Право собственности на землю юридических лиц

Сегодня мы раскроем тему: "Право собственности на землю юридических лиц", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Глава III. Собственность на землю (ст.ст. 15 — 19)

Глава III. Собственность на землю

ГАРАНТ:

О праве собственности и других вещных правах на землю см. главу 17 Гражданского кодекса Российской Федерации

См. схему «Право частной собственности на землю и право публичной собственности на землю»

>
Собственность на землю граждан и юридических лиц
Содержание
Земельный кодекс (ЗК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12124624/3e22e51c74db8e0b182fad67b502e640/

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Комментарий к Ст. 15 ЗК РФ

1. Земельным кодексом установлены основные положения о праве собственности на землю в Российской Федерации. В том числе субъекты, объекты права собственности, основания и порядок возникновения, реализации и прекращения права собственности.

Пункт 1 комментируемой статьи именует собственность граждан и юридических лиц частной собственностью, следуя ст. 36 Конституции РФ. Данной статьей Основного Закона установлено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Собственность граждан и юридических лиц (как объединений граждан) с правовой точки зрения является частью одного правового института — права собственности на землю. При исследовании содержания права собственности на землю иногда высказывается предположение, что законодатель, именуя таким образом собственность граждан, формирует предпосылки для признания в праве категорий как частной, так и публичной собственности на землю. Можно согласиться, что для этого есть определенные основания. В то же время ни право собственности Российской Федерации, ни право собственности субъектов РФ или муниципальных образований в законодательных актах, как правило, не называется, в свою очередь, публичной собственностью. Кроме того, публичная и частная собственность являются институтами публичного и частного права как основными составляющими правовой системы государства. Однако нельзя сказать, что такое деление российской правовой системы признано и состоялось.

Объекты земельных правоотношений названы в статье 6 ЗК РФ. Из всех перечисленных в этой статье объектов п. 1 комментируемой статьи в качестве объекта права частной собственности назвал только земельный участок. Гражданский кодекс (ст. 261) специально обращается к определению земельного участка как объекта права собственности. Согласно этой статье, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Согласно п. 1 комментируемой статьи основания возникновения права частной собственности могут быть установлены законодательством РФ. В законодательных нормативных правовых актах под «законодательством РФ» подразумевается законодательство федеральное .
———————————
См., например, ст. 39 и др. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

2. Исходя из положений ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Граждане, обладающие правоспособностью и полной дееспособностью, вправе приобретать земельные участки в собственность самостоятельно. Приобретение земельных участков в собственность недееспособных или ограниченно дееспособных граждан осуществляется в порядке, установленном ГК.

Содержание правоспособности граждан установлено ст. 18 ГК. Согласно этой статье граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается со смертью (ст. 17 ГК).

В соответствии со ст. 21 ГК дееспособность гражданина — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

Статьей 260 ГК установлены общие положения о праве собственности граждан на землю. А именно лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Ограничения в предоставлении земельных участков в собственность граждан или юридических лиц основаны прежде всего на положениях ст. 27 ЗК РФ (см. комментарий к ней).

3. Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане не могут приобрести земельные участки в собственность, в настоящее время не установлен.

Вопрос о конституционности п. 3 комментируемой статьи ЗК стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В запросе Мурманской областной Думы оспаривалась конституционность следующих положений ЗК, регулирующих предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам: п. 3 ст. 15, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35, ст. 38.

Читайте так же:  Сотрудники полиции когда имеет право проверить документ

Излагая свою позицию по рассматриваемому вопросу, Конституционный Суд РФ, в частности, пояснил следующее. Исходя из предписаний ст. ст. 9 и 36 Конституции РФ, федеральное законодательство в области регулирования земельных отношений определяет, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью и что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается соответствующими законами.

При этом по смыслу конкретизирующих указанные конституционные предписания ст. ст. 260 и 261 ГК и ст. 15 ЗК объектом права собственности на землю являются земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли в границах территории Российской Федерации. При предоставлении земли в частную собственность приобретателю передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность.

Что касается использования природных ресурсов, находящихся в границах земельного участка, то собственник в соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ получает на них определенные права.

Источник: http://stzkrf.ru/15

Право собственности на землю юридических лиц

Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с собственностью граждан, относится к частной форме собственности. Наличие у юридического лица обособленного имущества является одним из непременных его признаков. Допустимо иметь имущество не только на праве собственности, но и в хозяйственном ведении или оперативном управлении [2, ст. 48].

Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК РФ [2] субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы и др.

Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с соблюдением обременении и иных условий, установленных законом.

Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в результате приватизации государственных и муниципальных земель, наследования, купли-продажи, дарения, обмена, иных сделок с землей, а также в результате внесения в уставной (паевой) капитал юридического лица.

Российское законодательство под частной собственностью понимает имущество и земельные участки, находящиеся также у юридических лиц. А между тем, юридические лица неодинаковы. Есть среди них государственные и муниципальные предприятия. Они иногда осуществляют свою деятельность на землях, не имеющих статуса частной собственности.

Земельные участки, используемые предприятиями и общественными организациями, благотворительными и общественными фондами, религиозными организациями, функционируют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставленного им учредителями.

Поэтому проблема определения субъектов частной собственности на землю и другие природные ресурсы требует своего решения.

Существуют общие закономерности, свойственные праву собственности юридического лица безотносительно к его конкретному виду:

1) именно юридическое лицо является единым и единственным собственником принадлежащего ему имущества;

2) в собственности юридического лица находится имущество, переданное ему в качестве взноса его учредителем (участниками, членами), а также имущество, произведенное по иным основаниям в процессе деятельности [2, п. 3 ст. 213, п. 1 ст. 66];

3) юридическое лицо, подобно другим собственникам, вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, лишь бы они не противоречили закону, иным правовым актам и не нарушали права и охраняемые законом интересы других лиц;

4) в определении правового режима имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности, в установлении полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению им велика роль учредительных документов.

В отношении имущества, которое согласно закону может находиться в собственности юридического лица, в п. 2 ст. 213 ГК РФ установлено правило о недопустимости стоимостного и количественного ограничений объектов права собственности юридических лиц.

Земельные участки сельскохозяйственным предприятиям (хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам) могут предоставляться (передаваться) в собственность как юридическому лицу в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду в соответствии с законами субъектов РФ.

Иностранные юридические лица, международные организации с участием иностранных и российских юридических лиц, иностранные государства могут иметь земельные участки только на правах аренды.

Наряду с некоторыми общими чертами, право частной собственности на землю юридических лиц имеет специфические особенности — обязанность использовать землю в соответствии с основным целевым назначением, бережно, рационально, повышать ее плодородие и т. д.

Земельные участки других категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения) передаются в частную собственность юридическому лицу за плату в порядке, определенном законодательством РФ.

Передача земельных участков в собственность юридическим лицам производится в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Законодательством установлено, что земельные участки могут принадлежать юридическим лицам на праве долевой собственности с определением для каждого из них конкретной земельной доли без выдела ее в натуре.

Передача земельных участков в собственность юридическим лицам производится в пределах норм, установленных субъектами РФ, а сверх норм выкупается по договорной цене.

При приватизации предприятий и других объектов, расположенных в городах, земельные участки собственнику недвижимости предоставляются в долгосрочную аренду.

Источник: http://studbooks.net/958053/pravo/pravo_chastnoy_sobstvennosti_zemlyu_yuridicheskih

Право собственности на землю юридических лиц

1. Юридические лица (основанные гражданами Украины или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае:

а) приобретения по договору купли-продажи, ренты, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;

б) внесения земельных участков его учредителями в уставный капитал;

в) принятия наследства;

г) возникновения других оснований, предусмотренных законом.

2. Иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения:

а) в пределах населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине;

б) за пределами населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества.

3. Совместные предприятия, основанные при участии иностранных юридических и физических лиц, могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в случаях, определенных частями первой и второй настоящей статьи, и в порядке, установленном настоящим Кодексом для иностранных юридических лиц.

(Статья 82 дополнена частью третьей согласно Закону № 1103-1Vвід ¡0.07.2003)

4. Земли сельскохозяйственного назначения, полученные в наследство Иностранными юридическими лицами, подлежат отчуждению в течение одного года.

Читайте так же:  Заявление об отмене решения арбитражного суда

(Статья 82 с изменениями, внесенными согласно Законам № 997-У от 27 апреля 2007года. Законом № 2850 — VI от 22.12.2010).

ч. 1. В комментируемой части применено определение «национальности» юридического лица за кругом ее учредителей. Следует иметь в виду, что определение национальности юридического лица в ЗКУ есть «дешевые», т.е. отличается от подходов, которые используются в гражданском и хозяйственном законодательстве (см. например, ст. 117 ПСУ).

Формулировка комментируемой статьи, по которым определяющим является круг лиц, что «основали» юридическое лицо, порождает вопрос, повлияет ли на «национальность» юридического лица то, что основатели уступят свою долю в уставном капитале предприятия новым участникам — иностранцам, лицами без гражданства или иностранным юридическим лицам? Буквальное понимание нормы побуждает дать отрицательный ответ на поставленный вопрос, однако назначение нормы (не допустить контроля над землями сельскохозяйственного назначения со стороны иностранцев) заставляет толковать ее расширительно, понимая под «учредителями» и «участников» юридических лиц.

Положения ч. 1 ст. 82 ЗКУ в части указания на «осуществление предпринимательской деятельности» в практической деятельности часто рассматривается как такое, что запрещает приобретать земельные участки юридическим лицам для других нужд. За таким толкованием, лишаются возможности иметь земельные участки на праве собственности, например, религиозные организации. Именно так истолковал норму закона Госкомзем (письмо от 29.04.2003 № 14-11-11/2704246). Считаем такое толкование ошибочным. Трудно найти любые мотивы, которые бы оправдали постановки отечественных «непредпринимательских» юридических лиц в менее выгодное положение, чем, скажем, предприятия торговли или иностранное юридическое лицо (которые могут приобретать земельные участки в собственность не только для ведения предпринимательской деятельности — см. ниже). На статус религиозных организаций в данном случае не будет влиять наличие п.»в» ч. 2 ст. 92 относительно права пользования земельными участками и на праве постоянного пользования.

Принцип равенства всех субъектов права собственности, закрепленный в ст. 13 Конституции Украины, ст. 5 ЗКУ предусматривает, в частности, то, что закон не может содержать необоснованных исключений и ограничений. Исходя из этого, а также учитывая, что ч. 1 ст. 82 ЗКУ все-таки не содержит прямого ограничения на приобретения юридическими лицами земельных участков для ведения предпринимательской деятельности, считаем, что юридические лица Украины могут приобретать в собственность земельные участки не только для ведения предпринимательской деятельности, а и для других нужд.

Не находит единообразного решения в правовой доктрине и правоприменительной практике вопрос о том, может ли юридическое лицо приобрести в собственность земельный участок для ведения ЛКХ, ведь, согласно ст. 1 ЗУ «О личном крестьянском хозяйстве», ОСГ — это «хозяйственная деятельность, которая проводится без создания юридического лица физическим лицом индивидуально или лицами, которые находятся в семейных или родственных отношениях и совместно проживают в . «. Позиция авторов по поводу данной проблемы приведена в комментарии к ч. 2 ст. 33 ЗКУ.

В практической деятельности возникает проблемный вопрос: может ли государственное (или коммунальное) предприятие иметь земельные участки на праве собственности! Ответ на этот вопрос неоднозначен. Позиция авторов состоит в том, что, хотя ЗКУ (см. ст. 81 и др.) и не предусматривает возможности государственных (коммунальных) предприятий владеть земельными участками на праве собственности, отсутствует и соответствующая запрет, следовательно, приобретение земельных участков в собственность в соответствии с законом (например, гражданского законодательства о сделках) возможно. Что же касается положений хозяйственного законодательства относительно того, что имущество государственного (коммунального) предприятия принадлежит ему на праве оперативного управления и полного хозяйственного ведения, их применение к отношениям собственности на землю исключается в силу положений ч. 1 ст. 4 ХКУ, которая устанавливает, что кодекс не регулирует земельные отношения). Таким образом, государственные (коммунальные) предприятия могут приобретать земельные участки в собственность.

Фрагмент государственного акта на право собственности на земельный участок, приобретенный по договору купли-продажи, удостоверяющего право собственности государственного предприятия

Заметим, что в результате перераспределения земель в процессе земельной реформы в частную собственность граждан передано 50,7% земель України247, 0,2% земель — в собственность юридических осіб248.

К пункту «а». Относительно приобретения земельных участков юридическими лицами по гражданско-правовым соглашениям, см. главу 20 «Продажа земельных участков или прав на них на основании гражданско-правовых договоров» ЗКУ и комментарий к ней.

К пункту «б». Внесения земельных участков учредителями юридического лица до ее уставного капитала регламентируется гражданским и хозяйственным законодательством, учредительными документами соответствующего юридического лица (см., в частности, ч. 2 ст. 120, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 142, ст. 144, ч. 2 ст. 164, ч. 2 ст. 165 ГКУ, ч.ч. 4-5 ст. 82, ст.ст. 86,87 ХКУ, ЗУ «О хозяйственных обществах», ЗУ «Об акционерных обществах»). Внесение земельных участков в уставный капитал является разновидностью гражданско-правовой сделки (п.»а» комментируемой нормы) и означает переход права на эти участки в юридического лица.

К пункту «в». О принятии земельных участков в наследство, см. ст. 131 ЗКУ и комментарий к ней, а также ч. 4 данной статьи и комментарий к ней.

К пункту «г». В настоящее время закон не предусматривает «возникновения других оснований» приобретение права собственности на земельные участки юридическими лицами.

ч. 2. Под иностранными юридическими лицами традиционно понимаются юридические лица, учрежденные по законодательству иностранных государств. Также, на наш взгляд, учитывая другой критерий определения национальности юридического лица по нормам ЗКУ и то, что проведенную в ст. 82 ЗКУ классификацию юридических лиц следует рассматривать как исчерпывающий, иностранных юридических лиц в понимании ЗКУ следует отнести юридических лиц, основанных в Украине на основе исключительно собственности иностранцев, лиц без гражданства или иностранных юридических лиц. Вместе с тем, данный вопрос в доктрине является дискуссионным, в специальной литературе высказываются и другие взгляды на толкование положений ст. 82 ЗКУ.

По общему правилу, иностранные юридические лица в Украине имеют такой же статус, как и юридические лица Украины, если законодательством или международными договорами Украины не предусмотрено исключений из этого правила. Такой вывод прямо вытекает из ч. 1 ст. 26 Конституции Украины. Соответствующее правило закреплено в ч. 2 ст. 129 ГКУ. Однако в отношении права собственности на землю законодательство как раз и предусматривает исключение, по которому иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на землю лишь в случаях, предусмотренных законом (ч. 3 ст. 374 ГКУ).

Таким законом является ЗКУ, который в комментируемой норме предусматривает два случая, в которых иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на землю: (1) «в пределах населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине», (2) «за пределами населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества».

Читайте так же:  Постановления президиума высшего арбитражного суда

Относительно порядка приобретения земельных участков иностранными юридическими лицами см. главу 20 «Продажа земельных участков или прав на них на основании гражданско-правовых договоров» ЗКУ, а также ст. 129 ЗКУ (относительно приобретения земель государственной и коммунальной собственности) и комментарий к ним.

ч. 3. Следует отметить довольно удачное формулировка комментируемой части. Не совсем понятно, что имеется в виду под «случаи» приобретение права собственности на землю, в отношении которых ч. 3 ст. 82 ЗКУ отсылает к ч.ч. 1 и 2 этой же статьи. Скорее всего, речь идет о круг участков несельскохозяйственного назначения, которые могут быть приобретены (см. ч. 2), и способы приобретения земельных участков (см. ч. 1), причем при приобретении земельных участков государственной или коммунальной собственности следует руководствоваться ст. 129 ЗКУ (см. комментарий).

ч. 4. Правила относительно последствий приобретения земельных участков сельскохозяйственного назначения в наследство, предусмотренные ч. 4 ст. 82 ЗКУ, идентичные тем, что установлены для иностранцев и лиц без гражданства ч. 4 ст. 81 ЗКУ (см. комментарий).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/57770/pravo/pravo_sobstvennosti_na_zemlyu_yuridicheskih_lits

Земельный участок как объект частной собственности юридического лица

Вне поля нашего зрения не остались и организации, в которых земля как природный ресурс используется в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Поскольку земля является основой осуществления хозяйственной и иной деятельности, постольку коммерческие организации — юридические лица подвергнутся нашему вниманию. Согласно ст. 20 ЗК РФ земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется, но они не вправе распоряжаться этими земельными участками (п. 3, 4 ст. 20 ЗК РФ).

Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен ст. 36 ЗК РФ. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права на их аренду *(95) имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. Приватизация земельных участков означает заключение договора купли-продажи собственником таких зданий и органом управления землей в соответствии со ст. 37 ЗК РФ. Оформление права аренды таких земельных участков должно осуществляться без предварительного согласования мест размещения и без проведения торгов. Договор аренды земельных участков должен заключаться непосредственно органом управления землей с собственником зданий, строений, сооружений.

В случае если здание (помещения в нем), находящиеся на неделимом земельном участке (понятие делимого земельного участка дано в ст. 6 ЗК РФ. — В.А.), принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. В случае если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим — на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. В этой норме права под иными правообладателями помещений понимаются федеральные, а с момента вступления в силу Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» *(96) и другие казенные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, обладающие правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Для приобретения права частной собственности и других прав на земельный участок юридические лица (а речь в данном параграфе именно о них) обращаются в орган управления землей с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (п. 5 ст. 36 ЗК РФ). Орган управления землей в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю в собственность, федеральным казенным предприятиям и государственным или муниципальным учреждениям — на праве постоянного (бессрочного) пользования. Он готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка соответствующий орган местного самоуправления на основании дежурной кадастровой карты (плана) и градостроительной документации обеспечивает в месячный срок изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка. Орган управления землей в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении данного земельного участка заявителю и направляет ему копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет заявителя устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление его кадастровой карты (плана).

Иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков, за исключением земельных участков, находящихся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях России в соответствии с федеральными законами (п. 9 ст. 36 ЗК РФ), в собственность в вышеописанном порядке только за плату.

Следуя указанию п. 3 ст. 3 ЗК РФ, обратимся к имущественным отношениям по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, которые регулируются гражданским законодательством. О земельных участках как недвижимых вещах упоминается в ст. 130 ГК РФ, в п. 3 ст. 209 ГК РФ говорится об особенностях владения, пользования и распоряжения землей, а ст. 260 ГК РФ по существу воспроизводит ст. 209 ГК РФ. Для характеристики земельного участка как элемента собственности юридического лица необходимо обратиться к ст. 213 ГК РФ, в которой предусматривается, что коммерческие и некоммерческие организации, кроме унитарных предприятий и учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям. Как уже было рассмотрено в § 1 настоящей главы, основными способами приобретения юридическими лицами права собственности на земельные участки являются предоставление их из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданскоправовые сделки.

Читайте так же:  Генеральная доверенность в налоговую

Согласно Закону о некоммерческих организациях в их собственности могут находиться земельные участки, которые, как и другое их имущество, используются лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Применительно к общественным и религиозным организациям (объединениям), благотворительным и иным фондам это обстоятельство закреплено п. 4 ст. 213 ГК РФ. При предоставлении земельных участков этим юридическим лицам органы управления землей должны проверять, насколько эти земельные участки необходимы некоммерческим организациям для осуществления их уставной деятельности. Органы управления землей также в соответствии со ст. 173 ГК РФ вправе оспаривать сделки купли-продажи и иные сделки с земельными участками, совершенные некоммерческими организациями в противоречии с целями их деятельности, зафиксированными в учредительных документах.

Право аренды земельных участков юридических лиц — арендаторов как имущественное право может быть вкладом в имущество хозяйственного товарищества и общества в силу п. 6 ст. 66 ГК РФ. Вряд ли целесообразно вносить в качестве паевого взноса в производственный кооператив право аренды земельного участка, принадлежащего юридическому лицу.

Изложенное доказывает, что ЗК РФ требует серьезного совершенствования, иначе развитие и охрана права частной собственности на земельные участки пойдет по пути, когда суд не в силах будет защитить гражданина или юридическое лицо от злоупотреблений чиновников, других нарушителей их прав на землю, поскольку дать единственно верный ответ невозможно ввиду противоречивости норм земельного и гражданского права. В этих случаях норма п. 3 ст. 3 ЗК РФ о том, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами, не поможет в разрешении земельного спора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/5_88491_zemelniy-uchastok-kak-ob-ekt-chastnoy-sobstvennosti-yuridicheskogo-litsa.html

23. Право собственности на земельные участки.

Право собственности на землю в объективном смысле представляет собой институт земельного права, нормы которого регулируют статику земельных волевых отношений собственности как состояние принадлежности участков земли (ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ).

Право собственника на землю в субъективном смысле — это закрепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком

1. Владение — основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России.

Право владения в натуре (на местности) объективно проявляется лишь в возведении межевых линий и пограничных знаков, охраняемых законом, в возведении заборов, строений и сооружений, которые в случае неправомерного возведения подлежат сносу за счет виновных лиц.

2. Пользование — это допустимая законом возможность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Общее правило — рациональная организация земель, защита земель от процессов разрушения.

3. Распоряжение — это допустимая законом возможность определять юридическую судьбу этого объекта (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т.д.).

В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности: частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах; государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом; муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования; иные формы собственности — смешанные.

1. Право частной собственности граждан на земельные участки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с соблюдением обременении и иных условий, установленных законом (ст. 15 ЗК РФ).

Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации государственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица.

Помимо земельных участков, в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются законодательством РФ.

Земля гражданам в частную собственность может быть предоставлена как бесплатно, так и за плату.

2. Право частной собственности на землю юридических лиц. Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с собственностью граждан, относится к частной форме собственности

3. Право общей собственности на земельный участок. Общая собственность на землю является одним из видов частной собственности.

В общую совместную собственность могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных и иных хозяйственных обществ и товариществ, в том числе созданных на базе государственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных предприятий, а также земли общего пользования садоводческих товариществ, животноводческих, жилищных, дачных и гаражных кооперативов.

В отличие от долевой собственности, где замена выдела доли в натуре (на местности) денежной компенсацией без согласия выделяющегося собственника имеет место лишь как исключение, член крестьянского хозяйства может при выходе из него получить только денежную компенсацию стоимости части земельного участка и средств производства (ст. 258 ГК РФ).

При продаже земельной доли в праве общей собственности на земельный участок постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой земельной доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случаев продажи с аукциона. Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, и выдел из него земельной доли может быть осуществлен при условии предварительного определения земельной доли каждого из участников этой собственности.

4. Право государственной собственности на землю. Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муниципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (ч. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ).

Читайте так же:  Наступление права собственности на квартиру

Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.

Источник: http://studfile.net/preview/5368972/page:13/

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Право частной собственности на землю закреплено в Конституции РФ (ст. 36), согласно которой граждане и их объ­единения вправе иметь в частной собственности землю.

Право частной собственностина землю представляет со­бой одну из форм права собственности, при которой право­мочиями пользования, владения и распоряжения земельным участком обладают физические и юридические лица.

Объектом права частной собственности на землю всегда является индивидуально-определенный земельный участок, который в установленном порядке перешел к определенному субъекту и находится в его владении, пользовании и распоря­жении.

Собственностью граждан и ЮЛ (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и ЮЛ по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Граждане и ЮЛ имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и ЮЛ, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с ФЗ.

При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки:

1. за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация);

2. путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и ЮЛ, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися

1. на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и

2. на иных особо установленных территориях РФ.

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);

2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны:

· своевременно платить земельный налог,

· осуществлять мероприятия по охране земель,

· соблюдать требования градостроительных регламентов,

· своевременно приступать к использованию земельного участка,

· эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);

2. приобретательная давность;

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

· отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);

· прекращении деятельности юридического лица;

· смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);

· добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ) –только по решению суда;

2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);

3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);

4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);

5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);

6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;

7. национализации земель;

8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10986 —

| 7438 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/9_217564_chastnaya-sobstvennost-na-zemlyu.html

Право собственности на землю юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here