврежденной конечности, устранении возможности загрязнения раны, обеспечении доступа воздуха и т.д.

Кроме того, сотрудник полиции обязан принять меры по предоставлению пострадавшему медицинской помощи в возможно короткий срок, т.е. самостоятельно или через оперативного дежурного органа внутренних дел вызвать скорую медицинскую помощь либо доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

О причинении гражданину телесных повреждений (при наличии признаков причинения вреда здоровью любой тяжести) в результате применения сотрудником полиции огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина (часть 5 статьи 19).

В соответствии с частью 6 статьи 19 Закона о полиции о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов. Эта обязанность выполняется руководителем (оперативным дежурным) органа внутренних дел.

Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть (часть 7 статьи 19). Выполнение данной обязанности позволяет обеспечить эффективность осмотра места происшествия, способствует объективному разбирательству как по факту противоправных действий лица, которые пресекал сотрудник полиции, так и по вопросу о правомерности причинения сотрудником полиции смерти либо вреда здоровью.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт (часть 8 статьи 19).

Своим рапортом сотрудник полиции должен, опираясь на конкретные обстоятельства дела, по существу, доказать, что создавшаяся обстановка давала ему право прибегнуть к применению огнестрельного оружия.

В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы) (часть 9 статьи 19). В то же время согласно части 2 статьи 30 Закона о полиции «при получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом»; в соответствии с частью 2 статьи 42 УК РФ «лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9220 —

| 7340 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/19_196224_pravo-politsii-na-primenenie-ognestrelnogo-oruzhiya.html

Право применять огнестрельное оружие сотрудникам полиции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here