Виды судебно психологической экспертизы

Сегодня мы раскроем тему: "Виды судебно психологической экспертизы", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Виды, условия и порядок проведения судебно-психологической экспертизы

К компетенции судебно-психологической экспертизы относится исследование и других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления. К числу их, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, сильного страха, большого горя, депрессии и т.п. В частности, у следователя могут возникнуть сомнения в уровне умственного развития человека и в том, может ли он сознавать значение своих действий.

К компетенции судебно-психологической экспертизы относится широкий круг вопросов, среди которых наиболее часто встречаются следующие:

— способность свидетелей, потерпевших, подозреваемых с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, состояния умственного развития правильно воспринимать имеющие для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

— способность потерпевших по половым преступлениям правильно воспринимать характер и значение совершенных с ними действий;

— способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими;

— наличие или отсутствие у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта (состояния внезапно возникшего сильного душевного волнения);

— возможность возникновения различных психических волнений, препятствующих нормальному осуществлению профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте, в работе оператора автоматизированных систем на производстве);

— наличие или отсутствие у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

Направляя подследственного на СПЭ, следователь обязан контролировать тщательность изучения личности, а также достоверность сделанного заключения. Для этого ему необходимо ориентироваться в методах и формах работы психолога Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. — М., 2011. С 124.

При назначении СПЭ следователь должен исходить из предпочтительности основной профессиональной специализации психолога, привлекаемого к производству экспертизы. Практика СПЭ показывает, что психологу, незнакомому с особенностями криминального поведения человека, бывает трудно ориентироваться в чувствах и мотивах лежащих в основе преступного поведения. Наиболее широкий круг вопросов в состоянии решать специалисты, профессионально занимающиеся юридической психологией. Следователь, направляя подследственного на СПЭ, со своей стороны должен подробно осветить историю развития личности.

При назначении СПЭ должны обязательно соблюдаться следующие условия:

1. Правильное решение вопроса о принципиальной необходимости применения специальных знаний психолога в каждом конкретном случае.

2. Установление необходимости применения специальных знаний психолога именно в форме экспертизы.

3. Обязательность исключения правовых вопросов, требующих сугубо правовых оценок (например, наличие в действиях умысла, мерах наказания с учетом особенностей личности и т.д.)

4. Постановка вопросов, соответствующих уровню научной компетенции экспертов, кругу правомочий, теоретических знаний и опыту производства СПЭ.

Виды судебно-психологической экспертизы:

1. Установление индивидуально-психологических особенностей личности.

2. Экспертиза эмоциональных состояний.

3. Экспертиза несовершеннолетних.

4. СПЭ способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

5. СПЭ самоубийства.

6. СПЭ по делам об изнасиловании.

7. СПЭ психологических причин аварий, катастроф, ДТП, и т.д.

Для того, что бы СПЭ была проведена грамотно и дала необходимый результат, следует ознакомиться с примерной постановкой вопросов, которые формулирует следователь при назначении СПЭ того или иного вида.

1. Установление индивидуальных особенностей личности.

Имеет ли подэкспертный индивидуально-психологические особенности в виде. (указать какие именно особенности интересуют)?

Могли ли они оказать существенное влияние на поведение (указать какое именно) в такой-то ситуации ( указать конкретно аспект ситуации)?

2. Экспертиза эмоциональных состояний.

Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, которое могло повлиять на его поведение?

Как оно отразилось на способности лица в указанный период времени осознавать свое поведение и руководить им?

3. СПЭ несовершеннолетних.

Не характеризуется ли несовершеннолетний отставанием в психическом развитии, не связанным с патологией психики?

Как такое обстоятельство сказалось на способности в полной мере осознавать свои действия и руководить ими?

4. СПЭ способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Мог ли субъект с учетом индивидуальных особенностей (в том числе и зрения) и в конкретных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства (указать какие)?

Мог ли субъект при наличии установленных у него личностных особенностей, психических состояний, процессов восприятия и т.п. правильно воспроизводить такие-то обстоятельства (указать какие) и давать о них правильные показания?

5. СПЭ самоубийства

Находилось ли такое-то лицо в период, предшествовавший его смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству?

Если да, то в чем конкретно это состояние выражалось и каковы его возможные причины?

6. СПЭ по делам об изнасиловании

Могла ли потерпевшая по уровню своего интеллектуального развития, а также особенностям психического состояния в момент происшествия правильно понимать характер и значение действий обвиняемого или оказывать сопротивление с учетом обстоятельств конкретной обстановки, ситуации (указать каких)?

Сведения об объекте СПЭ — обвиняемом, свидетеле, потерпевшем — могут быть получены двояким путем: непосредственно при экспертном исследовании; посредством исследования материалов уголовного дела, содержащих информацию о психическом состоянии и поведении подэкспертной, о ее личности, характере и т.д.

Юридическим основанием производства СПЭ является постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы. В постановлении указывается учреждение, которому поручено ее производство. Если несколько подобных учреждений, указывается ведущее.

Непосредственно к производству СПЭ эксперты приступают сразу после получения постановления. С этого момента они несут полную ответственность за своевременное и качественное ее производство, в том числе и уголовное.

Выделяются следующие этапы производства СПЭ:

В Подготовительный период эксперты знакомятся с материалами дела, обсуждают вопросы, уточняют их суть. Этот этап завершается принятием общей программы исследования. Исследовательский период характеризуется квалификацией психического состояния. В Заключительный период входит анализ полученных результатов исследования, их интерпретация и выводы.

Закон устанавливает письменную форму заключения, но не устанавливает его структуру. Поэтому заключение пишется в произвольной форме. В водной части — указываются данные о виде экспертизы, месте и времени ее проведения, составе экспертной комиссии, юридические основания производства СПЭ. Указываются вопросы, поставленные на разрешение экспертов. Исследовательская часть — должна быть описана предельно ясно, последовательно, содержать минимум специальных терминов. Выводы — наиболее важный в доказательственном отношении раздел. Выводы даются в форме ответов по существу на вопросы следователя или в виде обоснованного заключения о невозможности разрешения этих вопросов. Выводы должны быть изложены четко, исключать возможность разночтения Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. — М., 2011. С 124.

Читайте так же:  Ходатайство на приговор суда

судебный психологический юридический доказательство

Источник: http://studbooks.net/1344890/psihologiya/vidy_usloviya_poryadok_provedeniya_sudebno_psihologicheskoy_ekspertizy

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ)

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) — исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях получения заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; это специальное процессуальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом (психологом) по заданию следователя или суда предоставленных ему подэкспертных материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме. Значение СПЭ состоит в том, что она нередко выступает в качестве эффективного средства установления обстоятельств дела и позволяет использовать в процессе расследования и судебного разбирательства весь арсенал современных научно-психологических средств.

Впервые идея использования данных научной психологии в судебной деятельности появилась на рубеже XIX—XX веков, почти одновременно с превращением психологии в самостоятельную область знаний. Первые экспертизы имели не только практический, но и научно-исследовательский характер. А.Е. Брусиловский в 1929 писал, что выводы прикладной психологии могут быть полезны в судебной деятельности при исследовании психологических возможностей человека, например, в управлении техникой (дела о железнодорожных крушениях), достоверности показаний свидетелей, особенно, юных, а также изучении личности и сознания обвиняемого в уголовном суде.

Юридические запросы способствовали развитию психологии, возросшие возможности психологии позволяли, в свою очередь, ставить перед нею все более сложные задачи. Например, влияние на человека его страстей и аффектов привлекло к себе внимание вначале в русле судебной психопатологии (Я.А. Боткин, В.Ф. Чиж и др.), а затем было доказано существование нормального и патологического аффектов и их специфика у психически здоровых людей и при психопатологии (В.М. Бехтерев, В.В. Гульдан, Т.П. Печерникова, В.В. Остришко, Я.М. Калашник, М.М. Коченов, И.А. Кудрявцев, О.Д. Ситковская и др.).

Правовую основу производства СПЭ, равно как и других видов судебной экспертизы, составляют Конституция РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31 мая 2001 года.

К компетенции СПЭ могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и имеющие юридическую значимость. Своевременное и обоснованное применение в ходе следствия специальных психологических познаний существенно расширяет возможности установления многих фактов, необходимых для справедливого и правильного разрешения дел, обеспечивает полноту исследования обстоятельств, помогает избежать объективного вменения. В настоящее время продолжает расширяться круг вопросов, выносимых на разрешение экспертов-психологов, продолжает расти количество экспертных исследований по уголовным и гражданским делам.

Основная цель СПЭ — оказание помощи суду и органам предварительного следствия в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам или в гражданских спорах. Ведущим направлением экспертной работы является производство судебно-психологической экспертизы по уголовным и гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях.

Предметом СПЭ являются имеющие значение для правосудия фактические данные (или установление фактических данных) о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности субъекта, а также условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологической экспертной оценки и исследования. Виды судебно-психологической экспертизы отличаются специфичностью предмета исследования.

Основным объектом СПЭ является психическая деятельность субъекта правовых отношений (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика, пр.), т. е. психическая деятельность лица в юридически значимых ситуациях. Другими объектами исследования СПЭ могут быть материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека, например:

  • вещественные доказательства;
  • документы как особый вид доказательств;
  • протоколы допросов и следственных действий;
  • заключения судебных экспертиз;
  • справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки и т.п.;
  • продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки, пр.) и т.д.;
  • фото- и видеодокументы.

Специфику исследования в отношении физических лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности устанавливаются на основании экспертного исследования методами психологии.

Заключение эксперта-психолога является одним из предусмотренных законодательством источников доказательства. Оно представляет собой письменное сообщение эксперта о ходе и результатах проведенного им исследования и о выводах по поставленным перед ним вопросам.

Задачи судебно-психологической экспертизы:

В современной практике проводятся следующие основные виды экспертиз:

  • экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний;
  • экспертиза индивидуально-психологических особенностей;
  • экспертиза способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими;
  • экспертиза способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
  • экспертиза способности понимать характер и значение сексуального насилия и оказывать сопротивление действиям обвиняемого;
  • экспертиза психического состояния жертвы суицида.

Относительно новыми направлениями СПЭ являются:

  • экспертиза порока воли (по гражданским делам — ст.ст. 177-179 ГК РФ);
  • экспертиза морального вреда;
  • экспертиза детско-родительских отношений (по делам о месте проживания ребенка, участии в воспитании, целесообразности усыновления и прочим);
  • экспертиза иерархии преступной группы и индивидуально-ролевого статуса ее членов;
  • экспертиза соответствия психофизиологических особенностей субъекта требованиям деятельности в объективно сложной ситуации (в т.ч. по делам об авариях на транспорте и производстве);
  • экспертиза психологических мотивов противоправных действий;
  • экспертиза достоверности показаний;
  • экспертиза психологического воздействия и психического насилия;
  • экспертиза социального взаимодействия.

В современную практику входят также новые направления комплексных исследований:
• психолого-лингвистическая экспертиза устной и письменной речи;
• психолого-лингвистическая экспертиза текста;
• психолого-искусствоведческая экспертиза фото- и видеопродукции.

Источник: http://psyera.ru/5282/sudebno-psihologicheskaya-ekspertiza

12. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Как подчеркивалось выше, судебно-психологическая экспертиза есть профессиональное психологическое исследование подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и иных участников процесса, направленное на получение достоверных данных, имеющих правовое значение для правильного разрешения дела.

Следователь должен распознавать поводы и правильно формулировать вопросы для экспертного разрешения, для чего ему необходимо знать предмет, возможности и компетенцию данного вида экспертизы. СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

Читайте так же:  Решение замена ненадлежащего ответчика

В следственной практике и в юридической литературе имеет место необоснованное расширение возможностей СПЭ. Между тем возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

М.И. Еникеев [12] полагает, что многие на первый взгляд психологические понятия по существу не являются понятиями научной психологии (озорство, мальчишество, хулиганство и т.п.). Некоторые психологические явления настолько широки и всеобъемлющи, что не могут быть охвачены экспертным исследованием.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов, — они определены законом (ст. ст. 81, 82, 184 УПК РСФСР). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим (ст. 80 УПК РСФСР).

В уголовном процессе роль психолога очень велика, и не только при необходимости проведения экспертизы. Лицо, обладающее знаниями и навыками по указанному предмету, может быть привлечено к участию в процессе и в качестве специалиста для содействия следователю и суду в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также для оказания иной помощи.

По сравнению с гражданским судопроизводством психологическая сторона в уголовном процессе проявляется очень ярко. Это дела, связанные с привлечением к уголовной ответственности, решением вопросов о виновности обвиняемого. Однако без установления определенных обстоятельств психологической природы суду бывает крайне сложно, а порой и невозможно выполнить задачу по отправлению правосудия.

Психологи нередко используются участниками процесса для оказания справочно-консультативной помощи. Такая деятельность обычно оформляется справкой, которая в последующем может быть приобщена к делу. Разновидностью оказания помощи следствию может стать и такой вид деятельности, как составление «психологического портрета разыскиваемого преступника» по данным психологического анализа собранных материалов уголовного дела.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод. Предметом судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе являются закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.

В зависимости от характера вопросов и юридического значения экспертных заключений в уголовном процессе можно выделить следующие виды судебно-психологических экспертиз.

1. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний. Данный вид экспертизы проводится в целях выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности лиц, которые впоследствии могут быть использованы судом для индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

2. Экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения вменяемых ему действий. Данный вид экспертизы предусматривает определение состояния аффекта, т. е. Сильного душевного волнения в моменг совершения преступления, что имеет значение для квалификации ст. 107 УК РФ (убийство, совершенное в состоянии аффекта), ст. 113УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью).

3. Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Неполная мера осознания и регулирование своих противоправных действий несовершеннолетним с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, служат основанием для его освобождения от уголовной ответственности.

4. Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

5. Экспертиза способности потерпевшей (потерпевшего) по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление виновному. Имеет значение для судебной квалификации изнасилования или насильственных действий сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего) (ч.1 ст. 131, ч.1 ст. 132 УК РФ). Беспомощным признается состояние, при котором потерпевшая (потерпевший) в силу физического или психического состояния не могла (не мог) понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление.

6. Экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Юридическим основанием данного вида экспертизы могут выступать две статьи УК РФ. Во-первых, это квалификация ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), во-вторых, определение тяжких последствий, в число которых входит и самоубийство потерпевшей (потерпевшего), последовавшее в результате изнасилования, как обстоятельство, отягчающее ответственность.

Данная классификация имеет важный практический смысл и направлена в первую очередь на определение групп вопросов, которые необходимо ставить перед экспертом при производстве экспертизы. В связи с этим приводим основные вопросы, предлагаемые для постановки на разрешение эксперта при производстве судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе.

В теории судебной экспертизы выделяются три группы вопросов, которые могут быть поставлены эксперту при производстве экспертизы:

1) вопросы, связанные с психическими свойствами и особенностями личности;

2) вопросы, относящиеся к воздействию на психику различных условий и к связанным с ним состояниям человека в момент расследуемого события;

Видео (кликните для воспроизведения).

3) вопросы, связанные с особенностями протекания психических процессов у данной личности.

На разрешение эксперту может быть предложено множество вопросов, разнообразие которых зависит от особенностей рассматриваемого преступления. Однако следует выделить вопросы общего характера для приведенных выше видов судебно-психологических экспертиз.

1. Какова общая психологическая характеристика испытуемого (темперамент, характер, склонности и т. д.)?

2. Какие психические свойства личности имеют ярко выраженный характер и могут оказывать существенное влияние на его поведение (вспыльчивость, замкнутость и т. д.)?

3. Каковы доминирующие мотивы в поведении данного лица?

4. Какой вид памяти у испытуемого является преобладающим?

5. Могло ли данное лицо, исходя из его индивидуально-психологических особенностей, воспринять определенный звук, свет, запах, скорость движения объекта?

6. Имеются ли у испытуемого особенности, способные повлиять на объективность его показаний?

7. Как могло повлиять психическое состояние субъекта в момент восприятия события на правильность восприятия, запоминания, воспроизведения фактов, имеющих значение для дела?

8. Могло ли лицо предвидеть последствие своих действий?

9. Мог ли обвиняемый, исходя из состояния его психики, сознавать значимость своих действий или руководить ими?

Вышеперечисленные вопросы являются основополагающими при производстве экспертизы. Далее при постановке вопросов эксперту следователь исходит из особенностей испытуемой личности и криминалистической ситуации.

В учебнике по юридической психологии М.И. Еникеев [12, с. 532—537] выделяет следующие поводы обязательного и необязательного назначения судебно-психологических экспертиз.

Читайте так же:  Отказ в удовлетворении жалобы прокуратурой

Источник: http://lawbook.online/sudebnaya-ekspertiza_862/nekotoryie-osobennosti-sudebno-25911.html

Понятие и общая характеристика судебно-психологической экспертизы

Существует несколько определений судебно-психологической экспертизы, некоторые из которых приводятся ниже.

Судебно-психологическая экспертиза является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному (гражданскому) делу.

Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом — экспертом на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу.

Судебно-психологическая экспертиза — исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Судебно-психологическая экспертиза — это специальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом — психологом по заданию следователя или суда предоставленных ему подэкспертных материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме.

В настоящее время главное предназначение судебно-психологической экспертизы состоит в оказании помощи органам предварительного расследования и суду в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, помогающих установить истину об обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

Предметом судебно-психологической экспертизы является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.

Объектом судебно-психологической экспертизы выступает психическая деятельность здорового человека. В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля).

Компетенция судебно-психологической экспертизы определяется с учетом следующих критериев:

  1. научно-методического уровня развития современной психологической науки, прежде всего, научно-методическим уровнем развития базовых наук — общей и юридической психологии. На разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены только такие вопросы, на которые психология в состоянии ответить, то есть располагает научно-методической базой для научно обоснованного разрешения определенных вопросов, относящихся к компетенции судебно-психологической экспертизы, методикой их правильного разрешения и составления по ним научно обоснованного заключения. Поскольку уровень развития знаний в психологии постоянно повышается, возможности судебно-психологической экспертизы будут расширяться и возрастать, то есть этот критерий не носит постоянного характера;
  2. в компетенцию судебно-психологической экспертизы не может входить решение юридических вопросов (оценка юридических признаков субъективной стороны преступления — вины, ее формы, мотива и цели преступления, оценка доказательств, юридическая квалификация деяния, а также нравственная оценка личности и поведения подэкспертного). Последнее положение играет особую роль, поскольку оно включает в себя требования, предъявляемые как к профессиональной квалификации, так и нравственно-этической стороне экспертной работы.

Реализация этических правил соответствует интересам как подэкспертного, так и самого эксперта, так как специфика психологического исследования обвиняемого или подсудимого предполагает, в частности, возможность установления психологического контакта с ним только в том случае, когда испытуемый убежден, что сообщение посторонним лицом сведений, которые даются им в ходе судебно-психологической экспертизы, запрещено законом. Поэтому не случайно многие юристы и психологи -настаивают на необходимости введения законоположения, гарантирующего сохранение экспертной тайны, а также соблюдение иных требований этического характера.

Серьезной проблемой является проведение судебно-психологической экспертизы лицами, не имеющими для этого достаточной подготовки, не владеющими методами психологического исследования, правилами составления заключений. В условиях, когда штатных психологов-экспертов не хватает, обращение следственных и судебных органов к психологам, работающим в педагогических институтах, психиатрических больницах, практически неизбежно. Однако в целях повышения престижа и качества судебно-психологической экспертизы, по-видимому, следует ввести квалификационные экзамены на право заниматься психологической экспертизой в уголовном судопроизводстве.

Компетенцию судебно-психологической экспертизы можно определить и через выделение круга вопросов психологического содержания, относящихся к перечню проблем отдельных видов психологической экспертизы. В настоящее время с учетом названных выше критериев и потребностей следственной и судебной практики к компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

Порядок назначения судебно-психологической экспертизы

Уголовно-процессуальным кодексом РФ обозначен круг лиц, имеющих право назначать экспертизу — суд, судья, орган дознания, лицо, производящее дознание или следователь.

Судебно-психологическая экспертиза проводится на основании постановления следователя или определения суда. В этих документах:

  1. излагаются основания для назначения судебно-психологической экспертизы;
  2. раскрываются обстоятельства дела, имеющие отношение к предмету экспертизы;
  3. определяется, какие именно факты требуют анализа с применением специальных познаний в области юридической и общей психологии;
  4. указывается лицо, которому поручается проведение экспертизы, формулируются вопросы, выносимые на разрешение экспертов.

В качестве источников информации, предоставленных в распоряжение эксперта, обычно указывают: подэкспертное лицо; уголовное дело; приобщенную к делу медицинскую документацию. В необходимых случаях могут быть предоставлены и другие материалы, имеющие значение для производства судебно-психологической экспертизы и приобщенные к уголовному делу: продукты творчества (рисунки, например), письма, дневники, видеозаписи следственного эксперимента, допросов и т.п.

При этом вопросы, поставленные перед экспертом-психологом, не должны выходить за пределы его специальных знаний и не могут носить правового характера (например, вопросы о наличии состава преступления, виновности или невиновности и др.).

В целом, вопросы, поставленные на разрешение эксперта-психолога, определяют направление и объем судебно-психологической экспертизы. Кроме того, вопросы должны иметь специальный характер, быть четко сформулированы и поставлены в логической последовательности, когда каждый последующий вопрос логически вытекает из предыдущих.

Здесь же следует обозначить ошибки, допускаемые следователем при формулировке вопросов психологу:

  1. Индивидуально-психологические особенности испытуемого психолог определяет, исходя из фабулы конкретного уголовного дела. Когда вместо обобщенного термина «индивидуально-психологические особенности» следователь использует более узкие понятия, отражающие лишь отдельные стороны или уровни личности человека, это является ошибкой (например, вопросы о чертах личности, характере, типе высшей нервной деятельности, темпераменте и т.п.).
  2. Формулировка вопросов, не входящих в компетенцию судебно-психологической экспертизы, например, «Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого способствовали совершению преступления?». Данный вопрос неуместен, так как моральная оценка личности является прерогативой суда, а не эксперта-психолога; между ценностями, главными мотивами жизнедеятельности человека и его реальным поведением существует лишь вероятностная связь — между направленностью личности и ее проявлением в поступках в конкретных ситуациях находится очень много опосредующих звеньев.

Также очень важен грамотный выбор следователем эксперта или экспертного учреждения. При этом решающими критериями выбора являются компетентность, объективность и незаинтересованность эксперта в исходе дела.

Как отмечает кандидат психологических наук Татьяна Алексеевна Бондаренко , экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед экспертизой вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица. Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов, и определены законом. В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

Читайте так же:  Куда написать жалобу на судью районного суда

Судебно-психологическую экспертизу может проводить и экспертная комиссия в составе двух-трех специалистов. Предпочтение при этом следует отдавать научным и научно-педагогическим работникам, лицам, работающим в области психологии в учебных или научно-исследовательских учреждениях не менее 5 лет и имеющим научные публикации по психологии.

Судебно-психологическая экспертиза состоит из следующих этапов или стадий:

  • участие эксперта в исследовании доказательств,
  • выяснение обстоятельств, имеющих значение для заключения экспертов,
  • проведение экспериментального исследования,
  • составление заключения,
  • оглашение заключения,
  • допрос экспертов.

Как разъясняет доктор психологических наук, профессор Марат Исхакович Еникеев (1930-2010), заключение судебно-психологической экспертизы, как источник доказательства, должно быть изложено письменно и в требуемом законом порядке, предусматривающем определенную его форму, структуру и содержание. Заключение должно быть написано понятным языком, а научные термины — разъяснены. Заключение состоит из трех частей: вводной, исследовательской, заключительной.

Во вводной части указываются время и место составления заключения, сведения об эксперте, правовое основание проведения экспертизы, название исходного процессуального документа. Здесь же указываются вопросы, поставленные перед экспертизой (без изменения возможных неточностей и терминологических ошибок).

В исследовательской части описываются все использованные диагностические методы, методики и процедуры, прилагаются протоколы их проведения.

В заключительной части даются ясные и четкие ответы на поставленные вопросы.

Невозможность получения информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ невозможен, он может быть и вероятностным.

Ответы на поставленные вопросы и являются выводами экспертизы. Если получение ответа требует знаний специалистов из смежных отраслей науки, в заключении указывается на необходимость назначения психолого-психиатрической, медико-психологической, инженерно-психологической или другой экспертизы.

В заключении комплексной экспертизы указывается, какие исследования проведены раздельно и совместно, и приводятся соответствующие результаты. Ответы в заключительной части могут быть даны как по нескольким видам экспертизы, так и раздельно. Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Эксперт может быть допрошен следователем или судом. Заключение экспертизы подлежит их оценке. Следователь, суд, другой полномочный орган или должностное лицо определяют обоснованность заключения и его значение в системе доказательств. Необоснованное заключение может быть отвергнуто. При этом назначается дополнительная экспертиза.

Заключение судебно-психологической экспертизы может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о повторной экспертизе.

В современной литературе подчеркивается, что в нашей стране активно развивается применение в уголовном процессе психофизиологических экспертиз полиграфологами, оценивающими психофизиологические реакции опрашиваемого на те или иные стимулы. При этом полиграфолог выносит суждение о субъективной значимости реакций опрашиваемого, которая свидетельствует о наличии в памяти человека идеальных следов какого-либо события или его отдельных составляющих. Выявление таких следов может служить основанием для решения вопроса о сокрытии опрашиваемым лицом информации о расследуемом событии. Проведение такой экспертизы иногда может стать для заведомо невиновного человека последней возможностью доказать свою непричастность к инкриминируемому ему преступлению. В настоящее время имеются прецеденты, когда судья выносит постановление о назначении психофизиологических экспертиз с применением полиграфа. Достоверность сведений, получаемых опытным специалистом, превышает 90%. При применении методики выявления скрываемой информации (так называемого непрямого метода) в случае непричастности опрашиваемого субъекта к инкриминируемому деянию достоверность приближается к ста процентам.

В январе 2005 года в составе Московского государственного университета технологий и управления создан специальный Институт полиграфа, который является экспертным учреждением по проведению психофизиологических экспертиз с применением полиграфа в рамках уголовного, гражданского процессов и по делам об административных правонарушениях. Помимо этого, институт занимается специальными психофизиологическими исследованиями, когда заключение дается в форме суждения специалиста (в уголовном процессе на основании части 3 статьи 80 Уголовно-процессуального Кодекса РФ). Также основные требования, предъявляемые к процедуре судебно-психофизиологических экспертиз, закреплены в Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, судебно-психологическая экспертиза представляет собой научное исследование психологических явлений, имеющих значение при расследовании уголовного дела. Судебно-психологическая экспертиза отличается определенным порядком ее назначения, выбора экспертов, постановкой вопросов и оценкой заключения.

Источник: http://psyera.ru/ponyatie-i-obshchaya-harakteristika-sudebno-psihologicheskoy-ekspertizy_8070.htm

Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения

Понятие судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) — один из видов судебных экспертиз и, следовательно, — одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Предметом психологической экспертизы является выяснение возможности допрашиваемого липа в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

К компетенции эксперта-психолога относятся:

    1. определение аффек­тивных состояний, которые, если они вызваны неправомерными дей­ствиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалифи­кацию отдельных составов преступлений;
    2. ис­следование других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления (к их числу, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, силь­ного страха, большого горя, депрессии и т. п.).

Отличие от судебно-психиатрической экспертизы:

    • СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т.е. не являющиеся патологическими .

Возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом — принципом научной объективности, она может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.

СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.п.

СПЭ должна осуществляться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.

Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика (от греч. «diagnos» — распознавать) непатологических правозначимых психологических аномалий.

Используемые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность (от лат. «valid» — пригодный, имеющий силу) — это пригодность теста для измерения выявляемой психической характеристики, его адекватность. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.

Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ не возможен, то он может быть и вероятностным.

Читайте так же:  Образец апелляционной жалобы на постановление суда

Заключение СПЭ может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед СПЭ вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов — они определены законом (например, ст. 57 УПК РФ). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

Основания назначения СПЭ

К поводам обязательного назначения судебно-психологической экспертизы относятся (ст. 196 УПК РФ):

    1. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
    2. если необходимо установить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
    3. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
    4. если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
    5. если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

СПЭ, связанная с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

СПЭ может установить индивидуальные особенности психики, уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т.д.), особенности звуковысотного различия и т.д.

Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности как внушаемость, склонность к фантазированию.

Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

Перед СПЭ должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например:

    • имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений,
    • обладает ли лицо повышенной внушаемостью,
    • может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.

Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям). СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

СПЭ при расследовании половых преступлений

При расследовании половых преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей. Это является квалифицирующим признаком данного состава преступления. Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др.

Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса:

    1. находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности;
    2. могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с ней действий.

Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этим обстоятельствами, их принятия.

Беспомощность — это и есть состояние, исключающее возможость сопротивления.

Непонимание характера совершаемых действий является одним из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:

    1. хроническим психическим заболеванием;
    2. временным аномальным состоянием психики в момент совершения с потерпевшей полового акта (в связи с соматическим заболеванием, состояние фрустрации, аффекта, стресса);
    3. отставанием психического развития;
    4. возрастными и личностными особенностями потерпевшей.

Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой. Обстоятельства второго вида — комплексной судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой или медико-психологической экспертизой. Обстоятельства третьего и четвертого видов — судебно-психологической экспертизой.

Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой.

СПЭ может быть ограничена в отношении личностных необходимостей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о наличии задержания в психическом развитии обвиняемого, о возможных акцентуациях его характера.

СПЭ в связи с аффектом

Поводом для проведения СПЭ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.

Взрывная импульсивность, конфликтность, неподчиненность действий сознательному контролю — основные критерии аффекта.

Состояние аффекта — это внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующегося сужением сознания. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на эти воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, и при этом происходит дезинтеграция, распад сознания.

Сужение сознания при аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления.

Для определения состояния аффекта перед СПЭ ставится один вопрос:

    • находилось ли лицо в момент совершения определенных действий (описание этих действий) в состоянии физиологического аффекта?

Поскольку физиологический аффект (как, впрочем, и другие психические состояния) нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом и анализом остаточных, следовых явлений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/sudebno-psichologicheskaya-ekspertiza-osnovaniya-naznacheniya

Виды судебно психологической экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here