Судебные расходы в административном процессе

Сегодня мы раскроем тему: "Судебные расходы в административном процессе", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Судебные расходы по административному делу

Процедура обращения в суд с административным исковым заявлением влечет для сторон и лиц, участвующих в деле, необходимость несения судебных расходов по административному делу. Кодексом административного судопроизводства виды и порядок возмещения судебных расходов при рассмотрении дел административного судопроизводства регламентированы главой 10.

Судебные расходы по административному делу состоят из государственной пошлины и судебных издержек. Правильное определение и оплата госпошлины являются обязательным условием подачи административного иска и принятия его к производству судом. Что касается судебных издержек, то в административных делах они встречаются не всегда, но их размер может значительно превысить размер госпошлины.

Судебные расходы на оплату государственной пошлины

По сути, это плата за рассмотрение судом административного искового заявления, компенсация расходов государства на содержание судей. Порядок ее определения, льготы по уплате, основания уменьшения размера, предоставления отсрочки и рассрочки в оплате установлены Налоговым кодексом РФ, а именно ст. 333.16- 333.20, 333.35-333.37, ст. 333.41.

Госпошлина оплачивается до обращения в суд самим административным истцом (по крайней мере, в квитанции должны быть указаны его установочные данные). Рассчитывается госпошлина либо исходя из цены административного иска (когда требования можно оценить в денежном эквиваленте), либо исходя из закрепленной в твердом размере статьей 333.19 НК РФ суммы. Например, при подаче административного иска на действия должностного лица госпошлина составит 300 руб. для физического лица и 2000 руб. для организации.

Госпошлина может быть внесена в наличной или безналичной форме, квитанцию можно найти на официальном сайте суда, который определен административным истцом в соответствии с правилами подсудности. Оригинал квитанции приобщается к административному иску в качестве приложения.

Освобождаются от уплаты госпошлины подача административного иска на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, заявления о применении мер предварительной защиты, замены одной меры на другую или их отмены, административные иски о госпитализации в психиатрическую больницу, а также, когда на стороне административного истца выступает:

– общественная организация инвалидов;

– инвалид I или II группы;

– ветеран Великой Отечественной войны, ветеран боевых действий, военной службы (по соответствующим административным искам, вытекающим из статуса ветерана);

– получающий пенсию пенсионер по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти.

При подаче административных исков с имущественными требованиями воспользуйтесь калькулятором госпошлины: https://iskiplus.ru/gosposhlina-v-sud

Судебные издержки, связанные с рассмотрением административного дела

Судебные издержки возникают уже в процессе рассмотрения административного дела. Сюда включаются расходы на оплату услуг представителя, выплаты свидетелям и экспертам, привлекаемых к рассмотрению дела, специалистам и переводчика, почтовые расходы, которые несут стороны и иные лица. Возмещаются расходы на проезд и проживание лиц, участвующих в деле, в том числе стороны административного дела, которые они понесли для явки в суд, а также другое.

По общему правилу, судебные расходы возмещаются за счет стороны, по чьей инициативе приглашается свидетель, эксперт, специалист, путем внесения денежных средств на счет суда. Если указанные лица приглашаются по инициативе суда, их расходы оплачиваются за счет средств федерального бюджета, причем, после выполнения соответствующих процессуальному статусу действий.

Если в деле будет участвовать переводчик, то договор с ним заключать желательно с учетом Постановления Правительства РФ от 01.12.2012 г. № 1240, в котором установлены предельный размер стоимости услуг переводчика. В этом же постановлении подробно освещаются вопросы, как подтверждать судебные издержки, какие документы принимаются судом во внимание, в каких случаях в возмещении судебных издержек суд откажет.

Судебные издержки на представителя может нести и административный истец, и административный ответчик. В соответствии с КАС РФ представителем может быть только гражданин, имеющий высшее юридическое образование, при условии наличия доверенности или по ходатайству административного истца.

Распределение судебных расходов между сторонами

Кодекс административного судопроизводства прямо предусматривает, что все понесенные по делу судебные расходы, включая государственную пошлину, возмещаются административному истцу в случае удовлетворения его требований.

Если суд отказал административному истцу, он обязан возместить административному ответчику понесенные им судебные издержки, а денежные средства на оплату госпошлины возврату не подлежат. Такое же правило действует при отказе административного истца от иска. Однако если административный истец отказался от своих требований в силу того, что административным ответчиком добровольно совершены требуемые действия, административный истец вправе заявить ходатайство о возмещении судебных расходов. Без такого ходатайства суд самостоятельно рассматривать указанный вопрос не вправе.

Если административный истец и административный ответчик в ходе рассмотрения дела заключают соглашение о примирении, в нем должен быть отражен вопрос распределения судебных расходов, или суд самостоятельно разрешит вопрос по общим правилам.

Заявление о возмещении судебных расходов можно подать и при рассмотрении административного иска, и после вынесения судом решения. На определение суда по указанному вопросу можно подать частную жалобу.

Источник: http://iskiplus.ru/sudebnye-rasxody-po-administrativnomu-delu/

Статья 114 КАС РФ. Возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением административного дела (действующая редакция)

1. Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

2. При отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

Читайте так же:  Временная регистрация по генеральной доверенности

3. Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

4. Порядок и размер возмещения судебных расходов, понесенных судом в соответствии с настоящей статьей, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 114 КАС РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает особенности возмещения судебных расходов, понесенных судом, при удовлетворении административного искового заявления в случае, если истец освобожден от их уплаты.

Освобождение истца от уплаты государственной пошлины и судебных расходов по административному делу не означает исключение компенсационной функции судебных расходов. Тот факт, что государство принимает на себя обязательства по предоставлению льгот по уплате государственной пошлины (ст. 104 КАС, ст. 333.36 НК) отдельным категориям граждан и организаций, государственным органам и органам местного самоуправления, не означает, что несение затрат не будет возложено на административного ответчика (проигравшее лицо). Поскольку административный истец самостоятельных затрат на ведение дела в суде в таком случае не понес, возмещение судебных расходов предусматривается не в пользу истца, а в доход федерального бюджета.

В случае освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины взыскание судебных расходов в доход федерального бюджета не допускается, поскольку последний не может быть отнесен к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2012 г. (вопрос 11)). С точки зрения освобождения от возмещения всех иных, помимо государственной пошлины, издержек перечень лиц, обладающих данной льготой, прямо установлен ст. 107 КАС.

Нормы ст. 114 КАС, регулируя особенности возмещения расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением административного дела, помимо государственной пошлины, указывают на возмещение судебных расходов (не издержек). При этом ст. 103 КАС, говоря о структуре судебных расходов, традиционно выделяет государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением административного дела. В отличие от регулирования ст. 114 КАС схожие положения ст. 103 ГПК говорят об издержках и о государственной пошлине (которые аналогичным образом в силу ст. 88 ГПК входят в общее понятие судебных расходов).

Представляется, что применительно к структуре затрат, которые подлежат возмещению в доход федерального бюджета за счет проигравшей стороны, не освобожденной от уплаты государственной пошлины, вышеуказанные различия правового регулирования существенной роли играть не должны. Возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой денежных сумм, причитающихся свидетелям, экспертам, специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми.

2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится правило возмещения судебных расходов, которые были произведены за счет бюджетных средств, истцом, не освобожденным от их уплаты.

Если истцу не предоставлены льготы по уплате государственной пошлины (ст. 333.36 НК) либо он не попадает в перечень лиц, освобожденных от возмещения издержек законом (ст. 107 КАС) или судом (ч. 3 ст. 109 КАС), в случае проигрыша в процессе (отказа в удовлетворении административного искового заявления) с истца подлежат взысканию понесенные судебные расходы в доход федерального бюджета.

3. Часть 3 комментируемой статьи касается судебных процессов, где обе стороны (административный истец и административный ответчик) освобождены от уплаты судебных расходов. Расходы в таком случае подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Представляется, что данное положение должно толковаться в системе норм гл. 10 КАС. С учетом того, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, могут возникнуть случаи, когда сторона освобождена только от уплаты государственной пошлины либо от части судебных издержек. В таких ситуациях действуют общие правила ч. ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи, что означает возможность возмещения части судебных расходов (если одна из сторон от их уплаты не освобождена законом или судом).

4. Порядок и размер возмещения судебных расходов, понесенных судом, согласно ч. 4 комментируемой статьи устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время применению подлежит Постановление Правительства РФ «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации».

Источник: http://www.zakonrf.info/kas/114/

Судебные расходы в административном судопроизводстве: понятие и виды. Освобождение от уплаты государственной пошлины (основания, порядок). Другие льготы по несению судебных расходов.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Госпошлина – это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц за совершение в их интересах юридически значимых действий государственными административными органами, уполномоченными совершать такие действия в соответствии с законодательством РФ.

Органы, уполномоченные совершать юридически значимые действия в интересах организаций и физических лиц:

1. суды общей юрисдикции, мировые судьи,

2. арбитражные суды,

3. Конституционный Суд РФ,

4. нотариальные органы,

К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся:

1) суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;

2) расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

3) расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд;

4) расходы на оплату услуг представителей;

5) расходы на производство осмотра на месте;

6) почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами;

7) другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ст.333.36 Налогового кодекса РФ истцы освобождаются от уплаты госпошлины в следующих случаях:

· при подаче исковых заявлений о взыскании заработной платы (денежного довольствия) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по требованиям о взыскании пособий;

Читайте так же:  Ограничение дееспособности граждан курсовая работа

· по требованиям о взыскании алиментов;

· по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

· по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

· по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по искам о восстановлении прав и свобод;

· при подаче в суд заявлений об усыновлении или удочерении ребенка;

· при подаче исков о защите прав и законных интересов ребенка;

· при подаче исков неимущественного характера, связанных с защитой прав и законных интересов инвалидов.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями, также освобождаются:

· физические лица и организации — при выдаче им документов по уголовным делам и делам о взыскании алиментов;

· стороны — при подаче ими апелляционных и кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

· физические лица и организации — при подаче в суд:

* заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решений, об изменении способа или порядка их исполнения, о повороте исполнения решения, о восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, его вынесшим;

* жалоб на действия судебного пристава, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

* частных жалоб на определения суда, в том числе:
— об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим;
— о приостановлении или прекращении дела;
— об отказе в сложении или уменьшении размера наложенного судом штрафа;
.

· физические лица — при подаче ими кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правомерность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

· при обращении реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, по вопросам, связанным с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий (за исключением споров между этими лицами и их наследниками);

· при подаче вынужденными переселенцами и беженцами жалоб на отказ в приеме ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

· по делам заявителей о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании.

При обращении в суд прокурора, государственного органа, органа местного самоуправления и иной организации с заявлениеи о защите прав, свобод и законных интересов других лиц, интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, заявители также освобождаются от уплаты госпошлины. www.Advokat.Kollegia.RU

Уполномоченный по правам человека в РФ освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда (судьи).
Наряду с вышеуказанными лицами, от уплаты государственной пошлины в соответствии с ч.1 ст.333.35 Налогового кодекса РФ освобождены:

· Герои Советского Союза, Герои России и полные кавалеры ордена Славы;

· участники и инвалиды Великой отечественной войны.

Льготы по возмещению издержек, связанных с рассмотрением административного дела

От возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, освобождаются:

1) административные истцы, административные ответчики, являющиеся инвалидами I и II групп;

2) общественные организации инвалидов, если они являются административными истцами и административными ответчиками, а также если они представляют в суде интересы своих членов;

3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и ветераны военной службы, являющиеся административными истцами и административными ответчиками;

4) малоимущие граждане, признанные таковыми в соответствии с законодательством о порядке учета среднедушевого дохода для признания граждан малоимущими, являющиеся административными истцами и административными ответчиками.

Свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются расходы, связанные с явкой в суд (расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на выполнение обязанностей свидетеля и их среднего заработка. Неработающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на выполнение обязанностей свидетеля и установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам и специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами и со специалистами.

Видео (кликните для воспроизведения).

27. Меры предварительной защиты по административному делу. Защита интересов ответчика в административном судопроизводстве.

Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть подано в суд одновременно с административным исковым заявлением или до рассмотрения административного дела по существу, а также до вступления решения в законную силу.

Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску рассматривается судьей единолично в судах первой и апелляционной инстанций.

Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня поступления заявления в суд или после устранения в заявлении выявленных судом недостатков.

В удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть отказано, если основания для применения таких мер отсутствуют.

О применении мер предварительной защиты по административному иску или об отказе в этом суд выносит определение, копии которого незамедлительно направляются лицам, участвующим в деле.

Определение суда о применении мер предварительной защиты по административному иску приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов.

Читайте так же:  Оплата при подаче заявления в суд

Меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.

Заявление лиц, участвующих в деле, об отмене мер предварительной защиты по административному иску разрешается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления заявления в суд. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению вопроса об отмене мер предварительной защиты по административному иску.

Таким образом, суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску.

К таким мерам относятся:

наложение ареста на имущество, принадлежащее административному ответчику и находящееся у него или других лиц;

возложение на административного ответчика и других лиц обязанности совершить определенные действия;

приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому в судебном порядке.

В необходимых случаях не исключается возможность принятия судом нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску.

До предъявления административного искового заявления в суд и принятия его к производству судьей меры предварительной защиты по административному иску не применяются.

Ответчик вправе до принятия судом решения предъявить к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском. Предъявление встречного иска осуществляется по общим правилам предъявления иска.

Судья принимает встречный иск в случае, если:

— встречное требование направлено к зачету первоначального требования;

— удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска;

— между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров.

Совместное рассмотрение в одном процессе первоначального и встречного исков является гарантией защиты прав как истца, так и ответчика, правильное разрешение их спора исключает возможность вынесения противоречивых решений по делу.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству ответчик или его представитель:

1) уточняет исковые требования истца и фактические основания этих требований;

2) представляет истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно исковых требований;

3) передает истцу или его представителю и судье доказательства, обосновывающие возражения относительно иска;

4) заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

Защита ответчика против иска может происходить посредством:

— материально-правовых средств защиты – приведение доводов о том, что в силу самых различных причин отсутствует субъективное материальное право, о защите которого просит истец;

— процессуально-правовых средств защиты – приведение доводов, которыми ответчик стремится доказать неправомерность данного судебного процесса.

Таким образом, закрепленное в ГК равноправие сторон является одним из важнейших принципов админристративного судопроизводства. Стороны обладают равными возможностями для защиты своих интересов в суде, однако способы осуществления защиты для истца и ответчика различны. Так, средством осуществления права на защиту своих интересов для ответчика могут быть возражения против иска или встречный иск.

В возражениях против иска ответчик обосновывает неправомерность предъявленного к нему иска. Возражения могут быть направлены как на материально-правовые требования истца, так и на процессуальные требования.

В возражениях материально-правового характера ответчик указывает основания для отказа в удовлетворении иска, например:

— истечение срока исковой давности;

— отсутствие или наличие доказательств, указанных в подтверждение основания иска;

— приводит доказательства, опровергающие доводы истца.

В процессуальных возражениях ответчик указывает суду на:

— нарушенный истцом порядок предъявления иска;

— основания оставления иска без рассмотрения;

— основания прекращения производства по делу при их наличии.

Требования к предъявлению встречного иска соответствуют общим правилам предъявления иска: принимая встречный иск к рассмотрению, суд должен учесть все предусмотренные законом предпосылки права на предъявление иска.

Своевременное предъявление встречного иска создает в одном процессе благоприятные условия для разрешения взаимных претензий сторон одним судебным решением и поэтому удобно не только для сторон, но и для суда

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник: http://cyberpedia.su/17x422e.html

Статья 111 КАС РФ. Распределение судебных расходов между сторонами (действующая редакция)

1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

2. Правила, установленные частью 1 настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

2.1. Судебные издержки, понесенные заинтересованными лицами, участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят судебный акт, могут быть возмещены указанным лицам, если их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию данного судебного акта.

2.2. Если заинтересованное лицо обжаловало судебный акт и в удовлетворении его жалобы отказано, судебные издержки, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением соответствующей жалобы, могут быть взысканы с заинтересованного лица.

3. В случаях, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных настоящей статьей. Если в этих случаях суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению лица, заинтересованного в его разрешении.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
Читайте так же:  Нарушения прав граждан в арбитражном суде

Комментарий к ст. 111 КАС РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи закреплено общее правило распределения судебных расходов по административному делу, возмещения судебных расходов правой стороне за счет неправой. Существование подобного правила направлено на исполнение превентивной функции судебных расходов, которая заключается в снижении обращений в суды с явно необоснованными требованиями, а также в стимулировании должников к исполнению своих обязательств под угрозой возмещения в случае удовлетворения иска всех судебных расходов.

Механизм определения правой стороны строится на основе выводов суда о правомерности или неправомерности заявленного требования в итоговом судебном акте. В случае если в удовлетворении требований истца отказано полностью, выигравшей стороной является ответчик, даже если последний самостоятельных требований в суд не заявлял. Как отмечает ВС РФ, сам факт отказа истцу в удовлетворении исковых требований является основанием для взыскания судебных расходов, понесенных ответчиком.

Процессуальным правом на возмещение понесенных по делу судебных расходов обладают стороны (административный истец и административный ответчик). Вопрос о том, имеют ли право требования возмещения судебных расходов третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований (в ст. 47 КАС используется термин «заинтересованные лица»), в доктрине процесса и судебной практике однозначного решения не получил. Возможная причина отсутствия единого подхода кроется в различном толковании содержания Определения КС РФ от 25 февраля 2010 г. N 317-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Фонда содействия отселению жителей села Муслюмово Кунашакского района Челябинской области на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

С одной стороны, в вышеуказанном Определении отмечается, что возмещение судебных издержек осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, в силу того судебного постановления, которым спор разрешен по существу. При этом в отношении третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, КС РФ указал, что они субъектами спорного правоотношения, ставшего предметом рассмотрения в суде, не являются.

С другой стороны, отсутствие прямого указания в процессуальном законе на возможность возмещения судебных расходов, понесенных третьими лицами без самостоятельных требований, не должно, по мнению КС РФ, означать невозможность взыскания понесенных расходов как убытков (ст. 15 ГК) либо невозможность применения процессуальных норм, регулирующих схожие отношения (аналогия закона).

С учетом системного толкования положений ст. 45, ч. 3 ст. 47, ст. 111 КАС, содержания вышеназванного Определения КС РФ, имеющейся судебной практики представляется обоснованным исходить из недопустимости запрета на взыскание судебных расходов, понесенных заинтересованными лицами. При наличии документально подтвержденных затрат на участие в административном деле, а также признании судом их обоснованными последние подлежат возмещению по общим правилам гл. 10 КАС.

Согласно положениям комментируемой статьи возмещению в пользу выигравшей стороны подлежат все понесенные по делу судебные расходы. Исключение устанавливается для случаев, когда сторона (проигравшая) освобождена от всех судебных издержек в силу закона (ст. 107 КАС) либо когда от возмещения части судебных издержек (денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам, специалистам, других признанных судом необходимыми расходов) сторона освобождается судом с учетом ее имущественного положения, либо когда судом снижается размер расходов (ч. 3 ст. 109 КАС).

Критерий определения размера возмещения судебных расходов выигравшей стороне за счет проигравшей зависит от вида требований. К требованиям имущественного характера (взыскание имущественных платежей и санкций) подлежит применению принцип пропорциональности. При распределении судебных расходов по требованиям неимущественного характера пропорциональность применению не подлежит. В доктрине процесса такой подход объясняется тем, что качественная и количественная оценка судом пропорциональности части удовлетворенных неимущественных требований невозможна.

Так, согласно п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при оспаривании нормативных правовых актов, если не действующим полностью или в части признан нормативный правовой акт, судебные расходы подлежат возмещению в полном объеме.

По общему правилу п. 3 ст. 178 КАС вопросы распределения судебных расходов разрешаются судом при принятии решения по делу.

В случае если сторона в процессе производства по делу обращалась с ходатайством о распределении судебных расходов, которое при вынесении решения по делу было оставлено судом без внимания, то в зависимости от того, вступило ли в законную силу решение суда, нормы КАС предусматривают следующий порядок.

В ситуации, когда решение по административному делу в законную силу еще не вступило, суд по собственной инициативе либо по заявлениям лиц, участвующих в деле, принимает дополнительное решение на основании п. 3 ч. 1 ст. 183 КАС. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума ВС РФ «О судебном решении», дополнительное решение должно быть вынесено тем же составом суда, которым было принято решение по делу.

После вступления в силу решения суда стороны вправе обратиться с заявлением в суд о распределении судебных расходов. По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение в виде отдельного судебного акта (п. 1 ч. 3 ст. 198 КАС). Вслед за имеющимся правовым регулированием в ГПК законодатель в гл. 10 КАС не установил процессуальный срок для обращения в суд с заявлением о распределении судебных расходов.

В настоящее время в практике судов существуют различные подходы к необходимости установления срока для обращения в суд с заявлением о распределении судебных расходов после вступления в законную силу судебного решения. Некоторые полагают, что ограничения по сроку недопустимы в принципе, другие предлагают считать в качестве такового трехлетний срок исковой давности, третьи — трехлетний срок предъявления решения суда к исполнению.

Читайте так же:  Психиатрическое освидетельствование при проведении периодического медосмотра

Из буквального толкования положений гл. 10 КАС следует вывод о том, что законодатель обращение в суд с заявлением о распределении судебных расходов по административному делу сроком не ограничил. Вместе с тем существование определенного процессуального срока выгодно как проигравшей, так и выигравшей стороне. В интересах проигравшей стороны наличие правовой определенности в вопросе возможных будущих взысканий. В свою очередь, затягивание возмещения понесенных затрат невыгодно и выигравшей стороне как с точки зрения риска утраты подтверждающих расходы документов, так и с точки зрения изменения стоимости денег.

2. Подача и рассмотрение апелляционной, кассационной, надзорной жалобы зачастую связаны с несением сторонами дополнительных затрат, уплатой государственной пошлины, оплатой услуг представителя и т.д. Часть 2 комментируемой статьи распространяет общее правило распределения судебных расходов на расходы, связанные с ведением дела в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

В случае частичного удовлетворения апелляционной жалобы подавшая жалобу сторона рассматривается в качестве выигравшей. В пользу данной стороны подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в полном объеме.

3. В ч. 3 комментируемой статьи предусматривается возможность для суда проверочной инстанции (апелляционной, кассационной, надзорной) при изменении состоявшегося решения суда или принятии нового решения изменить распределение судебных расходов. Речь может идти о ситуациях, когда выигравшая по результатам судебного разбирательства в суде первой инстанции сторона по итогам рассмотрения апелляционной, кассационной жалобы становится проигравшей, утрачивая, соответственно, право на возмещение судебных расходов.

В том случае, если суд вышестоящей инстанции при изменении состоявшегося решения суда или принятии нового решения не изменил распределение судебных расходов, заинтересованная сторона вправе обратиться с заявлением в суд первой инстанции о распределении судебных расходов. При этом возмещению должны подлежать все судебные расходы стороны, понесенные во всех судебных инстанциях. В противном случае судебные акты суда первой инстанции и суда вышестоящей инстанции в части судебных расходов разрешали бы один вопрос (распределение судебных расходов) по одному делу по-разному.

При оставлении судебного акта в силе судом вышестоящей инстанции понесенные в суде первой и проверочной инстанций судебные расходы распределяются судом первой инстанции. При таком подходе после вынесения определения о распределении судебных расходов, понесенных в суде первой и проверочной инстанций, у сторон сохраняется право на обжалование принятого судебного акта.

Источник: http://www.zakonrf.info/kas/111/

Судебные расходы в административном процессе

§ 4. Судебные расходы

Перечень примерных критериев, на основе которых суду следует определять разумность расходов на оплату услуг представителя, содержатся в п. 20 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» . В частности, к ним относятся: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
———————————
Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.

Источник: http://kommentarii.org/2017/administrativnoe_sudoproizvodstvo/page36.html

Административные дела: судебные расходы

При обращении в суд с административным иском заявитель должен понимать, что эта процедура влечет для сторон и лиц, участвующих в деле, необходимость несения судебных расходов. О том, какие расходы предусмотрены в административном судопроизводстве, читайте в нашей статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Виды и порядок судебных расходов при рассмотрении дел в порядке административного судопроизводства определены статьями главы 10 КАС РФ. Так, Судебные расходы можно разделить на две составляющие:

  • государственная пошлина — правильное определение и оплата которой является обязательным условием при подаче административного иска, а, соответственно, и принятия его к производству;
  • судебные издержки – в административных делах они встречаются не всегда, однако их размер может существенно превышать размер государственной пошлины.

Оплата государственной пошлины

  • при подаче иска на действие/бездействие судебного пристава-исполнителя;
  • при заявлении о применении мер предварительной защиты, замены одной меры на другую или их отмене;
  • при подаче иска о госпитализации в психиатрическую больницу;
  • а также, когда истцом выступает:
    • инвалид I или II группы;
    • общественная организация инвалидов;
    • ветеран Великой Отечественной войны, боевых действий или военной службы ( по искам, вытекающим из статуса ветерана);
    • пенсионер, получающий пенсию, по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ либо негосударственным пенсионным фондам и федеральным органам исполнительной власти.

Оплата судебных издержек

Распределение судебных расходов между сторонами

КАС РФ прямо предусматривает, что все понесенные судебные расходы, в том числе государственную пошлину, истцу возмещаются в случае удовлетворения его требований. Однако, если суд откажет в удовлетворении требований истца, в его обязанности входит полное возмещение судебных издержек ответчику, а денежные средства на оплату государственной пошлины не подлежат возврату. Это же правило действует, если истец отказывается от иска, только если речь не идет о добровольном совершении ответчиком требуемых действий, в этом случае истец вправе заявить ходатайство о возмещении судебных издержек.

Важно! В случае, когда между истцом и ответчиком в ходе рассмотрения дела заключается соглашение о примирении, в нем обязательно отражается вопрос распределения судебных расходов либо суд может разрешить этот вопрос самостоятельно по общим правилам.

Заявление о возмещении расходов каждая из сторон может подать как при рассмотрении административного иска, так и после вынесения решения судом. При этом на определение суда по данному вопросу можно подать частную жалобу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pravovedus.ru/practical-law/administrative/administrativnyie-dela-sudebnyie-rashodyi/

Судебные расходы в административном процессе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here