Судебно психологическая экспертиза обвиняемого

Сегодня мы раскроем тему: "Судебно психологическая экспертиза обвиняемого", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Судебно-психологическая экспертиза аффекта

Судебно-психологическая экспертиза аффекта проводится в соответствии со ст. 68 УПК РСФСР, посвященной обстоятельствам, подлежащим доказыванию по уголовному делу.

Оглавление:

Судебно-психологическая экспертиза аффекта.

Судебно-психологическая экспертиза аффекта проводится в соответствии со ст. 68 УПК РСФСР, посвященной обстоятельствам, подлежащим доказыванию по уголовному делу. В числе прочих обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемого, указываются обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого. Основное значение психологической экспертизы личности состоит в том, что экспертное заключение может быть использовано судом в целях индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Определение состояния аффекта (сильного душевного волнения) имеет значение для квалификации ст. 107 УК РФ (“Убийство, совершенное в состоянии аффекта”), ст. 113 УК РФ (“Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта”) [3] .

При расследовании и судебном рассмотрении преступлений совершенных по неосторожности может возникать необходимость в диагностике психического состояния человека в момент совершения им противоправных действий и назначения судебной-психологической экспертизы аффекта. Также назначении экспертизы может быть в случаях, когда были превышены пределы самообороны для решения вопроса о наличии аффекта, который мог повлиять на человека в момент совершения им противоправных действий.

В каждом конкретном случае, если есть основания полагать, что противоправное действие было совершенно под влиянием аффекта, возникает необходимость детального изучения и диагностирования эмоционального состояния субъекта в момент совершения им преступления, так как это позволит определить справедливую меру наказания. Судебно-психологическая экспертиза аффекта также может быть назначена посмертно, когда следствие или суд решает вопрос о том, что это было убийство или самоубийство.

Назначение экспертизы.

Юридическое значение судебно-психологической экспертизы аффекта обвиняемого (подсудимого) определяется возможностью квалификации следствием или судом ст. 107 («Убийство, совершенное в состоянии аффекта») и ст. 113 УК РФ («Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта»). Юридическая квалификация указанных статей наступает при экспертном установлении аффекта у подэкспертного в момент совершения инкриминируемых ему действий и наличии таких юридически значимых признаков, как умышленное совершение преступления, а также спровоцированность возникновения аффекта насилием, издевательством, тяжким оскорблением либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

Экспертиза производится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, назначенными лицом, производящим дознание, следователем, прокурором и судом. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. Требование лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда о вызове эксперта обязательно для руководителя предприятия, учреждения или организации, где работает эксперт. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта».

Судебно-психологическая экспертиза аффекта и основной вопрос который решается на данной экспертизе: «Находился ли обвиняемый (подсудимый в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии аффекта?»

Понятие аффекта.

Аффе́кт (лат. affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Аффекты отличают от эмоций, чувств и настроений [1] . Таким образом аффект по своей структуре является сложным психическим процессом, который можно охарактеризовать как «стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненному сознательному волевому контролю разрядку в действии» [2] .

По свое психологической структуре аффект является сложным психическим процессом взрывного характера, который очень стремительно и бурно протекает, и который может дать неконтролируемую и не подчиненную волю сознательному разрядку в совершение действия.

Общая характеристика аффекта.

Основными характеристиками аффекта являются сужение и помрачение сознания, что приводит к ослаблению способности человека сознавать свои действия, снижается самоконтроль и становиться затруднительным управление своими действиями. Поэтому в состоянии аффекта человек может совершить действия, на которые он не смог бы совершить в состоянии покоя.

Однако нужно помнить, что в состоянии аффекта человек находится не полностью в бессознательном состоянии, а нужно учитывать тот факт, что у него отсутствует ясное понимание цели совершаемого действия и при этом у него затруднен контроль над своим поведением.

В состоянии аффекта в организме человека происходят сильные вегетативные изменения: меняется частота дыхания, сердечно-сосудистая деятельность, пульс, артериальное давление, повышается уровень адреналина в крови и т.д.

Также могут наблюдаться внешние признаки такие как резкое побледнение или покраснение кожи лица, изменение в тембре голоса, тремор и неупорядоченное движение рук, дрожание губ, прерывистость голоса и др.

Психологическое рассмотрение аффекта включает в себя анализ условий и тех факторов, которые способствовали возникновению аффекта. Учитываются как личностные, так и возрастные характеристики субъекта, свойства его нервной системы, аффектогенная ситуация.

Виды аффекта.

Физиологический аффект – аффект, вызванный психотравмирующей ситуацией. Характеризуется стремительно и бурно протекающей реакцией взрывного характера. Состоит физиологический аффект из трех фаз:

Первая фаза – появление «субъективного чувства безвыходности» из сложившейся ситуации;

Вторая фаза – аффективный взрыв, характеризующийся сужением сознания и нарушением регуляционной деятельности. На данной стадии происходит сильная энергетическая разрядка;

Третья стадия – психическая и физическая астения (нервно-психическая слабость, усталость).

Кумулятивный аффект – основное отличие от физиологического аффекта в том, что первая фаза обычно растянута по времени, психотравмирующая ситуация может воздействовать на субъекта в течение нескольких месяцев и лет. Тем самым происходит накопление большого эмоционального напряжения и аффективный взрыв может наступить даже из-за не значительного повода.

Читайте так же:  Встречный иск по алиментам на снижение

Диагностика аффекта.

Диагностика аффекта в рамках проведения судебной-психологической экспертизы.

При ретроспективном анализе данных о поведении человека в момент совершения им противоправных действий, достаточно сложно диагностировать состояние аффекта.

Для того что бы диагностировать состояние аффекта необходимо выделить несколько симптомов:

– внезапность возникновения аффекта;

– кратковременный и взрывной характер эмоциональной разрядки;

– интенсивные эмоционально напряжённые переживания;

– изменения сознание, «сужение», концентрация внимания на переживаниях и стресс факторе;

– внешние признаки – изменения в цвете кожи, мимики, речи, тембре голос.

Также в ходе диагностики исследуется:

– ситуация возникновения аффекта;

– индивидуально-психологические особенности личности;

– психофизиологическое состояние накануне возникновения аффекта

Основные требования к эксперту.

  1. Лицо, привлекаемое к проведению судебно-психологической экспертизы, должно иметь высшее психологическое образование и специализированное постдипломное образование по судебной психологии
  2. Эксперт обязан обладать специальными знаниями необходимыми для проведения судебной-психологической экспертизы. Это должны быть знания относительно сущности предмета экспертизы, особенно подчеркнуть нужно то, что эти знания не должны быть только теоретическими.
  3. Знания, используемые для анализа объекта исследования, а также средства психодиагностики и психологического анализа должны быть научно обоснованными, внедренными в практику и составлять часть профессионального опыта.

Права и обязанности эксперта-психолога.

Одной из основных задач эксперта-психолога является дача объективного заключения, в основу которого положено проведенное исследование в соответствии с его специальными знаниями по вопросам, поставленным перед ним. При этом каждый эксперт комиссии несет ответственность за данное заключение согласно ст. 80 УПК РФ в соответствии со ст. 204 УПК РФ.

Эксперт также обязан:

  1. Явиться по вызову органа назначившего экспертизу, на допрос и дать правдивые показания по поводу проведенного исследования ст. 205 УПК РФ;
  2. Заявить самоотвод при наличии оснований в соответствии со ст. 70 УПК РФ;
  3. Не разглашать данные предварительного расследования без разрешения органа дознания, следователя, прокурора в соответствии со ст. 57 УПК РФ;
  4. Если вопросы выходят за рамки специальных знаний эксперта, то эксперт обязан сообщить в письменном виде о не возможности дать заключение ст. 57 УПК РФ.

Эксперт имеет право согласно ст. 57 УПК РФ:

  1. Знакомиться с материалами уголовного дела;
  2. Ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов;
  3. Участвовать с разрешения дознавателя, следователя и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;
  4. Давать заключение в пределах своих компетенций
  5. Приносить жалобы на действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права;
  6. Отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний [4] .
  1. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. Сафуанов Ф.С. –
    М., 1998.
  2. Аффект: практика судебной психолого-психиатрической экспертизы. Хрестоматия / Авторы-составители Ф. С. Сафуанов, Е. В. Макушкин. — М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В. П. Сербского» Минздрава России, 2013.
  3. Основы обшей психологии. Рубинштейн С.Л., 1946.
  4. Энциклопедия полиграфа. Учебное пособие. А.В. Лосев, А.А. Фон Миллер, К.И. Рябов, Р.Р. Садеков, Р.Ф. Латыпов, 2016.

Игорь Фомичев, клинический психолог,

эксперт в «Центр специальных исследований и экспертиз».


Источник: http://www.psy-expert.ru/publ/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0/

ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Судебно-психологическая экспертиза личности обвиняемого

Наверное, каждый из ранее рассмотренных подвидов СПЭ может в известной мере претендовать на подобное название, поскольку практически в любом случае проводится экспертное исследование личности испытуемого. Однако, СПЭ личности обвиняемого имеет свою собственную задачу — создание объективного “психологического портрета» подэкспертного: выявление его индивидуально-психологических особенностей, способствующих выявлению внутренних механизмов его поведения, психологических мотивов противоправных поступков. СПЭ никоим образом не выходит за пределы своей научной компетенции, исследуя мотивы противоправного деяния, поскольку рассматривает мотив как элемент целостной мотивационной системы человека, что не сводится к юридической оценке мотивов преступления.

На разрешение экспертизы рекомендуется ставить следующий вопрос:

Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого (интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые, мотивационные) могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

В качестве примера рассмотрим СПЭ, проведенную в отношении П., обвиняемого по ст. 102 УК РФ (старая редакция кодекса).

На разрешение экспертизы был поставлен вопрос о том, какие индивидуально-психологические особенности П. могли существенно повлиять на его поведение в период совершения последнего преступления.

Согласно школьной характеристики, П. “ученик средних способностей, очень обидчив, самонадеян, груб и резок”. В период службы в органах МВД проявил себя по-разному: если в начале службы характеризовался как “ чуткий, отзывчивый, грамотный и инициативный”, то впоследствии проявил себя с отрицательной стороны: ”к служебным обязанностям относился недобросовестно, совершал прогулы, вступал в конфликты, нарушал законность, разбирался на суде офицерской чести”. Был уволен в связи с тем, что перестал выходить на службу. Работая впоследствии в горпромкомбинате, “не проявил организаторских качеств, был неисполнителен” (хотя утверждал, что сможет перестроить производство, наладить выпуск новой продукции). Знакомые и сослуживцы характеризовали П. как “высокомерного, считавшего себя лучше других, самоуверенного, тщеславного, любившего выставлять свое Я”. Из заключения амбулаторной и стационарной судебно-психиатрических экспертиз следовало, что П. в отношении инкриминировавшихся ему деяний следовало признать вменяемым”.

В процессе экспериментально-психологического исследования было установлено, что у П. имела место психомоторная ригидность, инертность нервных процессов и их выраженная неуравновешенность в сторону возбуждения. Ему свойственны также склонность к дисфориям (мрачно-озлобленным состояниям с повышенной чувствительностью к любому внешнему раздражителю, преобладанием ожесточенности и взрывчатости), злопамятность, подозрительность, агрессивность, самоуверенность, тенденция к фиксации на отрицательных эмоциональных переживаниях. Отмечались низкий уровень самоконтроля, замкнутость, эгоцентризм, высокая личностная тревожность, ненадежность моральных установок, непризнание авторитетов. В конфликтных и затруднительных ситуациях склонен к агрессивности, а также подвержен отрицательным эмоциональным состояниям (типа психической напряженности и фрустрации). Самооценка и уровень притязаний П. значительно завышены.

Анализ материалов дела и результатов экспертного исследования показал, что на поведение П. в период совершения убийства жены высокопоставленного чиновника, помимо вышеперечисленных индивидуально-психологических особенностей, могли существенно повлиять состояние фрустрации в связи с хронической неудовлетворенностью его потребностей и притязаний, обостренное соматическим заболеванием (туберкулезом) и алкогольным опьянением.

Читайте так же:  Виды притворных сделок

Источник: http://yurpsy.com/files/ucheb/engal/08.htm

Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого и мотивов противоправных действий

Содержание материала

Судебно-психологическая экспертиза мотивов противоправных действий

С точки зрения психологии, мотив — важнейшая характеристика содеянного и деятеля, и не случайно в новом УК этот пробел в значительной степени устранен. В частности, в перечне смягчающих и отягчающих обстоятельств описанию мотивов уделяется сейчас больше внимания. Например, выделен мотив сострадания. Описание мотивов и целей появилось и во многих нормах Особенной части УК, в которых оно ранее отсутствовало. Устранены неадекватные с точки зрения психологии трактовки понятий мотива и цели, их смешение.

Мотив — признак субъективной стороны преступления. Его установление необходимо для разграничения составов, имеющих сходные признаки — например, хулиганство и причинение легких телесных повреждений и др. В ряде случаев выяснение мотива имеет значение для доказывания виновности. Как уже указывалось, мотив преступления может учитываться в качестве отягчающего или смягчающего ответственность обстоятельства, свидетельствовать об отсутствии в действиях виновного общественной опасности. Однако необходимо учитывать, что представления о том, что такое мотив поведения в праве и психологии совпадают не полностью.

В психологии под мотивом понимается побуждение к деятельности, направленной на удовлетворение потребностей субъекта, предмет (материальный или идеальный), ради которого деятельность осуществляется.

Уголовное право для обозначения мотивов поведения оперирует такими обобщенными понятиями как месть, корысть, ревность, хулиганские побуждения, неприязненные отношения и др. Некоторые из этих понятий могут включать в себя самые различные психологические мотивы. Например, корыстные действия с психологической точки зрения могут быть мотивированы стремлением к обогащению, завистью, потребностью в самоутверждении, стремлением вести праздный образ жизни, страстью к развлечениям, азартным играм, потребностью в удовлетворении труднопреодолимых влечений (например, к алкоголю или наркотикам). Исследование психологических мотивов деяния углубляет познание юридически значимых побуждений, лежащих в основе правонарушения.

Все психологические мотивы можно разделить на устойчивые, превратившиеся в силу этого в свойства характера, и ситуативно возникающие.

Для установления мотивов, относящихся к первой категории требуется детальное изучение условий жизни обвиняемого, его образа жизни, направленности его личности, свойств и черт характера.

Выделим по крайней мере три группы случаев, когда использование этих знаний необходимо для установления мотива деяния:

    1. когда деяние (чаще всего насильственное или нарушающее общественный порядок) связано с мотивом самореализации при ослаблении самоконтроля. Такому лицу не нужен повод, оно действует по внутреннему сценарию и как бы себя ни вела намеченная жертва, характер действий субъекта от этого не изменится;
    2. возможно сочетание потребности в самореализации с имеющимся уже опытом аналогичного безнаказанного поведения; сложившийся стереотип способствует снятию самоконтроля и стимулирует преступные действия даже в неблагоприятной для них ситуации;
    3. иллюзия «безмотивное» может возникнуть и в случаях тщательно спланированных преступлений, т.к. реализация преступного намерения и здесь может быть не связана с поведением потерпевшего, которое непосредственно предшествовало преступлению.

Подчеркивая большое значения установления мотивов по конкретным уголовным делам, в том числе с использованием профессиональных психологических знаний, необходимо учитывать, что психолог диагносцирует наличие того или иного мотива, упомянутого законом, именно как факт, не прибегая к оценочным суждениям о его соотношении с нравственными и правовыми ценностями. В компетенцию СПЭ не входит оценка мотивов, например, с точки зрения их «низменности». Он может дать содержательную оценку потребности, лежащей в основе мотива поведения, установить сам мотив, как побуждение к определенным действиям. Оценивать же мотивы с точки зрения морали и нравственности не входит в его компетенцию. То, что исследуется преступное деяние, эксперт просто принимает к сведению.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/sudebno-psichologicheskaya-ekspertiza-individualno-psichologicheskich-osobennostey-obvinyaemogo-i-motivov-protivopravnich-deystviy/sudebno-psichologicheskaya-ekspertiza-motivov-protivopravnich-deystviy

Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе

Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом — экспертом на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем или судом будет являться доказательством по уголовному делу.

Предметом судебно-психологической экспертизы является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.

Объектом судебно-психологической экспертизы является психическая деятельность здорового человека.

В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля).

К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

— установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий, руководить ими;

— установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

— установление способности потерпевших по делам об изнасиловании (в том числе малолетних и несовершеннолетних) правильно понимать характер и значение совершенных с ними действий и оказывать сопротивление;

— установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных эмоциональных непатологических состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способных существенно влиять на его сознание и деятельность;

— установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству, и определение возможных причин возникновения этого состояния;

— установление ведущих мотивов в поведении человека и мотивации отдельных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;

— установление индивидуально-психологических особенностей подэкспертного, способных существенно повлиять на его поведение и на формирование у него намерения совершить преступление;

Видео (кликните для воспроизведения).

— установление структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности ее участников, которые позволяют занимать лидирующее или какое-либо иное положение в группе.

Читайте так же:  Просьба в апелляционной жалобе

Кроме того, проводятся судебно-психологические экспертизы (СПЭ), направленные на определение наличияили отсутствия у лица, управлявшего техническим устройством, психического состояния, существенно повлиявшегона его способность управлять им (на транспорте, на производстве).

Новое применение получила в последнее время СПЭсоциально-психологической структуры преступной группы, эту экспертизу используют в отношении участников организованных преступных формирований.

В компетенцию судебно-психологической экспертизы не входит оценка юридических признаков субъективной стороны преступления, юридическая квалификация, моральная оценка личности и поведения подэкспертного, решение вопросов медицинской диагностики. Юридическое основание для производства судебно-психологической экспертизы — соответствующее постановление следователя или определение суда.

При назначении судебно-психологической экспертизы должны быть правильно сформулированы вопросы, ставящиеся перед экспертом. Они не должны выходить за рамки его профессиональной компетенции, в частности носить правовой характер.

Так, недопустима подмена психологических понятий (физиологический аффект, эмоциональное состояние, эмоциональная реакция) правовыми, например: «внезапно возникшее сильное душевное волнение».

Перед экспертом-психологом не могут быть поставлены вопросы относительно достоверности показаний допрашиваемых лиц.

Формулируя вопросы, необходимо учитывать: 1) общий предмет, объекты и научно-методические возможности СПЭ; 2) уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминалистическое значение фактов, устанавливаемых с помощью заключения экспертов и 3) конкретные обстоятельства дела, в которых возникли повод и основание для назначения СПЭ.

Основная функция вопросов, ставящихся на разрешение экспертов, состоит в том, чтобы с максимальной точностью и полнотой раскрыть перед ними предмет назначаемой экспертизы. Понятно, что исчерпывающий список вопросов составить невозможно, поскольку для этого потребовалось бы проанализировать все без исключения уголовные дела, по которым СПЭ не является исчерпывающей и нуждается в совершенствовании; так и предлагаемые экспертам по каждому виду СПЭ вопросы следует рассматривать только как типовые, нуждающиеся в уточнении и конкретизации.

Любые психологические исследования в рамках судебно-психологической экспертизы состоят из следующих этапов:

— изучение экспертом поставленных перед ним вопросов и уяснение предмета судебно психологической экспертизы;


— постановка задач исследовательского характера;

— отбор методов исследования в соответствии с поставленными задачами;

— непосредственное проведение исследования;

а) психологический анализ материалов уголовного дела;

б) наблюдение за подэкспертным;

в) беседы с подэкспертным;

г) применение инструментальных методов исследования индивидуально-психологических особенностей подэкспертного;

— анализ и обработка полученной информации;

— работа со специальной литературой;

— составление заключения эксперта.

Заключение эксперта наряду с другими фактическими данными является доказательством по уголовному делу.

В соответствии со статьей 73 УПК РФ в предмет доказывания по уголовным делам входят мотивы преступления. Однако это обстоятельство по сравнению с другими наиболее трудно для исследования, поскольку мотивы не всегда осознаются преступником либо подменяются им социально приемлемой мотивировкой.

По некоторым делам практически отсутствуют прямые доказательства мотива преступления. Для их установления недостаточно обычных, традиционных доказательств. Такие преступления часто относят к безмотивным. Но поскольку полностью безмотивных преступлений не бывает, для выяснения мотива преступления следует использовать специальные познания в области психологии.

Судебно-психологическая экспертиза помогает полнее познать личность обвиняемого и мотивы его криминогенного поведения. С целью уменьшения ошибок, допускаемых иногда судами при квалификации преступлений, целесообразно обязательное проведение такой экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних, при неосознаваемых мотивах взрослых преступников и при наличии данных, дающих основание полагать, что преступление было обусловлено аффектогенным мотивом.

При помощи судебно-психологической экспертизы удается объяснить поведение обвиняемого, выяснить его психологическую установку и стимулы, побудившие его к действию.

Эксперты-психологи определяют мотив преступного поведения как процесс, отражающий влияние внешних и внутренних факторов на поведение человека. Их задача сводится к исследованию потребностей, убеждений, психических свойств личности, влияния среды. С учетом данных обстоятельств они могут дать ответ, что данный мотив чужд конкретной личности.

Таким образом, судебно-психологическая экспертиза в состоянии дать полную характеристику личности обвиняемого, без исследования которой нельзя установить юридический мотив совершения преступления по некоторым категориям дел.

Уголовно-правовое значение судебно-психологической экспертизы заключено в том, что она способствует установлению признаков личности, которые являются элементами состава преступления: возраста, внезапно возникшего сильного душевного волнения, беспомощного состояния потерпевшего, мотива преступления.

Судебно-психологическая экспертиза — одно из средств, обеспечивающих соблюдение уголовно-процессуального закона при производстве предварительного расследования и рассмотрения дела в суде.

В целом же судебно-психологическая экспертиза способствует раскрытию и расследованию преступлений. Данные, полученные в ходе экспертного исследования, также помогают правильной организации процесса оказания исправительного воздействия на лицо, совершившее преступление.

Необходимость получения дополнительной информации помимо диагноза заболевания и заключения о вменяемости диктуется гуманистической направленностью судопроизводства. Судьи, заинтересованные в определении меры наказания и тактики исправления, которые будут максимально способствовать ресоциализации преступника, нуждаются в характеристике его индивидуальности не только с правовых, но и с социально-психологических позиций. Действительно, такие свойства, как эмоциональная несдержанность психопатов, внушаемость олигофренов, утомляемость и аффективная взрывчатость лиц с остаточными явлениями органического поражения мозга, повышенная чувствительность страдающих неврозами, могут обусловливать наклонность к эксцессам, некритичное отношение со стороны непосредственного окружения, снижение прогностических возможностей мышления и ослабление волевого регулирования поведения. У этих лиц иначе формируется чувство вины, и способ восприятия исправляющего влияния властных санкций, которые связаны с наказанием, отличается от обычного. Названные свойства должны быть учтены и использованы для обоснования применения конкретных мер воздействия.

Источник: http://megaobuchalka.ru/5/14671.html

Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых

Не существует единого мнения о том, специалисты какого профиля должны исследовать вопрос о возрастной вменяемости. Как полагает. В. Исаенко [17, с. 47], прийти к наиболее полному выводу о наличии у несовершеннолетнего душевного заболевания, интеллектуальной недостаточности, личностной незрелости с отставанием эмоционально-волевой сферы позволяет только одновременное участие в работе экспертной комиссии психиатров и психологов. Когда они дают свое заключение раздельно, то неизбежно возникает необходимость проведения дополнительной итоговой экспертизы. В. Исаенко приводит в качестве примера случай Карамышева — убийцы и грабителя, которого психологи признали соответствующим 10—13-летнему психическому развитию и не могущим осознавать свое поведение, а психиатры — вменяемым. Комплексная экспертиза определила его развитие как соответствующее возрасту 14—16 лет.

Читайте так же:  Нарушение права на защиту является основанием

В одних регионах превалирует мнение о ведущей роли психиатров в данном виде экспертиз, в других устоялась точка зрения, что участие в экспертизе психологов и психиатров равнозначно. По мнению В. Исаенко, в таких экспертизах ведущая роль должна принадлежать психологам.

У психологов и психиатров при комплексной экспертизе зачастую нет единых подходов в оценке психического состояния несовершеннолетнего, отсюда и разные выводы. Еще не выработаны четкие критерии определения соответствия психологического развития несовершеннолетних их возрасту. Психологи не всегда указывают, какому возрасту соответствует уровень развития испытуемого при установленном факте его отставания. Кроме того, в своем заключении они не используют термины «вменяем» или «невменяем», а дают следователю лишь формулу, что, конечно же у правоприменителей вызывает определенные затруднения.

Осознание несовершеннолетним своих действий включает в себя правильное понимание объективного содержания собственного поведения, целей совершаемых действий, предвидение прямых и косвенных последствий, оценку собственного поведения с точки зрения действующих в обществе социальных норм, в первую очередь права и морали. Способность его руководить своими действиями состоит из возможности свободно выбирать цели действий и способы, с помощью которых они достигаются. Это приобретается несовершеннолетним в процессе достижения интеллектуального развития, зрелости личности и является одновременно показателем состояния психического развития. Судебно-психологическая экспертиза помогает вскрыть возрастную симуляцию со стороны несовершеннолетнего.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних призвана решать вопросы наличия или отсутствия отставания неболезненного характера в психическом развитии несовершеннолетнего, его способности осознавать свои действия и руководить ими в процессе совершения инкриминируемого деяния. Для этого необходима глубокая диагностическая работа не только с интеллектуальными свойствами, но и с разнообразными личностными компонентами: акцентуациями, волевой сферой, моти- вационно-потребностной сферой и т.д.

Е.А. Чериканова считает, что особое внимание необходимо уделить уровню развития самосознания подростка как важнейшей составляющей в становлении личности, базиса формирования социальной позиции, усвоения морально-нравственных ценностей, осознания себя, своего положения в обществе, своих поступков и возможности их контролировать. Для изучения самосознания несовершеннолетних правонарушителей ею был ва- лидизирован «Опросник самоотношения» В.В. Столина для исследуемого возраста (14—16 лет), а также использован вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль), разработанный Г.С. Никифоровым, В.К. Васильевым, С.В. Фирсовым. Полученные результаты в выборке несовершеннолетних правонарушителей были сопоставлены с данными контрольной группы, состоящей из адаптированных детей. На основе этого сопоставления были выделены критерии, по которым можно судить о сформированности самосознания несовершеннолетнего, его способности осознавать свои действия во время совершения правонарушения и возможности руководить ими [83, с. 179—181].

Процедура экспертизы позволяет, как уже было отмечено выше, провести углубленную диагностическую работу, но не решает проблему профилактики и борьбы с растущей преступностью несовершеннолетних. Для решения этой проблемы необходима специальная работа психолога с несовершеннолетними, находящимися в группе риска. Объектом работы могут быть дети с аморальными установками, дети, склонные к антисоциальным поступкам, уже совершившие проступок или преступление. Возможны различные формы работы: индивидуальные и групповые. Нами предложен вариант групповой работы — тренинговое занятие. Выделены цели и задачи работы, разработана программа проведения тренинга.

Целью психокоррекционной работы психолога является устранение дефектов в сфере, относящейся к правопослушному поведению, в частности, дефектов самосознания, таких, как самопонимание, самооценка, самоконтроль. Поведение большинства несовершеннолетних правонарушителей обусловлено недостаточной развитостью и адекватностью этих компонентов. Поэтому работа по углублению и расширению сферы самосознания может привести к более успешной адаптации подростка в социуме, научить его нести ответственность за свою жизнь и свои поступки.

Известно, что ложь — явление многомерное, противоречивое, малоизученное и очень индивидуализированное. Как пишет М.В. Стексова [74], исходя из исследований американских психологов лжецы в большинстве своем являются социально плохо приспособленными, дезадаптированными. В то же время они теряют доверие окружающих именно из-за данного качества, что и ведет к дезадаптации. Но есть и еще одна грань этого вопроса: когда ложь выступает как способ приспособления в новых условиях. Большинство людей, в том числе и подростков, которые лгут, менее социально приспособлены, а ложь для них служит первым шагом к асоциальному поведению, а, возможно, и к преступлению.

В исследованиях П. Экмана были выявлены два вида плохой социальной адаптации — отклоняющееся поведение и склонность к агрессии, для которых ложь была наиболее характерной. Дети, склонные ко лжи, чаще употребляют алкоголь и наркотики, проявляют упрямство, устраивают пожары, а иногда ложь выступает не как способ достижения определенной цели, а как сама цель.

Часто лживость — один из симптомов болезни. Дети, страдающие так называемой «псевдоложью», живут в выдуманном или фантастическом мире, и никакие меры педагогического воздействия им не помогают. Такие дети нуждаются в длительной медико-педагогической помощи, нередко в условиях специального санатория или санаторно-летней школы.

Бывают случаи, когда лживость ребенка возникает как защитная реакция на собственные жизненные проблемы (низкая самооценка). Они нуждаются в поддержке специалистов (да и просто добрых, тактичных людей), которые способны помочь им обрести веру в себя, в свои силы. Не задевая больных струн души, нужно объяснить, что ложь не лучший способ преодоления трудностей.

Как известно, подростки обидчивы, самолюбивы и в определенных ситуациях безжалостны. Бывает, что они даже оговаривают людей. Иногда подростки сохраняют склонность к фантазированию, характерную для детей младшего возраста, придумывают неправдоподобные истории, в которых отводят себе главную роль. По мере взросления этот вид лживости проходит.

Читайте так же:  Доверенность на выезд украина за границу

У подростков сильно выражена реакция самоутверждения, поэтому некоторые из них постоянно приукрашивают рассказы о своих похождениях, чтобы получилось поинтереснее и посмешнее. Многие стремятся произвести на собеседника хорошее впечатление, выглядеть в его глазах исключительной личностью,

«крутым парнем», «бывалым человеком», «неотразимой красавицей», «большой умницей» и т.д. [74, с. 162—164].

Инфантильные со слабой критичностью дети нередко заражены «хлестаковщиной»: они лгут потому, что им нравится сам процесс вранья. Приукрашивание своих достоинств, создание себе определенной репутации может отступать у них на второй план. Они выдумывают фантастические истории, к ним никакого отношения не имеющие, по ходу рассказа мгновенно импровизируя, забывая о деталях и необходимости хоть как-то связывать концы с концами в своем рассказе. Их легко разоблачают, но они не смущаются и продолжают врать «как ни в чем не бывало».

Иногда подростки лгут, чтобы потешить свое самолюбие. Они придумывают какие-то события, «перепрыгивают» известные факты, сознательно обманывая, как они считают, простаков. Они получают большое удовольствие тогда, когда люди верят в их рассказы, нередко рассматривая свою способность к обману как средство манипулирования людьми, строящееся на интересе и тонком обмане доверчивых людей.

М.В. Стексова [74] пишет, что данным списком мотивы лжи не ограничиваются, но именно эти мотивы наиболее часто встречаются среди подростков. Наряду с многообразием мотивов лжи существует немалое количество причин, по которым у некоторых людей, в том числе и у подростков, склонность ко лжи развивается в большей степени. Одни из таких причин коренятся в личности ребенка, взрослого, другие — в его окружении. Некоторые зависят от возраста, и при разоблачении лжи следует дифференцированно подходить к подросткам с учетом вида и способа реализации лжи (вида лживости) и ее мотивации.

Источник: http://studref.com/456951/pravo/osobennosti_sudebno_psihologicheskoy_ekspertizy_nesovershennoletnih_obvinyaemyh_podozrevaemyh

Экспертиза личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей

Экспертиза личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей является разновидностью судебно-психиатрической экспертизы, основной целью которой является анализ дееспособности обследуемого. Данное исследование выясняет, был ли способен обследуемый здраво оценивать ситуацию, взвешенно принимать решения и осознавать их возможные последствия.

Данный вид экспертизы представляет собой один из важнейших инструментов следственного и судебного процесса. На основании выводов, полученных экспертом, определяется дальнейшая судьба лиц, проходящих обследование. Заключение, сформулированное экспертом, носит доказательную силу и рассматривается судом в составе доказательной базы по рассматриваемому делу.

Экспертиза личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей предназначена для выявления особенностей характера обследуемых граждан, а также для формирования личностной оценки в целом. Исследование помогает пролить свет на мотивы и причины преступного поведения человека, проходящего обследование. Определение мотивов преступления подчас играет основную роль в расследовании. Если мотивы преступника неочевидны, их выявлению может способствовать квалифицированный эксперт.

Эксперт составляет свое профессиональное мнение на основании имеющихся у него особых знаний в области психологии. Залогом же объективности суждений эксперта является научная природа используемых им методов.

Основные направления работы специалиста в области экспертизы личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей

Задачи исследования ставятся на основании обстоятельств дела, а также целей проводимой экспертизы. В каждом отдельном случае перечень задач составляется индивидуально. Однако, чаще всего эксперту, проводящему анализ, приходится решать следующие задачи:

Процедура проведения экспертизы личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей

Порядок осуществления данного исследования согласован с общей процедурой проведения судебно-психологических экспертиз. Он состоит из следующих этапов:

  • На первом этапе специалист, осуществляющий экспертизу личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, анализирует предмет предстоящего исследования и тщательно изучает поставленные перед ним вопросы.
  • Следующим этапом является определение задач предстоящего исследования.
  • Исходя из задач исследования, эксперт подбирает необходимые диагностические методы.
  • Далее следует основное этап экспертизы – непосредственное проведение исследования, по результатам которого составляется экспертное заключение, являющееся главным документом и результатом экспертизы.

Процесс проведения основного этапа экспертизы личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, как правило, включает в себя следующие стадии:

  • Анализ всех предоставленных эксперту материалов через призму психологического состояния исследуемого.
  • Наблюдение за лицом, проходящим экспертизу, и анализ полученных данных.
  • Проведение бесед с обследуемым лицом.
  • Использование выбранных аналитических методов исследования с целью определения индивидуальных психологических характеристик обследуемого лица.
  • Обработка полученных в результате исследования данных, анализ информации и формулирование предварительных выводов.
  • Изучение специальной литературы и проверка предварительных выводов.
  • Подготовка материалов для составления экспертного заключения.

Правовые основы проведения экспертизы обвиняемого, потерпевшего, свидетелей

Согласно Федеральному закону № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года, регулирующему деятельность эксперта в нашем государстве, эксперту надлежит быть независимым, объективным и нести полную ответственность за составленное им заключение.

Статья 7 данного Федерального закона утверждает независимость эксперта от лиц, назначивших проведение исследования, сторон по делу или любых других граждан и организаций.

Статья 8 Федерального закона предписывает эксперту объективность при вынесении суждений по рассматриваемому им делу.

Статья 16 Федерального закона описывает обязанности специалиста, осуществляющего проведение экспертизы.

Статья 17 Федерального закона содержит перечень прав, которыми обладает эксперт.

Вопросы, на которые дает ответы специалист в области экспертизы обвиняемого, потерпевшего, свидетелей

Залогом успешного проведения экспертизы личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей является тщательная и правильная формулировка вопросов, адресованных эксперту. Данные вопросы должны лежать строго в рамках профессиональной компетенции эксперта, так как специалист, отвечая на них, не может высказывать мнение о вещах, лежащих за пределами его познаний. Кроме того, недопустимо использование правовых понятий вместо психологических терминов, например словосочетания «неожиданно возникшее волнение» вместо «аффект», «эмоциональная реакция» и так далее. Допустимо адресовать эксперту, проводящему исследование, следующие типы вопросов:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://sudexpa.ru/expertises/ekspertiza-lichnosti-obviniaemogo-poterpevshego-svidetelei/

Судебно психологическая экспертиза обвиняемого
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here