Выступление профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе

Сегодня мы раскроем тему: "Выступление профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Доклад «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе»

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе»

директора по ВР

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. Статистика нам ведает о том, что 145 тысяч преступлений совершается подростками. 16200 несовершеннолетних отбывают наказания в колониях.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т. к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Я предлагаю вам окунуться в суть проблемы и рассмотреть факторы и причины возникновения правонарушений среди школьников и выяснить что же толкает подростков на совершение правонарушений? Это:

Бедственное положение в семье, нужда

Определение «статуса», имиджа перед сверстниками, друзьями

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивиду альном уровне.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

В педагогической литературе выделяют следующие стадии откланяющегося поведения:

— неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

— порицаемое поведение — поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

— девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в пове­дении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с ко­торыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально не­благополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей — потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его на­строения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родите­лей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным об­разом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все опре­деляется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека — заботливости, желания до­бра и блага во спасение, — она все равно остается самой распространенной ошиб­кой воспитания. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несо­стоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противо­правные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанно­стей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоин­ство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения

Дружеское общение со сверстниками — одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Читайте так же:  Жалобы председателю суда на протоколы

Как правило, вне школы дети общаются с близкими по духу, получая то, что не могут получить в семье и в школе: внимание, признание, заботу. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость или проступки. Напротив, там их «понимают», одобряют и поддерживают. Как установили ученые, группе присуща гораздо более отрицательное отношение к моральным и правовым нормам общества, чем каждому из ее представителей в отдельности. Члены подобных компаний играют в азартные игры, пьянствуют, сквернословят, слишком рано начинают вести беспорядочную половую жизнь.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Я сегодня познакомлю вас с причинами, по которым ребёнка можно поставить на учёт. Это:

• • нарушение Устава школы: систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие тетради, учебника, систематическое отсутствие во время проведения контроль­ных работ, смех, выкрики, разговоры на уроках;

• • пропуски учебных занятий (прогулы);

• • постоянные драки, грубость, сквернословие;

• • драки, приводящие к телесным повреждениям;

• • употребление спиртных напитков;

• • совершение несовершеннолетним правонарушения с дальнейшей доставкой

• его в органы милиции;

• совершение преступления или соучастия в нем;

• • систематическая порча государственного и личного имущества;

• • издевательства над маленькими или более слабыми учащимися, над

• учащимися другой национальности (нарушение Международной конвенции

• ООН по правам ребенка, Конституции РФ);

• • единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза здоровью другого человека;

• • совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

В нашей школе работает совет профилактики, на который мы приглашаем детей и их родителей в зависимости от обстоятельств. А именно:

• • невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего;

• • уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, неработа на уроках).

Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые виды правонарушений, совершаемых подростками.

1)«Хулиганство» (Ст. 213 УК РФ)

«Хулиганство», т. е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:

— арестом на срок до 2-х лет;
— до 5 лет.

С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

— тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет.

2) «Распитие спиртных напитков» (Ст. 162 УК РФ)

Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих.

«Мошенничество», т. е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, — наказывается:

Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

4) «Вымогательство» (Ст. 163 УК РФ)

«Вымогательство», т. е. требование передачи чужого имущества или права на имущество. под угрозой применения насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества. наказывается:

Кража – это тайное хищение чужого имущества. Несовершеннолетние, совершившие её, могут быть наказаны

исправительными работами (до 1 года),

арестом (до 4 месяцев),

лишением свободы (до 3 лет).

Подводя итог выше изложенному, можно сказать:

КАКОВО ТВОЁ ДЕЯНИЕ, ТАКОВО И ВОЗДАЯНИЕ!

Уважаемы родители, напомню вам, что:

самый строгий вид юридической ответственности.

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за тяжкие и особо тяжкие преступления – с 14 лет, такие как:

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

угон транспортного средства;

умышленное уничтожение или повреждение имущества;

заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

хищение оружия, наркотиков;

приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

УК РФ устанавливает следующие виды наказаний, назначаемых для несовершеннолетних:

Лишение прав заниматься определённой деятельностью;

Лишение свободы на определённый срок.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому нам нужно объединить усилия и совместно помогать детям не оступиться.

И мне хочется, уважаемые родители, что вы уяснили для себя следующее:

Существует психологический приём, который называется:

«Дорога в четырнадцать шагов»

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе .

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком

Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку.

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.

Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ре­бенком.

Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно .

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.

Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.

Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему .

Но несмотря не на что, «Вы никогда не поймете причин правонарушений среди подростков, если не уясните себе одну очень важную истину: отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но все-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам подросток. И если он пошел на преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. За свои поступки отвечает сам человек!» Помогите своим примером, своей любовью, не потярять, а приобрести совесть, уверенность в себе, ибо:

Читайте так же:  Как вернуть госпошлину по справке суда

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему.

Источник: http://pandia.ru/text/78/329/26166.php

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

В Беларуси несовершеннолетние с 23.00 до 6.00 не должны находиться на улице одни, а если такое случилось, то отвечать придется родителям. Вся ответственность за детей, гуляющих в неположенное время, ложится на плечи родителей.

В кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях введена Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З.

Статья 30-1. «Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища».

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), находящиеся в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, передаются родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам.

Сотрудник органов внутренних дел, обнаруживший несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, устанавливает фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения несовершеннолетнего и фамилию, собственное имя, отчество, данные о регистрации по месту жительства (месту пребывания) его родителей, опекунов или попечителей и передает несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Несовершеннолетний, указанный в части второй настоящей статьи, местонахождение родителей, опекунов или попечителей которого не установлено или они находятся в месте, не позволяющем передать его им, либо родители, опекуны или попечители которого не дали поручения о передаче этого несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, доставляется в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства (месту пребывания) этого несовершеннолетнего.

Об обнаружении несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, сотрудник органов внутренних дел составляет акт.

Передача несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр осуществляется сотрудником органов внутренних дел в течение трех часов с момента обнаружения этого несовершеннолетнего с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь.


Источник: http://tatarka.schools.by/pages/profilaktika-prestuplenij-i-pravonarushenij-sredi-nesovershennoletnih-vospitanie-pravovogo-soznanija-uchaschihsja

Выступление «Роль классного руководителя в профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних».

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Работа социального педагога с классными руководителями на тему:

«Роль классного руководителя в профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних».

Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, — лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.

Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу — одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:

Читайте так же:  Оформить загранпаспорт ребенку нужно

потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;

потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал. В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия:

беседа медработника по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;

беседа, дискуссия, диспут, мозговая штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;

встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;

«классный видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.

В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:

преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;

милосердие, доброта и здоровье;

природа и здоровье;

любовь и здоровье;

здоровье и успешная карьера;

мода и здоровье;

фигура и здоровье;

спорт и здоровье;

компьютерные игры и здоровье;

установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

педагогическая диагностика и педагогический анализ проступка;

заключение школьного психолога, которое должно содержать проблемы формирования и развития психических функций, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, особенности общения;

заключение медиков, определяющих особенности физического развития, (анамнез);

акт обследования жилищных условий.

Необходимо изучить и дать полную информацию о семье. Отметить состав семьи, материальные условия жизни семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер взаимоотношений родителей с ребенком: диктат, гиперопека, гипопротекция, попустительство или сотрудничество.
Семья может быть:

педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);

педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);

конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);

асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);

криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).

В информационный блок следует включить сведения о группе ребят, в которую входит подросток, его положение в этой группе (лидер, предпочитаемый, принятый, отвергаемый), его отношения в классном коллективе, с кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния.
Педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе. Чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например:

проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;

какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;

как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);

каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыку.

Диагностический модуль определяет особенности и проблемы в развитии учащегося. Основными направлениями педагогической диагностики являются:

уровень и качество знаний;

проблемы в усвоении материала;

проблемы управления учебной деятельностью;

сформированность навыков общения;

анализ педагогической запущенности.

Заключение должно обозначить проблемы в развитии школьника и рекомендации для всех участников образовательной программы.

По мнению ученого-психолога Овчаровой Р.В. психолого-педагогическая реабилитация – это восстановление ребенка как субъекта ведущей деятельности и общения в условиях обучения и воспитания.
Социально-педагогическая реабилитация заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, в разрешении конкретных ситуаций, в преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, в коррекции их отношения и поведения, а также в восстановлении их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ученика с окружающими.

Вместе мы сможем помочь детям, которые одиноки, направить их по правильному жизненному пути.

Источник: http://www.metod-kopilka.ru/vystuplenie_rol_klassnogo_rukovoditelya_v_profilaktike_prestupleniy_i_pravonarusheniy-42967.htm

Статья:»Школа и ее роль в профилактике правонарущений среди несовершеннолетних «.

статье говориться о девиантном поведении среди несовершеннолетних

Содержимое разработки

Абдуллабекова А.Э. — заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №59 им. А.Г. Николаева», к.и.н., доцент.

РОЛЬ ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних.

Важнейшим аспектом профилактики детской беспризорности и правонарушений, — являются организация работы в школе, с семьей и повышение ответственности родителей за воспитание детей.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

В системе субъектов профилактической деятельности с полным основанием особое место занимают общеобразовательные учреждения, осуществляющие предупреждение преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. В Федеральном законе «Об основах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних» указано, что важным субъектом формирования правомерного поведения и профилактики противоправного поведения является школа [1]. Одна из центральных задач, стоящих перед образованием, — создание в учебно-воспитательных учреждениях условий, обеспечивающих, несмотря на трудности, здоровое физическое и социальное развитие детей [4, с.279].

Читайте так же:  Соседи написали жалобу в прокуратуру

В Уставе общеобразовательной школы указывается, что главные задачи школы состоят не только в том, чтобы дать учащимся образование, но и в том, чтобы осуществлять нравственное воспитание, формировать у молодого поколения общечеловеческое мировоззрение. Тем самым Устав закрепляет необходимость участия школы в работе по предупреждению антисоциальных поступков и правонарушений среди учащихся. Полное и эффективное использование школами своих воспитательно-профилактических возможностей может внести весомый вклад в предупреждение преступности несовершеннолетних в целом.

При проведении профилактической работы нередко возникают вопросы: как это делать и надо ли вообще об этом говорить? Широко распространено мнение, что хороший способ профилактики – это «напугать раз и навсегда». Но он не всегда имеет положительный результат. Профилактическая работа не должна сводиться лишь к передаче знаний и объяснениям. Профилактика предполагает: формирование адекватного отношения к социальному явлению (например, пьяный или наркоман – это неприятно, опасно для самого человека, так что иногда полезно наглядно показать подростку пьяного человека на улице или уже совершенно больного спившегося алкоголика); тренировку навыков преодоления внешнего давления, умения сказать «нет», быть независимым; развитие у ребёнка определенных личностных качеств: уважение к себе, умение говорить о своих трудностях и просить помощи, уверенности в себе и т. д.

Учебная профилактическая программа будет эффективна, если она строится на основе определённых правил. А именно: диалогическое общение, то есть взаимодействие педагога и ученика как равных партнеров без излишней авторитарности со стороны учителя; демократический стиль обучения, основанный на искренности и доверительности.

Возникает вопрос, кто должен проводить такую работу с подростками? Специалистами проводилось исследования, в котором приняло участие 140 подростков и 140 взрослых в возрасте 23 – 64 года. Выбирая ведущего профилактической программы, все опрошенные на первое место поставили сотрудника специализированного центра, на второе место – школьного психолога прошедшего специальную подготовку. Специалисты пришли к выводу: для подготовки ведущего профилактических программ обязательно нужно специальное обучение, вести эту работу должен специалист [8, с. 105-106]. Успех во многом определяется готовностью всего педагогического коллектива. В первую очередь психолога и социального педагога, к работе с трудными подростками.

Большинство преступлений подростки совершают не неожиданно, «не вдруг». Этому предшествует процесс нравственной деформации личности: возникновение отдельных, сначала незначительных, искажений во взглядах, интересах подростка. Важно своевременно выявить первые отклонения в поведении подростка, изменение его отношения к коллективу, в учебе с тем, чтобы принять меры к пресечению начинающегося негативного процесса. Большими возможностями в этой части обладает школа. Именно в школе впервые проявляются утрата интереса к учебе и отчуждение от коллектива, отрицательные привычки и интересы, неуважительное отношение к людям и результатам их труда, сдвиги представлений о предпочтительном и дозволенном поведении, т.е. те искажения в нравственной характеристике личности, которые свойственны « трудным» подросткам и правонарушителям. В связи с этим большое значение приобретают методика изучения индивидуальных особенностей каждого школьника, условия его жизни и воспитания. Как отмечал К. Ушинский, «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» [9, с.25].

Изучение особенностей характера, интересов учащихся, среды, в которой они живут, — основа профилактической работы в школе. Процесс воспитательной работы в школе важно строить по известной формуле: «Знание – убеждение – поступок». Для этого необходимо добиться строгого порядка, сознательной учебно-трудовой дисциплины и культуры поведения на уроке каждым учащимся, чтобы все уроки стали воспитывающими.

Система профилактики правонарушений и преступлений учащихся включает в себя следующие компоненты:

Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения.

Устранение причин отклонений в поведении школьника:

―изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

―вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;

―изменение условий семейного воспитания.

Важно, чтобы в профилактиктической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования детей, сотрудники органов внутренних дел [2, с.49].

Основное условие успешной работы по предупреждению правонарушений учащихся – это создание здорового коллектива, обеспечение строгого режима и образцового порядка, организация эффективной борьбы с пропусками и нарушениями учебной дисциплины. Высокий уровень дисциплины в школе способствует формированию у обучающихся стереотипа дисциплинированного поведения, что положительно сказывается на поступках подростков и во внеурочное время.

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.» подчеркивалась «необходимость усиления роли дисциплин обеспечивающих успешную социализацию учащихся», среди которых называется такой предмет, как право. Это обусловлено тем, что большинство молодых людей или не знают, или неправильно понимают законы государства, а самое главное, не умеют использовать их для защиты своих прав и интересов, не владеют навыками их применения в реальных жизненных ситуациях [6, с.63]. В связи с этим необходимо было бы увеличить объем учебной нагрузки в изучении права в школе, что способствовало бы повышению правового сознания и правовой культуры учащихся. На сегодняшний день по-прежнему уделяется не достаточное внимание правовому просвещению учащихся.

Как показывают исследования, атмосфера школьной жизни, нормы и правила, отношения с учителями существенным образом влияют на поведение учащихся. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, расширяют безопасное для ребенка пространство, в котором ему хорошо и интересно.

Школьное самоуправление способствует расширению числа строгого не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Важно, чтобы равноправие учителей и учеников осуществлялось не только при подготовке, к каким – то мероприятиям.

Основное в школьном самоуправлении – поддержание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможность оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность школьника к формированию уклада школьной жизни. Это означает, что школьное пространство становится для него « своим» и не отторгается, не провоцирует отклонение в поведении от норм, принятых в школьном сообществе [2, с.56-57].

Читайте так же:  Течение срока исковой давности общие правила

Практика показывает, что как бы хорошо ни была организована воспитательная работа с «трудными» учащимися, они время от времени подвергаются влиянию отрицательных различных факторов. К сожалению, имеет место случаи, когда учащиеся, несмотря на все принимаемые школой меры, продолжают пропускать занятия, увлекаться алкоголем и наркотическими средствами, совершать правонарушения. Причина агрессивности, применение силовых способов разрешения конфликтов – в неумении подростков общаться, устанавливать межличностные отношения в коллективе [3, с.111]. Руководители школ не сообщают о правонарушениях в органы милиции, боясь бросить тень на авторитет учебного заведения. Такая точка зрения совершенно неверна. Ведь о состоянии работы по предупреждению правонарушений судят не по количеству состоящих на учете в органах МВД, а по числу административных правонарушений и уголовных преступлений со стороны учащихся. Не следует забывать, что постановка на учет в органах МВД позволяет улучшить контроль по месту жительства за поведение «трудного» подростка [4, с.284].

Для эффективного функционирования государственной системы профилактики правонарушений предполагается создание развернутой и стабильной нормативно – правовой базы на всех уровнях профилактики (федеральном, региональном и местном). Одним из направлений государственной функции является совершенствование и повышение социальной эффективности законодательства, которое находится в ведении субъектов Российской Федерации. Эта задача может быть успешно решена посредством обеспечения системного и комплексного подхода к пониманию сущности и содержания современных требований к правовым нормам, принимаемым в установленном порядке региональными органами государственной власти [5].

На сегодняшний день, несмотря на усилия государственных и муниципальных органов управления образованием, профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательной среде является одним из уязвимых мест, серьезное беспокойство вызывает низкая эффективность мер по преодолению детской преступности, наркомании и других антиобщественных явлений.

В соответствии с Федеральным законом от 24. 06. 99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на образовательные учреждения возложена обязанность:

-оказывать социально – психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

-выявлять несовершеннолетних, находящихся социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимать меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

-выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей;

-обеспечивать организацию в образовательных учреждениях спортивных общедоступных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

-осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних [1].

В организации профилактической деятельности важную роль играют советы по профилактике правонарушений учащихся. Опыт советов в некоторых школах показывает, что эффективна форма объединения усилий педагогического коллектива, органов полиции, родительской общественности по предупреждению правонарушений среди учащихся общеобразовательных школ. Руководители школы обеспечивают широкое информирование учащихся и их родителей о принятых советом по профилактике мер воздействия к нарушителям. Советы в школах в основном принимают следующие меры воздействия к правонарушителям: 1) предупреждение и строгое предупреждение; 2) ходатайство о наложении на учащегося дисциплинарного взыскания руководством школы; 3) решение о направлении письма на работу родителей (если они работают); 4) ходатайство о постановке на учет в ОВД подростка и родителей из неблагополучных семей. Одна из важнейших задач совета по профилактике – оказание мер воздействия на учащихся за злостные нарушения дисциплины, прогулы, аморальные проступки, правонарушения, а также на родителей за антипедагогическое поведение и невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей.

В заключении следует отметить, что именно школа, занимает одно из лидирующих мест в ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Положительный результат этой работы возможен при условии интеграции усилий учебного заведения, семьи, внешкольных досуговых и социальных учреждений и организаций, а также тесного взаимодействия с органами внутренних дел, здравоохранения и местного самоуправления. Важную роль в работе с «трудными детьми», занимает не учебный, а социальный аспект. Необходимо своевременно выявлять первые отклонения в поведении подростка, изменение его отношения к учебе, школьному коллективу с тем, чтобы принять меры к пресечению начинающегося негативного процесса.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24. 06. 99.

Андрияхина Н. В. Миронова Г. И. Система профилактики правонарушений и преступлений школьников // Практика административной работы в школе. 2005. № 7.

Иванова В. Школьная служба примирения – эффективная форма профилактики отклоняющегося поведения подростков // Воспитательная работа в школе. 2006. № 4.

Зиядова Д.З. Преступность учащихся общеобразовательных учреждений и проблемы её предупреждения. — М., 2005.

Новоселов В. И. Проблема правового статуса граждан в законодательстве субъектов Российской Федерации // Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Материалы конф. / Под ред. В. И. Новосёлова. — Саратов, 1998.

Орсаг Ю. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в условиях детского дома //Социальная педагогика. 2008. № 1. С 63.

Тажудинова А. Дагестанская правда. «Как помочь семьям из группы риска». — Махачкала, 2008. 28 июня. № 190 – 191.

Ушакова Е. Антинаркотическая профилактика в школе // Директор в школе. №9. 2007. С. 105 – 106.

Ушинский К. В. Собр. соч. — М., 1959. Т. 8.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://compedu.ru/publication/statia-shkola-i-ee-rol-v-profilaktike-pravonarushchenii-sredi-nesovershennoletni.html

Выступление профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here