Ревизионная комиссия обязательна

Сегодня мы раскроем тему: "Ревизионная комиссия обязательна", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Статья 20. Ревизионная комиссия (ревизор) партнерства

Статья 20. Ревизионная комиссия (ревизор) партнерства

1. Ревизионная комиссия (ревизор) партнерства избирается единогласным решением всех участников партнерства в порядке, в количестве и на срок, которые определены соглашением об управлении партнерством.

Ревизионная комиссия (ревизор) партнерства вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности партнерства и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности партнерства. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) партнерства члены органов управления партнерства (если они предусмотрены), лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа партнерства, а также работники партнерства обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме.

Ревизионная комиссия (ревизор) партнерства в обязательном порядке проводит проверку годовой бухгалтерской отчетности партнерства до их утверждения в установленном уставом порядке.

Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) партнерства определяется уставом.

2. Членом ревизионной комиссии (ревизором) партнерства может также быть лицо, не являющееся участником партнерства.

Членами ревизионной комиссии (ревизором) партнерства не могут быть члены органов управления партнерства, если они предусмотрены соглашением об управлении партнерством, а также лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа партнерства.

3. Настоящая статья применяется в случаях, если образование ревизионной комиссии партнерства или избрание ревизора партнерства предусмотрено уставом.

>
Аудит бухгалтерской отчетности партнерства и проверка состояния текущих дел партнерства
Содержание
Проект федерального закона N 557159-5 «О хозяйственных партнерствах» (внесен Правительством РФ) (в первом чтении).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/58177511/9e3305d0d08ff111955ebd93afd10878/

Ревизионная комиссия обязательна

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Публичное АО с 01.09.2018 должно организовать внутренний контроль на предприятии, разработать внутреннюю политику по внутреннему контролю, аудиту. В настоящее время в публичном АО имеется внутренний ревизор общества, есть положение о ревизоре, в конце года составляется отчет ревизора. Достаточно ли наличия ревизора, или функция ревизора устраняется и внутренним контролем должен заниматься аудиторский отдел? Должна ли быть создана ревизионная комиссия?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Ответ прошел контроль качества

4 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/1225443/

Энциклопедия решений. Ревизионная комиссия (ревизор) ООО

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО

Ревизионная комиссия в обществе с ограниченной ответственностью создается в целях контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества (внутреннего аудита) и не является органом управления ООО. Функции ревизионной комиссии может исполнять и одно лицо — ревизор.

Образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества, по общему правилу, является обязательным в ООО, имеющих более пятнадцати участников (п. 6 ст. 32 Закона об ООО). В остальных обществах создание такого органа возможно, но не является обязательным.

Внимание

С 1 сентября 2014 г. даже если количество участников ООО превышает пятнадцать, по единогласному решению учредителей (участников) в устав может быть внесено положение о том, что ревизионная комиссия в обществе не создается или формируется лишь в отдельных случаях, предусмотренных уставом (пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

В случае создания ревизионной комиссии (избрания ревизора) устав ООО должен содержать следующие сведения:

— указание о создании в обществе ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 6 ст. 32 Закона об ООО);

— количество членов ревизионной комиссии (п. 1 ст. 47 Закона об ООО);

— срок полномочий членов ревизионной комиссии (п. 1 ст. 47 Закона об ООО);

— порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 4 ст. 47 Закона об ООО).

Читайте так же:  Перевод в другой вуз беларусь

В уставе можно предусмотреть осуществление функций ревизионной комиссии (ревизора) общества аудитором ООО (п. 6 ст. 32 Закона об ООО).

Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) общества может быть также определен внутренними документами общества, например положением о ревизионной комиссии (п. 4 ст. 47 Закона об ООО).

Избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества и не может быть включено уставом в компетенцию иных органов управления обществом (подп. 5 и часть 14 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Данное решение принимается большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена уставом общества (п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Уставом ООО может быть закреплено проведение кумулятивного голосования по вопросам об избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 9 ст. 37 Закона об ООО).

При учреждении общества ревизионная комиссия (ревизор) избирается собранием учредителей большинством не менее трех четвертей от общего числа голосов учредителей общества (п. 2, п. 4 ст. 11 Закона об ООО).

Ревизионная комиссия (ревизор) общества имеет следующие полномочия:

1. в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества (п. 2 ст. 47 Закона об ООО);

2. в любое время иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества (п. 2 ст. 47 Закона об ООО);

3. требовать и получать пояснения в устной или письменной форме от следующих лиц (п. 2 ст. 47 Закона об ООО):

3.1. членов совета директоров (наблюдательного совета) ООО;

3.2. лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа ООО;

3.3. членов коллегиального исполнительного органа ООО;

3.4. работников ООО;

4. требовать созыва внеочередного общего собрания участников общества (п. 2 ст. 35 Закона об ООО).

Ревизионная комиссия (ревизор) общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов ООО до их утверждения общим собранием участников. Общее собрание участников ООО не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 3 ст. 47 Закона об ООО).

При назначении членов ревизионной комиссии следует учитывать следующее:

1) членом ревизионной комиссии (ревизором) общества может быть лицо, не являющееся участником общества (п. 6 ст. 32 Закона об ООО);

2) ревизором общества может быть независимый аудитор при одновременном выполнении следующих условий (ч. 2 п. 6 ст. 32 Закона об ООО):

— такая возможность предусмотрена уставом ООО;

— аудитор утвержден общим собранием участников ООО;

— аудитор не связан имущественными интересами с ООО, членами совета директоров, с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками ООО;

3) членами ревизионной комиссии (ревизором) общества не могут быть следующие лица:

— члены совета директоров (наблюдательного совета) общества;

— лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества;

— члены коллегиального исполнительного органа общества (ч. 3 п. 6 ст. 32 Закона об ООО).

Законодательно не установлено обязательное заключение договора (трудового или гражданско-правового) с ревизором или членами ревизионной комиссии ООО. Выплата им компенсаций и вознаграждения в отсутствие договора будет осуществляться на основании решения общего собрания участников ООО.

Источник: http://base.garant.ru/58078161/

Ревизионная комиссия ООО. Основные функции ревизионной комиссии

Во время создания общества с ограниченной ответственностью, обладающего правами и обязанностями юридического лица, следует определить структуру органов управления. В составе органов управления может находиться ревизионная комиссия. Зачастую создание такой комиссии – обязательное требование законодательства. Следует подробнее рассмотреть правила, по которым создается ревизионная комиссия и выполняемые ей функции.

Что такое ревизионная комиссия. Суть ревизионной комиссии

Процедура регистрации является обязательной процедурой при создании ООО. Для проведения регистрации ООО необходимо представить комплект документов. В составе этих документов должен обязательно находиться устав. В уставе отражается порядок и правила создания комиссии.

Положение о ревизионной комиссии

Внутри организации могут приниматься любые корпоративные положения, регулирующие правила создания и деятельности комиссии. Такие положения выносятся на утверждение учредителям и не противоречат уставу организации и федеральному закону. Положение определяет:

  1. Количество членов комиссии и срок ее работы.
  2. Обязательные полномочия ревизора или комиссии.
  3. Нормы ответственности всей комиссии и каждого ее отдельного члена.
  4. Порядок проведения проверок и доступа к документации.

Для приглашенного аудитора все полномочия и нормы проведения проверок определяется договором и положением компании.

Также возможно приглашение аудитора и при работающей комиссии.

Главная задача ревизоров состоит в:

  1. Проверке деятельности организации. Независимо хозяйственная это деятельность или финансовая.
  2. Правильном порядке составления и ведения отчетности для бухгалтерии и налоговых органов. Проверяются перед тем, как утвердиться, годовые отчеты, бухгалтерские балансы компании.
  3. Подготовке любой другой отчетности для учредителей компании.
  4. Выполнении других функций, которые установлены уставом компании.

Из выше перечисленного следует, что главная задача ревизоров состоит в проверке всей деятельности организации отчетов для того, чтобы подтвердить правильность их составления и достоверность.

Комиссия обладает определенными полномочиями, состоящими в следующих действиях:

  1. Возможность запрашивания у сотрудников пояснения, касающиеся предмета проверки. Пояснения даются в письменном виде.
  2. Проведение проверок в любой момент. Такая проверка назначается с усмотрения руководителя или ревизионной комиссии.
  3. Получение доступа к документации любого вида.
Читайте так же:  Положение о мировом соглашении

Без получения отчета от комиссии невозможно получить утверждение учредителями годовых отчетов и бухгалтерии.

Ревизионная комиссия может быть представлена одним ответственным лицом, то есть ревизором или коллегиальным органом. В каком виде будет существовать комиссия, решается на собрании собственников.

Нормы деятельности ревизоров

Федеральным законом определены правила, по которым образуется и функционирует ревизионная комиссия. Работа ревизора или комиссии определена не только уставом компании, но положениями и инструкцией внутри организации.

При отсутствии необходимости создания ревизионной комиссии в уставе не прописывается раздел, который разрешает включить комиссию в управляющие органы. Но федеральным законом определено обязательное создание ревизионной комиссии при условии, что в составе учредителей находится больше 15 лиц.

То есть изменения в устав вносятся при повышении количества учредителей в ходе работы компании. И на основании изменения устава создается комиссия. Также возможен и обратный процесс – при уменьшении числа собственников комиссия упраздняется или ликвидируется.

Состав комиссии

Федеральным законом прописаны нормативы, по которым определяется состав комиссии. При создании ревизионной комиссии обязательно соблюдаются следующие правила, на основании которых:

  • Совет директоров, руководитель или другой орган управления не входят в состав комиссии.
  • Ревизор не может входить в состав управления.
  • Решением общего собранием учредителей утверждаются кандидатуры на должность членов комиссии или ревизора.
  • При отсутствии материальных интересов к владельцам или членам правления ревизором может стать аудитор.
  • При несоответствии указанным требованиям любой из членов комиссии исключается из ее состава.
  • Устав определяет состав и период работы ревизионной комиссии.
Видео (кликните для воспроизведения).

По итогу любых проверок ревизионная комиссия представляет отчет, который утверждается коллегиально или индивидуально.

Отчет обязательно содержит в себе:

  • Вид проверки,
  • Состав комиссии, участвующей в проверке.
  • Список документации, подлежащей проверке.
  • Заключения и выводы по факту проверки и указание всех найденных нарушений.
  • Мнение члена комиссии, который не согласен с общим принятым решением.
  • Рекомендации собранию учредителей при рассмотрении отчетов за год и бухгалтерии.

Выполненный отчет утверждается всеми членами комиссии и предоставляется руководству организации. При проведении проверки на основании приказа, отчет содержит ответы на вопросы, которые были поставлены. При проверке годовых отчетов или бухгалтерского баланса, отчет является обязательным приложением к этой документации. При выявленных нарушениях, которые могут носить неправомерный характер, ревизор или комиссия вправе требовать направления этих документов в правоохранительные органы для проверки. По выявлению факта недостачи, хищения и подобных нарушений отчет является доказательством.

Источник: http://elitaktiv62.ru/revizionnaya-komissiya-ooo-osnovnyye-funktsii-revizionnoy-komissii

Ревизионная комиссия обязательна

А.Сонин «Ревизионная комиссия в реалиях современного бизнеса»

Раздел: Теория внутреннего аудита

Алексей Сонин, дипломированный внутренний аудитор, Председатель Совета российского Института внутренних аудиторов (ИВА), член Экспертного совета при ФСФР РФ

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества. Какие функции выполняет ревизионная комиссия и насколько ее деятельность востребована в сегодняшних условиях?

Многие российские акционерные общества находятся на стадии развития системы внутреннего контроля, для которой характерна некоторая «растерянность» в вопросе того, сколько и какие органы контроля должны быть в компании. Выбор действительно богатый: совет директоров, включая его комитеты (например, комитет по аудиту), ревизионная комиссия, служба внутреннего аудит, контрольно-ревизионная служба, служба внутреннего контроля, отдел аудита системы качества, служба экономической безопасности. При этом не всегда ясны отличия роли и функций, выполняемых этими органами. Достаточно часто задаются вопросы, не является ли комитет по аудиту «западным» аналогом ревизионной комиссии и зачем нужен внутренний аудит, если есть ревизионная комиссия. В данной статье мы будем рассматривать аспекты функционирования ревизионной комиссии в сравнении с комитетом по аудиту, а также коснемся роли внутреннего аудита.

Ревизионная комиссия: сильные и слабые стороны

Сильные и слабые стороны в деятельности ревизионных комиссий сведены в таблице 1.

Таблица 1

Сильные стороны Слабые стороны
  • Есть в законодательстве
  • Инструмент собственников
  • Право созывать общее собрание
  • Законодательство дает возможность достичь высокой степени независимости от менеджмента
  • Законодательно закрепленное право доступа к информации
  • Отсутствие законодательного требования независимости от менеджмента
  • Не определена текущая подотчетность
  • Ограниченные возможности оперативного воздействия на деятельность компании
  • Велика вероятность дублирования работы с внешним аудитором

Комитет по аудиту: сильные и слабые стороны

Все большее распространение в российских акционерных обществах получают комитеты по аудиту совета директоров. Хотя Кодекс корпоративного поведения ФКЦБ содержит общую информацию о деятельности комитетов по аудиту, вопросы создания и функционирования этих комитетов не регулируются российским законодательством. С другой стороны, наличие комитета по аудиту является одним из условий внесения ценных бумаг компании в котировальные списки как российских, так и зарубежных фондовых бирж.
Комитет по аудиту выполняет функции и работает в соответствии с полномочиями, делегированными советом директоров. Являясь органом совета директоров, комитет по аудиту имеет возможность оперативного воздействия на ситуацию (через совет директоров общества).

В общем случае к основным функциям комитета по аудиту относится:

  • осуществление контроля за процессом и процедурами подготовки финансовой отчетности;
  • осуществление контроля за надежностью и эффективностью систем внутреннего контроля и управления рисками;
  • подготовка рекомендаций совету директоров по вопросу выбора внешнего аудитора общества;
  • обеспечение условий, необходимых для эффективного функционирования службы внутреннего аудита.
Читайте так же:  Справка о паевом взносе за квартиру

Обратим внимание, что комитет по аудиту призван выполнять не роль гаранта достоверности отчетности, надежности системы внутреннего контроля и т.д., а роль гаранта соблюдения менеджментом своих обязанностей по обеспечению достоверности отчетности, построению системы внутреннего контроля и т.д. Иными словами комитет по аудиту не проводит непосредственных проверок. В силу этого комитет нуждается в неком объективном источнике информации о состоянии дел в компании.

В соответствии с передовой практикой корпоративного управления комитет по аудиту:

  • состоит из независимых и неисполнительных директоров;
  • проводит заседания не реже одного раза в квартал;
  • регулярно отчитывается перед советом директоров;
  • каждый из членов обладает базовыми знаниями в области финансов; как минимум, один из членов является специалистом в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Сильные и слабые стороны в деятельности комитетов по аудиту сведены в таблице 2.

Таблица 2

Сильные стороны Слабые стороны
  • Функции детализированы
  • Независимость от менеджмента
  • Определена текущая подотчетность
  • Сформулированы требования к квалификации
  • Обладает возможностью оперативного воздействия на деятельность компании (через совет директоров)
  • Наличие комитета является одним из требований для внесения ценных бумаг в листинг фондовых бирж
  • Нет в законодательстве
  • Инструмент совета директоров, а не собственников
  • Не осуществляет непосредственные проверки, что обусловливает необходимость существования объективного источника информации о состоянии дел в компании

Ревизионная комиссия или комитет по аудиту?

С целью сравнительно анализа сильных и слабых сторон ревизионной комиссии и комитета по аудиту сведем содержание двух таблиц в воедино (таблица 3).

Таблица 3

Сильные стороны Слабые стороны
  • Есть в законодательстве
  • Инструмент собственников
  • Функция непосредственного контроля (проверки)
  • Члены комиссии не могут быть одновременно членами совета директоров
  • Проблема независимости от менеджмента
  • Не определена текущая подотчетность
  • Ограниченные возможности оперативного воздействия на деятельность компании
  • Нет в законодательстве
  • Инструмент совета директоров
  • Функция надзора
  • Члены комитета являются членами совета директоров
  • Независимость от менеджмента
  • Определена текущая подотчетность
  • Обладает возможностью оперативного воздействия на деятельность компании (через совет директоров)
  • Наличие комитета является одним из требований для внесения ценных бумаг в листинг фондовых бирж

Когда ревизионная комиссия может быть полезна?

Что в перспективе?

Источник: http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/publications/articles/testovyy-razdel/a-sonin-revizionnaya-komissiya-v-realiyakh-sovreme/

Ревизионная комиссия ООО и ее функции в России

При создании юридического лица в форме ООО учредителям необходимо определиться со структурой органов управления. В их состав может входить ревизионная комиссия (РК), а в ряде случаев, ее форсирования является обязательным требованием закона. Разберем, по каким правилам создается указанная комиссия, и какие функции ей предстоит исполнять в процессе текущей деятельности ООО.

Понятие и суть ревизионной комиссии ООО

Основанием для создания нового ООО является регистрационная процедура, которая проходит через ИФНС. В состав документов, которые представляются для регистрационных действий, входит устав – обязательный учредительный документ Общества. В перечень вопросов, которые должны быть отражены в уставе, входит и создание ревизионной комиссии.

Основной задачей ревизионной комиссии является проверка финансовой-хозяйственной деятельности компании, порядка составления и правильности налоговой и бухгалтерской отчетности, подготовка отчетов для проведения собраний учредителей. Ревизионная комиссия образуется в виде коллегиального органа, либо путем назначения ответственного лица – ревизора. Решение о формате работы комиссии будут принимать собственники на общем собрании.

Образец акта ревизионной комиссии ООО

Нормативное регулирование ее деятельности

Общие правила образования и функционирования РК зафиксированы в ст. ст. 32 и 47 Федерального закона № 14-ФЗ. Кроме того, указанные нормы регламентируют, что порядок работы комиссии или единоличного ревизора определяется уставом компании и внутрикорпоративными документами (положениями, правилами, инструкциями и т.д.).

Закон определяет, что при стандартных условиях сами учредители решают вопрос о необходимости создания РК. Если такая необходимость отсутствует, в уставе будет отсутствовать раздел, включающий комиссию в состав органов управления. Однако в ст. 32 Закона № 14-ФЗ зафиксировано правило – создание РК и включение ее в состав органов управления ООО является обязательным, если количество учредителей (граждан и юрлиц) превысило 15.

Следовательно, если в процессе деятельности произошло увеличение количества собственников свыше указанного предела, в устав необходимо внести изменения и создать ревизионную комиссию. Аналогичным образом можно изменить устав, если при выходе из состава учредителей одного или нескольких лиц их количество стало менее 15 – в этом случае комиссия может упраздняться.

Состав комиссии

Закон № 14-ФЗ содержит правила определения состава РК, которыми должны руководствоваться учредители компании. Вот какие нюансы нужно соблюдать, при формировании РК:

  • ревизором может выступать лицо, не входящее в состав учредителей;
  • единоличный руководитель ООО, члены совета директоров или иного коллегиального органа управления также не имеют права входить в состав РК;
  • ревизором может назначаться аудитор, у которого отсутствуют имущественные интересы с Обществом, его учредителями и членами органов управления.
  • Члены РК, либо единоличный ревизор, утверждаются общим собранием собственников.
  • Срок действия РК, а также ее количественный состав, определяется уставом компании.

Приказ о создании ревизионной комиссии (образец)

Функции

Полномочия комиссии регламентированы Законом № 14-ФЗ и внутренними документами компании. Основные функции РК заключаются в следующем:

Читайте так же:  Образец заполнения заявления разрешение оружие

  • проверка финансовой и хозяйственной деятельности компании;
  • проверка документации, связанной с указанной деятельностью;
  • проверка годовой отчетности ООО и бухгалтерских балансов перед их утверждением на общем собрании учредителей;
  • иные функции, определенные уставом предприятия.

Для выполнения указанных функций комиссии принадлежат следующие распорядительные полномочия:

  • получать любую документацию, связанную с финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия, либо требовать предоставления доступа к ней у руководства и учредителей;
  • запрашивать у должностных лиц и сотрудников компании письменные пояснения по предмету проверок;
  • проводить проверки в любое время по собственному усмотрению, а также по решению учредителей или руководства.

Особое значение имеет проверка годовой отчетности и бухгалтерских балансов – без отчета ревизионной комиссии их утверждение общим собранием невозможно.

Положение о ней

Помимо включения в устав общих правил создания и функционирования комиссии, в ООО могут приниматься внутрикорпоративные положения. Они утверждаются общим собранием учредителей и не могут противоречить Закону № 14-ФЗ и уставу Общества. В положение включается следующее содержание:

  • срок действия и численный состав РК (эти пункты должны соответствовать уставу и решениям общего собрания);
  • полномочия комиссии;
  • порядок проведения проверок, в том числе правила доступа к корпоративной документации;
  • нормы об ответственности РК и каждого ее члена (прежде всего, ответственность за нарушение правил конфиденциальности, недостоверности отчета и т.д.).

Если вместо ревизионной комиссии приглашается внешний аудитор, его полномочия и порядок проверок будет определен не только положением ООО, но и договором.

Скачать шаблон-пример положения о РК ООО можно здесь.

Положение о ревизионной комиссии ООО (образец)

Ее отчет

Итогом любой проверки РК является отчет, утверждаемый в коллегиальном или единоличном порядке. В отчете должны быть зафиксированы следующие моменты:

  • описание предмета проверки (например, бухгалтерский баланс за предыдущий год);
  • состав комиссии. который принимал участие в проверке (как правило, для проверки должно присутствовать не менее 2/3 от комиссии);
  • перечень документов, по которым проводилась проверка;
  • выводы и заключения комиссии по предмету проверки, в том числе отражение каждого факта нарушений;
  • особое мнение члена ревизионной комиссии, не согласного с общим решением;
  • рекомендации общему собранию для рассмотрения годовой отчетности и бухгалтерских балансов.

Отчет подлежит утверждению каждый членом РК, после чего направляется руководителю и/или учредителям компании. Если основанием для проверки является приказ или решение собственников, в отчете должны быть зафиксированы ответы на поставленные вопросы. Если предметом проверки являлась годовая отчетность или бухгалтерский баланс, отчет РК должен включаться приложением к указанным документам.

Отдельное внимание уделяется выявленным нарушениям. Если в них присутствуют признаки административного или уголовного преступления, ревизор или комиссия должны потребовать от руководства или учредителей направить документы для проверки в правоохранительные органы. Отчет ревизора будет использован как доказательство при проведении служебных проверок по фактам недостач, хищений и иных аналогичных проступков.

Отчет (протокол) ревизионной комиссии ООО (образец с выводами)

Про акционеров, АО и ООО, их руководство и ревизионные комиссии расскажет видео ниже:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/yuridicheskie-litsa/rukovodstvo/revizionnaya-komissiya-ooo.html

Ревизионная комиссия обязательна

А.Сонин «Нужны ли акционерам ревизионные комиссии»

Раздел: Корпоративное управление

Алексей Сонин, директор российского Института внутренних аудиторов,
член совета директоров международного Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors)

Положения о ревизионных комиссиях акционерных обществ были сформулированы в Федеральном законе об акционерных обществах в далеком 1995 году, и с тех пор не претерпели каких-либо существенных изменений. Сегодня есть все предпосылки для внесения изменений в акционерное законодательство в части, касающейся деятельности ревизионных комиссий, что продиктовано необходимостью его приведения в соответствие с принципами корпоративного управления и реалиями дня.

Ревизионные комиссии и корпоративное законодательство

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) акционерные общества избирают ревизионную комиссию, задачей которой является проведение ежегодной проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и подготовка соответствующего отчета для общего собрания акционеров. При этом ревизионная комиссия имеет право проводить проверки в любое время по своей инициативе, а также по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества (пункт 3 статьи 85 Закона об АО). Закон не ограничивает компетенцию ревизионной комиссии — общество имеет право в своем уставе определить другие функции, выполняемые ревизионной комиссией.

Следует отметить, что ревизионная комиссия обладает по закону весьма широкими полномочиями, что является естественным, поскольку комиссия призвана быть инструментом контроля над деятельностью общества со стороны акционеров. Так, ревизионная комиссия вправе потребовать созыва внеочередного собрания акционеров, а лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества по требованию ревизионной комиссии. При этом акционеры сами определяют в уставе общества компетенции ревизионной комиссии по вопросам, не предусмотренным Законом об АО. Порядок деятельности ревизионной комиссии общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.

Наиболее значимыми фактором, влияющими на роль ревизионной комиссии как органа контроля, является имеющееся у нее право прямого выхода на собственников посредством созыва общего собрания, а также право требовать предоставления документов о финансово-хозяйственной деятельности общества у должностных лиц общества.

Читайте так же:  Переуступка прав собственности на квартиру налог

К существенному ограничению относится то, что Закон об АО, давая возможность ревизионным комиссиям стать органом контроля, независимым от исполнительного руководства, тем не менее, не ввел требования обязательной независимости членов комиссии от исполнительного руководства. Действительно, Закон об АО накладывает ограничение на состав ревизионной комиссии — ее членами не могут являться члены совета директоров и лица, занимающие должности в органах управления общества (пункт 6 статьи 85), — но при этом членами комиссии могут быть сотрудники самого общества, а также лица, не являющиеся таковыми, но тем или иным образом зависимые от исполнительного руководства.

Еще одной проблемой в работе ревизионных комиссий является отсутствие механизма текущего контроля над их деятельностью, поскольку в соответствии с законодательством ревизионная комиссия подотчетна исключительно общему собранию акционеров, которое, по понятным причинам, собирается не так часто. Это же обстоятельство приводит к весьма ограниченным возможностям ревизионной комиссии влиять на деятельность общества в режиме реального времени.

О практике деятельности ревизионных комиссий

На практике, сложившейся уже достаточно давно, ревизионные комиссии в очень многих случаях представляют собой формальную структуру, созданную лишь для соответствия требованиям Закона об АО. Такие комиссии не ведут реальной работы, а основная функция их членов заключается в том, чтобы визировать заключения, подготовленные финансово-бухгалтерским подразделением к общему собрания акционеров. Обусловлено это рядом объективных факторов.

С другой стороны, есть немало обществ, членами ревизионных комиссий которых являются профессионалы высочайшего уровня, а сами ревизионные комиссии выполняют большой объем работы и приносят реальную пользу акционерам. Но такие комиссии, скорее, являются исключением из правила.

Что в перспективе?

Нам представляется оправданным предоставить акционерам больше свободы в выборе структуры органов контроля, отменив обязательность создания ревизионных комиссий. Акционеры при этом могут взвесить все плюсы и минусы того или иного подхода и выбрать структуру контроля, подходящую им в наибольшей степени с учетом принципов корпоративного управления.

Кодекс корпоративного поведения (далее — Кодекс), разработанный ФКЦБ, говорит о необходимости наличия в акционерном обществе совета директоров и рекомендует создавать в советах директоров комитеты по аудиту, а также формировать контрольно-ревизионную службу (службу внутреннего аудита), подотчетную совету директоров (комитету по аудиту совета директоров). При этом роль ревизионной комиссии в Кодексе фактически сводится к проверкам, совершаемым параллельно с проверками, проводимыми контрольно-ревизионной службой (службой внутреннего аудита).

Здесь возникает вопрос, не имеет ли смысл передать ревизионной комиссии часть функций, выполняемых советом директоров, а именно функцию контроля над деятельностью исполнительного руководства общества. И не является ли оправданным возложить на ревизионную комиссию обязанности, которые обычно возлагаются на комитет по аудиту совета директоров. (Иначе говоря, может ли ревизионная комиссия играть роль и выполнять задачи комитета по аудиту?) Ведь в соответствии с законом об АО ее компетенцию можно расширить, определив выполняемые функции в уставе общества.

С нашей точки зрения, ответ на оба вопроса отрицательный. Во-первых, функция контроля (надзора) над деятельностью менеджмента компании (которую выполняет совет директоров) и функция непосредственной проверки деятельности (которую выполняет ревизионная комиссия) — это абсолютно разные функции, требующие выполнения разного набора условий. Во-вторых, комитет по аудиту не является самостоятельным органом контроля, а представляет собой рабочий орган совета директоров, наделенный частью полномочий совета; при этом комитет по аудиту должен состоять из членов совета директоров, в то время как члены ревизионной комиссии не могут являться членами совета директоров.

Органом контроля, который способен выполнять задачи, решаемые ревизионной комиссией, может стать служба внутреннего аудита. Эти службы получают все большее распространение в российских акционерных обществах. Наличие службы внутреннего аудита позволяет поставить на систематическую основу работу по проверке финансово-хозяйственной деятельности и системы внутреннего контроля и оперативному реагированию на обнаруженные недостатки/нарушения.

Таким образом, возможно построение логичной и эффективной структуры контроля в акционерном обществе. Общее собрание избирает совет директоров, уполномоченный контролировать деятельность исполнительного руководства от имени акционеров. Инструментом совета директоров (комитета по аудиту совета директоров) является служба внутреннего аудита, осуществляющая различные проверки и позволяющая совету директоров сохранять достаточную степень независимости от менеджмента в вопросе получения информации о деятельности компании. Со своей стороны совет директоров (комитет по аудиту), как орган, представляющий акционеров, способствует обеспечению максимальной степени независимости службы внутреннего аудита от исполнительного руководства общества. При этом работа по проверке финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, выполняемая ревизионными комиссиями, является частью работы службы внутреннего аудита. Такая структура будет, с одной стороны, соответствовать реалиям сегодняшнего бизнеса, а с другой — отвечать требованиям фондовых бирж как российских, так и зарубежных.

На наш взгляд, настало время инициировать внесение соответствующих изменений в корпоративное законодательство.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/publications/articles/vtoroy-testovyy-razdel/a-sonin-nuzhny-li-aktsioneram-revizionnye-komissii/

Ревизионная комиссия обязательна
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here