При нарушении права запрещается применять силу

Сегодня мы раскроем тему: "При нарушении права запрещается применять силу", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Статья 19. Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы

Статья 19 . Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц.

3. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия.

4. Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.

5. Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

6. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

Источник: http://base.garant.ru/70627294/95ef042b11da42ac166eeedeb998f688/

Статья 28.1. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ настоящий Закон дополнен статьей 28.1

Статья 28.1. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан:

1) предупредить о намерении их применения, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, если промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, иных лиц, осужденных или лиц, заключенных под стражу, может повлечь иные тяжкие последствия или если такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников уголовно-исполнительной системы, являющийся старшим подразделения (группы);

2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам, безотлагательное предоставление пострадавшим медицинской помощи и проведение необходимых мероприятий по фиксированию медицинскими работниками полученных указанными лицами телесных повреждений;

3) доложить непосредственному начальнику и начальнику учреждения уголовно-исполнительной системы в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия о каждом случае их применения.

В случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в отношении осужденных, лиц, заключенных под стражу, или иных лиц при конвоировании доклад начальнику караула осуществляется незамедлительно с последующим уведомлением в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента их применения начальника специального подразделения по конвоированию посредством телефонной, факсимильной или подвижной радиотелефонной связи.

Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы (специального подразделения по конвоированию) обеспечивает подготовку и направление прокурору материалов по факту применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Применение сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при наличии возможности фиксируется переносным видеорегистратором либо иными штатными аудиовизуальными средствами фиксации.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления.

О каждом случае причинения осужденному, лицу, заключенному под стражу, или иному лицу телесных повреждений либо наступления их смерти в результате применения сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия незамедлительно уведомляется прокурор с последующим направлением ему в течение 24 часов с момента их применения указанных в части третьей настоящей статьи материалов.

В составе подразделения (группы) сотрудник уголовно-исполнительной системы применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы), за исключением заведомо незаконных приказов и распоряжений.

Читайте так же:  Какую генеральную доверенность дает нотариус

Источник: http://base.garant.ru/1305321/faef3f9fb3287d3f9ec3b8f5d7386d86/

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12182530/94f5bf092e8d98af576ee351987de4f0/

Вопрос 3. Иск как способ защиты субъективного гражданского права в Древнем Риме

Вопрос 2. Самозащита субъективных гражданских прав в Древнем Риме

Римский народ подобно многим другим народам до образования государственного суда пережил эпоху частной расправы с нарушителями права. Каждый, считавший, что неправомерно нарушено его право, расправлялся с обидчиком собственными силами и силами своей семьи (саморасправа). По мере развития общества такая форма борьбы с нарушением прав стала нетерпимой.

Переход от частной саморасправы к государственному суду происходил постепенно; посредствующими этапами явились: система регламентации частной расправы путем установления определенного порядка применения насилия к обидчику, система выкупов (добровольных, а затем обязательных) и передача дела защиты прав органам государства. Однако в развитом Римском праве еще сохранились некоторыё следы первоначальной эпохи саморасправы.

Самозащита, т.е. самоуправное отражение насилия, угрожающего нарушением права, являлась дозволенной: Viт vi rереllеrе liсеt, «насилие дозволяется отражать силой» и, таким образом, предупреждать нарушение права. При нарушении права запрещается применять силу для его восстановления, другими словами самоуправно восстанавливать нарушенное право запрещалось (самопомощь допускалась за редкими исключениями, например, если непринятие немедленно необходимых мер могло привести к значительным потерям или если должник пытался сбежать от кредитора, кредитору дозволялось его догнать и силой заставить уплатить долг).

За недозволенное самоуправство применялись соответствующие санкции: по декрету Марка Аврелия кредитор, захвативший вещи должника для удовлетворения своего права требования, должен эти вещи вернуть; одновременно он утрачивает свое право требования. Другим законом (конца IV в. н.э.) устанавливалось, что лицо, насильственно захватившее свою вещь у фактического владельца, лишается права собственности на эту вещь и должно ее вернуть тому, у кого она находилась во владении, а если выяснится, что в действительности захватчик не имел на данную вещь права собственности, он должен был не только вернуть вещь, но и уплатить ее стоимость лицу, у которого вещь была захвачена.

В классическом Римском праве иск –– это предусмотренное эдиктом претора средство добиться в результате судебного процесса вынесения решения, соответствующего интересам заявителя иска.

Важнейшими видами исков являются вещный иск (actio in rem) и личный иск (actio in personam).

Для защиты права собственности иск предъявляется против любого третьего лица, которое будет нарушать право данного лица. Иск в этом случае называется actio in rem. Этот термин показывает, что отвечает по иску тот, у кого находится вещь, или вообще тот, кто посягает на эту вещь (по современной терминологии это называется абсолютной защитой).

Иск, именуемый actio in personam, предъявляется для защиты правоотношения личного характера между двумя или несколькими определенными лицами (по современной терминологии это относительная защита).

Различались иск строгого права (action stricti juris) и иск, построенный на принципе добросовестности (action). При рассмотрении исков строгого права судья связан буквой договора, из которого вытекает иск. При рассмотрении исков bonae fidei положение судьи свободнее. Он имеет право принимать во внимание возражения ответчика, основанные на требованиях справедливости, хотя в формулу иска и не была включена особая эксцепция.

Одним из средств для осуществления правотворчества без изменения буквы закона служил actio utilis, т.е. иск по аналогии. Иск с фикцией (actio ficticia) предъявлялся в тех случаях, когда претор признавал необходимым распространить предусмотренную законом защиту на какое-то новое, не предусмотренное в законе отношение, и предлагал (в формуле) судье допустить существование некоторых фактов, которых в действительности не было, и с помощью такой фикции подвести новое отношение под один из существующих исков.

Различались иски штрафные и иски об удовлетворении или о восстановлении нарушенного состояния имущественных прав (реиперсекуторные —actions rei persecutoriae). Специальную категорию составляли кондикции (condictione). Можно определить кондикции как иски, основанные на цивильном праве, в которых не указывалось, из какого основания они возникали (абстрактные иски).

Читайте так же:  Взыскание судебных расходов общая юрисдикция

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8618 —

| 7453 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/3_210690_vopros—isk-kak-sposob-zashchiti-sub-ektivnogo-grazhdanskogo-prava-v-drevnem-rime.html

Тема 2.4. Основания и порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1) В каких случаях сотрудник полиции не имеет права применять специальное средство «Палка специальная»:

1. для пресечения преступления или административного правонарушения;

2. для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

3. для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста;*

4. для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2) Сотрудник полиции не имеет права применить огнестрельное оружие для задержания лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем:

1. оружия и боеприпасов;

2. взрывчатых веществ, взрывных устройств;

3. ядовитых или радиоактивных веществ;

4. наркотических средств и психотропных веществ.*

3) В каких случаях сотрудник полиции имеет право применить специальные средства?

1. для задержания лица, застигнутого при совершении административного правонарушения;

2. для пресечения преступления или административного правонарушения;*

3. для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику Росгвардии;

4. для задержания лица, если это лицо может оказать сопротивление.

4) Применение водометов не осуществляется:

1. для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;*

2. для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

3. для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

4. для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

5) Огнестрельное оружие не применяется:

1. для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2. для освобождения насильственно удерживаемых в помещениях лиц;*

3. для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

4. для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан.

6) Сотруднику полиции не запрещено применять специальные средства:

1. в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц;

2. в отношении несовершеннолетних лиц, женщин с явными признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности;

3. для пресечения незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.*

7) Допускается ли нанесение человеку ударов специальным средством – палкой специальной в область ключицы?

1. только с разрешения старшего группы (наряда).

3. только по указанию дежурного по ОВД.

8) Имеет ли право сотрудник полиции применять специальные средства в отношении женщин?

2. имеет, кроме женщин с видимыми признаками беременности, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

3. имеет, кроме женщин с видимыми признаками беременности или явными признаками инвалидности, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции*

4. имеет, кроме женщин с явными признаками инвалидности, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

9) Имеют ли право сотрудники полиции применять специальные средства для пресечения попытки завладения транспортным средством полиции?

2. только с разрешения старшего группы (наряда).

4. только по указанию дежурного по ОВД.

10) Допускается ли нанесение человеку ударов специальным средством – палкой специальной по голове?

2. только с разрешения старшего группы (наряда).

5. только по указанию дежурного по ОВД.

11) Разрешено ли сотрудникам полиции применять специальные средства – специальные газовые средства для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения?

3. только с разрешения старшего группы (наряда).

4. только по указанию дежурного по ОВД.

Видео (кликните для воспроизведения).

12) Имеет ли право сотрудник полиции применить огнестрельное оружие для обезвреживания собаки, угрожающей здоровью граждан?

2. только с разрешения старшего группы (наряда).

3. только по указанию дежурного по ОВД.

13) Разрешено ли сотрудникам полиции применять специальные средства – специальные газовые средства для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требования сотрудника полиции об остановке?

1. только с разрешения старшего группы (наряда).

3. только по указанию дежурного по ОВД.

14) Установлены ли запреты на применение сотрудником полиции физической силы по кругу лиц?

1. ограничений по кругу лиц не установлено; *

2. запрещено в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику полиции;

3. запрещено в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних;

4. запрещено в отношении лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью.

15) В отношении какой категории лиц по общему правилу запрещено применять специальные средства?

1. ограничений по кругу лиц не установлено;

2. в отношении женщин;

3. в отношении лиц с явными признаками инвалидности; *

4. в отношении несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику полиции.

16) В отношении кого сотрудникам полиции запрещается применять специальные средства?

4. лиц в наркотическом или алкогольном опьянении;

5. иностранцев и лиц без гражданства.

Читайте так же:  Повышенная гражданско правовая ответственность

17) В каких случаях сотруднику полиции разрешено применять огнестрельное оружие без предупреждения?

1. когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции;

2. если промедление в применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудника полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;*

3. когда предупреждение является неуместным или невозможным;

4. когда может повлечь иные последствия.

18) В каком случае сотрудник полиции имеет право применять оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения?

1. если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции;

2. если управляющее лицо создает опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции;

3. если водитель отказывается выполнить требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

4. если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан.*

19) Что необходимо сделать сотруднику полиции в первую очередь в случае ранения человека из табельного оружия?

1. написать рапорт о факте применения табельного оружия;

2. оказать первую помощь раненому;*

3. сообщить родственникам пострадавшего о происшедшем.

4. сообщить о данном факте в дежурную часть ОВД;

5. вызвать скорую помощь.

20) Кто из ниже перечисленных лиц не входит в перечень тех, против кого запрещено применять огнестрельное оружие?

3. лица с явными признаками алкогольного либо наркотического опьянения;*

4. лица с явными признаками инвалидности;

5. все указанные варианты верны.

21) В статье 24 Федерального закона РФ «О полиции» говориться о том, что сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке:

1. возникли предусмотренные законом основания для его применения;

2. могут возникнуть основания для его применения;*

3. возникают основания для его применения;

4. в законе «О полиции» ничего об этом не говорится.

22) Кого обязан уведомить сотрудник полиции обо всех случаях причинения смерти или ранения правонарушителю?

3. начальника территориального ОВД;*

4. командира своего строевого подразделения.

23) В какой ситуации допускается применение огнестрельного оружия в отношении лиц, против которых по общему правилу запрещается его применение?

1. в случае совершения группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.*

2. в случае совершения указанными категориями лиц вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан или сотрудника полиции;

3. в случае пресечения незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций;

4. в случае совершения ими тяжкого преступления и пытающихся скрыться.

24) Имеет ли право сотрудник полиции применять физическую силу в отношении женщин?

3. да, в случае оказаниями ими вооруженного сопротивления;

4. с разрешения начальника территориального ОВД.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10755 —

| 8060 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/20_22509_tema—osnovaniya-i-poryadok-primeneniya-sotrudnikami-politsii-fizicheskoy-sili-spetsialnih-sredstv-i-ognestrelnogo-oruzhiya.html

При нарушении права запрещается применять силу

Рузаева Д. В. Проблема превышения полномочий сотрудниками полиции при применении физической силы, специальных средств и оружия // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 216-219

Исторически органы внутренних дел получили от государства исключительные полномочия по применению мер силового характера при обеспечении общественного порядка и безопасности, для выполнения предупредительных мероприятий, пресечения совершения правонарушений и преступлений, привлечению к ответственности и восстановлению нарушенных прав.

Деятельность полиции носит обеспечительный характер по отношению к действующим законам. Упущения в ее регламентации, приводят как к нарушению конституционных прав граждан, так и к возникновению социальной напряженности, а также к необеспечению «должного уровня правовой защищенности сотрудника полиции» [1, С. 67]. Основу нормативного регулирования в данной сфере составляет Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (далее ФЗ «О полиции»), где в ст. 18-23 были определены основания и порядок применения физической силы, специальных средств и оружия. При этом данные статьи не содержат четкого перечня критериев для определения границ дозволенного применения силового воздействия. Поэтому, спустя неполное десятилетие, сложилась неоднозначная практика применения сотрудниками полиции физической силы, оружия и специальных средств.

С одной стороны, часть сотрудников полиции отказывается от применения специальных средств и оружия в ситуациях, даже когда это необходимо для защиты самого сотрудника полиции и окружающих от посягательств со стороны третьих лиц. Так, по данным «Российской газеты», из-за неприменения оружия российские полицейские получают травмы или погибают в период с 2010 по 2019 гг. в 3 раза чаще, чем в период с 2000 по 2010 гг [2].

В 2014 году по причине участившихся случаев гибели сотрудников полиции при исполнении своих обязанностей или получения ранений, рабочая группа при комитете Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции подготовила поправки в ФЗ «О полиции», допускающие применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия в общественных местах. Авторы данной поправки отмечали, что: «…сотрудник полиции не может применить оружие, если это повлечет за собой гибель мирных граждан. Эта норма связывает сотрудника по рукам и ногам, потому что он лишен возможности применять оружие даже тогда, когда это необходимо…» [3]. На настоящее время предложенная поправка не была принята.

С другой стороны, участились случаи превышения сотрудниками полиции своих полномочий. Для этого можно выделить целый комплекс ситуаций: применение оружия для выбивания показаний, превышение пределов крайней необходимости, нанесение излишнего урона имуществу граждан, применение оружия для удовлетворения собственных интересов и т.д. По данным Следственного комитета России за период с 2010 — 2019 гг. случаи превышения полномочий российскими полицейскими возросли на 40% по сравнению с периодом 2000 — 2010 гг [4].

Читайте так же:  Капремонт в мкд возмещение ущерба

Проанализируем судебную практику с целью выявления критериев отграничения действий в рамках полномочий и действий, выходящих за рамки полномочий. Как правило, при определении законности действий сотрудников полиции используются следующие формулировки:

1) если в действиях сотрудников полиции превышения должностных полномочий при применении физической силы к истцу не установлено, то суд может указывать, что причиной применения физической силы и специальных средств стало «применение истцом насилия к сотруднику полиции и непосредственная угроза его здоровью» [5], также учитывались сложившаяся обстановка и агрессивное поведение истца. Обязательно приводятся объяснения самих сотрудников полиции по отдельным обстоятельствам произошедшего, например, что они не предупредили правонарушителя о своем намерении применить к нему физическую силу, так как он своими действиями создавал непосредственную угрозу здоровью окружающих (судебное решение Воркутинского городского суда Республики Коми № 2-550/2015 от 10.03.2015 г.).

2) суд в своем решении также может указать на исполнение сотрудниками своих должностных обязанностей, связанных с обеспечением правопорядка, пресечением противоправных действий, поэтому предпринятые ими действия, являются соответствующие требованиям ФЗ «О полиции». Свои действия сотрудники полиции в рапорте могут аргументировать тем, что «по-другому это сделать не получалось, так как Ш.С.В. [правонарушитель] оказывал активное сопротивление, был очень агрессивным» [6] (судебное решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 17 июля 2018 г. по делу № 1-152/2018).

3) если суд приходит к выводу о наличии превышения полномочий, он указывает на то, что происходит «существенное нарушение прав и законных интересов граждан, совершенное с применением оружия и специальных средств». Далее описываются действия сотрудника полиции: «Сенитар И. В. произвел один выстрел в воздух, а затем менее трех выстрелов и ранил потерпевшего» [7], — и степень полученного вреда здоровью (судебное решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 11 мая 2016 г. по делу № 1-27/2016).

Как можно заметить, строгих критериев оценки действий сотрудников полиции нет. Факт «превышения полномочий» в современном законодательстве России является оценочной категорией и отдается на усмотрение судьи. Российские юристы (А. В. Арапова, К. А. Волков) [9, 10] сделали вывод о том, что сотрудники полиции находятся в заведомо невыгодном положении по сравнению с преступниками и правонарушителями, потому что суд предпочитает принять сторону обвинения при решении вопроса о законности действий, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия. По их мнению, действующее законодательство и судебная практика ограничивают право сотрудника на необходимую оборону.

Несомненно, назревает необходимость обновления нормативно-правовой базы органов внутренних дел. Моделью для заимствования может служить опыт регулирования полномочий полиции в США, для которого характерно наличие детально прописанных процедур. Поскольку в США нет единого закона, регулирующего деятельность полицейских, основными актами являются приказы департаментов, например, приказ Полицейского Департамента города Сан-Франциско №5.01 от 21.12.2016 «Применение силы». В соответствии с ним основаниями применения огнестрельного оружия являются следующие ситуации: защита жизни сотрудника полиции и других лиц от посягательства на жизнь и причинение серьезных увечий; нейтрализация водителя транспортного средства и остановка самого транспортного средства, создающего своими действиями угрозу жизни и здоровью полицейского, не имеющего возможности избежать ее или другого лица; обезвреживание общественно опасного животного; подача сигнала о помощи при отсутствии других возможностей. Запрещается применять оружие из своего движущегося транспортного средства, в качестве предупреждения, в отношении человека, представляющего угрозу только себе самому.

Сравнивая полномочия сотрудников полиции в США и в России, можно сказать, что полицейские Сан-Франциско менее ограничены в применении специальных средств и оружия, в том числе благодаря наличию детально прописанных инструкций, благодаря чему полицейскому не приходится опасаться выхода за пределы своих полномочий [11, С. 125]. Например, после применения оружия в начале проверяется возможность повторной угрозы, затем оружие помещается в кобуру, потом оказывается медицинская помощь пострадавшим, только потом преступнику и докладывается о ситуации вышестоящему начальству в департаменте.

Другим предметом для заимствования выступает подход к обучению сотрудников полиции. Если к первоначальной подготовке в России подходят фундаментально, пытаясь за короткий срок дать обучающимся максимальное количество информации, в ущерб практике, то в зарубежных странах обучение узконаправленное и ориентировано в первую очередь на привитие практических навыков работы полицейского. В США также действует система жесткого отбора кандидатов с прохождением серии психологических тестов на одном из этапов отбора, затем следует обязательное обучение отобранных в полицейских Академиях. В России обучение стажеров происходит на практике, «в полевых условиях». В. О. Шелудько отмечает, что 40% сотрудников полиции не смогут воспроизвести положения ФЗ «О полиции», касающиеся применения силовых мер воздействия [12, С. 66].

Подытоживая проведенное исследование, можно назвать основные факторы, способствующие превышению сотрудниками полиции своих полномочий: незнание о порядке и правилах применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, действующими сотрудниками, психологическая перегрузка либо неподготовленность, намеренное превышение полномочий в собственных интересах, некачественная практическая подготовка к реальным действиям.

В качестве рекомендаций можно назвать: разработка четко прописанных процедур для различных ситуаций, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, чтобы сотрудник полиции имел «костяк» действий, на который можно опереться. Важную роль имеет кадровая политика, которая также требует пересмотра, в том числе создание системы психологического отбора кандидатов. Также стоит чаще проводить проверку навыков сотрудников полиции, более 1 раза в год.

Источник: http://sciff.ru/problema-prevyshenija-polnomochij-sotrudnikami-policii-pri-primenenii-fizicheskoj-sily-specialnyh-sredstv-i-oruzhija/

Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы

Извлечения из Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»

Читайте так же:  Порядок возмещения ущерба причиненного преступлением

Порядок создания и деятельности народных дружин

Статья 19. Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц.

3. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия.

4. Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.

5. Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

6. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

Источник: http://31.xn--b1aew.xn--p1ai/citizens/Algoritm_sozdanija_i_registracii_narodni/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4

Правовые последствия самозащиты трудовых прав

Самозащита трудовых прав является одним из способов защиты нарушенного права или законного интереса в сфере труда. В связи с чем ее использование имеет определенные законодательством правовые последствия.

Таким образом, способ (форма) самозащиты трудового права работником может быть признан незаконным полномочным государственным органом в силу прямого запрета на его использование, закрепленного в федеральном законе.

Признание судом используемого работником способа (формы) самозащиты незаконным исключает возможность его дальнейшего использования. Тогда как вынесение решения о его необоснованности не лишает возможности вновь использовать данный способ (форму) в ответ на другое нарушение трудовых прав работника работодателем.

Вторым обстоятельством, доказанность которого позволяет вынести решение о необоснованности используемого работником способа (формы) самозащиты трудовых прав, в ст. 14 ГК РФ названо превышение пределов, которые необходимы для пресечения допущенного работодателем нарушения его прав и законных интересов. Превышением пределов при использовании самозащиты трудовых прав следует признать продолжение использования способа (формы) самозащиты после восстановления работодателем нарушенного права, для защиты которого он был использован. Другие обстоятельства для признания необоснованным способа (формы) самозащиты работником своего права в законодательстве не предусмотрены. Следовательно, данный перечень необходимо признать исчерпывающим, так как его расширение на уровне усмотрения правоприменителей будет ухудшать положение работника в сравнении с законодательством, что запрещено в ст. ст. 8, 9 ТК РФ.

Использование работодателем самозащиты трудовых прав влечет возникновение у работника обязанности по устранению нарушения, ради которого работодатель применил данную форму восстановления нарушенного права. Однако работник также может обжаловать действия по самозащите трудовых прав, совершенные работодателем, в государственную инспекцию труда и (или) суд. При рассмотрении данного заявления названные государственные органы могут признать законной лишь форму (способ) защиты работодателем своего права, которая предусмотрена федеральным законом. Отсутствие этой формы (способа) в федеральном законе позволяет вынести решение о ее признании незаконной. Вынесение данного решения лишает работодателя права на законных основаниях повторить самозащиту трудовых прав способом, который признан противоречащим законодательству. Нарушение этого запрета является основанием для привлечения полномочных представителей работодателя к установленным законом мерам ответственности.

По заявлению работника действия работодателя по самозащите трудовых прав могут быть признаны необоснованными. Для признания их таковыми также следует применять обстоятельства, которые перечислены в ст. 14 ГК РФ. В связи с чем государственная инспекция труда и суд при рассмотрении заявления работника, обжалующего действия работодателя по самозащите трудовых прав, должны проверять соразмерность используемых им способов (форм) допущенному работником нарушению. Например, лишение работника премии в размере, который не может быть признан соответствующим понесенным работодателем убыткам в связи с совершенным работником нарушением, должно быть признано несоразмерным способом самозащиты.

Действия работодателя по самозащите трудовых прав не должны выходить за пределы, необходимые для устранения допущенного работником нарушения. В частности, работодатель не должен применять к работнику новые способы (формы) воздействия в ответ на нарушение, которое работником устранено. К примеру, при возмещении работником причиненного по его вине ущерба работодателю применение к нему других санкций должно рассматриваться как превышение пределов, необходимых для пресечения допущенного работником нарушения. Ведь в рассматриваемом случае работник устранил последствия нарушения, следовательно, оснований для его повторного пресечения не имеется.

В случае нарушения действующего законодательства при осуществлении самозащиты трудовых прав работники, работодатели в лице полномочных представителей могут быть привлечены к установленным законодательством мерам ответственности.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://hr-portal.ru/article/pravovye-posledstviya-samozashchity-trudovyh-prav

При нарушении права запрещается применять силу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here