Судебное разбирательство в конституционном судебном процессе

Сегодня мы раскроем тему: "Судебное разбирательство в конституционном судебном процессе", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Судебное разбирательство в Конституционном Суде Российской Федерации

Судебное разбирательство является основной стадией конституционного судебного процесса, поскольку именно в его ходе осуществляется правосудие, заявитель реализует свои процессуальные права, представляет доказательственные материалы, а Конституционный Суд РФ исследует доказательства и выносит решение по существу спора. На стадии судебного рассмотрения обращения четко проявляются принципы конституционного судопроизводства: гласность, устность, коллегиальность, состязательность и равноправие сторон, независимость судей и Суда и др.

Разбирательство дела в ходе заседания Конституционного Суда РФ складывается из совокупности процессуальных действий. В рамках данной стадии выделяют:

  • • подготовительную часть судебного разбирательства;
  • • рассмотрение дела по существу;
  • • вынесение Судом решения [1] .

Подготовительная часть судебного заседания имеет важное значение для успешного разбирательства дела. Она предназначена для создания и проверки условий отправления правосудия в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ о Конституционном Суде. Процессуальные действия, включенные в подготовительную часть судебного разбирательства, можно разделить на несколько групп. Эти действия направлены: 1) на открытие судебного заседания и проверку явки его участников в Суд; 2) установление законности участия в судебном разбирательстве всех его субъектов; 3) разъяснение участвующим в деле лицам их прав; 4) обеспечение необходимых средств доказывания.

Подготовительная часть судебного разбирательства начинается с открытия в назначенное время председательствующим заседания Суда и объявления им, какое дело подлежит разбирательству. Местом судебного разбирательства является место нахождения Конституционного Суда РФ — г. Санкт-Петербург, Сенатская пл., д. 1.

Заседания Конституционного Суда РФ проводятся в торжественной обстановке. При входе судей в зал судебных заседаний, а также при выходе их из зала присутствующие встают.

Председательствующий в заседании Конституционного Суда в назначенное время констатирует правомочность состава Конституционного Суда принимать решения, — не менее 2/3 от общего числа судей. При наличии кворума председательствующий открывает заседание и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.

Далее проверяется явка в Суд сторон и их представителей, а также других участников процесса, их полномочия. В зале судебного заседания оглашаются результаты этой проверки, которые протоколируются и приобретают важное процессуальное значение. В зависимости от них и с учетом мнения явившихся на судебное заседание решается вопрос о продолжении судебного разбирательства. Согласно ч. 2 ст. 57 ФКЗ о Конституционном Суде в случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. Если Конституционный Суд РФ признает невозможность рассмотрения дела, его рассмотрение откладывается.

Председательствующий объявляет состав суда, сообщая, кто является судьей-докладчиком по делу.

На подготовительной стадии разбирательства рассматривается также вопрос об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела. Согласно ч. 1 ст. 56 названного Закона основаниями для отвода судьи являются следующие обстоятельства:

  • • ранее в силу должностного положения судья участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;
  • • объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон.

При наличии таких обстоятельств судья обязан заявить самоотвод до начала слушания дела. Отвод может быть заявлен не только сторонами, но и другими судьями на любой стадии рассмотрения обращения, когда стало известно об обстоятельствах, предусмотренных ст. 56 ФКЗ о Конституционном Суде. Вопрос об отводе и о самоотводе судьи всегда решается с участием этого судьи, и он не только дает объяснение по поводу заявленного отвода или самоотвода, но и участвует в голосовании. Об отстранении судьи от участия в деле выносится мотивированное определение. В случае отстранения от участия в деле судьи, являющегося докладчиком по делу, Суд принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.

На подготовительной стадии судебного разбирательства основная тяжесть всей работы приходится на долю председательствующего, выполняющего свойственные только ему и определенные ФКЗ о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации организационно-распорядительные функции.

Председательствующий обязан обеспечить реальное осуществление участниками процесса предоставленных им законом прав. Выполняя эту обязанность, председательствующий должен прежде всего разъяснить им эти права. Такие разъяснения даются в подготовительной части судебного разбирательства отдельно каждому участвующему в деле лицу.

Помимо разъяснения прав названным участникам процесса председательствующий должен разъяснить права и ответственность вызванным на судебное заседание экспертам. Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений (ч. 2 ст. 63 ФКЗ о Конституционном Суде).

Разъяснение прав участникам процесса в ходе подготовительной части судебного разбирательства не исчерпывает обязанностей председательствующего по обеспечению этих прав. В ходе судебного заседания он должен постоянно принимать меры для их реального осуществления, а также совершать иные процессуальные действия, направленные на эффективное рассмотрение дела. В соответствии со ст. 58 ФКЗ о Конституционном Суде председательствующий руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.

Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего по предложению стороны или любого из судей могут быть пересмотрены Конституционным Судом РФ на том же заседании.

Читайте так же:  Как подать мировое соглашение в арбитражный суд

Заседания Конституционного Суда РФ проходят открыто. Регламент определяет порядок допуска в зал судебных заседаний заинтересованных лиц.

Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду РФ и принятым им правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания; не перемещаться во время заседания Конституционного Суда РФ по залу, не разговаривать, не отпускать реплики; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.

Лицо, нарушающее порядок заседания или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Конституционного Суда РФ после предупреждения может удалить публику, если ею допущено нарушение, мешающее нормальному ходу заседания.

Закрытое заседание может быть назначено Конституционным Судом РФ, если это необходимо:

  • • для сохранения охраняемой законом тайны;
  • • обеспечения безопасности граждан;
  • • защиты общественной нравственности.

На закрытом заседании присутствуют судьи, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда РФ, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.

Дела на закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.

Рассмотрение дела по существу — центральная часть стадии судебного разбирательства. Разрешая дело по существу, Конституционный Суд РФ следует установленным законом требованиям к содержанию, последовательности, времени совершения определенных действий Судом и иными участниками процесса.

Разбирательство дела осуществляется устно. Устность судебного разбирательства дела в Конституционном Суде РФ означает следующее:

  • • все сведения, составляющие содержание доказательств, должны быть оглашены и прозвучать в зале судебного заседания;
  • • разбирательство дела представляет собой судоговорение, в котором участвуют стороны, их представители, за которым наблюдает публика;
  • • ни одно доказательство, изученное Судом молча, не может быть упомянуто в решении.

В некоторых случаях ФКЗ о Конституционном Суде допускает разрешение дел без проведения слушаний (ст. 47‘).

Письменное производство без проведения публичного слушания распространяется не на все дела, тем не менее круг их широк. Практически все категории дел, связанные с нормоконтролем, могут быть рассмотрены в письменном производстве, за исключением федеральных конституционных законов, федеральных законов и конституций (уставов) субъектов РФ. Если они проверяются в порядке абстрактного нормоконтроля, то обязательно предварительное публичное слушание этой категории дел. Но по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность законов без проведения слушаний. Основание для такого процесса одно: вывод Конституционного Суда РФ о том, что оспариваемые положения аналогичны нормам, ранее признанным его постановлениями не соответствующими Конституции РФ, или что оспариваемая норма, ранее признанная сохраняющим силу постановлением Конституционного Суда РФ неконституционной, применена судом в конкретном деле, а подтверждение неконституционности нормы Судом необходимо для устранения фактов нарушения конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Практика письменного судопроизводства в конституционных судах (усеченного, без публичного слушания) распространена во многих зарубежных странах, например в Бельгии, Южной Корее. В немецком конституционном производстве по жалобам письменная процедура стала правилом, а устное производство — исключением [4] .

Как отмечалось выше, согласно ФКЗ о Конституционном Суде заявители и органы власти, принявшие оспариваемый закон, могут ходатайствовать о том, чтобы намеченный без проведения слушаний порядок разрешения дела был изменен и дело вынесено на рассмотрение на открытом судебном заседании. В этом случае производство будет публичным с участием сторон и оглашением всех материалов дела.

На заседании Конституционного Суда РФ исследование по существу рассматриваемого дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся в деле материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. При этом судья-докладчик не вправе излагать свою позицию по существу рассматриваемого дела. Судьи Конституционного Суда РФ могут задавать вопросы судье- докладчику.

По окончании выступления судьи-докладчика Суд заслушивает предложения сторон, обсуждает поставленные вопросы и принимает решение о порядке исследования вопросов дела. Установленный решением Конституционного Суда РФ порядок может быть изменен только самим Судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей по порядку исследования вопросов рассматриваются безотлагательно.

Если к рассмотрению обращения были приглашены эксперты, свидетели и специалисты, то они выступают на заседании после объяснения сторон. В соответствии со ст. 63 ФКЗ о Конституционном Суде на заседание Суда в качестве эксперта может быть вызвано лицо, обладающее специальными познаниями в вопросах, касающихся рассматриваемого дела. Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений. После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей и сторон.

В ходе заседания Конституционного Суда РФ по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение. Документы, исследованные Судом, по его решению подлежат приобщению к материалам дела в подлинниках или заверенных копиях.

По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд РФ может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям. Первой выступает сторона-заявитель. Согласно ст. 66 ФКЗ о Конституционном Суде стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся этим Судом.

Если после заключительных выступлений сторон Конституционный Суд РФ сочтет необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.

Читайте так же:  Моральный вред солидарная ответственность

Когда все имеющиеся доказательства по делу, все существенные вопросы, имеющие отношение к делу, полно и всесторонне рассмотрены, председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу оконченным. Окончание слушания дела — это завершающий этап рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ.

Важность принятия решения об окончании слушания дела состоит в том, что оно завершает исследовательскую часть судопроизводства [5] .

Окончание слушания дела фиксируется в протоколе судебного заседания.


Источник: http://studref.com/393740/pravo/sudebnoe_razbiratelstvo_konstitutsionnom_sude_rossiyskoy_federatsii

Судебное разбирательство в Конституционном Суде РФ

Судебное разбирательство в КС РФ происходит, как правило, на основе состязательности (за исключением дел о толковании Конституции РФ).

В некоторых юридических источниках приводится мнение, что процесс в КС РФ отличается от других процессов тем, что стороны связаны как бы общей целью в виде отстаивания конституционных положений, но с разных позиций. Считаем это мнение принципиально неверным, так как конституционный процесс не менее напряжен и внутренне наполнен конфликтами, чем любой другой. Поэтому к процессу адвокат должен готовиться тщательно, так как решение, которое он получает, распространяется не только на его клиента, но и на большое количество других людей.

Также в процессе необходимо учитывать все: квалификацию судей, квалификацию других участников процесса, мировую практику и т.д.

Общие процедурные правила рассмотрения дел в КС РФ регламентируются гл. VII Закона о КС РФ.

Принятие обращения к рассмотрению после его изучения, которое может продлиться в течение 2 месяцев, означает, что производство в КС РФ переходит в новую стадию — назначение и подготовка дела к слушанию.

В ходе назначения дела к слушанию решаются следующие задачи:

  • — выявляется уровень подготовленности материалов дела к их рассмотрению в судебном заседании;
  • — устанавливается последовательность рассмотрения отдельных дел;
  • — определяется, каким составом судей будет рассматриваться дело.

Решение о назначении дела к слушанию принимается КС РФ в заседании КС РФ не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. Принимая решение о назначении дела к слушанию, КС РФ должен указать в нем очередность рассмотрения данного дела в заседании. Общие правила определения очередности приводятся в Регламенте Суда, который предусматривает, что при определении очередности слушания дел Суд исходит из последовательности поступления обращений. В случаях, не терпящих отлагательства. Суд может изменить очередность либо отложить рассмотрение дела, если по связанному с ним вопросу начато производство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде или ином государственном органе.

В соответствии со ст. 47.1 Закона о КС РФ Суд может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлением КС РФ, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением КС РФ, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение КС РФ неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов в заседании, КС РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков (ст. 49 Закона о КС РФ).

Принятие обращения к рассмотрению влечет за собой проведение Судом подготовительной работы. Работу по подготовке дела к слушанию проводит назначенный Судом судья-докладчик.

Основная задача судьи-докладчика — подготовка дела к слушанию. Подготовительная работа имеет цель создать условия для эффективного и оперативного коллегиального слушания дела. В рамках возложенных задач, связанных с подготовкой дела к слушанию, судья-докладчик:

  • — уточняет предмет доказывания;
  • — вызывает стороны и их представителей, разъясняет права и обязанности, привлекает к сбору доказательств;
  • — истребует необходимые правовые акты, документы и материалы, организует проведение экспертиз, получение профессиональных мнений специалистов;
  • — координирует работу сотрудников Секретариата Суда по подготовке справок и заключений, контролирует сроки исполнения поручений;
  • — совместно с председательствующим в заседании определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении, о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;
  • — готовит доклад по делу, которым открывается судебное заседание;
  • — готовит проект решения Суда, а также перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в ходе совещания судей по принятию итогового решения.

Поручение судьи-докладчика носит характер требования КС РФ, от имени которого он действует, обязательного к исполнению всеми органами, учреждениями, организациями и лицами, которым оно направлено.

Уведомление о заседании суда, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а также иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за 10 дней до начала заседания.

Объявления о заседаниях Суда помещаются в доступных для граждан местах в помещении КС РФ, а также в средствах массовой информации и на официальном сайте КС РФ.

Разбирательство дел в заседании Суда складывается из совокупности процессуальных действий. В рамках данной стадии можно выделить:

  • — подготовительную часть судебного разбирательства;
  • — рассмотрение дела по существу;
  • — вынесение решения Суда.

На всех этапах судебного разбирательства ведется протокол, требования к которому установлены Регламентом Суда.

Заседания КС РФ, как правило, проводятся открыто. Закрытые заседания проводятся, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. При закрытых заседаниях публика в зал не допускается. Если рассматриваются сведения, которые могут повредить клиенту в результате огласки, адвокат может ходатайствовать о закрытых судебных заседаниях.

Читайте так же:  Инициирование судебного разбирательства

Подготовительная часть судебного заседания включает действия, направленные на то, чтобы выявить возможность рассмотрения дела по существу.

В назначенное время председательствующий открывает заседание Суда. Первоначально он констатирует наличие кворума, т.е. правомочность Суда принимать решения. Далее председательствующий сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.

В соответствии со ст. 58 Закона о КС РФ председательствующий:

  • — руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов;
  • — устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому деду;
  • — предоставляет слово судьям и участникам процесса;
  • — прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при нарушении ими последовательности выступлений, двукратном невыполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.

Поддержание порядка в заседании возложено на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.

В КС РФ нельзя ссылаться на документы и обстоятельства, не исследованные Судом в судебном заседании.

Необходимо уяснить, что Регламент Суда запрещает судьям прерывать чьи-либо показания репликами или комментариями.

Если представителей в процессе несколько, то адвокат, как более опытный, должен взять на себя функции координации действий. Необходимо заранее определить роли участников, чтобы они могли четко изложить факты и предъявить документы в необходимой последовательности.

Адвокат должен контролировать полноту освещения проблемы. Особой деликатности требует заявление об отводе судьи. Эту часть задачи лучше всего взять на себя адвокату. Необходимо помнить, что в КС РФ нельзя выразить недоверие всему составу Суда. Другого Суда в России нет. Можно выразить недоверие только какому-нибудь судье на основаниях, предусмотренных законодательством. В отличие от других судов в КС РФ может служить основанием участие судьи в принятии оспариваемого акта. Отвод судьи в конституционном процессе возможен на любой стадии.

После открытия судебного заседания председательствующий проверяет явку сторон и полномочия их представителей. После принятия решения о слушании дела председательствующий разъясняет сторонам и их представителям права и обязанности, а иным участникам процесса — их права, обязанности и ответственность.

На подготовительной стадии разбирательства рассматривается также вопрос об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следующим этапом стадии судебного разбирательства является рассмотрение дела по существу, которое начинается с выступления судьи-докладчика. В его выступлении излагаются поводы и основания к рассмотрению дела, суть вопроса, содержание имеющихся материалов, меры, принятые по подготовке дела к рассмотрению. По окончании выступления судье-докладчику могут быть заданы вопросы.

Далее Суд с учетом мнения сторон устанавливает порядок исследования вопросов дела. Обычно сначала выступают стороны и их представители. Далее могут быть заслушаны эксперты, свидетели и приглашенные лица.

Следующим этапом рассмотрения дела по существу является исследование документов (ст. 65 Закона о КС РФ). Документы могут быть приложены к обращению, запрошены судьей-докладчиком при изучении обращения и подготовке дела к слушанию, а также истребованы Судом в процессе рассмотрения дела.

Документы — основной материал, с которым приходится работать Суду, поскольку установление и исследование фактических обстоятельств входит в полномочия КС РФ лишь в ограниченных случаях, когда это не входит в компетенцию других судов или иных органов. Закон предусматривает несколько источников получения документов. Прежде всего это документы, поступившие от заявителей в качестве приложений к обращению. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик может запросить дополнительные нормативные акты, результаты проверок, исследований и другие документы. Документы также могут быть истребованы Судом в процессе рассмотрения дела.

Закон устанавливает, что в заседании по инициативе судей или по ходатайству сторон документы могут быть оглашены. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.

По окончании судебного исследования, которое констатирует председательствующий, Суд переходит к выслушиванию заключительных выступлений сторон.

Заключительные выступления сторон являются завершением этапа рассмотрения дела.

Председательствующий констатирует окончание судебного исследования, и Суд переходит к заслушиванию заключительных выступлений сторон. Сторонам может быть предоставлено время для их подготовки. В своих выступлениях стороны не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследованные Судом. Право на заключительные выступления имеют как стороны, так и их представители. Стороны в заключительных выступлениях могут как дополнить и уточнить, так и изменить свою позицию.

По завершении заключительных выступлений сторон председательствующий предлагает судьям определить, есть ли необходимость выяснения дополнительных обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения дела, или исследования новых доказательств. Если такая необходимость существует, Суд выносит решение о возобновлении рассмотрения дела. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления. Если таких вопросов не возникнет, то исследование вопросов дела признается завершенным и председательствующий объявляет об окончании слушания.

По рассматриваемому делу в закрытом совещании Судом принимается итоговое решение. В ходе совещания судья КС РФ вправе свободно излагать свои позиции по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Порядок выработки итогового решения в совещании закреплен в § 37 Регламента Суда. Итоговое решение принимается путем голосования. При этом по требованию любого из судей проект итогового решения или поправка к нему могут обсуждаться и голосоваться по частям. Итоговое решение КС РФ принимается в целом открытым голосованием путем поименного опроса судей. Принятое в закрытом совещании итоговое решение Суда подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Решение Суда, вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого в порядке, предусмотренном ст. 47.1 Закона о КС РФ, провозглашается в полном объеме в открытом заседании КС РФ немедленно после его подписания (ч. 2 ст. 75, ч. 1 ст. 77 Закона о КС РФ).

Читайте так же:  Обжалование постановления областного суда

Вынесением итогового решения конституционное производство заканчивается по общему правилу. Однако в ряде случаев судебное заседание может быть отложено либо прекращено. Суд может отложить производство по делу, если найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов.

После того как состоялось итоговое решение по делу или вынесено определение об отказе в принятии вопроса к рассмотрению, адвокат может обратиться с ходатайством об официальном разъяснении акта Суда, если не ясна его суть в целом или отдельные положения.

В случаях, предусмотренных ст. 68 Закона о КС РФ, производство по делу прекращается, если:

  • — в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению;
  • — будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, договором, конституционность которого предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ;
  • — Суд придет к выводу, что вопрос, разрешаемый названными правовыми актами, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

Решение о прекращении производства принимается в форме определения КС РФ.

Источник: http://studme.org/35850/pravo/sudebnoe_razbiratelstvo_konstitutsionnom_sude

Судебное разбирательство в конституционном судебном процессе

Навигация: Главная

Основные этапы движения конституционной жалобы Назначение и подготовка дела к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации
Назначение и подготовка дела к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации

Назначение и подготовка дела к слушанию — новая стадия производства по делу, означающая принятие жалобы к рассмотрению Конституционным Судом. В ходе этой стадии решаются следующие задачи:

  1. выявляется уровень подготовленности материалов дела к рассмотрению в судебном заседании;
  2. устанавливается последовательность рассмотрения отдельных дел;
  3. определяется, каким составом судей будет рассматриваться дело .
  1. истребует необходимые документы и иные материалы, направляет запросы;
  2. вызывает стороны и их представителей, разъясняет права и обязанности, привлекает к сбору доказательств;
  3. организует проведение экспертиз, получение консультаций специалистов;
  4. координирует работу сотрудников Секретариата Суда при подготовке справок и заключений, контролирует сроки исполнения поручений;
  5. совместно с председательствующим на заседании определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову на заседание, дает распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;
  6. готовит доклад по делу, которым открывается судебное заседание;
  7. готовит проект решения Суда, а также перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в ходе совещания судей по принятию итогового решения.
  1. о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов;
  2. заверении документов и текстов нормативных актов;
  3. проведении проверок, исследований, экспертиз об установлении определенных обстоятельств;
  4. привлечении специалистов;
  5. даче разъяснений, консультаций и изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам.

Источник: http://obhis.ru/naznachenie-i-podgotovka-dela-k-slushaniyu-v-konstitutsionnom-sude-rossiyskoy-federatsii.html

Электронная библиотека

Судебное разбирательство в Конституционном Суде происходит, как правило, на основе состязательности (за исключением дел о толковании Конституции). В некоторых юридических источниках появилось мнение, что процесс в Конституционном Суде отличается от других процессов тем, что стороны связаны как бы общей целью в виде отстаивания конституционных положений, но с разных позиций. Это мнение принципиально неверным, так как конституционный процесс не менее напряжен и внутренне наполнен конфликтами, чем любой другой. Поэтому к процессу адвокат должен готовиться тщательно, так как решение, которое он получает, распространяется не только на его клиента, но и на большое количество других людей.

В процессе необходимо учитывать все: квалификацию судей, квалификацию других участников процесса, мировую практику и т.д.

В судебном заседании необходимо строго соблюдать Регламент Конституционного суда. Это относится как к обращению к судьям («Ваша честь», «Уважаемый Суд», «Уважаемый судья», «Уважаемый Председательствующий), так и к ведению дела.

В Конституционном суде нельзя ссылаться на документы и обстоятельства, неисследованные Конституционным судом в судебном заседании, нельзя делать политических заявлений, нельзя допускать оскорбительных высказываний в отношении госорганов и их должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан.

Необходимо уяснить, что Регламент Конституционного суда запрещает судьям прерывать чьи-либо показания репликами или комментариями.

Если представителей в процессе несколько, то адвокат, как более опытный, должен взять на себя функции координации действий. Необходимо заранее определить роли участников, чтобы они могли четко изложить факты и предъявить документы в необходимой последовательности.

Адвокат должен контролировать полноту освещения проблемы. Особой деликатности требует заявление об отводе судьи. Эту часть задачи лучше всего взять на себя адвокату. Необходимо помнить, что в Конституционном суде нельзя выразить недоверие всему составу суда. Другого Конституционного суда в России нет. Можно выразить недоверие только какому-нибудь судье на основаниях, строго перечисленных в законе. В отличие от других судов в Конституционном суде может быть еще основание – участие судьи в принятии оспариваемого акта.

Отвод судьи в конституционном процессе возможен на любой стадии.

В конституционном процессе предусмотрено выступление сторон, заявление ходатайств, заключительное выступление адвоката.

Как и в любом другом процессе, закон предоставляет право участникам процесса знакомиться с протоколом и стенограммой заседания суда и приносить на нее свои замечания.

Завершающим и ответственным этапом конституционного судопроизводства является принятие решения Конституционным судом.

Читайте так же:  Возврат ошибочно уплаченной госпошлины в суд

Решения, принимаемые Конституционным судом, именуются постановлением, заключением, определением.

Постановления принимаются по вопросам о разрешении дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

· федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства; конституций республик;

· уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;

· решения о толковании Конституции;

· по другим основополагающим вопросам компетенции Конституционного суда.

Заключение – это итоговое решение Конституционного суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Все иные решения Конституционного суда, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства, выносятся в форме определения.

Решение Конституционного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено федеральным конституционным законом. Решения Конституционного суда провозглашаются в полном объеме немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются судьями Конституционного суда сторонам, Президенту Российской Федерации, Государственной Думе, Правительству, Уполномоченному по правам человека, Верховному суду, Высшему Арбитражному суду, Генеральному прокурору, министру юстиции.

Решение Конституционного суда является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Источник: http://libraryno.ru/12-2-sudebnoe-razbiratel-stvo-v-konstitucionnom-sude-rf-osnovyadvok/

§5. Судебное разбирательство в Конституционном Суде РФ

В некоторых юридических источниках появилось мнение, что процесс в Конституционном Суде отличается от других процессов тем, что стороны связаны как бы общей целью в виде отстаивания конституционных положений, но с разных позиций.

Также в процессе необходимо учитывать все: квалификацию судей, квалификацию других

участников процесса, мировую практику и т.д.

В судебном заседании необходимо строго соблюдать Регламент Конституционного Суда. Это относится как к обращению к судьям («Ваша честь», «Уважаемый Суд», «Уважаемый судья», «Уважаемый Председательствующий), так и к ведению дела.

В Конституционном Суде нельзя ссылаться на документы и обстоятельства, неисследованные Конституционным Судом в судебном заседании, нельзя делать политических заявлений, нельзя допускать оскорбительных высказываний в отношении госорганов и их должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан.

Необходимо уяснить, что Регламент Конституционного Суда запрещает судьям прерывать чьи-либо показания репликами или комментариями.

Если представителей в процессе несколько, то адвокат, как более опытный, должен взять на себя функции координации действий. Необходимо заранее определить роли участников, чтобы они могли четко изложить факты и предъявить документы в необходимой последовательности.

Адвокат должен контролировать полноту освещения проблемы. Особой деликатности требует заявление об отводе судьи. Эту часть задачи лучше всего взять на себя адвокату. Необходимо помнить, что в Конституционном Суде нельзя выразить недоверие всему составу суда. Другого Конституционного Суда в России нет. Можно выразить недоверие только какому-нибудь судье на основаниях, строго перечисленных в законе. В отличие от других судов в Конституционном Суде может быть еще основание — участие судьи в принятии оспариваемого акта.

Отвод судьи в конституционном процессе возможен на любой стадии.

В конституционном процессе имеет место выступление сторон, заявление ходатайств, заключительное выступление адвоката. Отличие состоит в том, что после того как состоялось итоговое решение по делу или вынесено определение об отказе в принятии вопроса к рассмотрению адвокат может обратиться с ходатайством об официальном разъяснении акта суда, если не ясна его суть в целом или отдельные положения.

Как и в любом другом процессе, закон предоставляет право участникам процесса знакомиться с протоколом и стенограммой заседания суда и приносить на нее свои замечания.

Завершающим и ответственным этапом конституционного судопроизводства является принятие решения Конституционным Судом.

Решения, принимаемые Конституционным Судом, именуются постановлением, заключением, определением.

Постановления принимаются по вопросам о разрешении дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства; конституций республик; уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; решения о толковании Конституции и по ряду других основополагающих вопросов компетенции Конституционного Суда.

Заключение — это итоговое решение Конституционного Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Определениями являются все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства.

Решение Конституционного Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено федеральным конституционным законом. Решения Конституционного Суда провозглашаются в полном объеме немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются: судьями Конституционного Суда сторонам, Президенту Российской Федерации, Государственной Думе, Правительству, Уполномоченному по правам человека, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду, Генеральному прокурору, министру юстиции.

Решение Конституционного Суда является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lawbook.online/advokatura-rossii/sudebnoe-razbiratelstvo-konstitutsionnom.html

Судебное разбирательство в конституционном судебном процессе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here