Процесс судебно психологической экспертизы

Сегодня мы раскроем тему: "Процесс судебно психологической экспертизы", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве

Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения

Этапы развития института судебно-психологической экспертизы в России.

Первая попытка привлечения психологических знаний в суде была предпринята в 1883 г. при рассмотрении уголовного дела об изнасиловании. Предметом исследований явилось психическое состояние потерпевшей, не сумевшей оказать должного сопротивления насильнику и в последующем на этой почве покончившей жизнь самоубийством. Подобного рода исследования, названные А. Ф. Кони «экспертизой чувств и впечатлений», вызвали неоднозначное к ним отношение. Сам А. Ф. Кони, хотя и не мог не признать эту экспертизу весьма интересной, отнесся к ней скептически ввиду ее субъективного характера, низкого научного уровня, что, естественно, определялось общим уровнем развития психологической науки в то время1. Тем не менее стремление использовать психологические знания в судопроизводстве не оставляло многих юристов.

Одним из активных сторонников внедрения психологических знаний в уголовный процесс был известный русский юрист Л. Е. Владимиров, который предлагал проводить в суде психологические исследования для выяснения психического состояния подсудимого «ввиду отсутствия во время совершения преступления достаточного мотива», определения «силы аффекта, под действием которого находился подсудимый», в случаях, когда «замечались признаки, указывающие на уменьшенную вменяемость»‘.

В 1929 г. выходит монография А. Е. Брусиловского, посвященная судебно-психологической экспертизе. В ней намечались основные направления использования психологических знаний при расследовании уголовных дел, в которых обвинение «строилось на показаниях малолетних свидетелей», при расследовании железнодорожных катастроф, убийств, самоубийств и некоторых других преступлений. В это же время В. А. Внуковым, Я. М. Канторовичем, А. С. Тагером проводились исследования в области практического применения психологических знаний в уголовном судопроизводстве. Интересными, многообещающими были эксперименты А. Р. Лурии, направленные на выявление «психических следов» преступления, разработку методики психологической диагностики возможной причастности к совершенному преступлению заподозренных в нем лиц.

Наряду с этим высказывались и довольно расплывчатые суждения, например о медико-психологическом обследовании подозреваемых, определении правдивости их показаний в целях решения вопроса о том, не относятся ли они но своим психологическим особенностям к числу возможных преступников.

К сожалению, в последующие годы возобладала точка зрения о недопустимости вообще какой бы то ни было судебно-психологической экспертизы, поскольку она якобы умаляет роль суда, подменяет «судейское убеждение произволом, который лишь завуалирован квазинаучным облачением»1. Некоторые авторы доходили даже до абсурдных утверждений, будто с помощью СПЭ «протаскиваются» в уголовный процесс «фашистско-неоломброзианские идеи».

Тем не менее разумный взгляд на использование СПЭ в уголовном судопроизводстве, в первую очередь по делам о несовершеннолетних, возобладал. На рубеже 1960-х гг. гонения на нес постепенно прекратились. Ведущие ученые-юристы страны (А. В. Дулов, Г. М. Миньковский, М. М. Коченов, А. Р. Ратинов, Л. И. Рогачевский, Я. М. Яковлев и др.) начали активную исследовательскую деятельность, нацеленную на создание теоретического фундамента СПЭ и внедрение практических рекомендаций по ее использованию в уголовном судопроизводстве2. В эти же годы были проведены первые экспертные психологические исследования по конкретным уголовным делам.

В 1964 г. судебная психология в качестве обязательной учебной дисциплины вводится во всех юридических вузах страны. Этот факт оказал еще более положительное влияние на разработку проблем судебно-психологической экспертизы.

В 1978 г. в Прокуратуре СССР совместно с представителями Верховного Суда СССР, РСФСР, учеными-юристами, психологами состоялось совещание, посвященное использованию судебно-психологической экспертизы в уголовном судопроизводстве, на котором было принято решение о дальнейшем расширении исследований в области СПЭ. В институте прокуратуры в секторе психологических проблем борьбы с преступностью (проф. А. Р. Ратинов) была создана экспертная группа (руководитель М. М. Коченов), на которую возлагалась разработка и координация научно-исследовательских работ в области СПЭ в сфере уголовного судопроизводства.

В этой связи особо следует отметить огромный вклад, который внес М. М. Коченов в научную разработку проблем СПЭ, создание и апробацию на практике методических рекомендаций, успешно применяемых в настоящее время в борьбе с преступностью1. Научные идеи, исследования М. М. Коченова в области использования достижений современной психологической науки в законотворческой, правоприменительной деятельности лежат в основе многих работ ученых, продолживших его дело.

В 1980 г. во все органы прокуратуры страны было разослано методическое письмо Генеральной прокуратуры СССР, подготовленное М. М. Коченовым. Оно было посвящено использованию возможностей СПЭ при расследовании преступлений и, с одной стороны, явилось своеобразным итогом проделанной исследователем работы, а с другой — открыло еще больший простор для использования психологических знаний при расследовании преступлений2. Крайне важным событием, повлиявшим на дальнейшее развитие института СПЭ, явилось принятие в 1996 г. нового УК. Однако до привлечения СПЭ в гражданское и тем более в административное судопроизводство дело еще не доходило.

Методологические основы судебно-психологической экспертизы.

Методологическую основу СПЭ составляют общепсихологические научные принципы: развития психики человека в единстве его сознания и деятельности, детерминизма, системности. Наряду с ними на формирование методологии СПЭ оказывают влияние и принципы, теоретические положения правовой науки, теории доказательств, принципы законности, объективности, гуманного отношения к личности участников судопроизводства и т.д.

Методика проведения судебно-психологической экспертизы предполагает широкий выбор различных методов:

Читайте так же:  Жалоба на учителя в рано

Доктор психологических наук М. М. Коченов (1935-1999)

  • — изучение материалов дела и других документов, имеющих к нему отношение;
  • — ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) происшедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагностических признаков последнего (М. М. Коченов, О. Д. Ситковская);
  • — знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;
  • — беседа с подэкспертным лицом и другими участниками процесса;
  • — экспериментальное психодиагностическое исследование подэкспертного с применением различных методов психодиагностики.

Предмет судебно-психологической экспертизы.

Основная задача СПЭ сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического характера но уголовным делам; делам об административных правонарушениях; вопросов, являющихся составным элементом гражданско-правовых споров. Исходя из этого, можно дать следующее определение предмета СПЭ.

Основания назначения и проведения судебно-психологической экспертизы. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации являются Конституция РФ (прежде всего ст. 21, 22), указанный Закон, УПК (ст. 195-207,283), ГПК (ст. 79-80,82-87), КоАП (ст. 26.4), другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы. Данное положение, безусловно, полностью относится и к судебно-психологической (комплексной судебной психолого-психиатрической) экспертизе.

По конкретному же делу — неважно к какой сфере правоотношений оно относится — основаниями производства любой экспертизы, в том числе, разумеется, и СПЭ, в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о судебно-экспертной деятельности являются определение суда, постановление судьи, лица, производящего дознание, следователя, вынесенные в соответствии с теми или иными нормами права. Так, при расследовании, рассмотрении уголовных дел — это ст. 195, 283 УПК, при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде — ст. 79 ГПК, при административном расследовании правонарушений — ст. 26.4 КоАП.

Поводы назначения судебно-психологической экспертизы. Поводами назначения СПЭ могут быть любые фактические обстоятельства, требующие соответствующего психологического анализа. Поводом назначения СПЭ также могут послужить и какие-либо сомнения, возникшие у следователя, судьи относительно психологических особенностей поведения тех или иных участников уголовного, гражданского или административного судопроизводства, причин психологического характера их действий, психологического содержания их мотивационной сферы, волеизъявления и т.п. Кроме того, нужно иметь в виду, что в некоторые статьи УК введены такие понятия и категории из области психологии, как «психофизиологические качества» лица, причинившего вред в «экстремальных условиях»; «нервно-психические перегрузки» (ст. 28), «обоснованный риск» (ст. 61), аффект (ст. 107, 113), психические страдания (ст. 117), беспомощное состояние потерпевшей (ст. 131) и т.д. Установленные в ходе допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемых отдельные признаки упомянутых выше явлений, повлиявшие на поведение этих лиц, также могут рассматриваться в качестве повода для назначения СПЭ.

Например, при оценке поведения обвиняемого в убийстве в качестве такого повода могут быть отдельные признаки его необычного поведения (повышенная эмоциональная возбудимость, внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы, речи и т.п.). По делам об изнасиловании поводами для назначения СПЭ обычно служат признаки поведения потерпевшей в момент нападения на нее, свидетельствующие о ее психической беспомощности (не звала на помощь, не оказывала активного сопротивления, хотя физически могла бы это сделать, и т.д.). При расследовании происшествий, связанных с управлением различными техническими устройствами, в качестве поводов для назначения СПЭ могут послужить некоторые индивидуально-психологические особенности личности, психофизиологические качества оператора, не соответствующие требованиям его профессии, должностным обязанностям; отдельные поведенческие признаки, свидетельствующие о том, что он, оказавшись в условиях воздействия нервно-психических перегрузок, значительно превосходящих порог его стрессоустойчивости, проявил свою профессиональную непригодность и совершил правонарушение, подпадающее под действие УК либо КоАП.

По уголовным делам о совершении преступлений несовершеннолетними поводами для назначения СПЭ обычно служат признаки их отставания в психическом развитии; кажущиеся безмотивность, немотивированная жестокость, избыточная демонстративность поведения; признаки педагогической запущенности и т.д. Поводами для назначения СПЭ также могут служить сомнения следователя (суда) относительно способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, давать о них показания.

Как и при расследовании преступлений, помощь экспертов-психологов может потребоваться и при разрешении гражданско-правовых споров. Поводами для ее назначения в этих случаях также могут стать любые фактические данные, имеющие отношение к психологическим аспектам поведения одной из конфликтующих сторон.

Например, при рассмотрении судом искового заявления о признании недействительности сделки поводами для назначения СПЭ могут быть определенные поведенческие признаки истца (ответчика), необычное состояние его психики в момент заключения договора, свидетельствующие о том, что он находился под воздействием сильного эмоционального стресса, оказавшего негативное влияние на его познавательные, прогностические способности, волеизъявление, в том числе и на способность понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК).

Иногда сам характер спора, например о том, с кем из родителей после расторжения брака будет находиться ребенок, может послужить поводом для назначения СПЭ с привлечением для ее проведения специалистов в области детской психологии.

При разрешении вопросов, связанных с возмещением гражданину морального вреда (ст. 151 ГК), поскольку суд должен установить, что именно подтверждает факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, в качестве повода для назначения экспертизы могут явиться признаки сильных эмоциональных переживаний, психической травмы, о которых свидетельствует сам гражданин или его близкие, иные лица, наблюдавшие за ним после причиненного ему вреда, и т.д.

Читайте так же:  Возмещение ущерба в результате дтп судебная практика

Источник: http://studme.org/163308265371/psihologiya/sudebno-psihologicheskaya_ekspertiza_sudoproizvodstve

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В результате изучения гл. 8 студенты должны:

  • • историю становления института судебно-психологической экспертизы (СПЭ);
  • • основания и поводы назначения СПЭ;
  • • предмет, задачи, содержание и пределы компетенций СПЭ в уголовном и гражданском процессах;

• формулировать вопросы, давать экспертные задания специалистам в области психологии при назначении СПЭ в ходе предварительного расследования преступлений, гражданско-правовых споров в суде;

первоначальными навыками оценки результатов проводимых экспертных исследований как одного из видов доказательств в уголовном, гражданском процессе.

Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения; краткий исторический обзор становления СПЭ в российском судопроизводстве

Развитие института судебно-психологической экспертизы в России.

Первая попытка привлечения психологических знаний в российском судопроизводстве была предпринята в 1883 г. при рассмотрении уголовного дела об изнасиловании. Предметом исследования явилось психическое состояние потерпевшей, не сумевшей оказать должного сопротивления насильнику и на этой почве покончившей жизнь самоубийством. Подобного рода исследования, названные

А. Ф. Кони «экспертизой чувств и впечатлений», вызвали неоднозначное к ним отношение. Сам А. Ф. Кони, хотя и не мог не признать эту экспертизу весьма интересной, но отнесся к ней достаточно скептически [1] . Тем не менее стремление использовать психологические знания в судопроизводстве не оставляло многих юристов.

Одним из активных сторонников внедрения психологических знаний в уголовный процесс в те годы был известный судебный деятель Л. Е. Владимиров, который предлагал проводить в суде психологические исследования для выяснения психического состояния подсудимого «ввиду отсутствия во время совершения преступления достаточного мотива», для определения «силы аффекта, под действием которого находился подсудимый», в случаях, когда «замечались признаки, указывающие на уменьшенную вменяемость» [2] .

В 1929 г. выходит монография А. Е. Брусиловского, специально посвященная судебно-психологической экспертизе. В ней намечались основные направления использования психологических знаний при рассмотрении в суде уголовных дел, в которых обвинение «строилось на показаниях малолетних свидетелей», при расследовании железнодорожных катастроф, убийств, самоубийств и некоторых других преступлений [3] . В эти же годы В. А. Внуковым, Я. М. Канторовичем, А. С. Таге- ром проводились исследования в области практического применения психологических знаний в уголовном судопроизводстве. Интересными, многообещающими были эксперименты А. Р. Лурии, направленные на выявление «психических следов» преступления, разработку методики психологической диагностики возможной причастности к совершенному преступлению заподозренных в нем лиц [4] .

Наряду с этим высказывались и довольно расплывчатые суждения, например о медико-психологическом обследовании подозреваемых, определении правдивости их показаний в целях решения вопроса о том, не относятся ли они по своим психологическим особенностям к числу возможных преступников.

К сожалению, в последующие годы возобладала точка зрения о недопустимости вообще какой бы то ни было судебно-психологической экспертизы, поскольку она якобы умаляет роль суда, подменяет «судейское убеждение произволом, который лишь завуалирован квазинаучным облачением» [5] . Некоторые авторы доходили до абсурдных идеологизированных утверждений, будто с помощью СПЭ «протаскиваются» в уголовный процесс «фашистско-неоломброзианские идеи» [6] .

Тем не менее разумный взгляд на возможность использования СПЭ в уголовном судопроизводстве, в первую очередь по делам о несовершеннолетних, возобладал. На рубеже 1960-х гг. гонения на нее постепенно прекратились. Ведущие ученые-юристы страны (А. В. Дулов, Г. М. Миньковский, М. М. Коченов, А. Р. Ратинов, Л. И. Рогачевский, Я. М. Яковлев и др.) начали активную исследовательскую деятельность, нацеленную на создание теоретического фундамента СПЭ и внедрение практических рекомендаций по ее использованию в уголовном судопроизводстве [7] . В эти же годы были проведены первые экспертные психологические исследования по конкретным уголовным делам.

В 1964 г. судебная психология была введена в качестве обязательной учебной дисциплины в учебный процесс во всех юридических вузах страны, что оказало еще более положительное влияние на разработку проблем судебно-психологической экспертизы.

В 1978 г. в Прокуратуре СССР совместно с представителями Верховного Суда СССР, РСФСР, учеными-юристами, психологами состоялось совещание, посвященное использованию судебно-психологической экспертизы в уголовном судопроизводстве, на котором было принято решение о дальнейшем расширении исследований в области СПЭ и внедрении ее достижений в практику борьбы с преступностью. В институте прокуратуры в секторе психологических проблем борьбы с преступностью (проф. А. Р. Ратинов) была создана экспертная группа (руководитель М. М. Коченов), на которую возлагалась разработка и координация научно-исследовательских работ в области СПЭ в сфере уголовного судопроизводства.

психологических наук М. М. Коченов

В связи с этим особо следует отметить огромный вклад, который внес М. М. Коченов в научную разработку проблем СПЭ, создание и апробацию на практике методических рекомендаций, успешно применяемых и до настоящего времени в борьбе с преступностью [8] . Научные идеи, исследования М. М. Коченова в области использования достижений современной психологической науки в законотворческой, правоприменительной деятельности лежат в основе многих работ ученых, продолживших его дело.

В 1980 г. во все органы прокуратуры страны было разослано методическое письмо Прокуратуры Союза ССР, подготовленное М. М. Кочено- вым. Оно было посвящено возможностям СПЭ при расследовании преступлений и явилось своеобразным итогом проделанной исследователем работы и открыло еще больший простор для использования психологических знаний при расследовании преступлений [9] . Крайне важным событием, повлиявшим на дальнейшее развитие института СПЭ, стало принятие в 1996 г. нового УК, «расширившим использование понятий и терминов, относящихся к сфере психологии», в котором в большой мере был усилен «личностный подход в уголовно-правовой борьбе с преступностью» [10] . Однако до привлечения СПЭ в гражданское и тем более в административное судопроизводство дело тогда еще не доходило.

Читайте так же:  Нарушение прав педагога

Источник: http://studme.org/173747/psihologiya/sudebno_psihologicheskaya_ekspertiza_sudoproizvodstve

Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.

Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом — экспертом на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем или судом будет являться доказательством по уголовному делу.

Предметом судебно-психологической экспертизы является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.

Объектом судебно-психологической экспертизы является психическая деятельность здорового человека.

В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля).

К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

— установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий, руководить ими;

— установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

— установление способности потерпевших по делам об изнасиловании (в том числе малолетних и несовершеннолетних) правильно понимать характер и значение совершенных с ними действий и оказывать сопротивление;

— установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных эмоциональных непатологических состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способных существенно влиять на его сознание и деятельность;

— установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству, и определение возможных причин возникновения этого состояния;

— установление ведущих мотивов в поведении человека и мотивации отдельных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;

— установление индивидуально-психологических особенностей подэкспертного, способных существенно повлиять на его поведение и на формирование у него намерения совершить преступление;

— установление структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности ее участников, которые позволяют занимать лидирующее или какое-либо иное положение в группе.

Кроме того, проводятся судебно-психологические экспертизы (СПЭ), направленные на определение наличияили отсутствия у лица, управлявшего техническим устройством, психического состояния, существенно повлиявшегона его способность управлять им (на транспорте, на производстве).

Новое применение получила в последнее время СПЭсоциально-психологической структуры преступной группы, эту экспертизу используют в отношении участников организованных преступных формирований.

В компетенцию судебно-психологической экспертизы не входит оценка юридических признаков субъективной стороны преступления, юридическая квалификация, моральная оценка личности и поведения подэкспертного, решение вопросов медицинской диагностики. Юридическое основание для производства судебно-психологической экспертизы — соответствующее постановление следователя или определение суда.

При назначении судебно-психологической экспертизы должны быть правильно сформулированы вопросы, ставящиеся перед экспертом. Они не должны выходить за рамки его профессиональной компетенции, в частности носить правовой характер.

Так, недопустима подмена психологических понятий (физиологический аффект, эмоциональное состояние, эмоциональная реакция) правовыми, например: «внезапно возникшее сильное душевное волнение».

Перед экспертом-психологом не могут быть поставлены вопросы относительно достоверности показаний допрашиваемых лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Формулируя вопросы, необходимо учитывать: 1) общий предмет, объекты и научно-методические возможности СПЭ; 2) уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминалистическое значение фактов, устанавливаемых с помощью заключения экспертов и 3) конкретные обстоятельства дела, в которых возникли повод и основание для назначения СПЭ.

Основная функция вопросов, ставящихся на разрешение экспертов, состоит в том, чтобы с максимальной точностью и полнотой раскрыть перед ними предмет назначаемой экспертизы. Понятно, что исчерпывающий список вопросов составить невозможно, поскольку для этого потребовалось бы проанализировать все без исключения уголовные дела, по которым СПЭ не является исчерпывающей и нуждается в совершенствовании; так и предлагаемые экспертам по каждому виду СПЭ вопросы следует рассматривать только как типовые, нуждающиеся в уточнении и конкретизации.

Любые психологические исследования в рамках судебно-психологической экспертизы состоят из следующих этапов:

— изучение экспертом поставленных перед ним вопросов и уяснение предмета судебно психологической экспертизы;

— постановка задач исследовательского характера;

— отбор методов исследования в соответствии с поставленными задачами;

— непосредственное проведение исследования;

а) психологический анализ материалов уголовного дела;

б) наблюдение за подэкспертным;

в) беседы с подэкспертным;

г) применение инструментальных методов исследования индивидуально-психологических особенностей подэкспертного;

— анализ и обработка полученной информации;

— работа со специальной литературой;

— составление заключения эксперта.

Заключение эксперта наряду с другими фактическими данными является доказательством по уголовному делу.

В соответствии со статьей 73 УПК РФ в предмет доказывания по уголовным делам входят мотивы преступления. Однако это обстоятельство по сравнению с другими наиболее трудно для исследования, поскольку мотивы не всегда осознаются преступником либо подменяются им социально приемлемой мотивировкой.

По некоторым делам практически отсутствуют прямые доказательства мотива преступления. Для их установления недостаточно обычных, традиционных доказательств. Такие преступления часто относят к безмотивным. Но поскольку полностью безмотивных преступлений не бывает, для выяснения мотива преступления следует использовать специальные познания в области психологии.

Читайте так же:  Паспорт для выезда за границу беларусь

Судебно-психологическая экспертиза помогает полнее познать личность обвиняемого и мотивы его криминогенного поведения. С целью уменьшения ошибок, допускаемых иногда судами при квалификации преступлений, целесообразно обязательное проведение такой экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних, при неосознаваемых мотивах взрослых преступников и при наличии данных, дающих основание полагать, что преступление было обусловлено аффектогенным мотивом.

При помощи судебно-психологической экспертизы удается объяснить поведение обвиняемого, выяснить его психологическую установку и стимулы, побудившие его к действию.

Эксперты-психологи определяют мотив преступного поведения как процесс, отражающий влияние внешних и внутренних факторов на поведение человека. Их задача сводится к исследованию потребностей, убеждений, психических свойств личности, влияния среды. С учетом данных обстоятельств они могут дать ответ, что данный мотив чужд конкретной личности.

Таким образом, судебно-психологическая экспертиза в состоянии дать полную характеристику личности обвиняемого, без исследования которой нельзя установить юридический мотив совершения преступления по некоторым категориям дел.

Уголовно-правовое значение судебно-психологической экспертизы заключено в том, что она способствует установлению признаков личности, которые являются элементами состава преступления: возраста, внезапно возникшего сильного душевного волнения, беспомощного состояния потерпевшего, мотива преступления.

Судебно-психологическая экспертиза — одно из средств, обеспечивающих соблюдение уголовно-процессуального закона при производстве предварительного расследования и рассмотрения дела в суде.

В целом же судебно-психологическая экспертиза способствует раскрытию и расследованию преступлений. Данные, полученные в ходе экспертного исследования, также помогают правильной организации процесса оказания исправительного воздействия на лицо, совершившее преступление.

Необходимость получения дополнительной информации помимо диагноза заболевания и заключения о вменяемости диктуется гуманистической направленностью судопроизводства. Судьи, заинтересованные в определении меры наказания и тактики исправления, которые будут максимально способствовать ресоциализации преступника, нуждаются в характеристике его индивидуальности не только с правовых, но и с социально-психологических позиций. Действительно, такие свойства, как эмоциональная несдержанность психопатов, внушаемость олигофренов, утомляемость и аффективная взрывчатость лиц с остаточными явлениями органического поражения мозга, повышенная чувствительность страдающих неврозами, могут обусловливать наклонность к эксцессам, некритичное отношение со стороны непосредственного окружения, снижение прогностических возможностей мышления и ослабление волевого регулирования поведения. У этих лиц иначе формируется чувство вины, и способ восприятия исправляющего влияния властных санкций, которые связаны с наказанием, отличается от обычного. Названные свойства должны быть учтены и использованы для обоснования применения конкретных мер воздействия.

Дата добавления: 2016-12-26 ; просмотров: 996 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: http://helpiks.org/8-88145.html

Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения

Понятие судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) — один из видов судебных экспертиз и, следовательно, — одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Предметом психологической экспертизы является выяснение возможности допрашиваемого липа в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

К компетенции эксперта-психолога относятся:

    1. определение аффек­тивных состояний, которые, если они вызваны неправомерными дей­ствиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалифи­кацию отдельных составов преступлений;
    2. ис­следование других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления (к их числу, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, силь­ного страха, большого горя, депрессии и т. п.).

Отличие от судебно-психиатрической экспертизы:

    • СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т.е. не являющиеся патологическими .

Возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом — принципом научной объективности, она может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.

СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.п.

СПЭ должна осуществляться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.

Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика (от греч. «diagnos» — распознавать) непатологических правозначимых психологических аномалий.

Используемые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность (от лат. «valid» — пригодный, имеющий силу) — это пригодность теста для измерения выявляемой психической характеристики, его адекватность. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.

Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ не возможен, то он может быть и вероятностным.

Заключение СПЭ может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед СПЭ вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов — они определены законом (например, ст. 57 УПК РФ). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

Основания назначения СПЭ

К поводам обязательного назначения судебно-психологической экспертизы относятся (ст. 196 УПК РФ):

    1. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
    2. если необходимо установить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
    3. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
    4. если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
    5. если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.
Читайте так же:  Оплата госпошлины в суд квитанция образец

СПЭ, связанная с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

СПЭ может установить индивидуальные особенности психики, уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т.д.), особенности звуковысотного различия и т.д.

Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности как внушаемость, склонность к фантазированию.

Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

Перед СПЭ должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например:

    • имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений,
    • обладает ли лицо повышенной внушаемостью,
    • может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.

Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям). СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

СПЭ при расследовании половых преступлений

При расследовании половых преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей. Это является квалифицирующим признаком данного состава преступления. Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др.

Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса:

    1. находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности;
    2. могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с ней действий.

Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этим обстоятельствами, их принятия.

Беспомощность — это и есть состояние, исключающее возможость сопротивления.

Непонимание характера совершаемых действий является одним из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:

    1. хроническим психическим заболеванием;
    2. временным аномальным состоянием психики в момент совершения с потерпевшей полового акта (в связи с соматическим заболеванием, состояние фрустрации, аффекта, стресса);
    3. отставанием психического развития;
    4. возрастными и личностными особенностями потерпевшей.

Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой. Обстоятельства второго вида — комплексной судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой или медико-психологической экспертизой. Обстоятельства третьего и четвертого видов — судебно-психологической экспертизой.

Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой.

СПЭ может быть ограничена в отношении личностных необходимостей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о наличии задержания в психическом развитии обвиняемого, о возможных акцентуациях его характера.

СПЭ в связи с аффектом

Поводом для проведения СПЭ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.

Взрывная импульсивность, конфликтность, неподчиненность действий сознательному контролю — основные критерии аффекта.

Состояние аффекта — это внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующегося сужением сознания. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на эти воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, и при этом происходит дезинтеграция, распад сознания.

Сужение сознания при аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления.

Для определения состояния аффекта перед СПЭ ставится один вопрос:

    • находилось ли лицо в момент совершения определенных действий (описание этих действий) в состоянии физиологического аффекта?

Поскольку физиологический аффект (как, впрочем, и другие психические состояния) нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом и анализом остаточных, следовых явлений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/sudebno-psichologicheskaya-ekspertiza-osnovaniya-naznacheniya

Процесс судебно психологической экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here