Значение судебно психологической экспертизы

Сегодня мы раскроем тему: "Значение судебно психологической экспертизы", полностью описав проблематику и сделав выводы. Каждый вопрос индивидуален. Поэтому есть вероятность, что вы не найдете ответ. Поэтому с любым вопросом можно обратиться к дежурному специалисту.

Судебно — психологическая экспертиза. Цели и задачи

Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом — экспертом на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем или судом будет являться доказательством по уголовному делу.

Предметом судебно-психологической экспертизы является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.

Объектом судебно-психологической экспертизы является психическая деятельность здорового человека.

В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля).

К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

Кроме того, проводятся судебно-психологические экспертизы (СПЭ), направленные на определение наличия или отсутствия у лица, управлявшего техническим устройством, психического состояния, существенно повлиявшего на его способность управлять им (на транспорте, на производстве).

Новое применение получила в последнее время СПЭ социально-психологической структуры преступной группы, эту экспертизу используют в отношении участников организованных преступных формирований.

В компетенцию судебно-психологической экспертизы не входит оценка юридических признаков субъективной стороны преступления, юридическая квалификация, моральная оценка личности и поведения подэкспертного, решение вопросов медицинской диагностики. Юридическое основание для производства судебно-психологической экспертизы — соответствующее постановление следователя или определение суда.

При назначении судебно-психологической экспертизы должны быть правильно сформулированы вопросы, ставящиеся перед экспертом. Они не должны выходить за рамки его профессиональной компетенции, в частности носить правовой характер.

Так, недопустима подмена психологических понятий (физиологический аффект, эмоциональное состояние, эмоциональная реакция) правовыми, например: «внезапно возникшее сильное душевное волнение».

Перед экспертом-психологом не могут быть поставлены вопросы относительно достоверности показаний допрашиваемых лиц.

Формулируя вопросы, необходимо учитывать: 1) общий предмет, объекты и научно-методические возможности СПЭ; 2) уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминалистическое значение фактов, устанавливаемых с помощью заключения экспертов и 3) конкретные обстоятельства дела, в которых возникли повод и основание для назначения СПЭ.

Основная функция вопросов, ставящихся на разрешение экспертов, состоит в том, чтобы с максимальной точностью и полнотой раскрыть перед ними предмет назначаемой экспертизы. Понятно, что исчерпывающий список вопросов составить невозможно, поскольку для этого потребовалось бы проанализировать все без исключения уголовные дела, по которым СПЭ не является исчерпывающей и нуждается в совершенствовании; так и предлагаемые экспертам по каждому виду СПЭ вопросы следует рассматривать только как типовые, нуждающиеся в уточнении и конкретизации.

Любые психологические исследования в рамках судебно-психологической экспертизы состоят из следующих этапов:

  • — изучение экспертом поставленных перед ним вопросов и уяснение предмета судебно психологической экспертизы;
  • — постановка задач исследовательского характера;
  • — отбор методов исследования в соответствии с поставленными задачами;
  • — непосредственное проведение исследования;
  • а) психологический анализ материалов уголовного дела;
  • б) наблюдение за подэкспертным;
  • в) беседы с подэкспертным;
  • г) применение инструментальных методов исследования индивидуально-психологических особенностей подэкспертного;
  • — анализ и обработка полученной информации;
  • — работа со специальной литературой;
  • — составление заключения эксперта.

Заключение эксперта наряду с другими фактическими данными является доказательством по уголовному делу.

В соответствии со статьей 73 УПК РФ в предмет доказывания по уголовным делам входят мотивы преступления. Однако это обстоятельство по сравнению с другими наиболее трудно для исследования, поскольку мотивы не всегда осознаются преступником либо подменяются им социально приемлемой мотивировкой.

По некоторым делам практически отсутствуют прямые доказательства мотива преступления. Для их установления недостаточно обычных, традиционных доказательств. Такие преступления часто относят к безмотивным. Но поскольку полностью безмотивных преступлений не бывает, для выяснения мотива преступления следует использовать специальные познания в области психологии.

Судебно-психологическая экспертиза помогает полнее познать личность обвиняемого и мотивы его криминогенного поведения. С целью уменьшения ошибок, допускаемых иногда судами при квалификации преступлений, целесообразно обязательное проведение такой экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних, при неосознаваемых мотивах взрослых преступников и при наличии данных, дающих основание полагать, что преступление было обусловлено аффектогенным мотивом.

При помощи судебно-психологической экспертизы удается объяснить поведение обвиняемого, выяснить его психологическую установку и стимулы, побудившие его к действию.

Эксперты-психологи определяют мотив преступного поведения как процесс, отражающий влияние внешних и внутренних факторов на поведение человека. Их задача сводится к исследованию потребностей, убеждений, психических свойств личности, влияния среды. С учетом данных обстоятельств они могут дать ответ, что данный мотив чужд конкретной личности.

Таким образом, судебно-психологическая экспертиза в состоянии дать полную характеристику личности обвиняемого, без исследования которой нельзя установить юридический мотив совершения преступления по некоторым категориям дел.

Уголовно-правовое значение судебно-психологической экспертизы заключено в том, что она способствует установлению признаков личности, которые являются элементами состава преступления: возраста, внезапно возникшего сильного душевного волнения, беспомощного состояния потерпевшего, мотива преступления.

Судебно-психологическая экспертиза — одно из средств, обеспечивающих соблюдение уголовно-процессуального закона при производстве предварительного расследования и рассмотрения дела в суде.

В целом же судебно-психологическая экспертиза способствует раскрытию и расследованию преступлений. Данные, полученные в ходе экспертного исследования, также помогают правильной организации процесса оказания исправительного воздействия на лицо, совершившее преступление.

Необходимость получения дополнительной информации помимо диагноза заболевания и заключения о вменяемости диктуется гуманистической направленностью судопроизводства. Судьи, заинтересованные в определении меры наказания и тактики исправления, которые будут максимально способствовать ресоциализации преступника, нуждаются в характеристике его индивидуальности не только с правовых, но и с социально-психологических позиций. Действительно, такие свойства, как эмоциональная несдержанность психопатов, внушаемость олигофренов, утомляемость и аффективная взрывчатость лиц с остаточными явлениями органического поражения мозга, повышенная чувствительность страдающих неврозами, могут обусловливать наклонность к эксцессам, некритичное отношение со стороны непосредственного окружения, снижение прогностических возможностей мышления и ослабление волевого регулирования поведения. У этих лиц иначе формируется чувство вины, и способ восприятия исправляющего влияния властных санкций, которые связаны с наказанием, отличается от обычного. Названные свойства должны быть учтены и использованы для обоснования применения конкретных мер воздействия.

Читайте так же:  Переоформление права собственности на землю

Источник: http://studwood.ru/614593/psihologiya/sudebno_psihologicheskaya_ekspertiza_tseli_zadachi

Юридическая психология

Общая характеристика судебно-психологической экспертизы

Задачи, предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза (СПЗ) — разновидность экспертных исследований, в которых применяются специальные познания в области психологии.

В России первая известная попытка проведения судебно-психологической экспертизы относится к 1883 г. Она была назначена при расследовании уголовного дела по обвинению московского нотариуса Назарова в изнасиловании актрисы-любительницы Черемновой.

Черемнова на допросе сообщила, что в день преступления она дебютировала на сцене. Томительное ожидание спектакля, волнение, пережитое на сцене, вызвало у Черемновой, по ее словам, такой глубокий упадок физических и душевных сил, что, оставшись наедине с Назаровым, она была не в состоянии оказать ему сопротивление.

С целью получения объективных сведений о влиянии на психику переживаний, связанных с первым выступлением на сцене, следователь решил допросить двух известных русских актрис — М.Н. Ермолову и А.Я. Гламму-Мещерскую.

Конечно, это еще не была судебно-психологическая экспертиза в собственном смысле слова. Но тогда и института экспертизы еще не было. Этот пример показывает, что уже в те далекие времена делались попытки отойти от традиции решения психологических вопросов только на основе юридических знаний.

Более широкое распространение этот вид экспертизы получил в 20-е гг. XX столетия. Однако в то время отечественная психологическая наука переживала период становления. Еще не было накоплено достаточного количества экспериментальных исследований, а среди экспертов наметилась тенденция выхода за пределы своей компетенции.

Все это постепенно привело к распространению среди ученых- юристов и практиков взгляда о ненаучности данного вида экспертизы.

В настоящее время главная задача СПЭ состоит в оказании помощи органам предварительного расследования и суду в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, помогающих установить истину об обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

Судебно-психологическая экспертиза может исследовать только такие вопросы психологического содержания, которые относятся к ее предмету. Главным свойством получаемых знаний посредством СПЭ можно признать достаточный уровень апробирования и (или) научной разработанности. Подобные знания не должны находиться на стадии освоения, изучения, концептуальной доработки. Они должны обладать конкретным, достоверным, неоспоримым характером. В противном случае основанные на них выводы не будут иметь удостоверительного или доказательственного значения. так, известный отечественный адвокат Н.П. Карабчевский еще в начале XX столетия утверждал: «Экспертиза, построенная на гипотезе, не может служить основанием приговора».

Предмет СПЭ составляет психическая деятельность человека (психические процессы, психические состояния и психические свойства) в норме и в экстремальных условиях, изучение которой существенно для правильного разрешения уголовного или гражданского дела.

Большинство используемых в судебно-психологической экспертизе методов заимствованы из общей психологии, однако имеются методы, которые специально разрабатываются для конкретных видов экспертиз. Ни один отдельно взятый метод не может дать исчерпывающих ответов на поставленные перед экспертизой вопросы. Только комплексное их использование может решить поставленные задачи.

Компетенция СПЭ определяется с учетом следующих критериев:

1) научно-методического уровня развития современной психологической науки, прежде всего научно-методического уровня развития базовых наук — общей и юридической психологии. На разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены только такие вопросы, на которые психология в состоянии ответить, т.е. располагает научно-методической базой для научно обоснованного разрешения определенных вопросов, относящихся к компетенции СПЭ, методикой их правильного разрешения и составления по ним научно обоснованного заключения. Поскольку уровень развития знаний в психологии постоянно повышается, возможности судебно-психологической экспертизы будут расширяться и возрастать, т.е. этот критерий не носит постоянного характера;

2) в компетенцию СПЭ не может входить решение юридических вопросов (оценка юридических признаков субъективной стороны преступления — вины, ее формы, мотива и цели преступления; оценка доказательств: юридическая квалификация деяния, а также нравственная оценка личности и поведения подэкспертного). Последнее наложение играет особую роль, поскольку оно включает в себя требования, предъявляемые как к профессиональной квалификации, так и к нравственно-этической стороне экспертной работы.

Реализация этических правил соответствует интересам как подэкспертного, так и самого эксперта, поскольку специфика психологического исследования обвиняемого или подсудимого предполагает, в частности, возможность установления психолога чес кого контакта с ним только в том случае, когда испытуемый убежден, что сообщение посторонним лицом сведений, которые даются им входе СПЭ, запрещено законом. Неслучайно поэтому многие юристы и психологи настаивают на необходимости введения законоположения, гарантирующего сохранение экспертной тайны, а также соблюдение иных требований этического характера.

Серьезной проблемой является проведение СПЭ лицами, не имеющими для этого достаточной подготовки, не владеющими методами психологического исследования, правилами составления заключений и т.д. В условиях, когда штатных психологов-экспертов еще не хватает, обращение следственных и судебных органов к психологам, работающим в педагогических институтах, психиатрических больницах и т.п., практически неизбежно. Однако в целях повышения престижа и качества судебно-психологической экспертизы, по-видимому следует ввести квалификационные экзамены на право заниматься психологической экспертизой в уголовном (гражданском) судопроизводстве.

Компетенцию СПЭ можно определить и через выделение круга вопросов психологического содержания, относящихся к компетенции отдельных видов психологической экспертизы. В настоящее время с учетом названных выше критериев и потребностей следственной и судебной практики к компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

Основания назначения и проведения СПЭ

Основанием назначения судебно-психологической экспертизы служит потребность органов расследования, суда в специальных психологических познаниях, которыми обладают лица, имеющие соответствующее образование в области психологии и прошедшие подготовку в проведении судебно-психологического исследования личности. Это основание в общей форме закреплено в ст. 195, 196 УПК РФ, согласно которым экспертизу следует проводить, в частности, для определения психического или физического состояния следующих лиц:

  • подозреваемого и обвиняемого в случаях, когда возникает сомнение в их вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
  • потерпевшего и свидетеля, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.
Читайте так же:  Пакет документов для оформления загранпаспорта нового образца

Здесь подразумевается широкий круг психических состояний, который включает и психические состояния, не выходящие за пределы нормы.

Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, достигший возраста, с которого наступает уголовная ответственность, если он вследствие отставания в психическом развитии, несвязанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

С учетом этого ст. 421 УПК РФ обязывает предварительное расследование и суд при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, не связанном с психическим расстройством, устанавливать, мог ли он в полной мере сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

В подобных ситуациях для выяснения данного обстоятельства возникает основание для проведения судебно-психологической экспертизы специалистами в области детской, юношеской психологии либо экспертами-психиатрами.

В ч. 1 ст. 131 УК РФ говорится об изнасиловании с использованием беспомощного состояния потерпевшей, которое включает в себя не только физические, ной психологические критерии. С учетом этого еще в Постановлении Пленума Верховного Суда от 25 марта 1964 г. № 2 «О судебной практике по делам об изнасиловании» было указано о необходимости исследования судами беспомощного состояния потерпевшей в силу ее не только физического, но и психического состояния, из-за которого она не могла понимать характера и значения совершаемых с нею действий или оказать сопротивление виновному.

Основание для назначения судебно-психологической экспертизы может возникнуть и при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 107, 113 УК РФ (убийство, совершенное в состоянии аффекта, и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта).

СПЭ проводится на основании постановления следователя или определения суда . В этих документах:

  1. излагаются основания для назначения судебно-психологической экспертизы;
  2. излагаются обстоятельства дела, имеющие отношение к предмету экспертизы;
  3. определяется, какие именно факты требуют анализа с применением специальных познаний в области юридической и общей психологии;
  4. указывается, кому поручается проведение экспертизы, и формулируются вопросы, которые ставятся на разрешение экспертов.

Формулируя вопросы, следует учитывать:

  • объект, предмет, компетенцию и научно-методические возможности судебно-психологической экспертизы;
  • уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминалистическое значение устанавливаемых с помощью данной экспертизы фактов;
  • конкретные обстоятельства дела, в которых возникли основания и повод для назначения соответствующего вида судебно-психологической экспертизы.

Источник: http://isfic.info/aminov/yurpsi19.htm

14.4. Юридическое значение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних

Очевидно, что приведенная формулировка изначально была ориентирована только на проведение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнего, поскольку упомянуты только те формы умственной отсталости, которые не связаны с психическими расстройствами. Фактически имелась в виду задержка психического развития, обусловленная социальной или педагогической запущенностью.

Однако на практике таких случаев оказалось очень мало, поскольку подавляющее большинство выявляемых форм недостаточности интеллектуального и личностного развития у подростков связано с теми или иными видами психической патологии:

психическим и психофизическим инфантилизмом, органическими поражениями головного мозга, олигофренией и др. Именно поэтому освидетельствование несовершеннолетних обвиняемых стало в основном проводиться в рамках комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Данное обстоятельство не противоречило и подзаконным актам. В постановлении пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. понятие «умственная отсталость» приводится без уточнения его генезиса, не ограничивается только теми формами, которые не связаны с душевным заболеванием. Более того, в последних разработках многие авторы предлагают в рамках психолого-психиатрической экспертизы выявлять не только уровень психического развития, но и отклонения в психическом развитии, препятствующие подэкспертному в полной мере сознавать значение своих действий или руководить ими.

В соответствии с УК РФ, действующим с 1 января 1997 г., юридическое значение судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых) претерпело существенные изменения.

Несовершеннолетними по существующему законодательству считаются лица, не достигшие 18 лет. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность, определен 16 годами (ч. 1 ст. 20 УК РФ). Однако за наиболее тяжкие преступления, например за убийство, изнасилование, кражу, разбой, грабеж, терроризм и др., к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие ко времени совершения преступления возраста 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

В УК РФ совершенно четко разграничиваются две формы отставания и отклонения в психическом развитии — связанные и не связанные с психическим расстройством. Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, «но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности».

Другие правовые последствия наступают у несовершеннолетних, которые также не в полной мере осознают и регулируют свои противоправные действия, но уже вследствие задержки или отклонений в психическом развитии, связанных с психическими расстройствами, т.е. у подростков с олигофренией, инфантилизмом, органическим поражением головного мозга, психопатией и другими формами психической патологии. В этом случае они подпадают под действие ст. 22 УК РФ: во-первых, они подлежат уголовной ответственности, во-вторых, их психические расстройства учитываются судом при определении наказания и могут служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

Читайте так же:  Сотрудника полиции лишили водительских прав

Такое двоякое юридическое значение экспертизы несовершеннолетних, предопределяющее различные, даже противоположные правовые последствия в зависимости от заключения судебных экспертов-психологов и психиатров, делает необходимым решение ряда вопросов, задаваемых экспертам судебно-следственными органами. Следует подчеркнуть, что необходимость выяснения наличия или отсутствия психических расстройств у несовершеннолетнего обвиняемого для решения экспертных вопросов предопределяет предпочтительность назначения не однородных судебно-психологической или судебно-психиатрической экспертиз, а комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Таким образом, от определения психического состояния несовершеннолетнего, уровня его интеллектуального и умственного развития, т.е. во многом от заключения экспертов-психологов, зависит, будет ли вообще несовершеннолетний привлечен к уголовной ответственности, и если да, то понесет ли он уголовное наказание, какой вид и размер наказания или другая принудительная мера медицинского или воспитательного характера ему полагается.

УПК РСФСР, учитывая возрастные психологические критерии, содержит специальный раздел 7, регламентирующий производство по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Кодекс содержит ряд норм, обеспечивающих особые гарантии прав несовершеннолетних, наличие которых связано с принципами гуманизма и справедливости (обязательное участие защитника, прокурора, коллегиальность рассмотрения дел данной категории, закрытость судебного заседания, участие в допросах педагогов и психологов). Кроме того, несовершеннолетний как участник уголовного процесса может и не являться обвиняемым, подозреваемым, а выступать в роли свидетеля или потерпевшего. В таком случае суду и органу, ведущему производство по делу, важно знать о способности несовершеннолетнего давать правдивые показания, т. е. правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Как правило, в отношении несовершеннолетнего обязательно проведение экспертизы (ст. 79 УПК РСФСР), в особенности при необходимости установления возраста обвиняемого. В уголовном праве считается, что лицо достигло соответствующего возраста не в день своего рождения, а в следующие за днем рождения сутки. Если возраст несовершеннолетнего установлен на основании выводов психологической экспертизы, то днем рождения считается последний день года рождения, установленного этой экспертизой. Если экспертизой устанавливается максимальное и минимальное количество лет, то суд принимает за год рождения минимальный год.

Среди обстоятельств, подлежащих установлению по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, должны устанавливаться кроме общих следующие обстоятельства:

Видео (кликните для воспроизведения).

• точно год, месяц и число рождения;

• условия жизни и воспитания;

• причины и условия способствующие совершению преступления.

Уголовное право содержит специальный раздел 5, закрепляющий особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, возможность освобождения от ответственности и наказания, замены наказания другими принудительными мерами медицинского и воспитательного характера и т. д.

В отношении несовершеннолетнего, как отмечает Ф.С. Сафуанов, возможны четыре ситуации, определяющие его правовой статус как обвиняемого:

• признание его невменяемым на основании комплексной психолого-психиатрической экспертизы и освобождение от уголовной ответственности (наказания) по ст. 21 УК РФ;

• признание его на основании этой же экспертизы вменяемым вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, и освобождение от уголовной ответственности по ч. 3 ст. 20 УК РФ;

• признание его полностью вменяемым и способным осознавать характер и последствия совершаемых им действий и руководить ими как в момент совершения преступления, так и в момент привлечения его к ответственности с учетом возраста, поскольку несовершеннолетие по ст. 61 УК РФ является обстоятельством, смягчающим наказание;

• признание его вменяемым, но имеющим определенное психическое расстройство, которое в момент совершения преступления ограничивало способность к волевой регуляции несовершеннолетним своей деятельности, и освобождение от уголовной ответственности по ст. 22 УК РФ;

• распространение статуса несовершеннолетнего на лицо, достигшее 18-летнего возраста и не достигшее 20-летнего возраста в исключительных случаях, связанных с особенностями социально-психологического развития личности (возрастная инфантильность или другие обстоятельства).

Источник: http://lawbook.online/sudebnaya-ekspertiza_862/144-yuridicheskoe-znachenie-sudebno-25926.html

12. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Как подчеркивалось выше, судебно-психологическая экспертиза есть профессиональное психологическое исследование подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и иных участников процесса, направленное на получение достоверных данных, имеющих правовое значение для правильного разрешения дела.

Следователь должен распознавать поводы и правильно формулировать вопросы для экспертного разрешения, для чего ему необходимо знать предмет, возможности и компетенцию данного вида экспертизы. СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

В следственной практике и в юридической литературе имеет место необоснованное расширение возможностей СПЭ. Между тем возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

М.И. Еникеев [12] полагает, что многие на первый взгляд психологические понятия по существу не являются понятиями научной психологии (озорство, мальчишество, хулиганство и т.п.). Некоторые психологические явления настолько широки и всеобъемлющи, что не могут быть охвачены экспертным исследованием.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов, — они определены законом (ст. ст. 81, 82, 184 УПК РСФСР). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим (ст. 80 УПК РСФСР).

В уголовном процессе роль психолога очень велика, и не только при необходимости проведения экспертизы. Лицо, обладающее знаниями и навыками по указанному предмету, может быть привлечено к участию в процессе и в качестве специалиста для содействия следователю и суду в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также для оказания иной помощи.

По сравнению с гражданским судопроизводством психологическая сторона в уголовном процессе проявляется очень ярко. Это дела, связанные с привлечением к уголовной ответственности, решением вопросов о виновности обвиняемого. Однако без установления определенных обстоятельств психологической природы суду бывает крайне сложно, а порой и невозможно выполнить задачу по отправлению правосудия.

Читайте так же:  Удостоверение генеральной доверенности

Психологи нередко используются участниками процесса для оказания справочно-консультативной помощи. Такая деятельность обычно оформляется справкой, которая в последующем может быть приобщена к делу. Разновидностью оказания помощи следствию может стать и такой вид деятельности, как составление «психологического портрета разыскиваемого преступника» по данным психологического анализа собранных материалов уголовного дела.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод. Предметом судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе являются закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.

В зависимости от характера вопросов и юридического значения экспертных заключений в уголовном процессе можно выделить следующие виды судебно-психологических экспертиз.

1. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний. Данный вид экспертизы проводится в целях выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности лиц, которые впоследствии могут быть использованы судом для индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

2. Экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения вменяемых ему действий. Данный вид экспертизы предусматривает определение состояния аффекта, т. е. Сильного душевного волнения в моменг совершения преступления, что имеет значение для квалификации ст. 107 УК РФ (убийство, совершенное в состоянии аффекта), ст. 113УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью).

3. Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Неполная мера осознания и регулирование своих противоправных действий несовершеннолетним с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, служат основанием для его освобождения от уголовной ответственности.

4. Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

5. Экспертиза способности потерпевшей (потерпевшего) по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление виновному. Имеет значение для судебной квалификации изнасилования или насильственных действий сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего) (ч.1 ст. 131, ч.1 ст. 132 УК РФ). Беспомощным признается состояние, при котором потерпевшая (потерпевший) в силу физического или психического состояния не могла (не мог) понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление.

6. Экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Юридическим основанием данного вида экспертизы могут выступать две статьи УК РФ. Во-первых, это квалификация ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), во-вторых, определение тяжких последствий, в число которых входит и самоубийство потерпевшей (потерпевшего), последовавшее в результате изнасилования, как обстоятельство, отягчающее ответственность.

Данная классификация имеет важный практический смысл и направлена в первую очередь на определение групп вопросов, которые необходимо ставить перед экспертом при производстве экспертизы. В связи с этим приводим основные вопросы, предлагаемые для постановки на разрешение эксперта при производстве судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе.

В теории судебной экспертизы выделяются три группы вопросов, которые могут быть поставлены эксперту при производстве экспертизы:

1) вопросы, связанные с психическими свойствами и особенностями личности;

2) вопросы, относящиеся к воздействию на психику различных условий и к связанным с ним состояниям человека в момент расследуемого события;

3) вопросы, связанные с особенностями протекания психических процессов у данной личности.

На разрешение эксперту может быть предложено множество вопросов, разнообразие которых зависит от особенностей рассматриваемого преступления. Однако следует выделить вопросы общего характера для приведенных выше видов судебно-психологических экспертиз.

1. Какова общая психологическая характеристика испытуемого (темперамент, характер, склонности и т. д.)?

2. Какие психические свойства личности имеют ярко выраженный характер и могут оказывать существенное влияние на его поведение (вспыльчивость, замкнутость и т. д.)?

3. Каковы доминирующие мотивы в поведении данного лица?

4. Какой вид памяти у испытуемого является преобладающим?

5. Могло ли данное лицо, исходя из его индивидуально-психологических особенностей, воспринять определенный звук, свет, запах, скорость движения объекта?

6. Имеются ли у испытуемого особенности, способные повлиять на объективность его показаний?

7. Как могло повлиять психическое состояние субъекта в момент восприятия события на правильность восприятия, запоминания, воспроизведения фактов, имеющих значение для дела?

8. Могло ли лицо предвидеть последствие своих действий?

9. Мог ли обвиняемый, исходя из состояния его психики, сознавать значимость своих действий или руководить ими?

Вышеперечисленные вопросы являются основополагающими при производстве экспертизы. Далее при постановке вопросов эксперту следователь исходит из особенностей испытуемой личности и криминалистической ситуации.

В учебнике по юридической психологии М.И. Еникеев [12, с. 532—537] выделяет следующие поводы обязательного и необязательного назначения судебно-психологических экспертиз.

Источник: http://lawbook.online/sudebnaya-ekspertiza_862/nekotoryie-osobennosti-sudebno-25911.html

Часть 1. Введение в психологическую экспертизу

Сущность и значение судебно-психологической экспертизы

Права и обязанности психолога-эксперта

Принципы экспертной деятельности психолога

Теоретико-методологические вопросы деятельности психолога-эксперта

Методы экспертной деятельности психолога

Классификация психологических экспертиз

Часть 2. Предметные виды традиционной психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза личности обвиняемого (подсудимого)

Судебно-психологическая экспертиза аффекта

Судебно-психологическая экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими

Судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания

Судебно-психологическая экспертиза способности потерпевших по делам об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление

Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством (посмертная экспертиза)

Читайте так же:  Кассационная инстанция для крыма

Судебно-психологическое исследование преступной группировки

Часть 1. Введение в психологическую экспертизу

Термин «экспертиза» происходит от латинского «expertо» -провожу опыты, исследую. Как деятельность, экспертиза — это проведение исследования на основе специальных знаний и обоснование заключения сведущим лицом (экспертом) по поручению заинтересованных ведомств и лиц. Судебно-психологическая экспертиза является одной из главных форм практического применения психологических знаний в уголовном и гражданском процессе. Предметом судебно-психологической экспертизы являются особенности психической деятельности (человека, группы лиц), исследование которой имеет значение для установления истины по уголовным или гражданским делам. Четкое определение места судебно-психологической экспертизы в системе психологических наук и их практических прикладных задач необходимо для решения множества теоретических, методологических и организационно-правовых проблем в профессиональной деятельности психолога — судебного эксперта.

Право, законодательство, правовая система в основном направлены на регулирование социальных; процессов, организацию жизни общества в пределах сложившихся общественных отношений. Но они не способны непосредственно оказывать

воздействие на социальные структуры и происходящие в них процессы Правильное понимание взаимосвязи нормативных и психологических норм в действии права должно исходить из того, что социальные предпосылки создаются правовой формой для регулирования поведения людей в обществе, которые реализуются через внутренние личностно-психологические условия. Общественная жизнь порождает не только юридические, но и психологические проблемы, требует усилить внимание к психологической стороне действия права, вызывает необходимость ее изучения, выявления присущих только ей закономерностей и особенностей для их практического применения. Влияние психологических и юридических аксиом на развитие и исследование пограничных вопросов положительно воздействует на их правильное понимание и режимы применения. Так, психологические аксиомы широко используются при формировании различного рода рекомендаций и положений отдельных статей уголовного и уголовно-процессуального закона Аксиомы же правового характера определяют режим и пределы использования психологических знаний для правоприменительной деятельности. Подобный характер взаимопроникновения знаний также является специфической особенностью юридической психологии (от лат.»juris»- право) как науки.

Юридическая психология (синоним «правовая»), к которой относится судебно-психологическая экспертиза, считается одной из сравнительно молодых отраслей психологии. Становление юридической психологии — это история попыток применения в судебных целях сначала знаний общежитейской психологии, а затем — закономерностей психологической науки. Как многие другие отрасли психологии, юридическая психология прошла путь от исключительно умозрительных построений к научно-экспериментальному исследованию. Попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся еще к XVIII и XIX векам. Однако формирование юридической психологии как самостоятельной отрасли психологии и сферы практической деятельности произошло только в начале XX века. Много внимания тогда уделялось изучению психологии расследования преступлений и свидетельских показаний. Учеными разрабатывались социально-психологические теории преступности, с помощью которых объяснялись причины криминального поведения людей. Вопросами судебной психологии занимались многие психологи в Германии, Франции, США, России.

В 1925 году в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Специальные кабинеты по этой проблематике были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Киеве, Харькове, Минске, Баку. В 20-е годы судебная психология — это авторитетная и обширная область науки, имеющая предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию

различных групп преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного (тюремная психология). Достижения экспериментальной психологии активно использовались в судебной практике России. Разрабатывались методики оценки достоверности показаний участников уголовного процесса, осуществлялась психологическая диагностика преступников и свидетелей. Однако уровень практической психологии в тот период еще отставал от запросов юридической практики. Психолог, осуществлявший судебно-психологическую экспертизу, не только выявлял достоверность показаний, но и практически определял вину лица, совершившего преступление. Такая неправомерная переоценка возможностей психологической экспертизы вызывала негативное отношение к экспертным психологическим исследованиям, которое сохранялось до 1960-х годов.

И только в конце 1950-х — начале 60-х годов был поставлен вопрос о необходимости восстановления в правах юридической психологии и судебно-психологических знаний в следственной и судебной практике. Исследования юридических психологов позволили успешнее решать психологические задачи применительно к целям следственного и судебного процесса, а также в сфере исправительной психологии. Началась активная исследовательская работа ведущих ученых-юристов страны (А.В.Дулов, Г.М.Миньковский, М.М.Коченов, А.Р.Ратинов, Л.И.Рогачевский, Я.М.Яковлев и др.), нацеленная на создание теоретического фундамента и внедрение ее практических рекомендаций в уголовный процесс. Были проведены первые экспертные психологические исследования по конкретным уголовным делам.

В 1964 г. во всех юридических вузах страны в качестве обязательной учебной дисциплины вводится судебная психология. Это еще больше активизировало разработку проблем судебно-психологической экспертизы. В 1978 г. В Прокуратуре СССР совместно с представителями Верховного Суда, учеными-юристами и психологами состоялось заседание, посвященное использованию судебно-психологической экспертизы. На этом совещании было принято решение о дальнейшем расширении исследовательских работ в области судебно-психологической экспертизы, более широком внедрении их результатов в практику борьбы с преступностью. В институте прокуратуры в секторе психологических проблем борьбы с преступностью (проф. А.Р.Ратинов) была создана экспертная группа психологических исследований (рук. М.М.Коченов), на которую возлагалась разработка и координация научно-исследовательских работ в области судебно-психологической экспертизы. Благодаря этому судебно-психологическая экспертиза заняла прочное, равноправное место среди других видов экспертных исследований.

В 1980 г. Прокуратурой СССР во все подведомственные прокуратуры было разослано методическое письмо, посвященное судебно-психологической экспертизе, которое, с одной стороны, явилось своеобразным итогом проделанной в этом направлении работы, а с другой — открыло еще больший простор применению психологических знаний в форме экспертизы при расследовании и рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/3730896/

Значение судебно психологической экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here