Выявление правонарушений среди несовершеннолетних

Сегодня мы раскроем тему: "Выявление правонарушений среди несовершеннолетних", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Причины совершения правонарушений несовершеннолетними

юридические науки

  • Лесовик Ирина Васильевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Воронежский институт МВД России
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ
  • ПРОФИЛАКТИКА
  • ПРАВОНАРУШЕНИЕ
  • НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА
  • ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Похожие материалы

Одна из самых злободневных и социально значимых задач сегодня — поиск путей снижения роста правонарушений, преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Негативные тенденции в динамике преступности несовершеннолетних обусловлены множественными факторами, и, в том числе, тем, что органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних с запозданием реагируют на нужды детей, оставшихся без родительского попечения, не принимают экстренных мер по устройству детей и подростков, лишившихся семьи, ушедших от пьющих и истязающих их родителей.

С другой стороны, большое количество несовершеннолетних становятся жертвами преступлений и правонарушений. Отсутствие у детей элементарных правовых знаний, недооценка со стороны взрослых имеющихся в отношении детей угроз зачастую приводит к негативным последствиям[1].

В настоящее время противоправные деяния среди подростков обусловливаются неблагоприятными условиями нравственного формирования личности, являющимися главной причиной формирования антиобщественных взглядов, недостатками в воспитании и ненадлежащей организацией их досуга, ошибками в деятельности школы, общественных организаций и других субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Каковы основные причины правонарушений детей и подростков?

Несомненно, негативное влияние семьи. Именно в семье формируется личность подростка. Однако семья не всегда служит благоприятным фоном для развития ребенка. Распад семей или просто их отсутствие нередко сопровождают жизнь ребенка с самого его рождения. Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей и воспитываются в неполной семье. Число детей, оставшихся вообще без попечения родителей, также непрерывно растет и порождает сложные психологические и иные проблемы адаптации к новой для ребенка среде общения, воспитания и обучения. Это, в свою очередь, стимулирует проявление различных форм противоправного поведения.

Возрастает количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Увеличивается число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке.

Статистика правоохранительных органов также фиксирует, что 25-26 тысяч несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами различных преступных посягательств насильственного характера вне семьи. Из-за этого около 2 тыс. детей погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения. Последствия такого разгула насилия очевидны — это различного рода изменения в физическом и психическом развитии детей. Именно насилие во многом определяет характер их поведения и образ жизни на все последующие годы.

В рассматриваемой сфере можно выделить следующие причины:

  • снижение позитивного влияния семьи и ее способностей охранять ребенка от негативного влияния, обеспечить надлежащий уровень его умственного и нравственного развития;
  • увеличение количества разводов и неблагополучных семей;
  • снижение уровня материального благосостояния семьи;
  • отказы от детей;
  • деформация нравственных и правовых установок у детей;
  • распространение алкоголизма и наркомании в семьях[2].

Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами – это одна из острейших проблем нашего времени. На протяжении последних лет в нашей стране наблюдается резкий рост злоупотребления наркотиками, при этом большинством потребителей их и больных наркоманией являются подростки и молодежь. В связи с доступностью наркотиков определенный процент несовершеннолетних оказывается восприимчивым к идее получения приятных ощущений от наркотиков и готов привлечь к этому других подростков. По данным социологических исследований, периодически принимают наркотики 10% несовершеннолетних, 2% регулярно принимают, а 21% пробовали употреблять наркотические вещества. При этом 24% несовершеннолетних признались, что впервые попробовали наркотики в возрасте до 16 лет[3].

Среди причин совершения противоправных деяний несовершеннолетними и отрицательное влияние асоциальной группы подростков. Особенно часто под такое влияние попадают несовершеннолетние, которые недостаточно дисциплинированы, плохо успевают, а потому не способны установить правильные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

Низкий жизненный уровень значительной части населения, осложненный распространением наркотизации и алкоголизации, также способствует совершению подростками противоправных деяний. Очень часто подросткам из малообеспеченных семей приходится совершать правонарушения для того, чтобы просто выжить.

Недостатки досуговой сферы — слабая организация сети кружков, клубов, спортивных секций — негативно влияют на подростков и их асоциальное поведение. Усугубляется ситуация и вследствие коммерциализации образовательных, культурных, оздоровительных учреждений, которые стали недоступны детям из семей с низким достатком.

Круг несовершеннолетних правонарушителей пополняется за счет подростков, бросивших школу, отстающих. Недостатки учебно-воспитательной работы образовательных учреждений (формализм, отказ от индивидуального подхода и т.д.) являются одной из причин совершения подростками противоправных деяний. Не реализуется на должном уровне задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением. Подобные обстоятельства приводят к ослаблению и утрате социальных связей. Для этой ситуации характерно: отсутствие достаточного стимулирования к обучению; непрофессионализм учителей, их неумение компенсировать недостатки семейного воспитания; неблагополучная социальная атмосфера в школе (курение, сквернословие и пр.)

Влияют на противоправное поведение подростков и недостаточная организация профориентационной работы, и отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних.

Такие явления как вовлечение подростков взрослыми преступниками в пьянство, употребление наркотических средств, азартные игры, внедрение в молодежную среду стереотипов поведения, которые не совместимы с общественными ценностями: культивирование половой распущенности, жестокости и насилия, употребление психоактивных веществ, к сожалению, нередки и ведут к проявлениям различных форм противоправного поведения. Немаловажная роль в этом принадлежит Интернету и средствам массовой информации.

Читайте так же:  Судебное разбирательство в конституционном судебном процессе

Большинство современных исследований, направленных на изучение правонарушений среди несовершеннолетних в России, не учитывает всех аспектов этой проблемы, зачастую сводя все к кризису института семьи либо к экономическому кризису. Но кризис института семьи и упадок экономики страны – это лишь одна часть общего национального кризиса, охватывающего в первую очередь все сферы духовного бытия человека и общества. По нашему мнению, рост безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних в большей части спровоцирован потерей устойчивых ценностных ориентиров. Причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

Своевременное профилактическое воздействие на такие правонарушения чрезвычайно важно, поскольку позволяет предотвращать не только правонарушения, но и пограничные с ними преступления. Следует отметить, что проведение профилактических мероприятий должно улучшать «возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга, в которых выделяется ориентация на смягчение, нейтрализацию, устранение тех недостатков и пробелов в общей системе социального воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления в среде подрастающего поколения или способствуют им [4].

Список литературы

  1. Организация общей профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних в образовательных организациях / О.Н. Жидконожкина [и др.] : учебно-методическое пособие. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2016. – 93 с. — С.4.
  2. Баскакова А.В., Данилова М.В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. 2014. №20. С. 552. URL: http://moluch.ru/archive/79/14106/ (дата обращения: 31.01.2017).
  3. Воронин М.Ю. Развитие политики противодействия незаконному распространению наркотиков (на основе концептуальных положений, разработанных В.П. Ревиным) // Пробелы в российском законодательстве. — 2013.- № 2.- С. 137.
  4. Бельский А.И., Ягодин Р.С., Волков П.А. Предупреждение преступности несовершеннолетних // Ленинградский юридический журнал.- 2016. — № 2 (44). – С.105.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник: http://novainfo.ru/article/11332

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних как одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности

Классы: 5 , 6 , 7 , 9 , 10 , 11

Ключевые слова: Профилактика правонарушений несовершеннолетних , социально-педагогическая профилактика , Виды профилактики

Сегодня организация педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних занимает особое место. Это обусловлено ростом преступности среди подростков ввиду снижения уровня жизни населения, нестабильности общества — в целом большим количеством негативных факторов, накладывающихся на кризис подросткового возраста. Ведь именно в этом возрасте происходит развитие индивида, становление личности, определяются ценности и жизненные ориентации. Профилактика правонарушений – одно из важнейших направлений борьбы с преступностью нашего общества, а также одна из сложнейших задач не только правового, но и педагогического характера.

Что же такое вообще правонарушение и его профилактика? Правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан [1]. Необходимо отметить, что деяние может выражаться в действии или бездействии. Касаемо правонарушений, совершаемых подростками, выделяют две их главные особенности: высокая степень латентности и групповой характер, а причинами совершения являются асоциальная ситуация в семье, нахождение несовершеннолетнего в криминогенной товарищеской компании, социально-экономические факторы, беспризорность и безнадзорность, пробелы в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения.

Профилактика правонарушений – это меры правового, воспитательного и иного характера, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. Такие меры заключаются в предупредительном общем или индивидуальном воздействии на лиц, склонных к совершению противоправных действий. В настоящее время профилактика правонарушений – это не только деятельность правоохранительных органов и юристов, это также гуманная деятельность образовательной организации.

Социально-педагогическая профилактика — процесс государственно-общественный, основная направленность которого — устранение из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении человека и совершению им преступлений [2]. Основная причина малоэффективности педагогической профилактики – правовая ограниченность, а также слабоподгоготовленность педагогических работников. Отсюда вытекает необходимость повышения теоретического, воспитательного, методического и иных уровней работников образовательных учреждений. Профилактическая направленность педагогической деятельности должна включать в себя работу по организации благоприятной среды, своевременную коррекцию семейных отношений, поиск форм занятости детей в свободное время, постановка несовершеннолетних на внутришкольный учет, патронаж отдельных учащихся, а также комплексную работу с органами власти.

Основными видами профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных организациях являются:

Первичная профилактика. Здесь важную роль играет взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом и психологом по выявлению несовершеннолетних детей, склонных к девиантному поведению, отстающих в учебе, вовлечение их в различную деятельность — кружковую, внеурочную. Немалая роль на данном этапе должна быть отведена профилактической работе с семьей, где присутствует асоциальный климат, ведется аморальный образ жизни.

Вторичная профилактика. Основными задачами этого этапа является предотвращение совершения начавшегося правонарушения, предоставление своевременной социопсихологической помощи подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Здесь необходимо объединить весь комплекс социально-психологических и правовых мер, направленных на работу с несовершеннолетним, имеющим девиантное поведение, попытаться классному руководителю и другим педагогическим работникам понять интересы и стремления такого ребенка.

Третичная профилактика. Она представляет собой комплекс социально-психологических и правовых мер, который заключается в недопущении и предупреждении рецидива правонарушений подростками, ранее уже совершавшими противоправные действия.

Читайте так же:  Запрет на въезд в рф украинцам

Как отмечалось выше, немалую роль в педагогической профилактике правонарушений среди несовершеннолетних играет деятельность классного руководителя, социального педагога и психолога образовательной организации. Поэтому логичным будет определить основные методы их работы, которые можно использовать в профилактике противоправных действий, совершаемых подростками:

Наблюдение. Здесь педагог наблюдает за учащимся, за его поведением в школе, семье, на уроке, за его общением со сверстниками.

Беседа, опрос, анкетирование, тестирование. Данные методы позволяют выявить психологические особенности детей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.

Консультирование. Данный метод заключается в предоставлении квалифицированной помощи несовершеннолетнему, испытывающему какие-либо проблемы, с целью их социализации и оптимизации.

Убеждение. Метод, который заключается в способности убедить ребенка в последствиях его противоправного поведения, опираясь на нормы права.

Тренинг. Метод, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания социально-психологической помощи, поддержки.

Игра. Метод, значимость которого заключается в самом процессе, а не результате; он помогает подросткам через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними, познать окружающую действительность.

Итак, профилактика правонарушений представляет собой необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление социально-педагогической деятельности образовательной организации, которое обеспечивает полноценную социализацию и социоадаптацию учащихся, всестороннее развитие всех участников образовательного процесса. Важным направлением усовершенствования работы с подростками в рамках профилактики противоправных действий является преодоление неблагоприятных условий окружающей среды – их близлежащего окружения. Социально-педагогическая профилактика в образовательном учреждении всегда должна оставаться основным направлением деятельности по предупреждению и предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних.

Список использованной литературы

  1. А.В. Малько, Н.И. Матузов. Теория государства и права: учебник. – Юристъ, 2004. – 245 с.
  2. Муртазалиева М.М. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних детей: дисс. канд.пед.наук / М.М. Муртазалиева. – Махачкала, 2005. – 175 с.

Источник: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/672862/

Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как социальная проблема и способы борьбы с ними в Республике Бурятия

Рубрика: 14. Социальная работа

Дата публикации: 07.02.2016

Статья просмотрена: 3369 раз

Библиографическое описание:

Цыбикжапова В. Б. Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как социальная проблема и способы борьбы с ними в Республике Бурятия [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 91-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9707/ (дата обращения: 05.02.2020).

В статье рассматриваются проблема подростковой преступности, причины делинкветного поведения несовершеннолетних. Показана необходимость применений социальных технологий в рамках реализации целевых программ и акций, направленных на профилактику и борьбу с преступностью среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: подростки, правонарушение, профилактика, социальная технология, «ювенальная технология»

Одной из самых актуальных проблем современного общества являются правонарушения среди молодежи и детей подросткового возраста. На преступное поведение очень сильно влияют такие факторы как семья с асоциальным поведением, изменение нравственных и моральных установок и ценностей, уход от жизненных проблем с помощью употребления алкоголя и наркотических веществ, легкомыслие, эгоизм, корысть, которые приводят к совершению противоправных действий. Социальные науки рассматривают правонарушение в качестве социального явления, которое носит деструктивный характер для общества. Это устойчивая и распространенная форма девиантного поведения, которая достигает уровня общественной опасности. Понятие правонарушения среди несовершеннолетних связано с возрастом 13–17 лет, хотя такая тенденция имеет место и в младших возрастных группах. [4, с.287]

В Бурятии с начала 2015 года в территориальные органы внутренних дел было доставлено 2 274 несовершеннолетних, в том числе, находившихся в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей и (или) лиц, их заменяющих. Выявлено 17 фактов вовлечения несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность. По итогам первого полугодия 2015 года удельный вес подростковой преступности в общей массе раскрытых преступлений, снизился и составил 6,7 %. Рост подростковой преступности отмечается на территории Железнодорожного, Октябрьского районов Улан-Удэ, Баргузинского, Заиграевского, Кабанского, Муйского, Мухоршибирского, Северобайкальского и Тункинского районов.

Количество правонарушений несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростковое население уменьшилось на 15-20 %. Это по данным нашей несовершенной и необъективной статистики. Фактически более точные данные получить значительно трудно, поскольку в подростковой преступности высок уровень когда правонарушение совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы вымогательства, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте противоправного действия. Причины разные, которые зависят от характера совершенного правонарушения, так действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; чувство неловкости, испытываемое жертвой перед следователем (большинство из которых равнодушны). При вымогательстве, карманных кражах, мошенничестве действуют и другие причины. Очень часто это неверие в возможности полиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников или банальное нежелание вступать в судебные тяжбы.

На сегодняшний день, в среднем по стране, каждое десятое преступление совершается малолетним. По не которым регионам каждое четвертое. Отмечается значительный рост преступности среди детей до 14 лет. Как правило, такие дети растут в неблагополучных семьях, где один из родителей, а иногда и оба лишены родительских прав. Проблемы в семьях, плохие отношения с отчимом, бедность, отсутствие занятости выталкивают детей на улицу. Кто-то отнимает у слабых одежду или различные гаджеты, кто-то занимается воровством. Многие малолетние правонарушители попадаются по нескольку раз. После возвращения домой, при отсутствии положительной обстановки в семье, они вновь принимаются за противоправное деяние Обычно. 13-14-летние дети, которые заканчивают 5-6 классов не имеют дальнейшего желания учиться, их манит свобода улиц и отсутствие контроля. На сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. [3]

Читайте так же:  Как доказать причиненный моральный вред

Основную роль в реабилитационной и коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями играет комплексное изучение личности подростка и анализ его социально-психологических характеристик. [2, с. 84]

Характеристика несовершеннолетних правонарушителей во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, с которым связаны определенные биологические, психологические изменения в структуре личности. Ранний переход к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка боле уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Однако эти особенности не являются обязательным условием противоправного поведения несовершеннолетнего. Поэтому для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основной акцент необходимо делать на процесс их воспитание.

Несмотря на преобладание среди правонарушителей лиц мужского пола, наблюдается расширение круга и количества правонарушений, которые совершают девочки-подростки. И это не случайно. Увеличивается число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является противоправное поведение.

Можно сделать вывод, что несовершеннолетний правонарушитель это молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет с завышенной или заниженной самооценкой из неполной и (или) неблагополучной семьи. В большинстве случаев он бросил учебу в связи с различными трудностями в школе и дома. У таких детей отмечается узкий кругозор, отсутствие навыков трудовой деятельности, интересов и увлечений, безразличие к планам на будущее. Для них характерно недостаточное развитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессия, лживость и лень. Волевые усилия у них направлены на достижение узких, примитивных, эгоистичных целей, удовлетворение сиюминутных неизменных потребностей. Их привлекает лишь то, что не требует целенаправленного, систематического умственного или физического напряжения, что носит легкий, развлекательный характер, вызывает острые ощущения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основной проблемой профилактики преступности несовершеннолетних в современных условиях является нахождение правильных, эффективных методов изменения поведения несовершеннолетних правонарушителей. Для результативной борьбы с подростковыми правонарушениями необходим чёткий план мероприятий направленный на профилактику первичных и рецидивных совершений правонарушений среди несовершеннолетних.

На сегодняшний день, в Бурятии активно применяются и расширяются социальные технологии по упреждению правонарушения среди несовершеннолетних. К сожалению, просматривается их низкая эффективность из-за недостаточного межведомственного взаимодействия. При этом они являются основными мерами, применяемыми в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Первоочередной мерой является диагностическая работа. Диагностическая работа позволяет получить данные о психическом, физическом состоянии ребенка, о его социальном и индивидуальном развитии. Эти данные ведутся во всех образовательных учреждениях, и помогают выявить детей, находящихся в «группе риска». Воспитательная часть включает в себя комплекс мер, направленных на адаптацию ребенка, развитие личностных качеств, коммуникативных связей между сверстниками. Психологическая помощь — изучение детьми правовых норм, формирование правосознания помогают отличить правильные поступки от неправильных. Деятельностный подход заключается в организации общественно-полезных мероприятий (субботники, озеленение улиц, волонтерство), кружков, секций. Реабилитационные меры направлены для помощи детям уже совершившим преступное деяние. [1, с. 86]

Немаловажное значение отводится социально-правовому направлению, которое предусматривает выполнение сотрудниками социальных служб двух основных функций: защита законных прав и интересов детей, в том числе детей, оставшихся без попечения или лишенных родительских прав родителей; сотрудничество с различными организациями, способствующих дальнейшему семейному жизнеустройству подростка, их трудовому определению.

В 2010 году, в качестве эксперимента, в судебное производство были введены элементы «ювенальной технологии». Для этого были выбраны районные суды нескольких крупных районов Бурятии. Под «ювенальными технологиями» подразумевают специальную организацию правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправное деяние, основанная на комплексном знании возрастных особенностей несовершеннолетних, применении специальных восстановительных методов и способов, устраняющих возможное дальнейшее противоправное поведение несовершеннолетнего, направленные на предупреждение рецидива и обеспечение безопасности общества.

В Бурятии успешно была освоена Республиканская программа по организации деятельности с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом «Знай ты не один!». По итогам федерального конкурса «Дружественное детям правосудие», объявленного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, этот проект вошел в числе 4-х программ субъектов Российской Федерации, получавших в течение трех лет софинансирование Фонда. К каждому районному суду был прикреплен социальный работник. Он собирал информацию о подростке и его семье с момента поступления уголовного дела в суд, вел карту социального сопровождения и представлял все эти сведения суду. Число занятых социальных работников в судах насчитывалось семь человек.

За минимальный период реализации программа показала положительную тенденцию — только в Октябрьском районном суде из 62 несовершеннолетних осужденных, к которым применялись ювенальные технологии, повторно преступили закон лишь трое. Но после завершения федерального гранта из-за отсутствия бюджетных средств на финансирование труда социальных работников при судебных органах Бурятии с успехом функционирующая система официально прекратила свою деятельность.

Несмотря на отсутствие финансирования, в некоторых районах республики работа с несовершеннолетними правонарушителями, в рамках программы, была все же продолжена. Этот вопрос стал предметом обсуждения на круглом столе, проведенном 20 мая 2015 года в Улан-Удэ. В его ходе было предложено определить в каждом районном отделе социальной защиты населения координатора данной работы. Он обеспечит не только тесную связь с судом, но и взаимодействие со всеми структурами профилактики детской и подростковой преступности. Кроме того, к процессу будут подключены специалисты-психологи всех социально — реабилитационных центров республики. Все они будут выполнять функции ранее действующих при судах социальных работников — собирать наиболее полную информацию о характере, особенностях личности, окружения несовершеннолетнего для предоставления её суду.

Читайте так же:  Увольнение по обоюдному согласию сторон выплаты

Учитывая тот факт, что основное количество правонарушений совершается детьми, оказавшимися в трудном положении, периодически объявляются межведомственные акции, условно называемые «Безнадзорные дети», «Беспризорник», «Школьник».

Акция «Безнадзорные дети» направлена на выявление и установление личности беспризорников, возвращение их в места жительства или отправление в специализированные учреждения. Кроме этого, проводятся мероприятия по нахождению причин ухода подростков из дома и меры по устранению этих причин. Акция проводится совместно с сотрудниками полиции, соцзащиты, опеки и попечительства, образования и здравоохранения.

Акция «Беспризорник» является аналогичной по своему содержанию с акцией «Безнадзорные дети». Отличием является направленность на профилактические меры. В рамках акции осуществляется выявление неблагополучных семей или тех, кто находится в социально опасном положении, профилактика насилия в семье, оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетних и поступлении выпускников 9-х и 11-х классов в высшие и средне-специальные образовательные учреждения.

Акция «Школьник» проводится органами социальной защиты в целях благотворительной помощи детям, оказавшимся в трудной ситуации в подготовке к школе.

Эти акции, наряду с их основными целями по предотвращению и упреждению правонарушений, призваны скоординировать задействованные ведомства, усилить их взаимодействие и повысить эффективность выполняемых функций, в том числе и правовую защищенность несовершеннолетних. [5]

В целях исследования состояния, проводимых мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, был проведен опрос среди действующих инспекторов ПДН Советского района, являющиеся экспертами в данном направлении.

В ходе опроса были выявлены основные проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Большинство опрошенных указывает на несовершенство законодательства и низкое межведомственное взаимодействие. Также существует необходимость в финансовом стимулировании социальной работы и проектов профилактических мероприятий. Отсутствие применения каких-либо новейших технологий в работе заставляет организовывать деятельность ПДН более доступными средствами, которые нуждаются в обновлении и усовершенствовании. Вопросы расширения штата и координация между субъектами профилактики, в данный момент, значатся для инспекторов наиболее важными в решении.

Исходя из вышеизложенного, особое внимание должно быть уделено в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и поиске эффективных методов борьбы с растущей подростковой преступностью. Назрела необходимость применения новых социальных технологии, в частности, применение ювенальных систем судебного производства.

Источник: http://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9707/

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

В Беларуси несовершеннолетние с 23.00 до 6.00 не должны находиться на улице одни, а если такое случилось, то отвечать придется родителям. Вся ответственность за детей, гуляющих в неположенное время, ложится на плечи родителей.

В кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях введена Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З.

Статья 30-1. «Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища».

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), находящиеся в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, передаются родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам.

Сотрудник органов внутренних дел, обнаруживший несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, устанавливает фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения несовершеннолетнего и фамилию, собственное имя, отчество, данные о регистрации по месту жительства (месту пребывания) его родителей, опекунов или попечителей и передает несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу.

Несовершеннолетний, указанный в части второй настоящей статьи, местонахождение родителей, опекунов или попечителей которого не установлено или они находятся в месте, не позволяющем передать его им, либо родители, опекуны или попечители которого не дали поручения о передаче этого несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, доставляется в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства (месту пребывания) этого несовершеннолетнего.

Об обнаружении несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, сотрудник органов внутренних дел составляет акт.

Передача несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр осуществляется сотрудником органов внутренних дел в течение трех часов с момента обнаружения этого несовершеннолетнего с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь.

Читайте так же:  Права потребителя на возмещение ущерба

Источник: http://tatarka.schools.by/pages/profilaktika-prestuplenij-i-pravonarushenij-sredi-nesovershennoletnih-vospitanie-pravovogo-soznanija-uchaschihsja

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних лиц

Дата публикации: 17.11.2018 2018-11-17

Статья просмотрена: 563 раза

Библиографическое описание:

Гаврилов В. И. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних лиц // Молодой ученый. — 2018. — №46. — С. 110-111. — URL https://moluch.ru/archive/232/53920/ (дата обращения: 05.02.2020).

В статье рассматривается сущность и меры профилактики по борьбе с преступностью в ювенальной сфере.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, профилактика, правонарушение.

Преступность среди несовершеннолетних на сегодняшний день получила широкое распространение, именно по этой причине проблема борьбы с преступностью и профилактики правонарушений является одной из актуальных и находится в центре внимания законодателей и правоприменителей государства.

В современном, стихийно-развивающемся обществе преступность среди несовершеннолетних растет, тем самым ставит все общество под угрозу. В свою очередь факторы, подталкивающие молодежь на преступления, увеличиваются [2, с.52].

Государственная политика борьбы с преступностью в ювенальной сфере — деятельность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц по выработке и реализации мер борьбы с преступностью в ювенальной сфере. Несмотря на принимаемые государством усилия по борьбе с преступностью (принятие мер по защите прав и свобод несовершеннолетних, принятие законов о предупреждении правонарушений), следует учитывать тот факт, что на сегодняшний день современное состояние государственной политики борьбы с преступностью является неэффективной в силу роста количества факторов преступности, а также неэффективности профилактики правонарушений.

Понятие профилактики правонарушений в ювенальной сфере определяется авторами по-разному. Так, например, по мнению А. П. Закалюка, под профилактикой преступности понимается деятельность по устранению причин и условий совершения преступлений лицом, которое еще не проявило преступного умысла, но его поведение свидетельствует о высокой вероятности перерастания последнего в преступное деяние. Более конкретное определение сущности профилактики правонарушений сформулировал Н. И. Ветров, который понимает под ней совокупность социально-экономических, идеологических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, на исправление и перевоспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение членов общества от противоправных деяний.

Общесоциальная профилактика преступлений — определяющая подсистема процесса предупреждения преступности. Она охватывает наиболее масштабные долговременные и эффективные виды социальной деятельности, наиболее крупные социальные меры.

Особое место принято уделять индивидуальной профилактике преступлений. Объектом индивидуальной профилактики является конкретное лицо, от которого ожидается преступление, все меры направлены на недопущение преступного поведения конкретного лица, существует взаимосвязанный и взаимосогласованный комплекс мер. Субъектом индивидуальной профилактики ювенальной преступности является организация или гражданин, деятельность которого непосредственно направлена на достижение целей индивидуальной профилактики преступлений несовершеннолетних, включенных в систему социальных элементов.

Все меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних можно условно разделить на три группы:

  1. Меры оздоровления среды ближайшего бытового окружения и помощи несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания до того, как эти криминогенные обстоятельства существенно повлияют на их поведение (назначение опекуна (попечителя), направление родителей на лечение от алкоголизма, помещение детей в специальное учебное заведение и др.);
  2. Меры предупреждения совершения преступлений и исправления несовершеннолетних, совершающих правонарушения, которые не влекут за собой уголовного наказания (постановка на учет в ОППН, рассмотрение в КДН, помещение в специальное воспитательное заведение, возмещение убытков за причиненный ущерб и др.);
  3. Меры наказания несовершеннолетних за совершенные преступления и предупреждения совершения ими повторных преступлений (пресечение преступлений, возбуждение уголовного дела, предварительное расследование и рассмотрение дела в суде, воспитание и исправление в исправительных учреждениях и др.).

В целях повышения эффективности борьбы с ювенальной преступностью необходимо принятие комплекса мер, направленных на нейтрализацию основных факторов, обусловливающих преступность несовершеннолетних на всех уровнях [3, с.8].

В заключение настоящего исследования хотелось бы отметить, что динамизм уголовно-правовых отношений, сопряженный с постановкой новых задач в противодействии преступности, требует непрерывного мониторинга правоприменительной практики Уголовного кодекса РФ и научно-обоснованного анализа ее эффективности [4, с. 212].

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что несмотря на проводимую государственную политику по борьбе с преступностью, преступность несовершеннолетних все еще является ведущей проблемой в обществе. Факторы преступности не минимизируются, а наоборот, к сожалению, с развитием общества распространяются все больше. Все общество нуждается в должной поддержке со стороны государства, принятии необходимых мер по борьбе с данным явлением.

  1. Н. В. Валуйсков Правовые проблемы предупреждения ювенальной юстиции: монография. — М.: Издательство ЮРГУЭС, Шахты 2004г.
  2. Хлгатян А. А., Валуйсков Н. В. Актуальные проблемы правового регулирования ювенальной преступности. В сборнике: Юридическая наука в XXI веке Сборник научных статей по итогам работы шестого международного круглого стола. 2018. С. 50–52.
  3. Бастыркин А. И., Валуйсков Н. В. Ювенальная преступность в России и перспективы совершенствования борьбы с ней. Научный вестник Омской академии МВД России. 2015. № 3 (58). С. 3–9.
  4. Валуйсков Н. В., Бондаренко Л. В., Арутюнян А. Д. К вопросу о повышении эффективности уголовного законодательства в противодействии преступности. Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19). С. 209–213.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/232/53920/

Выявление правонарушений среди несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here