Ревизионные комиссии финансового контроля

Сегодня мы раскроем тему: "Ревизионные комиссии финансового контроля", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Ревизионные комиссии финансового контроля

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Публичное АО с 01.09.2018 должно организовать внутренний контроль на предприятии, разработать внутреннюю политику по внутреннему контролю, аудиту. В настоящее время в публичном АО имеется внутренний ревизор общества, есть положение о ревизоре, в конце года составляется отчет ревизора. Достаточно ли наличия ревизора, или функция ревизора устраняется и внутренним контролем должен заниматься аудиторский отдел? Должна ли быть создана ревизионная комиссия?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Ответ прошел контроль качества

4 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/1225443/

«Ревизионная комиссия, как сделать ее работу эффективной»

Коновалов Роман руководитель форензик сервиса Fgroup

Информацию прислал FDFA

Роль ревизионной комиссии в контроле финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Основные принципы организации ревизионной комиссии,типовые ошибки.

Текст: В настоящее время в России эконмическая безопасность предприятия обеспечивается следующими инструментами: внешний аудит, внутренний аудит (служба внутреннего контроля), департамент экономической безопасности. Институт ревизионных комиссий хотя и предусмотрен законом, имеет правовое регулирование, но остается больше формальным, декларативным органом в управлении предприятия.

Развитие бизнеса требует привлечения капитала и инвестиций. Во многих случаях для этого используются возможности финансового рынка. Инвесторы, акционеры, собственники заинтересованы в эффективной работе предприятия, отсутствии хищений и злоупотреблений со стороны руководства. В то же время использование ресурсов предприятия в своих личных интересах является обычной практикой. Любой наемный человек работает за деньги и сталкивается с соблазном личного обогащения за счет управляемого им предприятия. Риск злоупотреблений со стороны наемного менеджмента является актуальным для большинства компаний независимо от других факторов. Как только формируется бюджет предприятия, перед исполнителями бюджета возникает соблазн использовать его и в своих личных целях. По мнению экспертов компании Fgroup, которая специализируется на финансовых расследованиях, хищениям и злоупотреблениям подвержены большинство компаний в России, однако предприятия предпочитают скрывать эти факты.

Ревизионные комиссии призваны защитить интересы владельцев от злоупотреблений со стороны руководителей на местах. Но как показывает практика, работа ревизионных комиссий носит формальный характер и не достигает целей, для которых она создана. Роль ревизионных комиссий недооценена.

Причины неэффективной работы ревизионных комиссий. В ревизионные комиссии включаются работники предприятия подчиненные директору и зависящие от него, получающие зарплату за выполнение основных ежедневных обязанностей. Как результат в первую очередь эти работники не заинтересованы в конфликте с руководством и не заинтересованы в эффективном выполнении неосновных функций. Труд в ревизионных комиссиях не оплачивается. Члены ревизионных комиссий не являются профессионалами в проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности и не имеют необходимых навыков и опыта. При этом ревизия или аудит финансово-хозяйственной деятельности является интеллектуальным трудом. И как любой труд его эффективность зависит от квалификации работника, его навыков, опыта и умений.

Как сделать ревизионную комиссию эффективной. Члены ревизионной комиссии должны быть независимыми от руководства контролируемого предприятия. Аудиторы должны иметь необходимое образование, опыт навыки. Работа ревизионной комиссии должна оплачиваться. Бесплатно работать никто не будет. Ревизионная комиссия должна иметь стимул эффективной работы и сумма оплаты ревкомиссии должна зависеть от качества ее работы.

Необходимо учитывать тот фактор, что деятельность ревизионной комиссии непостоянна. Как правило, ревизионная комиссия проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности раз в год. Это оптимальный период финансового контроля. Но если необходимо проверка может проводиться раз в полгода или ежеквартально. Работа ревизионной комиссии не должна заменять функцию оперативного контроля. Это функции службы безопасности, финансового департамента и других подразделений. В то же время содержать штат работников, которые бы работали один раз в год экономически нецелесообразно. Если у вас холдинговая структура с большим количеством дочерних и зависимых обществ, то есть возможность организовать контроль через формирование ревизионной комиссии из работников головной организации, например из числа внутреннего аудита и службы экономической безопасности. Второй вариант привлечь ревизионную комиссию на аутсорсинг. В настоящее время ряд компаний предлагают такие услуги.

Читайте так же:  Заявление в суд видеться с ребенком

Не стоит рассчитывать на внешний аудит как на эффективную замену ревизионной комиссии. Цель внешнего аудита это подтверждение финансовых показателей и соответствия бухгалтерского учета действующему законодательству, а не выявление хищений и мошенничества.

Какие преимущества дает эффективная ревизионная комиссия. Помимо минимизации рисков хищений, злоупотреблений и мошенничества минимизируются предпосылки для споров между акционерами. Наглядный пример такого скандала продемонстрировали претензии со стороны UCP к Павлу Дурову по поводу его деятельности в «контакте». Эффективная ревизионная комиссия это залог инвестиционной привлекательности для любого предприятия и неоспоримое конкурентное преимущество для инвесторов.

Источник: http://www.s-director.ru/publ/view/104.html

Внутренний и внешний контроль за деятельностью общества: ревизионная комиссия и внешний аудитор, их права и порядок избрания (утверждения)

Внутренний контроль — это процесс, который осуществляется советом директоров, менеджментом и работниками компании совместно для обеспечения подготовки достоверной финансовой отчетности, соблюдения требований законодательства и достижения стратегических целей компании.

Кодекс корпоративного поведения определяет внутренний контроль как контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества, в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана его структурными подразделениями и органами общества.

Эффективная система внутреннего контроля может помочь компании:

— Принимать более точные коммерческие решения на основе более полной и заблаговременно получаемой информации;

  • — Завоевать (или восстановить утраченное) доверие инвесторов;
  • — Предотвратить потерю ресурсов;
  • — Обезопасить имущество компании;
  • — Предотвратить возможное мошенничество;
  • — Соблюдать все применимые законы и нормативные акты;
  • — Получить конкурентное преимущество путем упрощения операций.

Функционирование системы внутреннего контроля должно быть основано на определенных принципах:

  • 1. Непрерывное функционирование.
  • 2. Подотчетность всех участников системы внутреннего контроля.
  • 3. Разделение обязанностей.
  • 4. Надлежащее одобрение и утверждение операций.
  • 5. Обеспечение организационного обособления подразделения, отвечающего за выполнение функций внутреннего контроля, и его подотчетность непосредственно совету директоров (комитету по аудиту).
  • 6. Внедрение системы внутреннего контроля на основе интеграции и сотрудничества всех подразделений и департаментов общества.
  • 7. Постоянное развитие и совершенствование.
  • 8. Обеспечение своевременного извещения об отклонениях.

Ревизионная комиссия — орган внутреннего финансового контроля юридического лица, избираемый общим собранием участников (акционеров) хозяйственного общества не реже одного раза в год для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Основная задача ревизионной комиссии — осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества и соблюдением законодательства. Ревизионная комиссия может выражать свое мнение о том, дает ли финансовая отчетность объективное представление о существующем положении дел, проверять правильность отражения в отчетности финансовых и хозяйственных операций. Ревизионная комиссия подотчетна акционерам.

Функции ревизионной комиссии может выполнять ревизор или комиссия, в состав которой входит несколько лиц:

Члены ревизионной комиссии избираются простым большинством голосов акционеров, участвующих в собрании. Акции, принадлежащие членам совета директоров, генеральному директору и членам коллегиального исполнительного органа, не могут участвовать в голосовании по вопросу избрания членов ревизионной комиссии.

Полномочия членов ревизионной комиссии могут быть прекращены досрочно в любое время по решению, принятому большинством голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании акционеров. Закон об акционерных обществах не запрещает членам совета директоров и исполнительных органов, владеющих акциями общества, участвовать в голосовании по вопросу о прекращении полномочий ревизионной комиссии, однако по аналогии с запретом на голосование по вопросу избрания, им рекомендуется воздержаться от голосования.

Член ревизионной комиссии не может быть:

  • — членом совета директоров;
  • — генеральным директором;
  • — членом коллегиального исполнительного органа;
  • — членом счетной комиссии.

Однако этих требований закона недостаточно, чтобы обеспечить независимость членов комиссии от руководства компании. В состав комиссии также не должны входить члены совета директоров, генеральный директор и члены правления конкурирующей с обществом организации. Они должны владеть основами бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В соответствии с нормами закона об акционерных обществах ревизионная комиссия вправе:

  • — проводить проверку (ревизию) финансово-хозяйственной деятельности общества по итогам деятельности общества за год;
  • — проводить внеочередные проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества;
  • — проверять достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества и в годовой бухгалтерской отчетности;
  • — требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров;
  • — требовать проведения заседания совета директоров для обсуждения вопросов, отнесенных к его компетенции;
  • — требовать предоставления протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа;
  • — требовать от органов управления общества предоставления документов о финансово-хозяйственной деятельности общества;
  • — требовать предоставления информации о сделках с заинтересованностью.

Важным элементом системы контроля в компании является аудиторская проверка, осуществляемая независимым аудитором. Цель проверки — получение мнения аудитора о том, подготовлена ли финансовая отчетность общества во всех существенных отношениях в соответствии с установленными стандартами финансовой отчетности, и об ее достоверности. Это повышает доверие к компании и расширяет ее возможности по привлечению инвестиций.

  • — самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
  • — проверять документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью общества, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
  • — получать разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
  • — отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой отчетности в аудиторском заключении в случаях непредставления обществом всей необходимой документации или выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудитора о степени достоверности финансовой отчетности общества;
  • — знакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему;
  • — требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров;
  • — требовать созыва заседания совета директоров или коллегиального исполнительного органа;
  • — требовать предоставления протокола заседания коллегиального исполнительного органа;
  • — получать от заинтересованных сторон информацию о сделках с заинтересованностью;
  • — оказывать другие услуги, предусмотренные законодательством.
  • — осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • — предоставлять по требованию общества необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудитора;
  • — в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг между аудитором и обществом, передать аудиторское заключение обществу;
  • — обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия общества, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • — исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Читайте так же:  Инспектор по делам несовершеннолетних невского района

Решение об утверждении аудитора обществом принимается большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в общем собрании акционеров. Стандарты и лучшая практика корпоративного управления предусматривают, что предлагать кандидатов в аудиторы общества должен совет директоров. Совет директоров в лице комитета по аудиту должен каждый год организовывать открытый тендер на оказание аудиторских услуг. Комитет по аудиту должен контролировать процесс выбора аудитора, оценивать его квалификацию, опыт, ресурсы, эффективность и независимость.

Вопрос о выборе аудитора должен быть обязательно включен в повестку дня годового общего собрания акционеров. Следовательно, аудитор выбирается на год до следующего общего собрания. Общее собрание акционеров, повестка дня которого включает вопрос об утверждении аудитора, не может проводиться в форме заочного голосования.

Аудитор общества не может быть связан имущественными интересами с обществом или его акционерами. Установленные в крупных международных аудиторских фирмах жесткие правила не допускают, чтобы у их сотрудников были имущественные интересы, связывающие их с клиентами, которым оказываются аудиторские услуги.

Аудитор общества сообщает совету директоров или его комитету по аудиту обо всех ошибках, злоупотреблениях и нарушениях действующего законодательства и установленных в обществе правил, выявленных в ходе аудиторской проверки в деятельности исполнительных органов общества, в действиях его должностных лиц и работников.

Источник: http://vuzlit.ru/208715/vnutrenniy_vneshniy_kontrol_deyatelnostyu_obschestva_revizionnaya_komissiya_vneshniy_auditor_prava_poryadok

1.4. Ревизия — составная часть внутреннего контроля

Одним из элементов системы внутреннего контроля является ревизия.

В современной экономической литературе сложилось разное толкование понятия «ревизия». Некоторые авторы считают, что на современном этапе формирования рыночных отношений ревизионный контроль осуществляется со стороны государственных органов, другие — отождествляют ревизию с внутренним аудитом; существует точка зрения о возможности дополнения ревизии внутренним аудитом.

В правовых документах сегодня, к сожалению, не определяются ни понятия «ревизия», ни ее методы, ни права ревизора. Мы рассматриваем ревизию как самостоятельную часть контроля.

Федеральными законами «Об акционерных обществах» от 26.12.95 № 208-ФЗ и «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ предусмотрено для осуществления контроля за доходами общества избирать ревизионную комиссию (ревизора) общества. Таким образом, собственник экономического субъекта сам назначает ревизора.

Ревизионная комиссия (ревизор) вправе в любое время проводить проверки доходов общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества.

Важнейшим аспектом в контроле доходов акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью является ревизия состояния бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В основе процесса ревизии лежит изучение документов, в которых отражены хозяйственные, денежные и финансовые операции акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью с целью:

проверки обеспечения сохранности активов;

выявления и ликвидации задолженностей по недостачам и хищениям;

эффективного использования активов;

выработки мероприятий по предотвращению хищений, сбережению материальных и финансовых ресурсов;

снижения вероятности ухудшения экономических показателей;

проверки обоснованности заключения крупных сделок;

целесообразности производимых расходов, правильности установления и соблюдения норм и нормативов;

проверки ведения реестров акционеров.

Статьей 32 и.6 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривается в обществах, имеющих более 15 участников, обязательное образование ревизионной комиссии или ревизора. Членом ревизионной комиссии или ревизором может быть лицо, не являющееся участником общества.

Уставом общества с ограниченной ответственностью может быть предусмотрено исполнение функций ревизионной комиссии аудитором, не связанным имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.

В акционерных обществах порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Общее собрание акционеров утверждает Положение о ревизоре (ревизионной комиссии), которое определяет статус, состав, функции, полномочия ревизионной комиссии, порядок деятельности и отношений с иными органами управления общества.

Ревизионная комиссия осуществляет регулярные проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности и текущей документации общества не реже одного раза в год. Проверки могут вестись по поручению собрания акционеров, совета директоров, акционеров, владеющих в совокупности не менее чем 10% обыкновенных акций, а также по собственной инициативе комиссии. При выполнении своих функций ревизионная комиссия: проверяет законность заключенных договоров от имени общества, совершаемых сделок, расчетов с контрагентами;

Читайте так же:  Упк рб структура и содержание судебного разбирательства

выявляет соответствие ведения бухгалтерского и статистического учета существующим нормативным положениям;

проверяет соблюдение в финансово-хозяйственной и производственной деятельности установленных норм, нормативов, правил, ГОСТов, технических условий и др.;

анализирует финансовое положение общества, его платежеспособность, ликвидность активов, соотношение собственных и заемных средств, выявляет резервы улучшения экономического состояния предприятия и предлагает рекомендации для органов управления общества;

проверяет своевременность и правильность платежей поставщикам продукции, работ, услуг, платежей в бюджет, начислений и выплат дивидендов, процентов по облигациям, погашении прочих обязательств;

анализирует правильность составления балансов общества, отчетной документации для налоговой инспекции, статистических органов, органов государственного управления;

выявляет правомочность решений, принятых советом директоров и правлением, их соответствие уставу общества и решениям собрания акционеров;

анализирует решение собрания акционеров, внесение предложений по их изменению при расхождениях с законодательством и нормативными актами министерств и ведомств.

Ревизионная комиссия в целях надлежащего выполнения своих функций имеет право:

получать от органов управления обществом, его подразделений и служб, должностных лиц все затребованные ею документы, необходимые для ее работы материалы, изучение которых соответствует функциям и полномочиям ревизионной комиссии. Указанные документы должны быть представлены ревизионной комиссии в течение пяти дней после ее письменного запроса;

требовать от полномочных лиц созыва заседаний правления, совета директоров, собрания акционеров в случаях, когда выявление нарушений в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или угроза интересам общества вызывает необходимость решения вопросов, находящихся в компетенции данных органов управления обществом;

созывать собрание акционеров в случаях, когда выявляются нарушения в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или есть угроза интересам общества;

требовать личного объяснения от работников общества, включая любых должностных лиц. по вопросам, находящимся в компетенции ревизионной комиссии;

привлекать на договорной основе к своей работе специалистов, не занимающих штатных должностей в обществе;

ставить перед управляющими органами общества его подразделений и служб вопрос об ответственности работников общества. включая должностных лиц, в случае нарушения ими положений, правил, инструкций, принимаемых обществом.

При проведении проверок члены ревизионной комиссии обязаны надлежащим образом изучить все документы и материалы, относящиеся к предмету проверки. За неверные заключения члены ревизионной комиссии несут ответственность, мера которой определяется собранием акционеров.

Если в течение срока действия предоставленных ему полномочий член ревизионной комиссии прекращает выполнение своих функций, он обязан уведомить об этом совет директоров за один месяц до прекращения своей работы в ревизионной комиссии. В этом случае собрание акционеров на своем ближайшем заседании осуществляет замену члена ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия обязана:

своевременно доводить до сведения собрания акционеров, совета директоров, правления результаты ревизий и проверок в форме письменных отчетов, докладных записок, сообщений на заседаниях органов управления обществом;

соблюдать коммерческую тайну, не разглашать сведения, являющиеся конфиденциальными, к которым члены ревизионной комиссии имеют доступ при выполнении своих функций;

требовать от уполномоченных органов созыва внеочередного собрания акционеров в случае возникновения реальной угрозы интересам общества.

Ревизионная комиссия представляет в совет директоров не позднее чем за десять дней до годового собрания акционеров отчет по результатам годовой проверки в соответствии с правилами и порядком ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета.

Внеплановые ревизии проводятся ревизионной комиссией по письменному запросу владельцев не менее 10% обыкновенных акций общества или большинства членов совета директоров.

Ревизор общества должен знать не только бухгалтерский учет, но и трудовое, налоговое законодательство, постоянно повышать свои знания. От степени профессиональной подготовки ревизоров и привлекаемых специалистов в значительной мере зависит эффективность ревизии. Специфика деятельности санаторно-курортных организаций должна найти свое отражение в программах проверки и в специальных методах и приемах ревизионной проверки, представленных на рис. 8.

При ревизии денежных средств и операций с ними необходимо включить в программу следующие этапы, по которым могут быть обнаружены нарушения действующего законодательства.

1. Проверка обоснованности возврата денежных средств отдыхающим наличными и безналичным путем на их лицевые или расчетные счета юридических лиц.

Возврат должен осуществляться только в соответствии с разработанным санаторием Положением (правилами) приема отдыхающих. При соблюдении указанных правил и Закона РФ «О защите прав потребителей» возврат оформляется на основе заявления и при условии оплаты за путевку наличным путем самим отдыхающим в кассу санатория.

Рис. 8. Методы и приемы ревизионной проверки

При выплате за путевки органами социального страхования, туристскими фирмами и другими организациями правомерность возврата следует проанализировать по условиям договоров. Перечисление возвращаемых сумм должно осуществляться непосредственно организациям-покупателям санаторных путевок, которые реализовали путевки отдыхающим.

  • 2. При осуществлении приема денежных средств от отдыхающих и прочего населения в кассу санатория по услугам, не оформляемым бланками путевок, должна быть установлена контрольно-кассовая машина и вестись книга кассира-операциониста. Ревизионной комиссии следует проверить правильность осуществления расчетов с населением.
  • 3. Книги кассиров-операционистов должны находиться при каждой контрольно-кассовой машине. Выручка точек общественного питания и других подразделений, принимающих наличные средства, должна сдаваться в центральную кассу ежедневно. Ревизору целесообразно проанализировать размеры наличной выручки подразделений санатория, сроки и полноту ее сдачи в центральную кассу.
  • 4. Целесообразно проверить материалы инвентаризации бланков строгой отчетности, к которым относятся санаторно-курортные путевки. Форма санаторно-курортной путевки и курсовки утверждена приказом Министерства финансов РФ от 10.12.99 № 90-н (приложения 5, 6).
Читайте так же:  Защите деловой репутации в сфере предпринимательской

Следует обратить внимание на необходимость наличия на путевках номинала и шестизначного номера. Вписывание от руки, исправление стоимости и реализация санаторных путевок без стоимости не допускается, так как бланки строгой отчетности в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» являются первичными учетными документами и должны содержать все предусмотренные реквизиты.

5. При расчетах санатория с иногородними юридическими лицами следует сопоставить цены приобретаемых материальных ценностей (работ, услуг) с действующими на данной территории, данные о которых (среднемесячные цены) можно получить в органах государственной статистики.

Если представитель иногородней организации расписывается непосредственно в расходном кассовом ордере, следует проверить, зарегистрирован ли он как командированный в санаторий в журнале учета прибывших в командировку.

  • 6. При наличии выплаченных по отдельным трудовым соглашениям, договорам подряда, платежным ведомостям значительных сумм за консультационные услуги, озеленительные работы, работы по благоустройству территории и садово-парковые и прочие услуги, следует провести опрос ответственных за прием этих или подобных работ, выйти на место осуществления работ, проверить данные бухгалтерского учета об оприходовании посадочного материала и постановки на учет в качестве основных средств многолетних зеленых насаждений.
  • 7. Следует обратить внимание на выдачу средств при закупке скоропортящихся продуктов, овощей, фруктов, зелени и т.п. Для анализа достоверности количества закупленных продуктов, сырья можно составить таблицу соответствия приобретенных и израсходованных скоропортящихся продуктов питания и сырья (табл. 3).

При ревизии расчетных операций, осуществляемых санаторием, целесообразно обратить внимание на следующее.

  • 1. Проанализировать размеры вознаграждений (премий, комиссионных, агентских выплат) посредникам (реализаторам, распространителям путевок) по предлагаемой в табл. 4 форме.
  • 2. Ревизия авансовых отчетов должна быть направлена на обоснованность необходимости приобретения товарно-материальных ценностей за наличный расчет; на своевременность сдачи авансовых отчетов с приложенными товарными чеками в бухгалтерию санатория. Необходимо проверить наличие приказа (распоряжения) о круге лиц. имеющих право совершать хозяйственные расходы за наличный расчет.

Если к авансовым отчетам приложены квитанции к приходным кассовым ордерам иногородних поставщиков, то следует проверить находилось ли подотчетное лицо в командировке в той местности, соответствует ли условиям договора порядок и сроки расчетов. Ревизору целесообразно свести информацию о таких операциях в предлагаемую нами табл. 5.

Санатории нередко заключают договоры аренды с предпринимателями без образования юридического лица и с юридическими лицами в период максимальной загрузки и в течение круглого года. Для проверки обоснованности расчета санаторием арендной платы и ее своевременной оплаты целесообразно провести сравнительный анализ расценок, взимаемых за 1 м 2 с каждого арендатора по данным, собранным в табл. 6.

Анализ количества приобретенных и израсходованных продуктов питания и сырья

Источник: http://ozlib.com/868852/ekonomika/reviziya_sostavnaya_chast_vnutrennego_kontrolya

§ 7. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества

Ревизионная комиссия как орган внутреннего контроля

Ревизионная комиссия — орган внутреннего контроля хозяйственного общества, избираемый на общем собрании акционеров (участников).

Ревизионная комиссия создается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Ревизионная комиссия вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся его деятельности (ч. 2 ст. 47 Закона об ООО, ч. 3, 4 ст. 85 Закона об АО).

В силу п. 4 ч. 3 ст. 66.3 ГК РФ по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества.

Таким образом, ревизионная комиссия является обязательным органом внутреннего контроля только для публичных обществ.

При этом нашей рекомендацией является создание ревизионной комиссии во всех обществах, включая непубличные, в случае, если владение отделено от управления бизнесом, то есть если владельцы бизнеса не принимают непосредственного участия в текущем управлении, не занимают должностей в исполнительных органах. В этом случае ревизионная комиссия будет являться дополнительным инструментом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, который может быть использован собственниками бизнеса в любое время.

Для ООО законодательно установлена и еще одна особенность: функции ревизионной комиссии общества, если это предусмотрено уставом, может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом, членами его органов управления и участниками (п. 6 ст. 32 Закона об ООО).

Избрание членов ревизионной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для формирования других органов общества, и регулируется, соответственно, ст. 53 Закона об АО и ст. 36 Закона об ООО. Избрание членов ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания (и. 2 ст. 48 Закона об АО, п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

В ревизионную комиссию целесообразно избирать лиц, имеющих профильное образование и опыт в сфере финансов, бухгалтерского учета, налогообложения, юриспруденции, а также лиц, обладающих компетенциями по профилю основной деятельности компании.

Членами ревизионной комиссии (ревизором) общества не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества (ч. 6 ст. 32 Закона об ООО, ч. 6 ст. 85 Закона об АО).

Читайте так же:  Запрет сотрудникам фсб на выезд за границу

Источник: http://ozlib.com/869721/pravo/kontrol_finansovo_hozyaystvennoy_deyatelnostyu_obschestva

Ревизионные комиссии финансового контроля

А.Сонин «Ревизионная комиссия в реалиях современного бизнеса»

Раздел: Теория внутреннего аудита

Алексей Сонин, дипломированный внутренний аудитор, Председатель Совета российского Института внутренних аудиторов (ИВА), член Экспертного совета при ФСФР РФ

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества. Какие функции выполняет ревизионная комиссия и насколько ее деятельность востребована в сегодняшних условиях?

Многие российские акционерные общества находятся на стадии развития системы внутреннего контроля, для которой характерна некоторая «растерянность» в вопросе того, сколько и какие органы контроля должны быть в компании. Выбор действительно богатый: совет директоров, включая его комитеты (например, комитет по аудиту), ревизионная комиссия, служба внутреннего аудит, контрольно-ревизионная служба, служба внутреннего контроля, отдел аудита системы качества, служба экономической безопасности. При этом не всегда ясны отличия роли и функций, выполняемых этими органами. Достаточно часто задаются вопросы, не является ли комитет по аудиту «западным» аналогом ревизионной комиссии и зачем нужен внутренний аудит, если есть ревизионная комиссия. В данной статье мы будем рассматривать аспекты функционирования ревизионной комиссии в сравнении с комитетом по аудиту, а также коснемся роли внутреннего аудита.

Ревизионная комиссия: сильные и слабые стороны

Сильные и слабые стороны в деятельности ревизионных комиссий сведены в таблице 1.

Таблица 1

Сильные стороны Слабые стороны
  • Есть в законодательстве
  • Инструмент собственников
  • Право созывать общее собрание
  • Законодательство дает возможность достичь высокой степени независимости от менеджмента
  • Законодательно закрепленное право доступа к информации
  • Отсутствие законодательного требования независимости от менеджмента
  • Не определена текущая подотчетность
  • Ограниченные возможности оперативного воздействия на деятельность компании
  • Велика вероятность дублирования работы с внешним аудитором

Комитет по аудиту: сильные и слабые стороны

Все большее распространение в российских акционерных обществах получают комитеты по аудиту совета директоров. Хотя Кодекс корпоративного поведения ФКЦБ содержит общую информацию о деятельности комитетов по аудиту, вопросы создания и функционирования этих комитетов не регулируются российским законодательством. С другой стороны, наличие комитета по аудиту является одним из условий внесения ценных бумаг компании в котировальные списки как российских, так и зарубежных фондовых бирж.
Комитет по аудиту выполняет функции и работает в соответствии с полномочиями, делегированными советом директоров. Являясь органом совета директоров, комитет по аудиту имеет возможность оперативного воздействия на ситуацию (через совет директоров общества).

В общем случае к основным функциям комитета по аудиту относится:

  • осуществление контроля за процессом и процедурами подготовки финансовой отчетности;
  • осуществление контроля за надежностью и эффективностью систем внутреннего контроля и управления рисками;
  • подготовка рекомендаций совету директоров по вопросу выбора внешнего аудитора общества;
  • обеспечение условий, необходимых для эффективного функционирования службы внутреннего аудита.

Обратим внимание, что комитет по аудиту призван выполнять не роль гаранта достоверности отчетности, надежности системы внутреннего контроля и т.д., а роль гаранта соблюдения менеджментом своих обязанностей по обеспечению достоверности отчетности, построению системы внутреннего контроля и т.д. Иными словами комитет по аудиту не проводит непосредственных проверок. В силу этого комитет нуждается в неком объективном источнике информации о состоянии дел в компании.

В соответствии с передовой практикой корпоративного управления комитет по аудиту:

  • состоит из независимых и неисполнительных директоров;
  • проводит заседания не реже одного раза в квартал;
  • регулярно отчитывается перед советом директоров;
  • каждый из членов обладает базовыми знаниями в области финансов; как минимум, один из членов является специалистом в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Сильные и слабые стороны в деятельности комитетов по аудиту сведены в таблице 2.

Таблица 2

Сильные стороны Слабые стороны
  • Функции детализированы
  • Независимость от менеджмента
  • Определена текущая подотчетность
  • Сформулированы требования к квалификации
  • Обладает возможностью оперативного воздействия на деятельность компании (через совет директоров)
  • Наличие комитета является одним из требований для внесения ценных бумаг в листинг фондовых бирж
  • Нет в законодательстве
  • Инструмент совета директоров, а не собственников
  • Не осуществляет непосредственные проверки, что обусловливает необходимость существования объективного источника информации о состоянии дел в компании

Ревизионная комиссия или комитет по аудиту?

С целью сравнительно анализа сильных и слабых сторон ревизионной комиссии и комитета по аудиту сведем содержание двух таблиц в воедино (таблица 3).

Таблица 3

Сильные стороны Слабые стороны
  • Есть в законодательстве
  • Инструмент собственников
  • Функция непосредственного контроля (проверки)
  • Члены комиссии не могут быть одновременно членами совета директоров
  • Проблема независимости от менеджмента
  • Не определена текущая подотчетность
  • Ограниченные возможности оперативного воздействия на деятельность компании
  • Нет в законодательстве
  • Инструмент совета директоров
  • Функция надзора
  • Члены комитета являются членами совета директоров
  • Независимость от менеджмента
  • Определена текущая подотчетность
  • Обладает возможностью оперативного воздействия на деятельность компании (через совет директоров)
  • Наличие комитета является одним из требований для внесения ценных бумаг в листинг фондовых бирж

Когда ревизионная комиссия может быть полезна?

Что в перспективе?

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/publications/articles/testovyy-razdel/a-sonin-revizionnaya-komissiya-v-realiyakh-sovreme/

Ревизионные комиссии финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here