Причины безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Сегодня мы раскроем тему: "Причины безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ в пункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Источник: http://base.garant.ru/12116087/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/

Статья 1. Основные понятия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 1. Основные понятия

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

Источник: http://base.garant.ru/12116087/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

С изменениями и дополнениями от:

13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Читайте так же:  Возражение на ходатайство о возмещении судебных расходов

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ


Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12116087/

Причины безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Библиографическая ссылка на статью:
Хибатова А.А. Анализ проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в научной литературе // Психология, социология и педагогика. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/06/8615 (дата обращения: 07.02.2019).

Практически все специалисты (социологи, педагоги, психологи, криминологи) одной из самой главной причин девиантного поведения несовершеннолетних называют семейное воспитание. Ученые, посвящающие свои работы темам подрастающего поколения, так или иначе, затрагивают вопросы семейного благополучия. Именно семья является главным институтом в процессе социализации человека, в котором формируются основные особенности характера, его будущие достоинства и пороки. Семья необходима для каждого человека, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями.

Читайте так же:  Кыргызстан патент на работу

В рамках психологии и педагогики, есть теория, которая утверждает, что если новорожденному до трех лет не уделять внимания, лишить ласки, любви заботы или лишить его контактного общения с родителями, то процесс развития личности имеет определенные отклонения, такой ребенок чаще всего не обладает социально значимыми качествами, такими как сострадание, жалость, привязанность.

В исследованиях, касающихся семьи, криминологи изучали ее дефекты, неблагополучие. Рассматривали семейное воспитание как носитель неблагополучных условий для личностного формирования, вследствие чего развивался, склонный к преступлениям подросток. Поэтому в своих трудах ученые особое внимание уделяли проблемам семейного взаимоотношения, кризисам семьи. Они внесли неоценимый вклад в изучении данных проблем.

Стоит отметить, что неблагополучное влияние семьи сказывается в будущем молодого человека, через много лет. Это подтверждают работы А.Б. Сахарова и Г.М. Миньковского, в которых имеется четко систематизированный материал, характеризующий уровень семейного неблагополучия и его влияние на социализацию подростков.

Ученые предлагали определить особенности семьи, влияющие на развитие ребенка: а) условия быта; б) доход семьи; в) состав семьи; г) ценности и ориентиры, разделяющее в семье; г) формы семейного воспитания. Каждая составляющая из перечисленных особенностей носит информационное представление о степени неблагополучия семьи. Установки нравственного характера определяют отношения между родителями и детьми прежде всего определяют. Плохим примером являются взаимоотношениями между поколениями, когда ребенок чувствую себя «чужим», никому не нужным в своей семье, особенно когда он чувствует враждебное отношение к нему.

Один из исследователей Ю.М. Антонян. привел очень ценные данные. Он утверждает, что преступная личность развивается в определенных социальных, психологических условиях, когда родители на эмоциональном уровне принимают его или отвергают от себя.

В своих трудах по изучению поведенческого характера преступников, Ю.М. Антонян пишет об исследуемых, которые утверждали, что испытывали недостаток любви и тепла с стороны родителей.

Напрямую с вопросами по неблагополучию семей тесно взаимосвязана проблема безнадзорности подрастающего поколения. Понятие «безнадзорность» следует использовать как условное, имеющий инструментальный характер. Данное определение используется тогда, когда несовершеннолетние находятся в условиях ненадлежащего и негативного социального влияния со стороны окружающего мира во всех случаях, когда у ребенка есть законные родители или их нет (включая детей – сирот, беспризорность и т.д.). Известный специалист в области проблем детства С.Н. Рябухин отмечает: «Среди наиболее остро стоящих вопросов российского общества – беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних»». Стоит подчеркнуть, что в настоящий момент цифра, указывающая на количество безнадзорных и беспризорных детей условная, так как нет точных сведений. Однако сотрудники правоохранительные учреждений отмечают число от 20 до 45 тысяч детей в каждом большом городе. Это весьма внушительная цифра.

Каждый год число исков о лишении родительских прав становится все больше. Увеличилось количество родителей, ограниченных в правах в отношении своих детей. Дети, родителей которых лишили права опеки над детьми, часто продолжительное время находятся в крайне неблагоприятных для ребенка условиях, так как проблемы по их определению в детские учреждения, которыми занимаются соответствующие органы решаются очень долго. Лишившись опеки и контроля со стороны родителей, такие подростки склоняются к бродяжничеству, в последующем, став потерпевшими в делах по насилию и совершению преступлению, рискуя вступить в криминальную группировку.

Проблемой схожего характера является рост сирот в лице несовершеннолетних.

Характер массовых явлений приобретают следующие социальные тенденции: рост попрошайничества со стороны детей, нищенство, увеличение числа безнадзорных несовершеннолетних. Число преступлений в отношении детей также неукоснительно растет, участились случаи торговли несовершеннолетними детьми, все чаще в уголовные дела попадают преступления сексуального характера в отношении детей.

Труды ученых (В.Ф.Кондратишко, П.И.Люблинский, В.И.Свидерский) посвящены изучению безнадзорности как результат определенного социального состояния.

Известный ученый Ж.М. Глозмандает следующее определение понятию «безнадзорность», он считает, что безнадзорные дети появляются в результате отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо опекунов. Данное явление является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и является причиной таких последствий, как прогулы учебных дней, бродяжничество, распитие алкогольных напитков и употребление наркотиков, правонарушения, девиантное поведение .

Немного иначе трактуют данное понятие в словаре по социальной работе. Так к безнадзорным несовершеннолетним относят детей, которые по той или иной причине не имеют должного внимания и воспитания со стороны родителей.

Безнадзорности с одной стороны, может стать отклонением по ряду причин, а с другой стороны отправной точкой при переходе несовершеннолетнего в категорию беспризорных.

Дать определение «беспризорности», помогут работы известных исследователей и практиков, посвящающих работы данной проблеме.

Наш соотечественник, П.И. Люблинский считал данное проявление как «аномальное социальное состояние малолетнего…». В своих трудах ученый отмечал: «Беспризорность есть состояние, определяющее характер ребенка, а ту социальную среду, в которой он растет и воспитывается».

Следует отметить, что после того как ребенок переходит в состояние беспризорного, это не означает прекращение семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, обязаны выполнятся.

Труды некоторых ученых (Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, М.С. Крутер, В.Д. Ермаков и др.) доказывают прямую зависимость между безнадзорностью несовершеннолетних и правонарушениями. Г.И. Забрянский выявил коэффициент корреляции между безнадзорностью несовершеннолетних и криминальной пораженностью последних, который равняется 0,76. Безусловно это очень высокий показатель. Из всех сирот, 10% из них стали таковыми вследствие смерти или инвалидности родителей, другие 80% –это дети, воспитывающиеся в детских учреждениях при живых матерях и отцах. Примерно 3 миллиона несовершеннолетних – это безнадзорные: дети, воспитывающиеся на улицах. Речь идет о несовершеннолетних, которые большую часть времени или даже все время проводятвне дома, даже живут там, в какой – то степени уличная жизнь оказывает основополагающее влияние на ребенка. Иначе говоря: беспризорность – это сложившийся определенный уличный образ жизни ребенка. Воспитанники уличной среды в будущем чаще всего становятся правонарушителями или преступниками, носителями опасной «социальной инфекции», которые будут притягивать к себе все большее число детей, которые уже будут не способны стать достойными гражданами нашего общества

Читайте так же:  Ненадлежащий истец по делу

За рубежом свои труды посвященным выявлению факторов и причин, которые способствуют отклоняющемуся поведению и совершению правонарушений детей, посвящали Э. Кречмер и Э. Дюркгейм. Ученые отмечали, что условия окружающей среды ребенка играют определяющую роль в формировании отклоняющихся особенностей ребенка.

Также данной точки зрения придерживались Э. Торндайк и Б. Скиннер, полагая, социальная среда ребенка является первоосновой для проявления индивидуальных особенностей развивающейся личности ребенка. В то же время Ст. Холл отмечал роль природных задатков ребенка, он утверждал, о том, что дано от природы с рождения изменить невозможно, но можно только вносить корректировки.

С точки зрения Ж. Пиаже и Дж Брунер, человек с детства проявляет исследовательскую натуру, он сам познает окружающий его мир, а главной задачей родителей и педагога является подтолкнуть его для изучения позитивных составляющих мира.

Известные ученые С. Беккер и А. Коэн утверждали, что огромное влияние в развитии различных проявлений асоциального поведения оказывают влияния микросреды, а также криминальная субкультура, если культура общества претерпевает значительный кризис. Э. Уилсон акцентировал внимание на биологических, генетических и социальных составляющих. Они влияют на развитие ребенка, педагогически запущенного подростка. Э. Уилсон отмечал, что отклонения, проявляющиеся в поведении несовершеннолетнего нельзя устранить, однако изучив их форму, причины, можно их скорректировать.

Автор многих исследований С.А. Беличева пишет, что “правонарушение – это так называемый поступок, имеющий некоторое отступление от норм, правил, так сказать имеет последствия мягкого характера и другие асоциальные проявления, не приносящие значительный ущерб обществу, государству, в то же время подросток еще не стал преступником, однако стоит на черте”. Иначе определяет понятие “правонарушение” В.И. Курбатов, придавая поступку противоправный и общественный характер. Он утверждает, что правонарушение – это “виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность”, и разделяет их на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Понятие «преступление» он отмечает как виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), за которое несовершеннолетний несет ответственность. Если же брать во внимание проступок, то он отличается от преступления меньшей степенью общественной опасности.

Такой же точки зрения, придерживаются в своих работах М.А. Галагузова. Правонарушения несовершеннолетних она рассматривает как “повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижение ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность”.

Рассматривая специфику характерных качеств правонарушителей, не достигших 18 лет, можно отметить, что они являются особенностями подросткового возраста, которые сопровождаются биологическими психологическими и возрастными изменениями. Подростковый возраст характеризуется новыми увлечениями, помимо школьного обучения, имеет некую самостоятельность, на ряду с которыми выступает бурная гормональная перестройка. Все эти факторы делает личность несовершеннолетнего наиболее уязвимым ко всем отрицательным явлениям окружающей среды. Однако не всегда особенности подросткового возраста являются обязательным условием нарушения законов. Как пишет А.И.Миллер, “специфические особенности подросткового возраста создают лишь повышенную возможность для возникновения трудновоспитуемости, как начального этапа в генезисе противоправного поведения несовершеннолетних, поскольку этот возраст воздает совокупность условий, наиболее благоприятствующих, как внешним негативным воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних генетических задатков, предрасположений индивида, которые до этого находились в скрытом состоянии”. Из вышеизложенного следует, что для воспитания подростка основной упор стоит делать на условия воспитания.

В настоящее время перед государством и обществом проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних стали чрезвычайно актуальны. Многие учёные провели исследования различных социально-педагогических и психологических аспектов профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Большое внимание исследователей уделяется к проблеме профилактики детско-подростковых девиаций. Большой вклад в решение этой проблемы внесли исследования о личностно-ориентированном воспитании и обучении ( Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.) , особенностях воспитания детей с девиантным поведением (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Ю.В. Гербеев) , социально-педагогической поддержке детей (Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга) и др. Стоит отметить, что эти исследователи рассматривали лишь отдельные фрагменты комплексной проблемы профилактики подростковой безнадзорности и правонарушений в условиях современной России.

Социальная педагогика, психология, социология продолжает интенсивный теоретический, исследовательский, а также научно-практический поиск новых форм и технологий в воспитательной деятельности, работает над созданием эффективных технологий социально-педагогической деятельности, нацеленных на успешную социализацию и социальную адаптацию несовершеннолетних.

Источник: http://psychology.snauka.ru/2018/06/8615

14. Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав представляет собой, деятельность федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов федерации, органов местного самоуправления, входящих в данную систему профилактики, которая направлена на максимальное обеспечение справедливости и защиты интересов несовершеннолетних, создание благоприятных условий для их полного включения в социально-экономическую и культурную жизнь общества, предупреждение и пресечение безнадзорности и правонарушений с их стороны.

При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

· предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

Читайте так же:  Мпгу перевод из другого вуза

· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

· социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

· выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима,

9) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия и др.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах: законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства:

заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; приговор, определение или постановление суда; постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

1) обеспечивают защиту от физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

3) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и др.

Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания

1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних.

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь.

3) принимают участие в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность

1) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

2) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях

3) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних и др.

Органы внутренних дел, органы опеки и попечительства проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних.

Сначала о социальном воспитании вообще. Если в вопросе говорится осоциальном воспитании, надо вставить в ответ этот отрывок. Понятие «социальное воспитание» появилось на перепутье 19 и 20 века. В этом понятии воспитание рассматривается с точки зрения того, как влияет социум на воспитание. Сегодня оно употребляется для характеристики воспитания разных эпох, отличающихся друг от друга общественными и межличностными отношениями. То есть общественные отношения средних веков, эпохи Просвещения, 19 века, 20 века различаются. Соответственно, различается влияние общества на воспитание по целям, по содержанию и методам воспитания.

15.Основные тенденции благотворения и социального воспитания в Древней Руси. Социальная и педагогическая составляющая милосердной практики.

Эпоха средних веков охватывает время от крещения Руси в 10 веке до 18 столетия. Главная структура, организующая практику помощи нуждающимся людям, – церковь. Благотворение. Церковь опирается на религиозное учение, согласно которому, чтобы заслужить райскую жизнь после смерти, надо нравственно вести себя на земле. Нравственность выражается в молитве и ДОБРЫХ ДЕЛАХ. Доброе дело – каждодневная милостыня человеку, протянувшему руку за помощью.

Читайте так же:  Настоящее письмо является досудебной претензией

Социальная составляющая милосердия. Поскольку каждый человек должен был творить милостыню, в обществе появилась новая «сетка» отношений: индивидуальных (подача милостыни), но безличных (дающий и принимающий не знают друг друга).

Педагогическая составляющая милосердия. Церковь называла эту практику «учительной», то есть приучающей к добрым делам. Позже в 19 веке ученые писали, что «река милостыни» приучила русского человека к братолюбию, милосердию, добродеянию, состраданию. Так милостыня воспринималась вплоть до 20 века.

Однако в более позднее время милостыня стала профессиональной. Поэтому она перестала учить добродеянию, то есть утратила свои учительные свойства, Ближе к 16 веку количество нищих было так велико, что они составили угрозу обществу. То есть изменилась социальная составляющая милостыни. Поэтому против нее стали активно бороться государи, которым требовались рабочие руки.

Социальное воспитание. Социальное воспитание эпохи средних веков – это воспитание религиозное по целям, содержанию и методам. Оно «вписано» в религиозный контекст жизни. Отклонения от религиозного воспитания осуждаются и сурово наказываются. Церковь учила, что ребенка надо воспитывать «яко послушника». Это значит, что ребенок не может уклоняться от молитвы, что он должен приучаться к творению милостыни, что он должен во всем подчиняться родителям. Детство было коротким, смысл социального воспитания заключался в том, чтобы как можно раньше подготовить ребенка к взрослой жизни. Поэтому в 7-8 лет ребенок считался взрослым. В своей воспитательной деятельности церковь опирается на семью. Жизнь семьи строится так, как она описана средневековым священником Сильвестром в Домострое. Некоторые авторы употребляют термины «евангелическое воспитание» — это теплое воспитании и «ветхозаветное» воспитание – суровое, связанное с наказаниями за проступки.

Источник: http://studfile.net/preview/1765204/page:12/

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

— в РФ система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Законодательство РФ, регулирующее деятельность по П.б. и п.н., основывается на Конституции РФ, общепризнанных нормах международного права и состоит из ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»**, др. федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и нормативных правовых актов субъектов РФ.

Основными задачами деятельности по П.б. и п.н. являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В систему П.б. и п.н. входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В указанных органах в порядке, установленном законодательством, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по П.б. и п.н. Участие в деятельности по П.б. и п.н. других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством РФ и (или) ее субъектов.

Органы и учреждения системы П.б. и п.н. проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в других словарях:

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — в РФ система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых… … Энциклопедия права

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в… … Официальная терминология

ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в… … Юридическая энциклопедия

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — Система социальных, правовых, педагогических и иных мер, включая индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, направленных на выявление и устранение причин, следствием которых … Справочник технического переводчика

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — 2.1.13 профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Система социальных, правовых, педагогических и иных мер, включая индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ — – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, направленных на выявление и устранение … Терминологический ювенологический словарь

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОФИЛАКТИКА — ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ … Юридическая энциклопедия

БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРОФИЛАКТИКА — ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ … Юридическая энциклопедия

Видео (кликните для воспроизведения).

профилактика — 2.2.4 профилактика: Текущие действия, предпринимаемые для сохранения в полной мере условий надлежащего технического обслуживания установленного оборудования. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Профилактика преступности — Украинские милиционеры поддерживают порядок во время футбольного матча; присутствие представителей власти на массовых мероприятиях позволяет не только пресекать уже начавшиеся нарушения закона, но и побуждает граждан не нарушать закон.… … Википедия


Источник: http://jurisprudence.academic.ru/10334/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%85
Причины безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here